Внутренне и внешнее положение России в 16 веке. Иван Грозный. Опричнина. Лекция № 5.
Внутренняя политика Ивана 4 до опричнины. Реформы Ивана 4.
В 16 веке территория страны выросла вдвое. В ней жило 9 млн. человек. Экономика носила традиционный характер, где господствовало натуральное хозяйство. Получает все большее развитие тенденция расширения крепостных порядков, прикрепления крестьян к тем или иным феодалам. В зависимости от форм феодальной собственности формируются три группы крестьян:
1) владельческие, которые принадлежали светским или церковным феодалам (монастырям) и, начиная, с 1649 года не могли их покинуть.
2) дворцовые, которые находились в ведении дворцового ведомства Московского государя;
3) черносошные (позже государственные) крестьяне были лично свободны, жили общинами на землях, не принадлежавших кому – либо конкретно, но обязанные платить определенные повинности в пользу государства. В 16 - 17 веках число черносошных крестьян сокращается в результате раздачи их дворянам. Растет население, живущее по окраинам государства – Днепре, Дону, на Северном Кавказе и Сибири. Крестьяне бегут туда в поисках воли и лучшей доли и живут военизированными общинами, становятся казаками (вольные люди).
После смерти Василия 3 в 1533году на великий престол взошел его сын Иван 4 трех лет от роду. Сначала правила его мать Елена Глинская, дочь князя Глинского выходца из Литвы.
В годы правления Е.Глинской не прекращалась борьба за власть и влияние при дворе боярских группировок Бельских, Шуйских, Глинских. Особенно безобразный характер принимает это соперничество после ее смерти (1538). Боярское правление во время отрочества Ивана привело к ослаблению центральной власти, произволу вотчинников, недовольству и выступлениям социальных низов.
|
В 1547 году семнадцатилетний Иван венчается на царствие. Царь Иван, прозванный Грозным, был натурой противоречивой. Наделенный большими интеллектуальными способностями, книгочей, сам обладавший ярким писательским талантом, он был одновременно жесток, скрытен, а в последние 20 лет свой жизни страдал манией преследования. С детства он видел страшные сцены межусобиц и расправ, что сделало его жестоким, подозрительными и неуравновешенным человеком. Уже в 13 лет он вынес свой первый смертный приговор.
Его венчал на царствование митрополит Макарий. Титул великого князя сменился титулом царя. При этом преследовались как внешне, так и внутриполитические цели. Называя себя царем, Иван подчеркивал свою независимость от своего бывшего хозяина-царя Золотой орды, с другой стороны, называя себя православным царем, Иван становился преемником уничтоженной турками Византии.
Если князей, в том числе и великих, на Руси было много, то царь – один. Новый титул выделял московского государя из массы князей, подчеркивал его единовластие.
Реформы Ивана 4.
В июне 1547 года в Москве произошел страшный пожар, который вылился в народные волнения. Под влиянием этих волнений Иван 4 осознал необходимость реформ с целью укрепления государственной власти. С 1549 года вокруг молодого царя образуется кружок советников – Избранная рада (Рада – от нем. совет). В эту группу входили: митрополит Макарий, князь Андрей Курбский, дворянин Алексей Адашев, духовник царя, протопоп Сильвестр и некоторые другие. Избранная рада провела ряд реформ.
|
1.В 1549 году был созван Земский собор – совещательный орган при царе, куда входили Боярская дума, духовенство, представители служивых людей.
2. Тенденция к централизации вызвала появление нового Судебника. По нему ограничивался произвол наместников, вводились наказания за должностные преступления, особенно за мздоимство (взяточничество).
Судебник коснулся и положения крестьянства. В нем подтверждалось право перехода крестьян в Юрьев день, только была увеличена плата за «пожилое» Он также усилил личную зависимость крестьян от господина. Теперь землевладелец считался государем крестьянина и нес ответственность за его преступления.
3. Население страны было обязано нести тягло – комплекс натуральных и денежных повинностей.
4. Стоглавый собор. В 1551году был проведен церковный собор, названный Стоглавым, так как его решения были сведены в сто глав. «Стоглав» стал на долгие годы кодексом правовых норм внутренней жизни русского духовенства. Собор уделил основное внимание совершенствованию нравов духовенства: искоренению пьянства, разврата и сквернословия. В тоже время по инициативе митрополита Макария был создан единый русский список святых, были унифицированы обряды и порядок ведения службы, утвержден единый иконописный канон, запрещено новаторство в церковной живописи. Собор запретил приглашать на свадьбы скоморохов, поставил под контроль государя монастырские земли, запретил монастырям давать деньги в рост.
|
Все эти мероприятия способствовали укреплению религиозного единства страны и порядку в самой церкви.
5. Складывание системы центрального управления. Приказы. Сложилась новая система центрального управления – приказная. Приказы руководили отраслями государственного управления или территориями. Так важными приказами были: Посольский, Разбойный, Стрелецкий, Пушкарский. Разрядный приказ ведал назначением на командные должности в войске, приказ Большой приход – финансами, Поместный приказ управлял государственными землями, раздаваемыми дворянам. К началу 18 века было около 50 приказов. Важным делом в области управления была отмена кормлений (плата населения наместнику). Эта мера касалась местного управления (1556). Власть в уездах перешла в руки к избираемым губным или земским старостам, а в городах – к излюбленным старостам, избиравшимся посадскими людьми.
6. Военная реформа. Было создано уложение о службе. Ядро армии составляло дворянское ополчение. Дворянин начинал служить с 15 лет и должен передавать свою землю, а значит и службу по наследству. Отныне всякий служилый человек обязан был выставить с каждых 100 четвертей (170 га) принадлежавшей ему земли одного воина.
Наряду со служивыми людьми по «отечеству» (т.е. по наследству), получавшими за службу землю, появились и служивые люди «по прибору» - по найму. К ним относились в первую очередь стрельцы, далее пушкари, казаки и стража. Тыловые работы выполняла «посоха» - ополчение из числа черносошных монастырских крестьян и посадских людей. В 1550 году появилось стрелецкое войско (первоначально 3 тыс. человек ). Они сражались в пешем строю, были вооружены саблей, бердышом и огнестрельным оружием – пищалью. В отличие от дворянского ополчения стрелецкое войско было постоянным, т.е. не распускалось после походов. Однако не было регулярным. Стрельцы жили на своих дворах с семьями, в свободное от походов и караулов время занимались ремеслами и торговлей, поскольку жалованье было недостаточным.
Отметим еще факт ограничения местничества. Было упрощено местничество в походах, что облегчило проблему управляемости армии.
1. Опричнина.
Во время Ливонской войны (1558 – 1583) резко ухудшилось положение страны. В декабре 1564 года, царь с семьей и приближенными внезапно уезжает из Москвы. Поселившись в Александровой слободе (около 65 верст от Москвы) примерно через месяц он прислал с гонцом две грамоты. В первой он обвинял церковных иерархов и всех бояр в измене, а во второй, направленной посадскому населению Москвы, писал о том, что на него царский гнев не распространяется. Делегация московских бояр просила его вернуться на трон. Царь согласился, оговорив себе право казнить и миловать по своему усмотрению. Иван 4 разделили всю страну на две части: опричнину ( опричь – кроме, в старину так называлась земля дополнительно жалованные великим княгиням), выделяемую ему лично в особый удел, и земщину (от слова земец – сельский житель). В опричную часть вошли самые лучшие земли: промысловые земли Севера, торговые города вдоль судоходных рек, некоторые подмосковные уезды, территории, пограничные с Литвой. На них поселялись дворяне, вошедшие в опричное войско, а бывшие хозяева выселялись в земщину. В опричнине и земщине были свои параллельные органы власти. Опричное войско достигало 5 тысяч. На его содержание царь потребовал от земщины огромную сумму в 100 тысяч рублей. Фактически опричное войско было карательным механизмом борьбы с неугодными царю Ивану людьми.
Причины введения опричнины. Переход к опричнине был обусловлен объективными противоречиями и личными мотивами Ивана 4.
К объективным противоречиям (политическим и социальным) надо отнести глубокие противоречия между монархом и боярской аристократией по поводу размера власти монарха в русском государстве, а также вопрос о путях и способах централизации. Иван 4 стремился немедленно добиться неограниченной власти. Именно стремление форсировать процессы централизации и привело Ивана Грозного к террору
Были и личные мотивы царя Ивана 4:
- недоверие по отношению к двоюродному брату Владимиру Старицкому, которому симпатизировало боярство, проявившееся во время тяжелой болезни царя в 1553 году.
- кончина любимой жены Анастасии Романовой в 1560 году, Иван подозревает бояр в отравлении жены. Вскоре начались преследования и казни бояр;
- настоящий шквал эмоций вызывает у царя побег бывшего члена Избранной рады князя - воеводы А.М.Курбского в Литву (1564). Откуда он прислал письмо царю, обвиняя его в жестокости и бессмысленных казнях. Иван 4 направил беглецу ответ, провозгласив: «А жаловати есмя своих холопей вольны, а и казнити вольны же». После этого гонения были ужесточены.
Опричнина вылилась в массовый террор. Ее сопровождали массовые опалы, высылки (в казанскую ссылку было выселено свыше 100 боярских семей), пытки и казни обрушились на видных бояр и воевод. Была уничтожена вся семья Старицких. В 1570 году Иван Грозный вместе с опричниками учинил погром в Новгороде, воспользовавшись донесением о готовящейся там измене (число жертв достигло свыше 10 тыс. человек из 30 тыс. жителей города).
В 1571 году на Москву совершил набег крымский хан Девлет-Гирей, Пользуясь бездействием земских и опричных войск, хан беспрепятственно подошел к Москве и сжег ее. Повторный поход Девлет-Гирея в следующем году объединенное русское войско сумело отразить.
События 1571-1572 гг. показали всю гибельность опричнины. Осенью 1572 года она была отменена.
Политическим итогом опричнины было значительное усиление централизации: ослабло влияние титулованного московского боярства, со смертью Владимира Старицкого исчезло последнее удельное княжество, церковь, как оппонирующая государству сила, ослабла, с разгромом Новгорода окончательно истреблялся дух новгородской вольницы и самодеятельность третьего сословия.
В области экономики опричнина и шедшая в это время Ливонская война привели к тяжелому экономическому кризису. Села центра и северо-запада, где побывали опричники, обезлюдели. Крестьяне бежали в поисках выживания от своих хозяев. Имения, лишенные рабочих рук, приходили в запустение, служивые люди обрекались на нищету, разорялись, а государство не получало тягло.
Другим важным следствием опричнины стал первый акт закрепощения крестьянства. В 1571году, стремясь удержать крестьян в вотчинах и поместьях, Иван 4 временно отменил право перехода в Юрьев день, введя «заповедные года». Помещики, потеряв часть людей, пытались получить больший оброк с оставшихся, тем самым возросла эксплуатация крестьянских масс.
Наконец, Иван Грозный вверг страну в опасный династический кризис. В 1581году он в ссоре убил своего старшего сына Ивана Ивановича. (Сейчас этот факт оспаривается). Когда в 1584 году царь умер, он оставил двух сыновей – слабоумного Федора и малолетнего Дмитрия – сына шестой жены Марии Нагой, родившегося в 1583 году.
Опричнина в российской историографии всегда оценивалась крайне неоднозначно.
Приведем две собирательные точки зрения на это явление. Первая трактует опричнину как последний завершающий удар по остаткам удельной раздробленности и власти боярской аристократии, которая подвела черту под длительной борьбой Московских князей за объединение государства. В этом были заинтересованы дворяне, горожане и крестьяне, страдавшие от постоянных междоусобиц феодальной аристократии. Вторая точка зрения, состоящая в том, что опричнина носила разрушительный характер и только ослабила государство. Она не имела никакого отношения к борьбе с остатками раздробленности, была направлена против всех инакомыслящих, и являлась продуктом больной психики и жестокости царя Ивана 3.