Задания на зимнюю сессию
Вопросы и литература к ним:
Основные характеристики коммуникации в понимании Н.Лумана
Литература:
Луман Н. Что такое коммуникация?
Символический интеракционизм
a.Понятие символического взаимодействия в концепции Г.Блумера
b.Роль жеста и символа в социальной коммуникации
Литература:
Блумер Г. Общество как символическая интеракция // Современная зарубежная социальная психология. М.: Издательство Московского университета, 1984. с. 173-179.
Мид Д. От жеста к символу URL: https://vk.com/doc5787984_377757758?hash=e709822dabc58e7c24&dl=bab4d051a8246ac9dc
Дмитриева Ю.В. Общественный транспорт как публичное пространство: практики избегания и вовлеченности в маршрутных такси // Вестник ВолГУ. Серия 9. Вып. 12. 2014. С.47-53.
Семиотический подход к анализу коммуникации
a.Основные понятия семиотики: знак, смысл, денотат, синтагма, парадигма
b.Семиотический анализ рекламы
Литература:
Барт Р. Воображение знака // Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика / Пер. с фр., вступ. ст. и коммент. Г.К. Косикова. – М.: Прогресс, 1989, с. 297-318. С.246-251.
Барт Р. Риторика образа // Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика / Пер. с фр., вступ. ст. и коммент. Г.К. Косикова. – М.: Прогресс, 1989, с. 297-318.
Нарратология и сторителлинг (storytelling)
a.Брендовое повествование как инструмент мотивации
b.Нарративы политической рекламы
c.Моральный нарратив и реальность в ф. «Расемон»
Литература и источники:
Винсент Л. Легендарные бренды. Раскрученные рекламные мифы, в которые поверил весь мир. — М.: ГРАНД: ФАИР-ПРЕСС, 2004. — 336 с.
Чижов М.А. Практика формирования отрицательного нарратива в региональных предвыборных кампаниях // Вестник РУДН, 2008, № 2. С.111-117.
Фильм «Расемон» (реж. А. Куросава)
Массовая коммуникация
a.Теория медиа М.Маклюэна: понятие медиа, культуротворческое значение медиа, горячие и холодные медиа
b.Критический анализ масс-медиа
Литература:
Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека = Understanding media: the extensions of man. — М.; Жуковский: Канон-пресс-Ц: Кучково поле, 2003. — 462 с.
Бодрийяр Ж. Реквием по масс-медиа
Средства массовой коммуникации
a.Кинокоммуникация и особенности ее восприятия
b.ТВ как вид массовой коммуникации
c.Интернет как особая коммуникационная среда
d.Пресса как средство массовой информации
Литература:
Арабов Ю. Кинематограф и теория восприятия (отрывки из книги)
Михалкович В. К вопросу о сущности телевидения (отрывки)
Зверева В. Представление реальности в информационных телепрограммах: стилистика «infotainment»
Обухов К.Н. Сеть как социальная структура: модель сетевой коммуникации в теории М. Кастельса // Вестник Удмурсксого университета. 2008. Вып.1. С.107-110.
Ерофеева М.А., А. А. Фёдоров А.А. Производство и потребление изображений в цифровую эпоху // Лабиринт. – 2014. № 2.
Моисеев А.Н. Особенности влияния печатных средств массовой информации на политическое сознание в Чувашской республике // Ученые записки Казанского гос.университета. гуманитарные науки. 2008. Т.150. Кн.7. С.184-195.
Смотреть:
«Человек с киноаппаратом» (реж.Д.Вертов)
Визуальная и вербальная коммуникация
a.Речевая коммуникация и дискурс
b.Эволюция приемов аргументации в американской рекламе
c.Специфика восприятия образной информации
d.Фотография как особый вид визуальной коммуникации
Литература:
Бушев А.Б. Риторический анализ паблик рилейшнз Пентагона при освещении военной операции в Ираке // Актуальные проблемы теории коммуникации: сб. СПб. – Изд-во СПбГПУ, 2004. – C. 280-298.
Гомез Д. Дизайн, власть, новые медиа и дискурс // Современный дискурс-анализ. Вып.2. Т.2.
Сивулка, Джулиан. Мыло, секс и сигареты: История американской рекламы / Дж. Сивулка; Пер. Д. Раевской; Пер. с англ. под ред. Л. А. Волковой. - СПб.: Питер, 2002. - 574 с.
Родькин П. Е. Визуальная политика. Фирменный стиль России. - М.: Совпадение, 2007. - 159 с.
Аджимаз О., Кожемякин Е. Культурные модели визуальной репрезентации власти в дискурсе фотожурналистики // Современный дискурс-анализ. Вып.4.
Саркисова О., Шевченко О. В поисках советского прошлого: Любительская фотография и семейная память // «НЛО» 2015, №1(131)
Смотреть:
«Blow up» (реж.М.Антониони)
Теория пропаганды
a.Концепция пропаганды Г.Лассуэлла
b.Практики пропаганды в СМИ
c.Теория повестки дня и ее применение при анализе сообщений СМИ
Литература:
Лассуэлл Г. Язык власти
Белоусов А. Гимн ненависти: каноны пропаганды в Первую мировую войну URL: https://slon.ru/world/gimn_nenavisti_kanony_propagandy_v_pervuyu_mirovuyu_voynu-1138037.xhtml
Семенов Е.Ф. Политическая пропаганда в прессе: некоторые аспекты теории и истории (1946–1964) // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2009. – Т.8. Вып. 1. С.86-91.
Ачкасова В.А. Принцип «повестки дня» как доминанта медийного пространства // Журналистский ежегодник. 2012. № 1. С.7-9.
Нацистские плакаты на Украине во вторую мировую войну: https://oko-planet.su/history/historysng/147748-klassicheskaya-propaganda-gebbelsa-plakaty.html
Дьякова Е.Г., Трахтенберг А.Д. Проблема конструирования реальности в процессах массовой коммуникации: гипотеза “AGENDA-SETTING” URL: https://www.ifp.uran.ru/files/publ/eshegodnik/1999/10.pdf
Слухи как канал коммуникации и управление слухами
a.Понятие и основания циркулирования слухов в социуме
b.Технологии противодействия слухам
c.Типология слухов
Литература:
Романов А.С. Устная агитация как форма противодействия слухам в блокированном Ленинграде (1941–1943) // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2013. Вып. 2. Т. 4. С.110-118.
Куликов Е. М. Слухи в информационном обществе: социокоммуникативный аспект // Теория и практика обществ. раз-вития. 2010. № 3.
Иванова С.В., Чанышева З.З. Технологии дискурсивного оформления слухов в политическом дискурсе массмедиа // Политическая лингвистика. 2014. № 2 (48). С.39-49.
Ильин А.С. Работа Красноярских властей со слухами в 30-40 годы ХХ века // Коммуникология. Власть и средства массовой информации. С.194-200.
Латынов В.В. Слухи: социальные функции и условия появления // Социологические исследования. 1995. № 1. С. 12–17.
Бородина С.Н. К вопросу о построении типологии слухов в современном медиадискурсе // Вестник ЦМО МГУ, 2013, № 4. Культурология. С.72-77.