Социализация, как процесс формирования




Личности.

 

Формирование личности, как объекта общественных от­ношений рассматривается в контексте двух взаимосвязанных процессов - социализации и идентификации.

Социализация – это процесс усвоения индивидом образ­цов поведения, ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.

Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых чело­век приобретает социальную природу и способность участво­вать в социальной жизни. В процессе социализации прини­мает участие все окружающее индивида: семья, соседи, свер­стники в детских заведениях, школе, средства массовой ин­формации и т. д. Для успешной социализации (становления личности), необходимо действие трех факто­ров: ожидания, изменения поведения и стремление соответст­вовать этим ожиданиям. Процесс формирования личности, по его мнению, происходит по трем различным стадиям: 1) под­ражания и копирования детьми поведения взрослых, 2) игро­вой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли, 3) стадии групповых игр, на которых дети учатся пони­мать, что от них ждет целая группа людей.

Многие утверждают, что процесс социализа­ции продолжается в течение всей жизни человека, и утвер­ждают, что социализация взрослых отличается от социализа­ции детей несколькими моментами: социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время как социали­зация детей формирует ценностные ориентации.

Идентификация – это способ осознания принадлежности к той или иной общности. Через идентификацию дети прини­мают поведение родителей, родственников, друзей, соседей и т.д. и их ценности, нормы, образцы поведения как свои соб­ственные. Идентификация означает внутреннее освоение цен­ностей людьми и представляет собой процесс социального научения.

Процесс социализации достигает определённой степени завершённости при достижении индивидуумом социальной зрелости, которая характеризуется обретением личности ин­тегрального социального статуса.

В 20 веке в социологии запада утвердилось понимание со­циологии как той части процесса становления личности, в ходе которого формируются наиболее общие распространен­ные черты личности, проявляющиеся в социологически - ор­ганизованной деятельности, регулируемой ролевой структу­рой общества.

Основным органом первичной социализации cчитается семья, где закладываются фундаментальные мотивационные установки личности. Социализация – сложный, многосторонний процесс обще­ственного формирования и развития личности, происходящий под воздействием социальной среды и целенаправленной вос­питательной деятельностью общества.

Процесс социализации личности - это процесс превраще­ния индивида с его природными задатками и потенциальными возможностями социального развития в полноправного члена общества

В процессе социализации человек формируется как тво­рец материальных благ, активный субъект социального отно­шения. Сущность социализации можно понять при условии, что личность рассматривается одновременно как объект и субъект социального воздействия.

 

 

Воспитание, как процесс формирования

Личности.

 

На формирование личности человека огромное влияние имеет воспитательное воздействие окружающей социальной среды.

Воспитание - это процесс целенаправленного воздействия на человека со стороны других людей, взращивание личности.

Возникает вопрос. Что же играет определяющую роль в формировании личности, её социальной активности и созна­ния – внешне высшие сверхестественные, природные силы или же социальная среда? В концепциях наибольшее значение придается нравственному воспитанию на основе принесения «вечных» идей человеческой морали осуществляемого в форме духовного общения.

Проблема воспитания – одна из вечных социальных про­блем, окончательное решение которой в принципе не воз­можно. Воспитание остается не только одной из самых массо­вых форм человеческой деятельности, но и продолжает нести основную нагрузку по формированию человеческой социаль­ности, поскольку основная задача воспитания – изменения человека в направлении, определенном общественными по­требностями. Воспитание – деятельность по передаче новым поколениям общественно – исторического опыта, планомер­ное и целенаправленное воздействие, обеспечивающее форми­рование личности, её подготовку к общественной жизни и производительному труду. Рассматривая воспитание как функцию общества, которая состоит в сознательном воздейст­вии на индивида с целью подготовки выполнения им той или иной общественной роли путём передачи ему накопленного человечеством социального опыта, выработки определенных черт и качеств, можно определить специфичность предмета социологии воспитания. Социология воспитания – формиро­вание личности как конкретного носителя социальности с оп­ределенными мировоззренческими, нравственными, эстетиче­скими установками и жизненными устремлениями в резуль­тате воспитания как целенаправленной деятельности обще­ства. С одной стороны, воспитание личности направленно на приобщение человека к ценностям культуры, с другой сто­роны – воспитание состоит в индивидуализации, в обретении личностью собственного «Я».

При всей важности целенаправленной воспитательной деятельности решающее значение для формирования личности с сознательными чертами, принципами поведения, имеет все же само по себе влияние конкретных условий жизни.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: