Жировицкий образ Божией Матери




Богом благословенный край.

 

Богом благословенный край. Земной рай: красивейшие храмы, тишина, ласковые пруды, вековые липы. Обитель Пресвятой Богородицы, сохранившая сказочный вид и дух древней благочестивой Руси.

Приехав в монастырь, вы словно попадаете в давно ушедшие века, совершаете путешествие во времени.

Все страшные потрясения и грозные бури, пронесшиеся над грешным и суетным миром, не смогли нарушить покой и тишину монашеского общежития.

 

На том месте, где ныне расположены Жировицы, в древности был лес, принадлежавший православному вельможе, боярину Александру Солтану.

В 1470 году пастухи, пасшие стада, зашли в самую чащу леса, и там, среди густых ветвей дикой груши, заметили вдруг необычайный свет, исходивший от маленькой иконы.

С благоговением поклонившись обретенной святыне, они отнесли чудотворный образ в усадьбу Александра Солтана, рассказав ему о необыкновенном сиянии и о месте ее явления. Однако Солтан не придал особого значения этому проявлению милости Божией и спрятал обретенную икону в ларец. Вечером того же дня, когда боярин принимал по какому-то случаю гостей, он вспомнил рассказ пастухов и поведал о нем гостям. Желая показать обретенную икону, он открыл свой ларец, но, к его величайшему удивлению, ее там не было.

Спустя несколько дней пастухи вновь оказались в лесу. Не зная об исчезновении образа из дома боярина, они были поражены, обретя его на том же месте в прежнем сиянии. Как и раньше, они отнесли икону Солтану, который, уразумев наконец чудо Божие, понял, что его дом - недостойное вместилище для столь великой святыни. Посетив в лесу место чудотворного явления, он дал обет Богу построить в Жировицах, на месте явления иконы, храм в честь Божией Матери.

Вскоре деревянный храм в честь Пресвятой Богородицы был построен, а весть о чудотворном явлении святого образа быстро разнеслась по ближайшим округам.

Множество богомольцев стали стекаться в Жировицы для поклонения новоявленному образу. Явившаяся святая икона Божией Матери и богатая лесами и пастбищами окрестность собрали в Жировицы значительное число крестьян. Так постепенно возникло селение, и образовался приход из людей, посвятивших свою жизнь служению Господу под сенью чудотворной иконы Божией Матери. Примерно в то же время при храме была построена школа для обучения крестьянских детей.

Около 1520 года в селении случился сильный пожар, уничтоживший почти все строения, в том числе и деревянный храм. В огне икона исчезла.

Об этом пожаре свидетельствует сам чудотворный образ, который имеет следы огня. Чудотворная икона изображена на граните, который при обжиге получает вид яшмы с заметными крупицами охры, известняка и пр. Особенно это видно при разломах, которые имеют место на Жировицкой иконе и которые, вероятно, получены ею при пожаре.

Все поиски иконы на пепелище не имели успеха. Многочисленные почитатели уже оплакивали безвозвратную потерю любимой святыни, когда дети, игравшие после занятий недалеко от пепелища, внезапно удостоились видеть на огромном камне Деву необычайной красоты, Саму Божию Матерь с утерянным образом в руках.

Явление это было непродолжительным… Но священник и народ, поспешивший к месту по зову детей, к великому своему утешению, вновь обрели чудотворную икону целой и невредимой, только потемневшей от пожара, перед которой горела неведомо чьей рукой возжженная свеча. Камень, на котором дети видели Богородицу и где вторично обретена икона, тогда же огородили. В XVII веке над камнем явления Божией Матери была построена церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, переименованная затем в Явленскую церковь. Камень служит святым Престолом. Это чудесное событие считается вторым явлением Жировицкой иконы Божией Матери.

С этого момента уже широко полилась во все концы слава Жировиц и ее чудотворной иконы. Тысячные толпы богомольцев и жаждущих исцеления, стали сходиться к возраставшей с каждым днем среди дремучих лесов обители. Искренняя вера всех этих людей ежедневно утверждалась все новыми и новыми чудесами, слух о которых вскоре достиг дворцов венценосцев и роскошных дворцов восточных и западных вельмож.

Прошло некоторое время, и в смиренном угодье Жировицком, по грубым камням монастырских дворов зазвенели серебреные подковы королевских свит и знатнейших польских, литовских, смоленских рыцарей.

Но особенно возросла слава Жировицкой святыни после свершившегося чуда воскрешения в 1558 году некоей девицы Ирины. Случилось однажды так, что к скромной ограде Жировицкой обители в один из осенних дней тихо подъехала подвода одного из зажиточных и уважаемых жителей белорусского края по фамилии Войнянка, с которой сошли заплаканные и охваченные горем хозяин с женой. "Вот ехали мы к вашей святой обители издалека с бедною нашей Ириной и не доехали, как хотелось, - сказал Войнянка вышедшим ему навстречу священнослужителям. - Умерла наша Ирина по дороге, не дождавшись исцеления от Матери Божией Жировицкой..."

На подводе лежал холодный труп единственной дочери Войнянка, семнадцатилетней Ирины, во цвете лет скончавшейся от жестокого недуга. Как сообщили безутешные родители, больная страдала долго, врачи уже отказывались оказывать всяческую помощь, но, уступая просьбам дочери, решили отвезти ее в Жировицы. "Говорила Иринушка, - рассказывал отец, - что видела во сне Владычицу, приказавшую ей направляться к вам. Только в Жировицах, мол, ей суждено получить исцеление. Но вышло иначе... Теперь осталась нашей Ирине только могила для вечного покоя около чудотворного образа".

Скончавшуюся девушку сняли с подводы, убрали для погребения и поставили гроб с покойницей в главном Жировицком храме. На третий день над умершей было совершено отпевание, постепенно подошедшее к трогательному обряду "последнего на земле целования"... Но вдруг, трепет и смятение охватили всех присутствовавших. Упал подсвечник, жутко застучал опрокинувшийся гроб, и недавняя покойница Ирина, поднявшись во весь рост, быстро пошла к чудотворному образу Богородицы для того, чтобы тотчас опуститься пред ним на колени в благодарной молитве... "Царица Небесная чудесно даровала мне жизнь, чтобы посвятить мои остальные дни Богу в сане инокини, - сообщила Ирина. - Земля и мир отныне не для меня, ибо я уже была в прекрасной жизни вечной!"

И воскресшая дочь белорусского помещика повиновалась слову своей Жизнедательницы. По истечении некоторого времени, 10 марта 1580 года, она была возведена в настоятельницу Пинского женского монастыря, где служила Господу и Пресвятой Богородице до самой своей смерти.

Согласно историческим исследованиям, уже в конце XVI века при Жировицком храме существовал православный монастырь. Перед чудотворной иконой всегда было множество богомольцев, по просьбам которых непрестанно совершались молебны. Польские историки свидетельствуют, что для непрерывного служения перед чудотворной иконой молебнов при храме содержалось 12 пресвитеров (священников).

В 1613 году Жировицкий монастырь перешел в руки виленских монахов базилианского ордена, которые превратили обитель в центр распространения униатских идей. Более двух веков насаждалась на белорусских землях уния, которая является по своей сути подготовкой к переходу в латинскую (католическую) веру. Тяжко жилось православным белорусам, их бесправие было абсолютным: усопших не давали хоронить, а убить православного не считалось тяжким грехом.

В XVII-XVIII столетиях складывается каменный облик обители. Тут появляются Успенский собор, Явленская церковь, жилые корпуса, хозяйственные постройки, Крестовоздвиженская церковь, а вне стен монастыря, на холме, занятом кладбищем, возводится деревянный храм Св. Георгия. Эти строения и сегодня формируют монастырский ансамбль с выразительным силуэтом, органично вписанный в природное окружение.

Жировицкая обитель была одним из крупнейших духовных центров Речи Посполитой. В немалой степени этому способствовало и то обстоятельство, что в 1730 году образ Божией Матери Жировицкой с Богомладенцем Иисусом был коронован двумя золотыми коронами, освященными Папой Римским Бенедиктом XIII, что означало официальное признание Римом чудотворности образа.

Монархи и влиятельные аристократы приезжали сюда в одежде пилигримов, преподносили обители дорогие подарки, делали крупные пожертвования и вклады. В 1644 году местечко Жировичи по привилею (законодательному акту) короля польского и великого князя литовского Владислава IV стало городом, а спустя восемь лет город получил магдебургское право. Однако после падения Речи Посполитой слава монастыря угасла.

В 1828 году тут была открыта духовная семинария, которая готовила почву для упразднения (ликвидации, отмены) унии. Базилиане (унияты) покидают Жировичи - сюда прибывают православные монахи. В феврале 1839 года на церковном соборе в Полоцке уния была ликвидирована. Огромную роль в этом сыграл митрополит Литовский и Виленский Иосиф (Семашко).

Прошла одна беда, пришла другая. В советские годы борьба с православием продолжилась. По планам властей Белоруссия должна была стать первым безбожным, атеистическим регионом СССР. Много вреда нанесли эти обстоятельства вере белорусов, но всё равно Жировицкий монастырь остался основным оплотом духовности белорусского народа. Обитель Богородицы осталась цела в период лихолетий Первой и Второй мировых войн, несмотря на свое расположение на путях движения различных войск. Не прекращалась в обители молитва о белорусской земле и в советское время. Так невидимый покров Божией Матери хранил ее от всех напастей.

В Первую мировую войну имущество и архив монастыря были вывезены в Россию, а икона Божией Матери Жировицкой оказалась в Покровском соборе (храм Василия Блаженного) в Москве. Лишь в начале 1920-х годов в бытность настоятеля монастыря архимандрита Тихона (Шарапова) святыня была возвращена в Жировичи. Архимандрит Тихон привез ее из Москвы… в баночке с вареньем.

В 1939 году, вскоре после прихода советов в Жировичи, большая часть монастырских помещений была занята воинскими частями. В подвале Явленской церкви разместился склад с боеприпасами. Хозяйство обители лишилось части лошадей и земельных наделов, и без того еще ранее уменьшенных польскими властями. Был совершен налет на монастырский сад, где переломали яблони. В 1941 году «неизвестные военные злоумышленники» устроили частичный погром, вероятно в поисках церковных ценностей, в кладбищенской церкви. Была забелена над монастырскими вратами икона святителя Николая.

О заступничестве Небесной Покровительницы свидетельствует Ее явление часовым, охранявшим боеприпасы в подвале Явленской церкви, с приказом убрать их оттуда. Это же явление было и другой смене во главе с офицером, заменившей перепуганных солдат. В части объявили тревогу. Подняли всю братию и сестричество, пытаясь узнать, кто из женщин выходил ночью, но безрезультатно. Между тем, весть о чудесном явлении быстро облетела местечко, что не устраивало атеистически настроенные власти. Для прекращения толков главных свидетелей решили расстрелять, но склад из храма все же убрали.

Посредине Жирович был на улице мостик через ручей, соединявший два пруда, лежавшие по обеим сторонам дороги. На правой стороне мостика находился большой памятник с иконой Крещения Господня. 1 августа сюда ходили с крестным ходом и освящали воду. Однажды мимо проходил офицер, который, глумясь над иконой, выстрелил из револьвера в глаз Спасителя.

Вскоре стрелявший засорил себе глаз. Медицинские процедуры не смогли ему помочь, и он ослеп.

В августе 1941 года двое насельников обители - архимандрит Серафим (Шахмуть) и иерей Григорий Кударенко - по благословению митрополита Пантелеимона покинули монастырь в целях миссионерского путешествия по оккупированной территории. Им предстояло организовать приходскую жизнь там, где она оказалась разрушенной в довоенный период. Первоначально они направились в сторону Минска, затем - в пределы Восточной Беларуси.

После освобождения страны, в 1944 году, миссионеры были арестованы органами НКВД по обвинению в сотрудничестве с гитлеровцами и направлены в лагеря, где о. Серафим принял мученическую кончину (ныне он почитается в лике новомучеников нашей земли). Иерей Григорий, отбыв срок, вернулся в монастырь, принял монашество с именем Игнатий и стал известен как подвижник благочестия.

В 1942 году настоятелем был назначен архимандрит Серафим (Кудрявцев), известный высотой духовной жизни и благодатными дарами. Он был выходцем из протоиереев, перед принятием монашества долгое время служил в селе Клещели Белостокского воеводства.

Перед отцом Серафимом стояла непростая задача: путем сохранения лояльности по отношению к новым властям обеспечить мирное существование обители. Но, поддерживая связь с немцами, он вызвал ненависть у партизан, которые искали удобного момента, чтобы расправиться с неугодным настоятелем. Один раз ночью они разбили ворота и ворвались в монастырь, но о. Серафим успел спрятаться.

Со временем испортились отношения и с немецким командованием. Одной польке, жившей в Жировичах, отец Серафим сказал, что «Польша еще будет и ее не разберут». Та оказалась тайной осведомительницей гестапо и донесла на настоятеля. Он был вызван и еле избежал ареста.

15 июля 1943 года архимандрит Серафим внезапно скончался, как было объявлено, от инфаркта. Но по свидетельству некоторых старожилов, он был отравлен партизанской связной, которая работала на монастырской кухне; после этого она сразу покинула обитель и уехала в лес на поджидавшей ее партизанской повозке (впоследствии она погибла в стычке с немцами). В памяти местных жителей отец Серафим запомнился как прозорливец и угодник Божий. Его похоронили за алтарем Явленской церкви, на месте, которое он выбрал еще при жизни, а гроб по его заказу был изготовлен незадолго до кончины.

С 1943 по 1947 гг. настоятелем обители являлся игумен Боголеп (Анцух), любивший во всем порядок и заботившийся о чинном и истовом богослужении. Став во главе монастыря, он наладил духовную и хозяйственную жизнь обители. При нем советские войска освободили Беларусь от оккупантов.

Во время своего отступления гитлеровцы производили грабежи и разрушения. Перед уходом из Жирович они решили взорвать здание бывшего сельхозтехникума - вероятно, чтобы в нем не могли разместиться советские части,- для чего заминировали подвалы. Произвести взрыв должен был офицер, покидавший Жировичи последним. Но когда немецкие части удалились, он пришел к настоятелю, сообщил о полученном задании и добавил, что не сделает этого, потому что ему жаль этого места. Впоследствии подвал разминировали советские саперы.

Перед вступлением в Жировичи советское командование опасалось, что в монастыре мог оказаться сильный опорный пункт противника, а на куполах находятся снайперы. И первым делом решили эти купола уничтожить артобстрелом. Старожилы вспоминали, как над их головами постоянно проносились снаряды. За монастырем кругом были воронки, но ни один выстрел цели не достиг - то недолет, то перелет. Когда в Жировичи вошел первый танк и остановился напротив собора, солдаты были поражены. Они выпустили 22 снаряда, но в купол не попали. Так Божия Матерь явным образом уберегла от разрушения Свой удел.

После обстрела в обитель направлена была разведка с ротой автоматчиков, убедившаяся в отсутствии противника. Советские части вошли в монастырь, где в их присутствии отслужили молебен во славу русского воинства…

Еще не окончилась война, а для Жировичского монастыря уже наступал новый период истории. Хотя обитель и обложили немалым натуральным и денежным налогом, но ей оставили те земельные угодья, что были и при Польше. Советское государство вернуло обители Крестовоздвиженский храм, занятый католиками обманным путем еще в 1922 году.

Началась относительно спокойная, размеренная жизнь, явившаяся затишьем перед бурей Хрущевских гонений…

Не счесть испытаний, что выпали на долю монастыря в богоборческие времена XX столетия. Но, несмотря на все невзгоды, православные отстояли свою святую обитель и чудотворную икону Божией Матери. Ныне она находится в соборе в честь Успения Пресвятой Богородицы, а сама Свято-Успенская Жировицкая обитель является крупнейшим православным мужским монастырём Беларуси, который справедливо величают православной жемчужиной нашего края.

До сего дня в ней не пресекалась цепь подвижников, которые во смирении и послушании Святой Матери Церкви заботятся не только о спасении своей души, но и всякой души христианской, которую Пресвятая Дева призывает к Своему древнему Лику, а также целебному источнику из разных уголков земли.

Имена священномучеников Петра (Полянского) и Гермогена (Долганeва), подвизавшихся здесь в дореволюционный период, прочно вошли в церковную историю: ныне они прославлены в лике всероссийских новомучеников.

Архимандрит Тихон (Шарапов) (впоследствии Алма-Атинский епископ, в 1937 г. расстрелян в советском лагере), являвшийся в 1922-1925 гг. настоятелем в Жировицах, стал одним из наиболее выдающихся борцов за чистоту и неприкосновенность Православия во времена польского насилия.

10 лет находился в обители в ссылке за несгибаемость перед польским правительством митрополит Пантелеимон (Рожновский), в годы Отечественной войны возглавивший Церковь на Беларуси и противоборствовавший политическим бурям, пытавшимся захлестнуть церковный корабль.

Как о настоящем старце (Старцы – это живые святые, которым дан молитвенный и пророческий дар, и встречи с которыми не забываются.) вспоминают старожилы о настоятеле архимандрите Серафиме (Кудрявцеве) (1942 — 1943), окормлявшем обитель в нелегкое время фашистской оккупации. Подлинным миссионером, понесшим апостольские труды, был в годы войны преподобномученик Серафим (Шахмуть), архимандрит Жировицкий, и, подобно апостолам, претерпевший за это мученическую смерть (1945). Его сподвижником в этих трудах явился архимандрит Игнатий (Кударенко), прошедший ад лагерей и ставший знаменитым старцем и духовником монастыря (ум. в 1984 г.).

Афонским старцем, принесшим здесь осенние плоды своих подвижнических трудов, называют иеромонаха Иеронима (Коваля) (1959 -1964).

Целая эпоха в истории обители связана с именем схиархимандрита Порфирия (Байдакова), 30 лет несшим на своих плечах монастырское хозяйство в условиях послевоенных гонений на Церковь и всяческих притеснений. При заступничестве Божией Матери и предшествовавших о. Порфирию старцев, ему удалось сохранить от закрытия этот последний в ту пору монастырь на Беларуси. Схиархимандриту Порфирию молитвенно вспомоществовал архиепископ Гермоген (Голубев), сосланный сюда богоборческой властью за защиту внутренней жизни Церкви от внешних вмешательств (1965 — 1978).

После прекращения открытых гонений со стороны уходившего в историю коммунизма много потрудился для укрепления духовной жизни обители ее духовник схиархимандрит Иоанн (Маслов).

Итак, милостью Божией обитель дожила до благодатных времен, когда всякий ищущий спасения свободно может посетить ее, полюбоваться ее красотой и тихо помолиться пред чудотворным образом Царицы Небесной.

На сегодняшний день настоятелем Свято-Успенского Жировицкого монастыря является Патриарший Экзарх всея Беларуси, Митрополит Минский и Заславский Павел. Наместник его - Высокопреосвященнейший архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий, Управляющий делами Белорусской Православной Церкви.

В стенах монастыря находятся духовная академия и семинария, действуют 5 храмов: Свято-Успенский собор, Явленская церковь, церковь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, храм Св. Георгия Победоносца, Свято-Николаевская церковь и колокольня.

В настоящее время, особенно почитается и посещается многочисленными паломниками и местными жителями святой источник, находящийся в двух километрах от монастыря, в урочище Викня. До 1939 г. там находилась часовня, освященная в честь Успения Божией Матери; с приходом советской власти часовня к сожалению была разрушена.

На здешнем источнике, как и на большинстве целебных источниках, существует обычай не только набрать воды, но и обязательно окунуться в нем. С этой целью на нем устроена просторная деревянная купальня, где можно встретить окунающихся людей круглый год.

Успешно развивается хозяйство монастыря, во владении которого находится 350 га земли. Имеется своя ферма, пасека, рыбный пруд.

По своему наружному виду Жировицкая обитель заслуживает не только полного внимания, но и справедливого восхищения.

Существует предсказание, что Жировицкий монастырь будет Лаврой при многочисленной братии и сохранится до Второго Пришествия Иисуса Христа. Хочется возблагодарить Царицу Небесную, даровавшую нам этот тихий святой край, и вместе со всеми прославить Ее, воспевая: «Радуйся, Премилосердная Владычице, Предстательство наше и Всерадостное Заступление»!

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: