Старожиловский конный завод.




Основателем Старожиловского конного завода является один из богатейших людей России XIX века, промышленник немецкого происхождения барон Павел Павлович фон Дервиз, миллионер и меценат. В 1893 году в своем рязанском имении Старожилово он начал заниматься разведением лошадей. Целью завода стало улучшение местных рабочих лошадей, для чего из Европы были ввезены брабансоны и ардены, а также закуплены орловские рысаки. Вскоре появилось ремонтное отделение для кавалерии. В 1895 году фон Дервиз купил целиком поголовье одного из частных конных заводов того времени - лошадей орлово-ростопчиноской породы. Завод быстро развивался, и к концу ХХ века там содержалось в общей сложности около 3 000 лошадей. Разведение орлово-ростопчинской, или русской верховой породы стало одним из главных направлений завода. Прекрасный архитектурный комплекс завода строился в течение 6 лет (с 1891 по 1897 гг.) по проекту архитектора О.Ф.Шехтеля. Фасады оформлены в византийско-готическом стиле, конюшни отапливались, имелась канализация. В 1918 году фон Дервиз добровольно передал свое имущество, в том числе завод, советской власти. После гражданской войны фон Дервиз вернулся в Старожилово под фамилией Луговой, до конца жизни (он умер в 1943-м году) ему приходилось скрываться вместе с семьей. После национализации племенное поголовье сильно поредело, на территории завода были организованы Рязанские кавалерийские курсы. Племенные лошади вернулись в завод только спустя пять лет. За долгие годы своего существования завод не раз менялся, открывались новые направления работы. Один из немногих, Старожиловский конный завод сумел найти свою нишу в современном коневодстве – снова стал центром разведения русской верховой породы, но так и не достиг тех объемов выращивания лошадей, которые существовали при первом владельце фон Дервизе. В более-менее приличном виде сохранился и старинный заводской комплекс – архитектурная жемчужина России.

 

Починковский конный завод

Один из старейших конных заводов России, он ведет свою историю по одним данным с 1652-го, по другим – с 1670 года. Село Починки (Нижегородская область) принадлежало в те годы боярину Морозову, и приносило ему изрядный доход. Именно там был устроен конный завод на 68 лошадей. Однако официальной датой основания Починковского конного завода считается 1760 год, когда по указу императрицы Елизаветы Петровны в Починках строят конный завод по выращиванию лошадей для лейб-гвардии конного полка. Завод имел 4 деревянные конюшни, поголовье завода составляло тогда около 700 лошадей. К 1817 году деревянные строения обветшали, и в 1819-1821 гг. был отстроен каменный заводской комплекс (сохранившийся и по ныне). Автором проекта в стиле классицизма в виде замкнутого квадрата, каждая сторона которого 250 м, а в центре – манеж и хозяйственные помещения, выступил архитектор Кутепов. В 1865 году завод преобразовали в государственный, и он вошел в подчинение Комитета по управлению военно-конскими заведениями. ВПочинках стали выращивать рысистых лошадей, а также тяжелоупряжных. В качестве производителей использовали привезенных из Бельгии брабансонов. По сути тогда закладывались основы породы, спустя 90 лет зарегистрированной как «советская тяжелоупряжная». Починковский конный завод имел статус государственного вплоть до 1917 года. Поскольку завод принадлежал государству, он довольно безболезненно (по сравнению с другими) перенес смену власти. После революционных потрясений и гражданской войны работа завода возобновилась в прежнем направлении. Итогом многолетней работы Починковского конного завода стало создание советской тяжелоупряжной породы, утвержденной в 1952 году и входящей в список самых крупных пород мира. К концу 90-х годов прошлого столетия Починковский завод не избежал участи многих других. Положение завода стало катастрофическим, а в 2008 году завод признали банкротом и судьба хозяйства сейчас неопределенна. Под угрозой разрушения находится уникальный архитектурный комплекс завода, в котором в течение 190 лет разводили лошадей. Несколько пожаров повредили строения, в том числе сгорел шпиль на башне – визитная карточка завода. К сожалению, может исчезнуть и детище Починсковского завода - советский тяжеловоз, плод почти столетнего труда русских селекционеров...

 

Хреновской конный завод

Колыбель орловского рысака, детище графа Алексея Григорьевича Орлова-Чесменского, один из старейших из ныне действующих заводов ведет свою историю с 1776 года. Тогда императрица Екатерина II своим Указом передала в вечное владение графу А.Г.Орлову-Чесменскому 180000 десятин степи и 20000 десятин леса в Воронежской губернии у реки Битюг. Именно здесь был рожден орловский рысак – национальное достояние России. На протяжении своей истории завод переживал взлеты и падения, но в целом ему повезло. После смерти Орлова-Чесменского завод перешел его дочери Анне, и она назначила управляющим завода талантливого селекционера – крепостного Василия Ивановича Шишкина. Он управлял заводом 20 лет и при нем Хреновской к/з превратился в прекрасное, образцовое хозяйство. При Шишкине был построен заводской комплекс, сохранившийся до сегодняшних дней. Стройка продолжалась с 1810 по 1818 год по проектам знаменитого архитектора Жилярди. В середине XIX века после увольнения Шишкина завод пришел в упадок, и графиня Анна Орлова продала его государству за 6,5 миллионов рублей. Завод стал государственным, что спасло его от революционных потрясений 1917 года. В самые тяжелые послереволюционные годы завод трижды эвакуировали, и значительная часть ценного поголовья сохранилась. После Гражданской войны в Хреновском заводе собрали лучших сохранившихся представителей орловской породы, и завод снова стал главной цитаделью разведения орловского рысака. В Великую Отечественную войну поголовье было угнано в Курганскую область, где находилось до 1944 года, благодаря чему вновь сохранилось. Сегодня Хреновской завод остается самым крупным в мире хозяйством, занимающимся разведением орловского рысака. В хорошем состоянии находится и 200-летний заводской комплекс, поражающий размерами и красотой. На фоне старинной архитектуры пасутся табуны орловских рысаков, как два столетия назад. История, которая имеет продолжение, неосуществимый пример для многих. |

 

Заключение

Благодаря усилиям Императоров, их верных государственных слуг и подвижников-коннозаводчиков, в канун новых испытаний ХХ века русская конница далеко превосходила кавалерию других стран в способности совершать марши на дальние расстояния. Это было достигнуто постоянными упражнениями, в ходе которых целые полки и даже дивизии преодолевали сотни километров. Постоянно проводились императорские смотры полков и кавалерийские учения, к которым войска тщательно готовились. В тот период было очень развитоконезаводство, особенно было развитовоенное для пополнение русской кавалерии качественными породистыми лошадьми.Развитию русских конезаводов способствовало сильное влияние императорской династии, грамотное финансирование, и так же формированиегосударственных конных заводов. На всемирной выставке в Париже в 1867 году имели огромный успех лошади, выставленные Российскими императорскими конными заводами.

 

 

Список литературы:

https://www.goldmustang.ru/magazine/konevodstvo/931.html - © 2014 goldmustang.ru

https://humus.livejournal.com/5189867.html - 1867. Всемирная выставка в Париже на снимках в альбоме К.Т. Солдатёнкова. Часть 2

 

https://newizv.ru/news/society/10-05-2007/68856-k-140-letiju-vsemirnoj-vystavki-v-parizhe - К 140-летию Всемирной выставки в Париже

 

https://www.goldmustang.ru/magazine/konevodstvo/931.html%20-%20%C2%A9%202014%20goldmustang.ru - Коннозаводство: Российские конные заводы: Судьба спустя века // ЗМ №4 (106) 2011 |



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: