СОТЕРИОЛОГИЯ
(учение Библии о спасении)
Введение
A. Предварительные замечания: трудности в изучении.
Внимание!!! Взрыв мозга!!! |
· Существует огромное количество различных точек зрения на спасение.
· Веками ведутся Богословские споры о природе, инструментах и свойствах спасения.
· В Библейском учении о спасении есть множество парадоксов - кажущихся противоречий, которые не вписываются в человеческую логику.
Мнение: Если уж богословы с мировым именем не могут разобраться в этом вопросе и прийти к единому мнению, то куда уж мне, простому рядовому члену церкви! Раз все так сложно, то пусть богословы и спорят об этом.
Ответ: Втор.29:29 - Сокрытое [принадлежит] Господу Богу нашему, а открытое - нам и сынам нашим до века, чтобы мы исполняли все слова закона сего.
Некоторые причины сложности этого учения:
a. Грех – серьезнейшее нарушение Божьего мироустройства, поэтому решение не может быть простым!
b. Грешник склонен искать «свой путь» в спасении, и поэтому часто привносит свои «пять копеек» в Божий замысел.
c. Ограниченность – мы не можем всего знать и понимать в совершенстве.
B. Предмет изучения
Сотериология (от греч.: сотерия) – учение Библии о спасении.
В каком ключе и с каких богословских позиций нужно преподавать учение о спасении? Об этом учении много спорят потому, что изучая или перенимая богословские варианты учения о спасении, выбирают тот, который больше импонирует. Но надо помнить, что человеку, даже верующему, часто импонирует то, что ублажает его плоть, поднимает его в его же собственных глазах (например, похвала, лесть, почтение и т.д.).
Спасение в Писании описано применительно к различным сферам бытия и обстоятельствам.
· спасение от врагов (Чис.10:9)
· от опасностей (Пс.33:5)
5 Я взыскал Господа, и Он услышал меня, и от всех опасностей моих избавил меня.
· от неблагоприятных факторов (Пс.32:18-19)
18 Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его, 19 что Он душу их спасет от смерти и во время голода пропитает их.
· от физической смерти (Пс.32:19),
· от грехов (Мф.1:21)
21 родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их.
· от искушений (2 Пет.2:9)
4 Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания; 5 и если не пощадил первого мира, но в восьми душах сохранил семейство Ноя, проповедника правды, когда навел потоп на мир нечестивых; 6 и если города Содомские и Гоморрские, осудив на истребление, превратил в пепел, показав пример будущим нечестивцам, 7 а праведного Лота, утомленного обращением между людьми неистово развратными, избавил 8 (ибо сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные) - 9 то, конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания, 10 а наипаче тех, которые идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших, 11 тогда как и Ангелы, превосходя их крепостью и силою, не произносят на них пред Господом укоризненного суда.
· от вечной погибели (Фил.1:27-28 – противопоставление погибели и спасения)
27 Только живите достойно благовествования Христова, чтобы мне, приду ли я и увижу вас, или не приду, слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую, 28 и не страшитесь ни в чем противников: это для них есть предзнаменование погибели, а для вас - спасения.
Предметом нашего изучения является спасение, ведущее к вечной жизни, поэтому мы не будем уделять много внимания спасению человека от опасностей, касающихся только земной жизни.
C. Важность предмета
А). Учение о спасении важно для каждого человека, так как оно раскрывает вечную участь всех без исключения людей – спасенных и неспасенных
Отк. 20:15
15 И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное.
Отк.21:3
3 И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их.
Ин.3:18
18 Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия.
Б). Учение о спасении важно, так как оно открывает и объясняет единственный путь спасения людей
Деян.4:12
11 Он есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения, 12 ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись.
В). Учение о спасении в полноте раскрывает любящий и милосердный характер Бога
Пс.85:5
4 Возвесели душу раба Твоего, ибо к Тебе, Господи, возношу душу мою, 5 ибо Ты, Господи, благ и милосерд и многомилостив ко всем, призывающим Тебя.
1 Ин.4:9
9 Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него.
Термины, относящиеся к спасению
Спасение является делом Божьим, описание которого в достаточно полном объеме возможно только через освещение составных частей Его труда, а именно: искупление, предузнание, избрание, призвание, покаяние, вера, возрождение, обращение, оправдание, усыновление, освящение, прославление.
Но так как время для изучения ограниченно, мы рассмотрим лишь некоторые аспекты спасения:
1. Спасение
Благодать