Методы управления риском




В ходе разработки стратегии предприятия концепция приемлемого риска реализуется в виде двухстадийного комплекса процедур «оценки» и «управления риском».

Оценка риска - это совокупность регулярных процедур анализа риска, идентификации источников возникновения риска, определения возможных масштабов последствий проявления факторов риска и определения роли каждого источника в общем профиле риска данного предприятия. Оценка риска стратегии предприятия строится на всестороннем (научном, техническом, технологическом, хозяйственном, маркетинговом, социальном и т.п.) изучении предприятия и среды его функционирования как источников риска, анализе внешних и внутренних факторов риска, составление цепочек развития событий при действии тех или иных факторов риска, определении показателей оценки уровня риска, а также на установлении механизмов и моделей взаимосвязи показателей и факторов риска.

Управление риском включает в себя разработку и реализацию экономически обоснован­ных для данного предприятия рекомендаций и мероприятий, направленных на уменьшение уровня риска до приемлемого уровня. Управление риском опирается на результаты оценки риска, техникотехнологический и экономический анализ потенциала и среды функционирования предприятия, действующую и прогнозируемую нормативную базу хозяйствования, экономико-математические методы, маркетинговые и другие исследования.

Объектом оценки и управления риском здесь являются стратегические решения предприятия, стратегический план, содержащий ряд утверждений относительно будущего развития внешней по отношению к предприятию среды, рекомендаций по образу действий руководства и коллектива предприятия, прогнозных высказываний о реакциях на планируемые стратегические мероприятия потребителей продукции, поставщиков сырья, конкурентов и др.

В реальных хозяйственных ситуациях, в условиях действия разнообразных факторов риска могут использоваться различные способы снижения уровня риска, воздействующие на те или иные стороны деятельности предприятия.

Методы уклонения от риска наиболее распространены в хозяйственной практике. Этими методами пользуются предприниматели, предпочитающие действовать наверняка, не рискуя. Руководители этого типа отказываются от услуг ненадежных партнеров, стремятся работать только с убедительно подтвердившими свою надежность контрагентами - потребителями и по­ставщиками, стараются не расширять круг партнеров и т.п.

Хозяйствующие субъекты, придерживающиеся тактики «уклонения от риска», отказыва­ются от инновационных и иных проектов, уверенность в выполнимости или эффективности которых вызывает хотя бы малейшие сомнения. Так, банки, придерживающиеся «безрисковых стратегий», выдают кредиты только под конкретное обеспечение, т.е. под залог недвижимости или высоко-ликвидного товара и т.п. Методы локализиции риска используют в тех сравнительно редких случаях, когда удается достаточно четко и конкретно вычленить и идентифицировать источники риска- Выделив эко­номически наиболее опасный этап или участок деятельности, можно сделать его контролируемым и таким образом снизить уровень финального риска предприятия. Подобные методы давно применяют многие крупные производственные компании, например, при внедрении инновационных проектов, освоении новых видов продукции, коммерческий успех которых вызывает большие сомнения.

Методы распределения риска представляют собой более гибкие инструменты управления. Один из основных методов заключается в распределении общего риска путем объединения (с разной степенью интеграции) с другими участниками, заинтересованными в успехе общего дела- Предприятие имеет возможность уменьшить уровень собственного риска, привлекая к решению общих проблем в качестве партнеров другие предприятия и даже физические лица Для этого могут создаваться акционерные общества, финансово-промышленные группы; предприятия могут приобретать акции друг друга или обмениваться ими, вступать в различные консорциумы, ассоциации, концерны.

В некоторых случаях бывает возможным распределение общего риска по времени или по этапам реализации некоторого долгосрочного проекта или стратегического решения.

К этой же группе методов управления риском относятся различные варианты диверсификации:

• диверсификация деятельности, понимаемая как увеличение числа используемых или готовых к использованию технологий, расширение ассортимента выпускаемой продукции или спектра предоставляемых услуг, ориентация на различные социальные группы потребителей, на предприятия разных регионов и т.п.,

• диверсификация рынка сбыта, т.е. работа одновременно на нескольких товарных рынках, когда неудача на одном из них может быть компенсирована успехами на других;

• диверсификация закупок сырья и материалов предполагает взаимодействие со многими поставщиками, позволяя ослабить зависимость предприятия от его «окружения», от не­надежности отдельных поставщиков сырья, материалов и комплектующих;

Аналогичные диверсификационные приемы снижения риска возможны и применительно к другим направлениям деятельности или элементам стратегии предприятия.

Методы компенсации риска - еще одно направление борьбы с различными угрожающими ситуациями, связанное с созданием механизмов предупреждения опасности. По виду воздействия эти методы относят к упреждающим методам. Эти методы, как правило, более трудоемки, требуют обширной предварительной аналитической работы, от полноты и тщательности которой зависит эффективность их применения.

К наиболее эффективным методам этого типа относится использование в деятельности предприятия стратегического планирования.

Разновидностью этого метода можно считать прогнозирование внешней экономической обстановки. Суть этого метода заключается в периодической разработке сценариев развития и оценке будущего состояния среды хозяйствования для данного предприятия, в прогнозировании поведения возможных партнеров или действий конкурентов, изменений в секторах и сегментах рынка, на которых предприятие выступает продавцом или покупателем и, наконец, в региональном и общеэкономическом прогнозировании.

Разумеется, эти прогнозы немыслимы без отслеживания текущей информации о соответ­ствующих процессах. Поэтому важный и эффективный метод - «Мониторинг социально-экономической и нормативно-правовой среды». Существенным подспорьем здесь может стать информатизация предприятия - приобретение актуализируемых компьютерных систем право­вой и нормативно-справочной информации, подключение к сетям коммерческой информации, например, с помощью сети Интернет, проведение собственных прогнозно-аналитических исследований, заказ соответствующих услуг консультационных фирм и отдельных консультантов и т.п. Полученные в результате данные позволяют уловить новые тенденции во взаимоотношениях хозяйствующих субъектов, заблаговременно подготовиться к нормативным новшествам, предусмотреть необходимые меры для компенсации потерь от изменения правил ведения хозяйственной деятельности, «на ходу» скорректировать тактические и стратегические планы.

Метод «создание системы резервов» очень близок к страхованию, но сосредоточенному в пределах самого предприятия. В этом случае на предприятии создаются страховые запасы сырья, материалов и комплектующих, резервные фонды денежных средств, формируются планы их развертывания в кризисных ситуациях, не задействуются свободные мощности, устанавливаются как бы впрок новые контакты и связи.

Предприятие, решившее реализовать в качестве средств борьбы с риском метод активного целенаправленного маркетинга, должно «агрессивно» формировать спрос на свою продукцию. Для этого используются различные маркетинговые методы и приемы: сегментация рынка, оценка его емкости; организация рекламной кампании, включая всестороннее информирование по­тенциальных потребителей и инвесторов о наиболее благоприятных свойствах продукции и предприятия в целом; анализ поведения конкурентов, выработка стратегии конкурентной борь­бы, разработка политики и мер управления издержками и т.п.

Метод «Дерева решений»

Оценка альтернатив в случае, когда действие, предпринимаемое на одной стадии, зависит от действия, предпринятого на предыдущей, является достаточно сложной.

Построение «дерева решений» чаще всего используется для анализа проектных рисков. Метод применяется для тех проектов, которые имеют обозримое количество вариантов развития. При этом аналитик, осуществляющий построение «дерева решений», для формулирования различных сценариев развития проекта должен обладать необходимой и достоверной информацией с учетом вероятности и времени их наступления. Можно предложить следующую схему управления проектом, последовательности сбора данных для построения «дерева решений»:

· определение состава и продолжительности фаз жизненного цикла проекта;

· определение ключевых событий, которые могут повлиять на дальнейшее развитие проекта;

· определение времени наступления ключевых событий;

· формулировка всех возможных решений, которые могут быть приняты в результате наступления каждого ключевого события;

· определение вероятности принятия каждого решения;

· определение стоимости каждого этапа осуществления проекта (стоимости работ между ключевыми событиями) в текущих ценах.

На основании полученных данных строится «дерево решений», структура которого содержит узлы, представляющие собой ключевые события (точки принятия решений), и ветви, соединяющие узлы, - работы по реализации проекта.

В результате построения «дерева решений» рассчитываются вероятность каждого сценария развития проекта, NPV по каждому сценарию, а также ряд других принципиально важных показателей.

Следует отметить, что очень часто по различным причинам, в значительной мере в связи с отсутствием достоверной информации, использование статистического метода или метода «дерева решений» не представляется возможным.

В таких случаях применяются методы, использующие результаты опыта и интуицию, то есть эвристические методы или методы экспертных оценок.

 

 

Практическая часть

Задача 1.

Исходная информация:

 

У фирмы имеется свободный капитал (накопленная прибыль) в размере 550 тыс. руб. Имеется несколько вариантов вложения этих денег.

6. Вложение средств в ценные бумаги (акции и облигации) коммерческих банков и других предприятий может дать 20% годовых.

Я выбрала этот вариант т.к.я считаю такой доход более пассивный из всех. Перед тем как вложить средства в какую либо компанию я бы изучила ее стабильность. Акции крупнейших корпораций, котирующиеся на фондовой бирже страны,обладают очень высокой, практически абсолютной ликвидностью: их в любой момент можно продать, превратив в деньги. Я думаю,что в нынешней тяжелой экономической ситуации можно их купить дешевле,но после восстановления экономики продать. После чего было бы разумным,смотря от доходов,разделить накопления средств по разным инвестиционным инструментам.

 

Задача 2.

Исходная информация:

 

У вас есть горячее желание построить мотель для отдыха туристов и водителей-дальнобойщиков. Общий план застройки следующий:

- гостиница на 100 мест;

- отдельные домики для проживания на 2-4 места, всего 25 домиков;

- бар-ресторан;

- место для парковки автомобилей, в том числе большегрузных, общее количество мест от 60 до 100;

- заправочная станция;

- станция технического обслуживания,

- автомойка;

- крытые гаражи для временного и постоянного пользования (возможно, для сдачи в аренду).

Место расположения мотеля достаточно удобное: близко к городу, есть удобные подъездные пути, рядом остановки общественного транспорта, в том числе и электропоездов. Есть несколько вариантов вашей предпринимательской деятельности в ее начале, ваших первых шагов.

 

ответ:

4. Я выбрала свой вариант,потому что нужно выбрать для кого именно мы будем строить для туристов или же для дальнобойщиков,строительство на одной территории я думаю,что будет неуместно,поэтому нужно выброть наиболее прибыльней вариант.

По мнению нужно построить гостиница на 100 мест и рядом бар -ресторан,потратиться на рекламу (в которой бы говорилось про экологически чистое расположение)

После чего можно построить крытые гаражи для временного и постоянного пользования (возможно, для сдачи в аренду).

Задача 3.

Исходная информация:

Предприятие производит 10 тыс. изделий А и 5 тыс. изделий Б в год. Предприятие само занимается реализацией продукции, имеет несколько магазинов розничной торговли. Затраты на реализацию продукции включены в ее себестоимость. Полная себестоимость изделия А(затраты на производство и реализацию) составляют 150 руб./шт., изделие Б – 210 руб./шт., в том числе затраты на реализацию одного изделия А составляют 30 руб., изделия Б – 40 руб. Цена изделия А– 190 руб., изделия Б – 260 руб. Скорость оборота капитала фирмы равна 1,2.

Оптово – посредническая организация предлагает предприятию услуги по реализации его продукции при условии скидок с установленных цен на 10%. Если предприятие- изготовитель согласится на эти условия, у него снизится объем продаж, но одновременно сократятся затраты на производство и реализацию продукции за счет затрат на реализацию. Продолжительность оборота капитала сократится на 90 дней. Рассчитайте следующие показатели и определите, насколько выгодно предприятию- изготовителю предложение торговых посредников.

Решение

5. Определите сумму затрат на производство и реализацию продукции и прибыль предприятия- изготовителя до принятия услуг посредников.

Ответ: А 10тыс*190= 1 900000 млн.руб

Б 5тыс* 260 = 1 300000 млн.руб

Общая сумма 1 900000+1 300000= 3 200000 млн.руб (общая сумма с реализации продукции)

Затраты А 10тыс *150=1 500000 млн.руб

Б 5 тыс *210 = 1050000 млн.руб

Общая сумма 1 500000+1050000= 2 550000 млн.руб

Прибыль 3 200000 – 1500000= 1 700000 млн.руб



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: