Отрывок из статьи А.Я. Чадаевой




«Много див ты хранишь, заветлужская даль вековая...»

Возле храма Вознесения, в церковной ограде под сенью, стояла на столбиках колода, а в колоде покоились мощи старца Евстафия. Давно, наверное, жил этот старец, если в книге «Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии», 1863 года издания сказано, что с незапамятных времён почитает его местное население «за святого и чествует служением литий на его могиле». Прямо под сенью росла берёза, изогнулась, будто плакальщица, над гробом старца, который славен был, видно, своей праведной жизнью и молитвенностью. Говорят, в Челпанах, возле Фёдоровского, была у него пещера, в которой он и обитал. С трепетом и благоговением многие поколения людей поклонялись мощам старца Евстафия, весной брали сок у берёзы, отщипывали маленькие кусочки коры.

Потом пришли другие люди, свои же, только безбожники. С гиканием и хохотом вытаскивали из-под сени колоду с мощами старца Евстафия и пускали её вниз по течению реки. С плачем и сокрушением сердца о заблудших своих чадах вылавливали верующие из реки колоду, водружали её в церковь.

Так было до 1937 года, до великого двунадесятого праздника Вознесения Господня. И туча-то надвинулась небольшая, но вышла из неё молния и попалила в день Вознесения Вознесенскую церковь вместе с мощами старца Евстафия, чтобы не над чем было более кощунствовать. Всё сгорело дотла. Осталась только согбенная старая берёза.

Сейчас нет там ни берёзы, ни колоды, ни храма. Но осталась благодать святого намоленного места. И ещё - ниже, по склону, бьётся, пульсирует чистейшей воды ключик. О нём говорят: «ключик старца Евстафия», наполняют целительной влагой сосуды, молятся, точно возле Силоамской купели. Стояли и дети воскресной школы, и священник служил панихиду старцу Евстафию...

Газета «3емля Ветлужская» №116

от 12 октября 1996 года.

 

В нашем крае, объединяющим началом всего служит река Ветлуга. Жители говорят о себе «Мы с Ветлуги-реки» и называют себя ветлугаями. Сейчас, к сожалению, преобладает потребительское отношение к воде. Однако при более внимательном изучении вопроса взаимодействия человека и водных источников открывается интересная картина.

С XIII века на Ветлуге стали строиться христианские храмы. Одним из главных христианских обрядов является обряд крещения. Интересно то, что воду, использованную при крещении, в нашей церкви (Екатерининской) сливают в специальный неглубокий колодец, который находится вблизи церкви и предназначается только для этой цели.

В храме, на ключах, на реке проводятся водосвятные молебны. В Крещение на реке освящалась вода. Прорубь готовили заранее. Прорубали в виде креста, набирали воду, возили её в церковь, где после службы её могли взять верующие. Богослужение проходило и на реке. В последние годы воду из реки в черте г.Ветлуги не берут, и молебны у проруби не служат, т.к. вода не достаточно чистая. А вот молебны на ключах стали более частым явлением. Например, жители с.Макарьевского в ночь на Крещение собираются у ключа о.Феодора. Так как церковь в селе не действует, священника нет, то молятся самостоятельно. Читают молитвы, тропарь по освящению воды, акафист великомученику Феодору Стратилату, набирают водичку из родника, обливаются, умываются.

На ключах старца Герасима водосвятные молебны бывают в Крещение, в Ильин день (2августа), в Макарьев день (7августа). Так как старец Герасим не канонизирован официально церковью, молитвы специальной ему нет, жития его тоже, то люди, приходящие за водой, чаще всего читают «Отче наш», «Богородицу», или, набирая воду, обращаются к ст. Герасиму со словами: «Старец Герасим, моли Бога о нас грешных», «Старец Герасим, исцели своею благодатью», «Старец Герасим, помоги мне грешному (ной)».

С.А. Зуев рассказывал об интересном обряде в с.Макарьевском, который он наблюдал будучи ещё ребёнком в начале 30-х годов в день Преображения Господня (19августа). При стечении всех жителей села, священник храма во имя преп. Макария Унженского служил на реке водосвятный молебен, после службы купали лошадей. Дети плавали на лошадях, обливали их водой. Такой обряд ему удалось увидеть всего один единственный раз.

Старые жители города Ветлуги и окрестных населенных пунктов всегда очень заботятся о своих колодцах. Стараются содержать их в порядке, откладывают деньги, копят их на сруб, на ремонт колодца. И это неспроста, так как колодец - это не только вода, жизнь всего хозяйства, но и святое место. При копке колодца раньше соблюдали определённый порядок. Совершалась молитва перед началом работ, после их окончания освящалась вода. Колодец - это святое место, осквернение его - грех.

 

На территории нашей Проновской сельской администрации существует ключик, который знают и любят в нашем селе Новопокровском. Это ключик «Малиновка».

 

Это ключик возле ранее существовавшей деревни Малиновка. Вода в нем просто очень чистая и очень вкусная, ее пьют на жарком сенокосе, привозят домой, чтобы получить необыкновенно вкусный чай. Этот ключик все знают. Он благоустроен, сделан сруб.

 

 

Вода в ключике «Малиновка» не замерзает даже при

тридцатиградусном морозе.

В нашем селе Новопокровском сохранились обряды и таинства связанные с водой, вернее их элементы.

На Крещение в пруду пропиливают проруби и купаются, считая, что купание в крещенской воде смывает накопленные за год грехи.

 

Житель с. Новопокровского Соболев Е.С. 19.01.2010г.

Практически все жители села привозят из церкви крещенской воды домой, освящают свои дома, умываются крещенской водой, пьют ее натощак, чтобы избавиться от болезней.

 

В..Троицкой церкви г. Ветлуга. 20.01.2010г.

Водная стихия обладает очищающим действием для тела и для души человека.

Сенникова Валентина Васильевна (родилась 25 июня 1953 года в д. Скрябино Мошкинского сельского совета) рассказывает:

«Когда у Вас перекосило лицо, то нужно взять непитой воды (чтобы из этого ведра никто не пил). Сделать руки вместе ладонями вниз и так умываться по заре и приговаривать: «Как заря сходит, так и болезнь с рабы божией Валентины».

 

Когда Вас ограбили нужно взять воды с трёх колодцев (чтобы колодец колодца не видел). Налить в банку воды и вынести на улицу. Вылить на землю крестом и приговаривать: «Бойконький сам налетит, тихонького водой нанесёт».

 

Вы купили новый дом. Первую как обычно впускают кошку, а затем нужно сбрызнуть святой водой все углы.

Вы купили корову, привели её во двор, а она ревёт днём и ночью - это у неё тоска. Нужно взять воду и умывать корову по заре или же привести её на пруд. Но непросто умывать, а приговаривать: «Как заря сходит, так и тоска сходит с моей коровушки».

После купания ребенка мама поливает его сверху водой приговаривая «С гуся вода, с лебедя вода, с Кирюшки вся худоба, все болезни убегайте, расти здоровым, умным, красивым, слушайся маму, папу, не обижай маленьких!»

Обычно цветы поливают простой водой, но если их полить святой водой, то они будут расти лучше и быстрее.

Если ребенок плачет и невозможно его успокоить, то используется несложный обряд сбрызгивания с трех угольков. Ребенок успокаивается.

 

 

 

 

Наша работа называется «Ожившие родники». Цель, которую мы поставили в начале работы, достигнута. Мы описали все Святые ключи Ветлужского района, узнали, как жители Ветлужского района относятся к воде. И были приятно удивлены, что люди, несмотря ни на что, очень верят в целебную, исцеляющую воду из Святых источников и бережно относятся к источникам.

Также познакомились с элементами народных традиций жителей нашего села Новопокровского, в которых используется водная стихия. Мы увидели таинственный, чудесный мир. Мы поверили в эти чудеса, как верят в них наши родители. Ведь не случайно каждый год в Крещение, 19 января, мы ходим на местный пруд, чтоб умыться крещенской водой, а самые отважные жители села Новопокровское – искупаться, окунувшись три раза в воде. И с каждым годом желающих умыться, искупаться и принести домой крещенской воды становится всё больше.

Мы побывали летом этого года на святых ключах старца Герасима в селе Макарьевском. Впечатления не передать словами. Это особое состояние успокоения всей сущности человека, очищение души.

Планируем организовать поездку в село Вознесение на святой ключ старца Евстафия.

Мы поверили в чудодейственную силу святой воды ветлужских источников.

 

 

1. В.Морохин «Легенды и предания Волги-реки» сост. Н.Новгород, 1999г.

2. Газета «Ленинское знамя», 1990 г.

3. Газета «Земля Ветлужская»,1992 г.

4. Газета «Земля Ветлужская», 2002 г.

5. Журнал «Даниловский благовестник», Москва. Спасо-Данилов монастырь,1995 г.

6. Зуев С.А. рукописная книга «Книга памяти» (из фондов Ветлужского краеведческого музея).

7. «Поветлужье. Проблемы природопользования.» г. Горький

1987г.

8. ЩегловаА.Н. Святые ключи Ветлужского района. г.Ветлуга

2003г.

 

 

Приложение.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: