Благодаря благодати:
· Мы избраны (Рим.11:5-6 - 5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток. 6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.; Еф.1: 3-6 доп.)
· оправданы (Рим.3:24 - 24 получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе,),
· спасены (Еф.2:8-9 - 8 Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: 9 не от дел, чтобы никто не хвалился.)
· веруем (Деян.18:27 - 27 А когда он вознамерился идти в Ахаию, то братия послали к [тамошним] ученикам, располагая их принять его; и он, прибыв туда, много содействовал уверовавшим благодатью,),
· укрепляемся (2 Тим.2:1 -1 Итак укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом,)
Божий метод оправдания противопоставляется человеческим попыткам оправдаться перед Богом своими силами!!!
Рим.11:6 - 6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.(см. так же Гал.2:21).
D. Различные взгляды на действие благодати:
a. Пелагианский и либеральный: благодать – это врожденная способность творить добро.
«…благодать сводится к природным качествам человека: совести, разуму и свободной воле (способности выбирать добро или зло), - дарованным Господом каждому человеку при сотворении. … Творец наделил человека способностью (posse) повиноваться Ему, но воля (velle) к повиновению и, соответственно, бытие (esse) входят в сферу ответственности каждого человека. Пелагиане решили, что все люди способны прожить без греха и обрести спасение своими силами, без какой-либо особой благодати от Господа»
b. Полупелагианский и католикический: благодать – это божественное вспоможение, сопутствующее человеческим усилиям.
«…Потомки Адама унаследовали нравственную и духовную немощь, но не лишились способности делать добро. Будучи образом Божьим, необращенный человек проявляет стремление к Богу, на которое последний отвечает при крещении освящающей благодатью. Сказать, что первый шаг к спасению происходит с человеческой стороны значит, что душа человеческая должна усовершенствоваться, чтобы обрести благодать».
«Так уж устроен человек, чтобы желать приобщиться к Божьей семье, и он должен сделать к этому шаг. Милосердие же Господне помогает желающим и поддерживает начинающих. … Но первый шаг должны сделать мы, чтобы Он довел его до конца»
Тридентский собор (1547) оспорил определение благодати, данное реформаторами. Участники собора утверждали, что это не незаслуженная благодать, а божественная сила, помогающая человеку претворять в жизнь добрые желания свободной воли.
c. Арминианский: благодать универсальна, не дифференцированна, первична по отношению к любым делам.
Отметается существенное различие между общей и особой благодатью, разница между которыми видится лишь в степени, а не в качестве.
«Предварительная благодать устраняет парализующее влияние греха на разум, восстанавливает нравственную свободу, обличает в грехе и располагает сердце человека к Богу. Ее освобождающее воздействие позволяет необращенным действовать вкупе с Богом (синергизм) и принимать Евангелие. Благодаря предварительной благодати все люди de facto пользуются благодатью.
Основные черты арминианства, имеющие отношение к данной теме:
· частичная развращенность (partial depravity)
· универсальная преодолимая благодать
· полупелагианская концепция взаимодействия человека с благодатью Божьей
· возможность отпадения от благодати истинных верующих
Сам Якоб Арминий критиковал разделение благодати на общую и особую. Благодать Божья, по его учению, - это недифференцированная доброта к грешникам, производящая в них спасение. Арминий говорил также об универсальности благодати. Бог дает благодать всем людям, чтобы они покаялись и уверовали.
«Благодать предшествует всему… она воодушевляет, помогает, воздействует, дабы мы возжелали, и содействует, дабы желание наше не стало тщетным» (Arminius, The Works of James Arminius, 2:700).
Идею о предварительной (предшествующей) благодати Арминий вывел из учения о справедливости Божьей:
Было бы нечестным со стороны Господа, осудить большую часть человечества, которая попросту не могла уверовать, не имея благодати. Более того, в таком случае никто не был бы ответственен за свои грехи.
Наконец, благодать для Арминия «преодолима» - свободная воля может ее принять или отвергнуть.
«Благодать, не всемогущее Божье деяние, которому нельзя воспротивиться свободной волей».
Такое понимание предварительной благодати дало Джону Уэсли возможность утверждать, что Христос невидимо действует в не ведающих Спасителя душах, даруя им возможность внутренне откликнуться на Его призыв.
А Ричард Уотсон (Richard Watson), методистский богослов-систематик, позднее говорил, что язычники благодаря универсальной предварительной благодати имеют все необходимое для спасения. Он пришел к выводу, что добродетельные язычники во все времена спасались даже без письменного откровения или ясной проповеди Евангелия.
d. Кальвинистический: благодать – это суверенное Божье благоволение, сохраняющее всем жизнь и приводящее избранных ко Христу.
Протестанты кальвинистского толка не отрицают ни общей, ни особой благодати.
Сторонники кальвинистской точки зрения утверждают, что:
(1) спасительная благодать Божья предшествует любым прославляющим Христа и прочим богоугодным делам;
(2) действие спасительной благодати всегда достигает цели (особая благодать непременно изменит сердца людей, которых Отец дал Сыну);
(3) спасительная благодать действует на отдельно взятых людей (индивидуально);
(4) как общая, так и особая благодать существуют лишь благодаря подвигу Иисуса Христа.
Августин называл три характеристики благодати:
во-первых, она незаслуженна (Божье благоволение обращено к грешнику просто так, а не в ответ на какие-либо его действия или добродетели); во-вторых, она достигает цели, и, в-третьих, она действует тайно. Благодатные благословения “даруются таинственным провидением Господа, чьи мысли неисследимы и пути неизведанны”. Действие благодати начинается до спасения и продолжается при освящении и прославлении.
Вывод: инициатива по спасению человека целиком принадлежит милостивому самодержавному Богу, а не греховному, заблудшему, духовно слепому и осужденному человеку, Божьему врагу (Кол.1:12-13; 1 Фес.5:9 - 9 потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа).