ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА
С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основой коррекционной работы является диагностика. И от того насколько точно, объективно, широко и качественно она проведена во многом зависит результат коррекционной деятельности.
До 2000 года методических рекомендаций для проведения диагностического обследования детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) не было опубликовано.
Публикуемые в печати материалы касались вопросов психолого-педагогической и логопедической диагностики и обследования детей дошкольного и школьного возраста. Но они не всегда были адаптированы для детей с ЗПР, были разрознены.
В связи с этим возникла необходимость не только изучить, проанализировать имеющуюся специальную литературу. Но и составить единый диагностический пакет, который бы отражал в себе результаты всестороннего обследования ребенка-дошкольника с ЗПР, и позволял выявить уровень его развития не только в период поступления в группу компенсирующей направленности, но кроме того отражал динамику развития ребенка в дальнейшем.
Результатом этой работы стала индивидуальная диагностическая карта развития ребенка, которая и явилась попыткой создания такого диагностического пакета материалов для комплексного обследования ребенка-дошкольника с ЗПР.
Индивидуальная карта развития ребенка позволяет:
- определив проблемные стороны в развитии дошкольника, разработать индивидуальный маршрут сопровождения ребенка в дошкольной организации (ДОУ);
- организовать дифференцированную и целенаправленную коррекционно-развивающую работу с каждым конкретным ребенком по его выравниванию, объединив усилия всех специалистов ДОУ;
- наладить более успешное педагогическое сотрудничество с родителями воспитанников;
Карта развития ребенка состоит из 7 блоков:
1 БЛОК – анамнестические данные;
2 БЛОК – образовательная область «Познавательное развитие»
запас представлений об окружающем мире;
особенности развития восприятия;
особенности развития памяти;
особенности развития мышления;
внимание (по результатам наблюдений за ребенком в процессе диагностического обследования);
развитие элементарных математических представлений: раздел «Количество и счет».
3 БЛОК – образовательная область «Речевое развитие»:
слоговая структура слова;
фонематические представления;
грамматический строй речи;
лексический запас;
понимание речи;
связная речь;
Речевая карта для обследования ребенка дошкольного возраста О.И. Крупенчук.
4 БЛОК – образовательная область «Физическое развитие»:
тонкая моторика пальцев рук;
общая произвольная моторика
5 БЛОК – образовательная область «Художественно-эстетическое»:
особенности конструктивной деятельности.
6 БЛОК – образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
особенности социально-коммуникативного развития (по результатам наблюдений за ребенком в процессе диагностического обследования).
7 БЛОК – лист динамики развития
Психолого-педагогические выводы и практические рекомендации (отслеживание коррекционной работы с ребенком).
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПЕРЕЧЕНЬ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА К ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КАРТЕ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
БЛОК – образовательная область «Познавательное развитие»
ВОСПРИЯТИЕ
цвет, форма, величина:
«Цветные квадратики».
«Почтовый ящик» (вкладыши), «Доски Сегена» Материал: геометрические фигуры круг, треугольник, овал, прямоугольник, квадрат.
«Пирамидка».
целостное восприятие:
карточки и картинки:
силуэтные изображения (пунктирная линия); перечеркнутые изображения.
наложенные изображения (фигуры Поппельрейтора).
недорисованные изображения.
Набор предметных картинок, разрезанных на 3-5 частей.
пространственные отношения, время:
лист с изображенными на нём предметами в центре и по углам: в верхнем и нижнем правом и левом углах, посередине.
сутки (сюжетные картинки) – 4 шт.
времена года (сюжетные картинки) – 4 шт.
ПАМЯТЬ
Зрительная память
предметныекартинки (5 лет – 3-5 шт.; 6 лет до 7 шт.).
МЫШЛЕНИЕ
карточки с изображением 4 предметов («4-й лишний»).
набор сюжетных картинок разной степени трудности (с явным смыслом, со скрытым смыслом, нелепым содержанием, серия с изображением последовательности событий).
набор карточек с изображением предметов разных категорий для исследования операции классификации.
Набор цветных счетных палочек.
ВНИМАНИЕ
карточки с изображением предметов среди них по 2 одинаковых в каждой группе.
картинки с изображением лабиринтов
бланки корректурных проб
БЛОК - образовательная область «Речевое развитие»:
набор наглядного материала по речевой карте О.И.Крупенчук (составитель Михайлова Е.В.)
БЛОК – образовательная область «Физическое развитие»:
МЕЛКАЯ МОТОРИКА
мозаика.
шнуровка.
Шнурок и бусины для нанизывания.
БЛОК – образовательная область «Художественно-эстетическое»:
КОНСТРУИРОВАНИЕ
Набор цветных кубиков одного размера (набор карточек с цветным изображением в натуральную величину, набор карточек со схематическим изображением).
Набор цветных счетных палочек (набор карточек с цветным изображением в натуральную величину, набор карточек со схематическим изображением).