Особенности функционирования предпринимательской деятельности




Понятие и признаки предпринимательской деятельности

В настоящее время понятие предпринимательской деятельности дано в статье 1 Гражданского кодекса Республике Беларусь. В соответствии, с которым предпринимательская деятельность определена как самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления.

Для раскрытия юридической сущности предпринимательской деятельности необходимо рассмотреть ее признаки, т.е. свойства, благодаря которым та или иная деятельность могла признаваться предпринимательской.

Определяющим моментом для уяснения сущности предпринимательской деятельности является статья 13 Конституции Республики Беларусь, в соответствии с которой предпринимательская деятельность выступает разновидностью деятельности экономической, т.е. предпринимательская деятельность может осуществляться только в рамках экономической. Из приведенной конституционной нормы следует, что если деятельность не является предпринимательской, то она относится к "иной не запрещенной законом экономической деятельности".

После того как определенная деятельность отнесена к экономической, необходимо решать вопрос о квалификации данной деятельности в качестве предпринимательской.

Для этого рассмотрим следующие признаки предпринимательской деятельности:

· Самостоятельный характер деятельности. Это не только самостоятельная, но еще и инициативная деятельность, направленная на реализацию своих способностей и удовлетворение различных потребностей других лиц и общества в целом. Включающий в себя имущественную и организационную самостоятельность. Имущественная самостоятельность - это наличие у субъекта хозяйствования обособленного имущества, которое составляет экономическую основу его деятельности. Организационная самостоятельность - это возможность принятия самостоятельных решений в процессе предпринимательской деятельности;

· предпринимательский риск как логическое продолжение самостоятельности. Следует отметить, что в случае наступления неблагоприятных результатов деятельности предприниматель лишь рискует ухудшить свое имущественное положение;

· самостоятельная имущественная ответственность. Ответственность - это возможные последствия риска. Ответственность выражается в наступлении неблагоприятных имущественных последствий у субъекта хозяйствования;

· основная цель предпринимательской деятельности - систематическое получение прибыли. Получение прибыли в качестве основной цели ставится субъектом хозяйствования изначально и придает деятельности коммерческий характер, который не утрачивается даже в случае получения им убытков.

Квалифицирующим признаком извлечения прибыли как цели предпринимательской деятельности является систематичность ее извлечения. Это один из самых спорных моментов в определении предпринимательской деятельности ввиду отсутствия легальных критериев систематичности применительно к указанной деятельности. В нормах других отраслей права систематичность характеризуется совершение лицом более двух тождественных или однородных правонарушений "более двух раз в течение года" по части 15 статьи 4 Уголовного кодекса Республики Беларусь, таким образом, с третьего раза можно вести речь о систематическом получении прибыли.

· Способ осуществления предпринимательской деятельности (получения прибыли) согласно части 1 статьи 1 Гражданского кодекса Республики Беларусь относятся:

Ø пользование имуществом;

Ø продажа вещей, произведенных, переработанных или приобретенных для продажи;

Ø выполнение работ;

Ø оказание услуг, при условии, что эти работы и услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления.

 

Особенности функционирования предпринимательской деятельности

Предприятие - это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, получаемой прибылью, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей.

Основными задачами предприятий является удовлетворение потребностей в производимой продукции, выполняемых работах, оказываемых услугах, а так же получение прибыли и реализация на этой основе в соответствии с законодательством социально-экономических интересов членов трудового коллектива предприятия, взаимоотношений с бюджетом и хозяйствующими партнерами - поставщиками, потребителями, банками и др.

Для осуществления своей деятельности предприятие формирует имущество, которое может принадлежать ему на праве собственности либо полного хозяйственного ведения.

Источниками имущества предприятия являются:

денежные и материальные взносы учредителей предприятия;

доходы от реализации продукции, работ и услуг;

ценные бумаги и доходы от ценных бумаг;

капитальные вложения и дотации от бюджетов различного уровня;

безвозмездные и благотворительные взносы;

пожертвования организаций, предприятий и граждан;

выкуп имущества государственных предприятий путем конкурса, аукциона, тендера;

Выкуп имущества государственного предприятия путем акционирования;

Иные источники, не запрещенные законодательством.

В соответствии с законодательством могут создаваться и действовать предприятия, находящиеся в частной, государственной, муниципальной собственности и собственности общественных и религиозных организаций. В зависимости от форм собственности в народном хозяйстве действуют частные, муниципальные и государственные предприятия, а также предприятия смешанной формы собственности, основанные на объединении имущества, находящегося в частной муниципальной и государственной собственности, собственности иностранных государств, иностранных юридических лиц и граждан, а также в собственности общественных организаций.

Индивидуальное частное предприятие основано на собственности граждан. В экономически развитых странах удельный вес таких предприятий существенен, особенно единоличное владение распространено в США.

Единоличная форма имеет следующие преимущества: простота в организации; полная самостоятельность; свобода, оперативность действий; максимум побудительных мотивов; конфиденциальность деятельности; низкие организационные издержки; гибкость. К ее недостаткам следует отнести трудности привлечения больших капиталов, неопределенность сроков деятельности, неограниченную ответственность за долги, недостаток специализированного менеджмента, функциональные недостатки.

Арендное предприятие создается на основе договора аренды с собственником имущества и трудовым коллективом, взявшим имущество в аренду.

Государственное предприятие учреждается органом государственной власти. Имущество государственного предприятия образуется за счет бюджетных средств или вкладов других государственных предприятий, полученных доходов.

Муниципальное предприятие учреждается местными органами власти. Имущество таких предприятий образуется за счет бюджетных ассигнований соответствующего уровня или других муниципальных предприятий.

Рассмотрим достоинства и недостатки каждой из организационно-правовых форм предприятий. Так, достоинствами хозяйственных товариществ являются:

1. Высокая степень ответственности по обязательствам.

2. Самостоятельность, свобода и оперативность действий при принятии решений.

3. Возможность привлечь капиталы иностранных инвесторов.

4.Простая структура и система управления.

Однако хозяйственные товарищества имеют и недостатки:

1. Нестабильность функ ционирования, обусловленная тем, что при выходе одного из участников деятельность общества, как правило, прекращается.

2. Отсутствие профессионального менеджмента.

3.Непривлекательность полной имущественной ответственности.

Преимущества обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью:

1. Самостоятельность, свобода, и оперативность принятия решений;

2. Возможность привлечь дополнительный капитал других инвесторов;

3. Низкие издержки по управлению производством.

Недостатки обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью:

1. Недостаточная устойчивость и стабильность;

2. Ограниченность воз можности привлечения внешних источников финансирования;

3. Отсутствие специализированного менеджмента.

К преимуществам акционерных обществ относятся:

1. Возможность привлечь неограниченное количество финансовых ресурсов для реализации любых технологических проектов;

2. Наиболее устойчивая форма объединения капиталов;

. Безвозвратность акций способствует сохранению собственного капитала, что обеспечивает жизнеспособность акционерных обществ;

4. Ограниченность риска заранее обусловленной денежной суммой делает акционерное общество привлекательной формой вложения капитала.

Их же недостатками являются:

1. Несовпадение интересов управляющих акционерным обществом и акционеров;

2. Сложность контроля акционеров над действиями менеджеров ввиду дробления акционерного капитала;

3. Двойная система налогооблажения.

И рассмотрим отдельно преимущества и недостатки организационно-правовых форм предприятий с участием иностранного капитала.

Преимуществами являются:

1. Снижение риска предпринимательской деятель ности.

2. Объединение ресурсов, имеющих меньшую ценность по отдельности, чем вместе.

. Ускорение проникновения на зарубежние рынки.

. Разделение расходов на научные разработки.

. Расширение доступа к современной технике и технологии.

. Изучение новых методов управления.

. Повышение квалификации персонала.

8.Диверсификация технологий

.Льготы по налоговым и таможенным платежам.

К недостаткам же относятся:

1. Многоступенчатость принятия решений.

2. Расхождение между партнерами по стратегии развития СП.

3.Двойное налогообложение.

В иды и формы государственного регулирования предпринимательской деятельности в республике Беларусь

В современных условиях наблюдается усиление государственного воздействия на экономические процессы, меняются организационные формы взаимодействия государственных органов с хозяйствующими субъектами, происходят существенные сдвиги в целях, механизме, аппарате управления, в сочетании государственного и рыночного механизмов регулирования.

Основная задача государственного регулирования предпринимательской деятельности заключается в необходимости охраны публичных и частных интересов.

Особенность государственного регулирования раскрывается через категорию "деятельность". Поэтому государственное регулирование предпринимательской деятельности представляет собой управленческую деятельность государства в лице соответствующих уполномоченных органов, направленную на упорядочение экономических отношений в сфере предпринимательства с целью защиты публичных и частных интересов участников этих отношений.

В механизме государственного регулирования предпринимательской деятельности важное место принадлежит государственному контролю как одному из средств государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности.

Понятие "контроль" дословно обозначает "постоянное наблюдение, проверка чего-либо". Таким образом, государственный контроль в сфере предпринимательства есть система проверки и наблюдения за соблюдением субъектами предпринимательской деятельности и органами государственной власти требований нормативных правовых актов при осуществлении предпринимательской деятельности, а также при ее управлении.

В зависимости от стадии контроля и цели проверки выделяют:

· предварительный контроль преследует цель предупреждения и профилактики соблюдения параметров предпринимательской деятельности;

· текущий контроль имеет цель оценки реально осуществляемой предпринимательской деятельности.

· последующий контроль предполагает проверку исполнения тех или иных решений государственных органов в сфере предпринимательства.

Так же существуют и другие виды контроля. В юридической литературе называют непосредственный (прямой) контроль за предпринимательской деятельностью и (косвенный) опосредованный контроль. Так, непосредственным контролем за предпринимательской деятельностью является банковский, валютный контроль, государственный строительный надзор. К опосредованному контролю можно отнести, например, контроль, осуществляемый органами законодательной и исполнительной власти.

В современных условиях планирование, как форма государственного регулирования предпринимательской деятельности приобретает индикативный, прогнозный характер. При директивном планировании достижение плановых заданий обязательно и обеспечивается мерами ответственности. При индикативном планировании определяются ориентиры (индикаторы), достижение которых желательно, носит в основном информационный характер. В Республике Беларусь в соответствии с Законом Республики Беларусь от 05.05.1998 №157-З "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь" применяется в основном индикативное планирование (прогнозирование). Директивное планирование используется при формировании государственных нужд.

Государственное прогнозирование социально-экономического развития Республики Беларусь представляет собой деятельность государственных органов по разработке государственных прогнозов социально-экономического развития на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы.

Главными целями разработки прогнозов и программ социально-экономического развития являются достижение устойчивого экономического роста, высокой степени занятости, стабилизации цен, внешнеэкономического равновесия и на этой основе - повышение уровня жизни народа.

Прогноз социально-экономического развития - система научно обоснованных представлений о направлениях, критериях, принципах, целях и приоритетах социально-экономического развития Республики Беларусь на соответствующий период с указанием основных прогнозируемых показателей, целевых ориентиров и мер по обеспечению их достижения.

Система государственных прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь включает:

· на долгосрочную перспективу - национальную стратегию устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на 15 лет и основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 10 лет;

· на среднесрочную перспективу - программу социально-экономического развития Республики Беларусь на пять лет;

· на краткосрочный период - годовой прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь.

Разработка государственных прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы обеспечивается Советом Министров Республики Беларусь.

Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются исходя из комплексного анализа сложившейся социально-экономической, демографической и экологической ситуации, научно-технического и производственного потенциалов Республики Беларусь, внешних условий, состояния природных ресурсов и перспективы изменения указанных факторов.

Программа социально-экономического развития на среднесрочную перспективу утверждается Президентом Республики Беларусь.

Годовой прогноз социально-экономического развития является исходной базой для составления проектов республиканского и местных бюджетов и разработки основных направлений денежно-кредитной и валютной политики Республики Беларусь.

Важнейшие параметры прогноза социально-экономического развития на краткосрочную перспективу утверждаются Президентом Республики Беларусь.

Разработка прогнозов социально-экономического развития по народно-хозяйственным комплексам и отраслям экономики, по административно-территориальным единицам обеспечивается республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами.

Направлением государственного регулирования выступает государственная поддержка предпринимательства. С целью создания благоприятных организационных и экономических условий для развития предпринимательства органы власти в соответствии с законом:

· предоставляют предпринимателям земельные участки, передают государственное имущество, необходимое для осуществления предпринимательской деятельности;

· содействуют предпринимателям в организации материально-технического обеспечения и информационного обслуживания, подготовке кадров;

· осуществляют первоначальное обустройство неосвоенных территорий объектами производственной и социальной инфраструктуры с их передачей предпринимателям;

· стимулируют модернизацию технологии, освоение предпринимателями новых видов продукции и услуг.

Государство призвано создать такой правовой режим, который позволит предпринимательству не только держаться на плаву, но и расти и набирать силу.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: