ПЕРЕЧЕНЬ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА К ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КАРТЕ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА




ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА

С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основой коррекционной работы является диагностика. И от того насколько точно, объективно, широко и качественно она проведена во многом зависит результат коррекционной деятельности.

До 2000 года методических рекомендаций для проведения диагностического обследования детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) не было опубликовано.

Публикуемые в печати материалы касались вопросов психолого-педагогической и логопедической диагностики и обследования детей дошкольного и школьного возраста. Но они не всегда были адаптированы для детей с ЗПР, были разрознены.

В связи с этим возникла необходимость не только изучить, проанализировать имеющуюся специальную литературу. Но и составить единый диагностический пакет, который бы отражал в себе результаты всестороннего обследования ребенка-дошкольника с ЗПР, и позволял выявить уровень его развития не только в период поступления в группу компенсирующей направленности, но кроме того отражал динамику развития ребенка в дальнейшем.

Результатом этой работы стала индивидуальная диагностическая карта развития ребенка, которая и явилась попыткой создания такого диагностического пакета материалов для комплексного обследования ребенка-дошкольника с ЗПР.

Индивидуальная карта развития ребенка позволяет:

  1. определив проблемные стороны в развитии дошкольника, разработать индивидуальный маршрут сопровождения ребенка в дошкольной организации (ДОУ);
  2. организовать дифференцированную и целенаправленную коррекционно-развивающую работу с каждым конкретным ребенком по его выравниванию, объединив усилия всех специалистов ДОУ;
  3. наладить более успешное педагогическое сотрудничество с родителями воспитанников;

Карта развития ребенка состоит из 7 блоков:

1 БЛОК – анамнестические данные;

2 БЛОК – образовательная область «Познавательное развитие»

­ запас представлений об окружающем мире;

­ особенности развития восприятия;

­ особенности развития памяти;

­ особенности развития мышления;

­ внимание (по результатам наблюдений за ребенком в процессе диагностического обследования);

­ развитие элементарных математических представлений: раздел «Количество и счет».

3 БЛОК – образовательная область «Речевое развитие»:

­ слоговая структура слова;

­ фонематические представления;

­ грамматический строй речи;

­ лексический запас;

­ понимание речи;

­ связная речь;

Речевая карта для обследования ребенка дошкольного возраста О.И. Крупенчук.

4 БЛОК – образовательная область «Физическое развитие»:

­ тонкая моторика пальцев рук;

­ общая произвольная моторика

5 БЛОК – образовательная область «Художественно-эстетическое»:

­ особенности конструктивной деятельности.

6 БЛОК – образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

­ особенности социально-коммуникативного развития (по результатам наблюдений за ребенком в процессе диагностического обследования).

7 БЛОК – лист динамики развития

Психолого-педагогические выводы и практические рекомендации (отслеживание коррекционной работы с ребенком).

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПЕРЕЧЕНЬ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА К ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КАРТЕ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

БЛОК – образовательная область «Познавательное развитие»

ВОСПРИЯТИЕ

цвет, форма, величина:

«Цветные квадратики».

«Почтовый ящик» (вкладыши), «Доски Сегена» Материал: геометрические фигуры круг, треугольник, овал, прямоугольник, квадрат.

«Пирамидка».

целостное восприятие:

карточки и картинки:

силуэтные изображения (пунктирная линия); перечеркнутые изображения.

наложенные изображения (фигуры Поппельрейтора).

недорисованные изображения.

Набор предметных картинок, разрезанных на 3-5 частей.

пространственные отношения, время:

лист с изображенными на нём предметами в центре и по углам: в верхнем и нижнем правом и левом углах, посередине.

сутки (сюжетные картинки) – 4 шт.

времена года (сюжетные картинки) – 4 шт.

ПАМЯТЬ

Зрительная память

предметныекартинки (5 лет – 3-5 шт.; 6 лет до 7 шт.).

МЫШЛЕНИЕ

карточки с изображением 4 предметов («4-й лишний»).

набор сюжетных картинок разной степени трудности (с явным смыслом, со скрытым смыслом, нелепым содержанием, серия с изображением последовательности событий).

набор карточек с изображением предметов разных категорий для исследования операции классификации.

Набор цветных счетных палочек.

ВНИМАНИЕ

карточки с изображением предметов среди них по 2 одинаковых в каждой группе.

картинки с изображением лабиринтов

бланки корректурных проб

 

БЛОК - образовательная область «Речевое развитие»:

набор наглядного материала по речевой карте О.И.Крупенчук (составитель Михайлова Е.В.)

БЛОК – образовательная область «Физическое развитие»:

МЕЛКАЯ МОТОРИКА

мозаика.

шнуровка.

Шнурок и бусины для нанизывания.

БЛОК – образовательная область «Художественно-эстетическое»:

КОНСТРУИРОВАНИЕ

Набор цветных кубиков одного размера (набор карточек с цветным изображением в натуральную величину, набор карточек со схематическим изображением).

Набор цветных счетных палочек (набор карточек с цветным изображением в натуральную величину, набор карточек со схематическим изображением).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: