Дидактические этапы формирования приёма сравнения




1 этап
Операция приема сравнения Постановка цели
Значение освоения операции в педагогическом процессе Осознанность применения любого навыка формируется в процессе постановки личной цели приобретения данного навыка. Основная задача освоения первого этапа формирования навыка сравнения состоит в обучении постановки цели процесса сравнения в учебном процессе.
Применение операции в ходе реализации педагогических задач поиск аналогий в учебном материале; избежание подмены существенных свойств понятия несущественными свойствами; обобщение и систематизация знаний, поиск общих признаков при формировании понятий; поиск закономерностей индуктивным путем; предотвращение ошибок по аналогии и выдвижение правдоподобных гипотез по аналогии; выдвижение гипотез; построение системы аналогов данного объекта; установление выделение существенного и несущественного в условиях задачи, обобщение ее структуры и осознание границ вариации ее условия внутри данного типа задач; межпредметных связей в учебном материале и в способах его изучения
2 этап
Операция приема сравнения Выделение признаков у объектов
Значение освоения операции в педагогическом процессе Позволяет более глубоко, разносторонне, реалистичнее воспринимать предметы, понятия, факты и яснее осуществлять выбор правильного решения
Применение операции в ходе реализации педагогических задач Развитие креативности, инновационности мышления учащихся
3 этап
Операция приема сравнения Установление сходства – сопоставление (частичное сравнение). Установление общих признаков
Значение освоения операции в педагогическом процессе Позволяет эффективно на этапах восприятия и осмысления знаний глубже осознать особенное в изучаемом материале, понять его связь с ранее усвоенными знаниями.
Применение операции в ходе реализации педагогических задач Обнаружение межпредметных связей в учебном материале и в способах его изучения
4 этап
Операция приема сравнения Дифференциация объектов (полное сравнение)- установление существенного общего (сопоставления) и несущественного отличительного (противопоставление) в однородных объектах.
Значение освоения операции в педагогическом процессе Позволяет объединить в группы предметы, явления, имеющие сходные черты
Назначение операции в ходе реализации педагогических задач Операция является основой для выбора дальнейшего способа осуществления сравнения: параллельного, последовательного или отсроченного при рассмотрении учебного материала
5 этап
Операция приема сравнения Выделение одного основания для сравнения в соответствии с заявленной целью
Значение освоения операции в педагогическом процессе Позволяет обнаружить и обосновать необходимость сравнивать по существенным признакам явления, предметы, факты
Назначение операции в ходе реализации педагогических задач Формирует высокий уровень аналитичности - умение вычленять главное, аргументировать свою точку зрения, описывать последовательно ход решения проблемы
6 этап
Операция приема сравнения Сопоставление объектов по данному основанию
Значение освоения операции в педагогическом процессе Позволяет осуществлять анализ и синтез изучаемых понятий, фактов, предметов на высоком уровне. Эффективно на этапах обобщения и систематизации.
Назначение операции в ходе реализации педагогических задач Позволяет объединить в группы предметы, явления, имеющие сходные черты – проводить процесс систематизации, типологизации.
Операция приема сравнения Сопоставление объектов по данному основанию
Значение освоения операции в педагогическом процессе Позволяет осуществлять анализ и синтез изучаемых понятий, фактов, предметов на высоком уровне. Эффективно на этапах обобщения и систематизации.
Назначение операции в ходе реализации педагогических задач Позволяет объединить в группы предметы, явления, имеющие сходные черты – проводить процесс систематизации, типологизации.
7 этап
Операция приема сравнения Выводы о результативности достижения поставленной цели в ходе сравнения по выбранным основаниям
Значение освоения операции в педагогическом процессе Формирование навыка самопроверки и самокорректировки способа достижения поставленной цели
Назначение операции в ходе реализации педагогических задач Формирование субъектности, ответственности, самоэффективности

В соответствии с этапами, мы разработали набор конкретных заданий, описываемых в виде алгоритма выполнения конкретного учебного задания с учетом специфики образовательной программы, реализуемой педагогом. Инструкции к заданиям даются либо четко и последовательно, создавая условия тщательной отработки навыков, либо больше апеллируют к личностной, познавательной активности школьника, позволяя ему самому найти новое в предложенном примере (см. приложение Б).

Выделение в нашем комплексе этапов формирования приема сравнения, позволяет учащимся реализовать индивидуальный подход к решению учебной задачи, а педагогам – возможность гибко управлять процессом обучения. В зависимости от целевых особенностей урока и степени усвоения учащимися его содержания состав действий может изменяться, количество варьироваться (увеличиваться или сокращаться).

 

 

Примеры заданий

1 этап Постановка цели
Традиционная программа «Начальная школа 21 века» Развивающая программа Л.В. Занкова.
В глубине воды на дне виднелся морской еж, плавали морские коньки, вдалеке мелькнул плавник акулы. Пойдете вы купаться в таком водоеме? Сравнение каких признаков поможет вам принять верное решение? Мальчики весной старательно стремились научиться сравнивать длину веток, количество росы на траве, мха на деревьях, собираясь в поход с друзьями? Как это может им помочь в путешествии?
Те, кто хочет получить дополнительную оценку пять по математике, может сделать задания на сравнение в конце параграфа. Какие задания вы выберете, чтобы получить хорошую оценку? По каким признакам вы сравнивали задания?

 

2 этап Выделение признаков у объектов
Традиционная программа «Начальная школа 21 века» Развивающая программа Л.В. Занкова.
Игра «Найди по признаку» Оглянись вокруг. Найди как можно больше предметов: - коричневого цвета; - прямоугольной формы; - сделанных из дерева; - начинающихся с буквы «н». Назови эти предметы или запиши их названия тетради

Рассмотри картинки. Изображения каких понятий ты видишь?

Какие признаки у каждого понятия ты можешь перечислить? Какое количество признаков дает возможность точно отделить одно понятие от других?

(Рыба - животное, тело покрыто чешуей (1)

Дерево - растение, есть корень, ствол (2))

 

3 этап Установление сходства – сопоставление (частичное сравнение). Установление общих признаков
Традиционная программа «Начальная школа 21 века» Развивающая программа Л.В. Занкова.
«Найди общее» Рассмотри схему. Представь фигуры. Прочитай объяснения. Помоги Саше: запиши в последний прямоугольник общий признак понятий. Запиши общие признаки понятий в прямоугольники. Объясни, почему ты выбрал именно такие признаки

 


 

4 этап Дифференциация объектов (полное сравнение)- установление существенного общего (сопоставления) и несущественного отличительного (противопоставление) в однородных объектах
Традиционная программа «Начальная школа 21 века» Развивающая программа Л.В. Занкова.
«Что лишнее?» Зачеркни лишнее. Назови несколько общих признаков оставшейся группы. Что ты наблюдаешь на рисунке? Есть ли что-то выбивающееся из закономерности? Зачеркни лишнее. Назови несколько общих признаков оставшейся группы

 

5 этап Выделение одного основания для сравнения в соответствии с заявленной целью
Традиционная программа «Начальная школа 21 века» Развивающая программа Л.В. Занкова
«Найди общее» Найди один главный общий признак понятий. Объясни, какой, на твой взгляд, самый главный, по которому тебе легче узнавать?   «Найди общее» Выбери два любых понятия, у которых можно найти общее. Запиши понятия в прямоугольники. Найди общие признаки понятий. Объясни, какой, на твой взгляд, самый главный

 

6 этап Сопоставление объектов по данному основанию
Традиционная программа «Начальная школа 21 века» Развивающая программа Л.В. Занкова.
«Сравни понятия» Чтобы сравнить понятия, нужно найти общие и отличительные признаки этих понятий и задать главный критерий сравнения. Представь дерево, кустарник. Сравни понятия: найди общие и отличительные признаки понятий Общие признаки запиши в прямоугольники. Отличительные признаки запиши в овалы. «Сравни понятия» Какие признаки наиболее важны для сравнения: общие или отличительные? Запиши и объясни, почему ты выбрал именно такой признак.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: