Структура Управляющего совета




Члены УС из числа родителей (законных представителей) обучающихся всех ступеней общего образования избираются общим собранием (конференцией) родителей. Выборы проводятся тайным голосованием, избираются сроком на три года. Выборы могут проводиться заочным голосованием родителей, если проведение общего собрания затруднено. Количество членов УС от родителей не должно быть меньше одной трети и больше половины численного состава УС.

Члены УС из числа обучающихся избираются собранием классов третьей ступени обучения. Выборы проводятся тайным голосованием обучающихся. Количество членов УС от обучающихся - 2 человека (10-11 классы, возможно 8-9 классы). Избираются сроком на один год.

Члены УС из числа работников школы избираются общим собранием трудового коллектива. Количество членов УС от работников школы – не более одной четверти от общего количества членов УС. Выборы проводятся тайным голосованием работников; избираются сроком на три года.

Требование соблюдения квот для избираемых школьных управляющих вытекает из необходимости гарантировать представление в УС интересов всех участников образовательного процесса в определённом соотношении, которое и позволяет увеличить долю общественного участия в управлении школой.

Увеличение доли общественности в управлении школой, обеспечение консолидированного участие общества в деле развития образования напрямую зависит от интеллектуального, профессионального потенциала кооптированных членов УС, выступающих также в роли экспертов, призванных в силу своей независимости, невовлечённости в конфликт сторон, разрешать возможные столкновения интересов участников образовательного процесса в решении тех или иных проблем путём участия в голосовании в пользу более приемлемого, с их объективной, экспертной точки зрения, варианта решения. Необходим стратегический подход к процессу выборов кооптированных членов УС. "Уметь управлять – значит выбирать и сотрудничать" (Ф. Пананти).

Результаты формального отношения к процедуре выборов, а именно: «случайность» состава УС, план работы УС не отражает «заказа» субъектов образования, отсутствие мотивации, наблюдательный и рекомендательный характер деятельности, пассивность, инертность - неизбежно приведут к формализму деятельности УС, а, следовательно, отрицательному опыту реализации идеи государственно-общественного характера управления образованием.

По мнению А.А. Пинского, «эффективность создания Управляющих советов во многом зависит от правильного и последовательного воплощения заложенных в нем идей и от выявления и распространения положительного опыта реализации этих идей в практике образования".

Управляющий совет выбран. Что изменится в работе школы, если сформированный УС начинает действительно действовать? Чем он вправе управлять? Что он может решать? Для этого необходимо отчётливо понимать сущность деятельности УС, призванного обеспечить решение задач модернизации образования, компетенции и полномочия УС. Реально, эффективно действующий УС – это обеспечение позитивных изменений в образовательном процессе и деятельности школы.

Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является повышение качества образования:

q степени удовлетворенности ожиданий различных участников процесса образования от предоставляемых образовательным учреждением образовательных услуг;

q степени достижения поставленных в образовании целей и задач (Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе. - М., 1998. - С. 189)

Качество образования обеспечивает успешность самореализации, эффективность экономики и усиление позиций государства на мировой арене. Объективной основой повышения качества образования является изменение сущности образовательной практики в школе. Современная школа:

ü должна научиться правильно прогнозировать, проектировать, моделировать те качества (свойства) подготовки выпускника, которые школа предполагает получить "на выходе" образовательного процесса, то есть определять требуемое в будущем качество образования;

ü обеспечивать, поддерживать достижение требуемого уровня качества образования, вовремя пресекая нежелательные отклонения от него;

ü повышать качество образования, приводя его в соответствие с растущими требованиями внешних заказчиков. Повышение качества образования, появление его новых свойств возможно только через развитие образования, то есть через инновационный процесс;

ü выявлять и оценивать реальное качество образования, его соответствие требуемому уровню, стандартам.

Наличие в ОУ эффективно действующего органа государственно-общественного управления позволяет решить задачу повышения качества образования: максимально удовлетворить образовательный заказ субъектов образования, сделать содержание образования востребованным, значимым для родителей и обучающихся, общества и государства в целом, обеспечить требуемый уровень качества образования, привлечение необходимых внебюджетных ресурсов для инновационного развития школы, определённую степень самостоятельности образовательного учреждения.

УС:

§ определяет стратегическое направление развития школы, обеспечивает условия существования школы в режиме развития, повышения оплаты труда работников ОУ и педагогов;

§ коллегиально формулирует цель и задачи деятельности ОУ;

§ определяет режим работы школы;

§ участвует в выборе и утверждении образовательных программ, обуславливающих качественный образовательный процесс, в выборе содержания «школьного компонента» учебного плана школы;

§ создаёт и контролирует школьные законы, правила, по которым работает школа, её директор, учителя, учатся дети, участвуют в образовании своих детей родители;

§ определяет профили обучения в старшей школе;

§ выбирает составляющие учебно-методического сопровождения учебных дисциплин; организует наблюдение за состоянием учебного фонда и разрабатывает предложения по его пополнению;

§ обеспечивает открытость деятельности школы, полноту, доступность, своевременное обновление, достоверность информации о результатах образовательной деятельности школы и оказываемых образовательных услугах;

§ готовит проект решений совета по регулированию нормативно-правовой базы школы, участвует в разработке локальных актов школы, изменений и дополнений к Уставу ОУ;

§ создаёт необходимые условия для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников;

§ осуществляет контроль экспериментальной деятельности школы;

§ участвует в работе экспертных комиссий по общественной аттестации школы;

§ проводит экспертизу качества условий организации учебного процесса;

§ привлекается для работы по лицензированию и аттестации школы;

Управляющий совет несёт ответственность за процесс взаимоотношений участников образовательного процесса:

ü осуществляет контроль за соблюдением прав всех участников образовательного процесса;

ü совместно с администрацией школы организует работу с детьми из социально неблагополучных семей;

ü рассматривает жалобы и заявления обучающихся и их родителей (законных представителей) на действия (или бездействие) педагогов и администрации, персонала школы и принимают по ним решения;

ü принимает решения об исключении обучающегося из образовательного учреждения;

ü ходатайствует при наличии оснований перед учредителем школы о расторжении

трудового договора с учителем, иным работником школы, с директором ОУ;

ü вносит предложения учредителю о поощрении работников и директора школы;

«Управляющий совет только тогда действительно является управляющим, если он активно участвует в осуществлении финансово-хозяйственной деятельности школы» (А.С. Прутченков):

o утверждает (согласует) бюджетную заявку на предстоящий финансовый год, осуществляет чёт всех видов хозяйственной деятельности;

o утверждает (согласует) смету бюджетного финансирования;

o утверждает (согласует) стимулирующие выплаты педагогическому персоналу учреждения, вносит рекомендации по распределению стимулирующих выплат непедагогическому персоналу;

o привлекает (содействует привлечению) внебюджетных средств, определяет цель и направления их расходования;

o утверждает смету расходов их привлечённых средств (уставной приносящей доходы деятельности или из иных внебюджетных средств);

o согласовывает сдачу в аренду школой закреплённых за ней объектов собственности;

o утверждает формы поощрения для обучающихся и работников школы;

o осуществляет контроль за расходованием бюджетных средств;

o совместно с администрацией готовит предложения по схеме надбавок и зарплате преимущественно из внебюджетных источников;

o регулирует содержание и ценообразование дополнительных платных услуг.

Школьники, через своих представителей в Управляющем совете, должны активно участвовать с пополнении фонда внебюджетных средств через участие в:

· благотворительной деятельности, в том числе лично (но не на деньги родителей);

· благотворительных программах в качестве добровольцев, в том числе личным трудом.

Финансово-экономическая деятельность УС должна строится на основе социального партнёрства, обеспечивающего определённую долю самостоятельности школы, место и роль образовательного учреждения в решении назревших социально значимых проблем, стабильность функционирования школы в режиме развития.

В качестве участников социального партнёрства выступают

Ø государство (партнёр особого рода):

Ø местное самоуправление как явление общественной жизни;

Ø предприятия и вузы;

Ø некоммерческие организации, профессиональные ассоциации, независимые аналитические центры;

Ø коммерческий сектор: бизнес и ассоциации предпринимателей.

Роли участников социального партнёрства:

ü коммерческие организации – возможность финансирования;

ü государственные структуры – использование властных рычагов;

ü общественные объединения – формируют и организуют социальные инициативы граждан.

Говоря о социальном партнёрстве, мы понимаем такое взаимодействие, которое обеспечивает способ решения социальной проблемы, который(*):

-предусматривает реальноевзаимодействие представителей государства, коммерческих и некоммерческих структур, действующих совместно;

-подразумевает понимание совместной выгоды каждой из сторон (и для социума в целом); главное в партнерстве ‑ не получать, а планировать то, что ты способен отдать; каждый вносит то, что у него есть, и, прежде всего, это ‑ человеческие ресурсы, затем финансы, материальные средства, информация и т.д.;

- строится на правилах, выработанных и принятых самими участниками;

-базируется на чувстве солидарности и ответственности каждого участника; быть партнером ‑ значит иметь обязательства и осуществлять коммуникацию

двух или более равных сторон (лиц и/или организаций)

на основе подписанного на определенное время соглашения

в целях решения конкретного вопроса (социальной проблемы),

который в чем-либо не удовлетворяет одну или несколько сторон

и который эффективнее решать путем объединения ресурсов (материальных, финансовых, человеческих и т.д.) и организационных усилий

до достижения намеченного (желаемого) результата,

который приемлем для всех участников соглашения;

-реальность обеспечения принятых партнерами обязательств;

-обязательность исполнения достигнутых договоренностей;

-систематичность контроля за выполнением принятых в рамках социального партнерства соглашений, договоров и решений;

Социальное партнерство – это не благотворительность и не меценатство, то есть проявление милости, покровительство, попечительство, шефство, заступничество, опека – это личная активная деятельность по решению социальных проблем!!! (*)

Показатели итогов финансово-экономической деятельности – основа Публичного доклада образовательного учреждения.

Приложение 1

Как оценить эффективность деятельности Управляющего совета?(*)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: