Обсуждаем высказывания о смысле учения и воспитания в жизни человека




ЗАНЯТИЕ № 5

Тема: ФОРМЫОБУЧЕНИЯ

Сопоставительный анализ развития форм организации обучения в историко-логическом контексте

Проблемы для обсуждения

? Основные факторы, влияющие на развитие форм организации обучения.

? Достоинства и недостатки индивидуальной формы обучения.

? Смысл индивидуально-групповой формы обучения.

? Достоинства и недостатки классно-урочной системы обучения.

? Разработка систем и форм организации обучения, направленных на модернизацию классно-урочной системы обучения.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ

Вопросы для обсуждения.

1) Исторический экскурс развития образовательных систем:

· Система индивидуального обучения античного периода;

· Белл-Ланкастерская система массового обучения;

· Система самостоятельного обучения. Далтон-план;

· Бригадно-лабораторная система группового обучения;

· Система комплексного обучения методом проектов;

· Батавская и Мангеймская системы избирательного обучения

2) Классно-урочная система обучения. Ее достоинства и недостатки.

3) Семестрово-зачетная система обучения. Границы ее применения в современной школе.

Творческие задания.

1) Подготвить рефераты

Вальдорфская школа и педагогика.

Модульная система обучения в современной школе.

2) Составить три тестовых вопроса к теме

 

Рекомендуемая литература

1. Афонина, Г. М. Педагогика / Г. М. Афонина. Ростов н/Д., 2002.

2. Капранова, В. А. Основы школьной дидактики / В. А. Капранова, И. Г. Тихонова. Минск, 2002.

3. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого М., 1998.

1. Углубляем и закрепляем знания

1.1. Анализируем текст

• Выделите основные идеи.

• Выразите свое мнение о прочитанном.

• Ответьте, если необходимо, на вопросы.

Как известно, сложившуюся в России систему образования называют наследием Яна Амоса Коменского. Многие считают его школу воплощением гуманистических взглядов на педагогику, на ребенка. Но то, во что превратилась система почти за 400 лет своего существования, вызывает сегодня очень жесткую критику. Ее обвиняют в авторитарности, жестоком отношении к ребенку.

«В середине восьмидесятых годов среди советского учительства были распространены настроения «беженцев от Коменского». Многих учителей угнетало, что жесткая классно-урочная система не развивает личность ребенка, не дает возможности сотрудничать с детьми, заставляет быть начальником над учениками. Педагогика сотрудничества вступила в противоречие с самой природой школы.

Стремление к творческому воспитанию, воспитанию в свободе вступает в конфликт с четко регламентированной организацией школьной жизни. Класс, урок, предмет - три измерения системы Коменского - в конце двадцатого века стали для учителей преградой, камнем преткновения на пути к нормальным отношениям с детьми.

Основной причиной этих противоречий можно назвать отчуждение детей от содержания их собственного образования. То, что Коменский считал одним из главных достоинств своей системы, прекратилось в огромный недостаток - тщательно отобранный, хорошо скомпонованный учебный материал, который учитель с легкостью (обязательное условие) должен преподавать детям. Оказалось, что если ребенок не участвует в создании, в порождении этого материала, если пищу для его ума и души готовят без участия ребенка, а послушному ученику остается лишь усвоить кем-то приготовленное, ничего не получается. Ни развития, ни сотрудничества, ни свободы.

А к концу двадцатого века стало вдруг очевидно, что именно эти понятия стали основными ценностями человеческой жизни. Это звучит маловероятно, но уже многие учителя считают, что формальные знания вторичны по сравнению с чувством собственного достоинства, способности к самоопределению, чувством свободы, способностью к сотрудничеству и общению. Изменились образовательные ценности. А система образования осталась прежней.

Бегство учителей из системы Коменского стало первым явным, видимым даже ненаучной общественностью, сигналом: время классно-урочно-предметной системы образования закончилось. (А. А дамский)

· Как случилось, что изобретение Я. А. Коменским великой дидактической системы превратилось в жестко-авторитарную школу?

· То, что система перестала удовлетворять требованиям времени, — это возможно, но почему в ней процветает авторитаризм и не приживается сотрудничество?

· Прав ли, по вашему мнению, автор статьи в своих выводах о том, что классно-урочная система полностью себя исчерпала?

Обсуждаем высказывания о смысле учения и воспитания в жизни человека

Повторение - мать учения, но смертельный враг творчества.

Л. Мартынов

Час работы научит больше, чем день объяснения.

Ж. Ж. Руссо

Жизнь похожа на урок алгебры. Как только вы решите одну задачу, учитель задает следующую.

Дж. Дент

Кто умеет воодушевлять людей, тот может отказаться от принуждения

В. С. Гроссман

Первым ключом мудрости является постоянное и частое вопрошание.

Пьер Абеляр

,,.более разумен сельскохозяйственный подход: создайте хороший климат, обеспечьте соответствующую подкормку и предоставьте людям расти самим по себе. Вот тогда они вас удивят.

Мак Грегор

Жаль, что не существует учебного заведения, где учили бы слушать. Ведь хорошему управляющему надо уметь слушать не меньше, чем говорить.

Ли Якокка

От правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа.

Дж. Локк

Счастье человека - где-то между свободой и дисциплиной. Одна свобода без строгой дисциплины и правила без чувства свободы не могут создать полноценную человеческую личность.

И. П. Павлов

2. Обобщаем и систематизируем знания

Задание 1. Заполнение таблиц.

Содержание работы. Проанализировав различные источники информации (см. список рекомендуемой литературы), заполните следующие таблицы:

* а) «Исторические формы и системы организации обучения».

Форма обучения Автор Время и место появления
Индивидуальная    
Индивидуально- групповая    
Белланкастерская система (взаимное обучение)    
Классно-урочная система    
Дальтон-план    
Йена-план    
Батавская система    
Мангеймская система    
План Трампа    

 

б) «Достоинства и недостатки исторически сложившихся форм организации обучения».

 

Форма обучения Сущность Достоинства Недостатки
Классно-урочная система      
Белланкастерская система      
Мангеймская система      
Дальтон-план      
План Трампа      

 

Задание 2. Составление схем исторически сложившихся форм организации обучения.

Задание 3. Презентация исторически сложившихся форм организации обучения.

Содержание работы. Работа в группах.

Учащиеся продолжают работать в сложившихся микрогруппах. Задача - за определенное время подготовить презентацию в любой творческой форме выбранной исторически сложившейся формы организации обучения.

И презентации должны быть отражены признаки, сущность, особенности организации учебного процесса, достоинства и недостатки выбранной исторически сложившейся формы организации обучения.

Проверяем себя

· Выберите правильный ответ.

1. Самой древней формой организации обучения является:

а) классно-урочная; б) индивидуальная; в) Белланкастерская; г) групповая.

2. Научное обоснование классно-урочной системе обучения впервые дал: а) К. Д. Ушинский; б) Дж. Локк; в) И. Гербарт; г) Я. А. Коменский.

3. В каком типе учебного заведения была впервые применена классно-урочная система обучения: а) в начальной школе; б) в средней школе; в) в братской школе; г) в гимназии.

4. Когда впервые появилась классно-урочная система обучения: а) в период античности; б) в средние века; в) в XVI веке; г) в XVII веке.

5. Белланкастерская система является системой: а) совместного обучения; б) парного обучения; в) группового обучения; г) взаимного обучения.

6. Кто автор Батавской системы обучения: а) И. Зиккингер; б) Дж. Кеннеди; в) Е. Пархерст; г) Э. Торндайк.

7. Кто автор Мангеймской системы обучения: а) В. Келер; б) К. Коффка; в) И. Зиккингер; г) Е. Пархерст.

8. Как в системе взаимного обучения назывались лучшие ученики, назначаемые для обучения других: а) декурионы; б) мониторы; в) консультанты; г) десятники.

9. Как назывался видоизмененный Дальтон-план, используемый к советской школе: а) бригадно-лабораторный метод; б) групповой метод; в) липецкий метод; г) метод проектов.

10. Какая система обучения органически сочетает в себе коллективные, групповые и индивидуальные формы обучения: а) классно-урочная; б) план Трампа; в) Мангеймская; г) индивидуально-групповая.

Вопросы для обсуждения

1. Форма обучения, ее признаки.

1. Разновидности форм обучения, взаимосвязь между ними.

2. Формы организации обучения.

3. Организационные формы обучения.

4. Вспомогательные организационные формы обучения в современной школе:

· семинарские занятия

· лабораторные, практические занятия, практикумы

· факультативные занятия в школе

· экскурсии

· домашняя учебная работа

·.внеурочная, внеклассная, внешкольная учебная работа.

5. Постройте модель форм обучения.

   

 

Примечание:

основной акцент на занятии следует сделать на раскрытии 5-го вопроса (он не рассматривался в лекции). Для этого каждый студент должен подготовить короткое сообщение (до 10 минут) об одной из вспомогательных форм обучения и выступить с ним в роли учителя перед группой (т.е. донести его так, чтобы каждый студент понял материал, успел записать, задать уточняющие вопросы, получить компетентные ответы и т.п.)

При оценивании докладчиков (а это делает вся группа) обращается внимание не только знаниям педагогики, но и уровню преподавательских умений: выделять главное, соотносить диктовку с рассказом, держать оптимальный темп работы, умение уточнять, отвечать на вопросы, вести полемику, держать внимание слушателей, владеть речевыми интонациями и др.

 

4. Спросим у себя

4.1. Что нового и интересного я узнал на занятии?

4.2. Как эти знания я буду использовать в профессиональной деятельности?

4.3. Что мне было непонятно и показалось сложным?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: