– 10 000 руб. – отражена стоимость представительских расходов.
А вот в налоговом учете эти затраты отразить нельзя, поскольку представительских расходов нет в перечне, приведенном в статье 346.16 Налогового кодекса. Значит, эти расходы не участвуют в расчете облагаемой базы по «упрощенному» налогу.
Материалы и товары
Для того чтобы учесть материалы в составе «упрощенных» расходов, нужно выполнить одно условие – материалы оплатить поставщику.
Стоимость товаров уменьшает облагаемую базу по «упрощенному» налогу, если они:
· реализованы покупателю;
· оплачены поставщику.
Однако если фирма совмещает УСН и ЕНВД, то нужно выполнить еще два условия:
· товары (материалы) используют именно в «упрощенной», а не «вмененной» деятельности;
· на фирме организован раздельный учет этих материалов (товаров).
Чтобы организовать раздельный учет товаров, нужно открыть соответствующие субсчета к счету 41 «Товары». А чтобы раздельно учитывать материалы – субсчета к счету 10 «Материалы».
Но бывает так, что, получив те или иные ценности, бухгалтер еще не знает, где они будут использованы – во «вмененной» или «упрощенной» деятельности. Как действовать в такой ситуации, покажет пример.
Пример
ООО «Пассив» занимается оптовой и розничной торговлей бытовой техникой. Розничная торговля переведена на ЕНВД. Для опта фирма применяет упрощенную систему налогообложения.
Завод отгрузил «Пассиву» 10 холодильников по цене 8260 руб., включая НДС – 1260 руб. Общая стоимость поставки – 82 600 руб., включая НДС – 12 600 руб. Сначала все холодильники было решено продать оптом. Но сделка с оптовым покупателем не состоялась, и товары передали для розничной реализации.
Бухгалтер «Пассива» отразил это такими проводками:
ДЕБЕТ 41 СУБСЧЕТ «УСН» КРЕДИТ 60
– 70 000 руб. – отражена стоимость товаров, полученных для оптовой реализации;
ДЕБЕТ 41 СУБСЧЕТ «УСН» КРЕДИТ 60
– 12 600 руб. – входной НДС включен в стоимость товаров;
ДЕБЕТ 41 СУБСЧЕТ «ЕНВД» КРЕДИТ 41 СУБСЧЕТ «УСН»
– 82 600 руб. – переданы товары для продажи в розницу.
Распределение общехозяйственных расходов
По большинству расходов организация раздельного учета почти не вызывает сложностей. Проблемы возникают с затратами, необходимыми для работы компании в целом и которые невозможно однозначно отнести ни к одному из видов деятельности.
Допустим, фирма владеет сетью магазинов. Площадь торговых залов в некоторых из них меньше 150 м2, а в некоторых – больше. Соответственно, первые могут быть переведены на ЕНВД, а вторые – применять «упрощенку». Но, помимо этого, у компании есть еще и офис, где находится управленческий персонал (директор, бухгалтерия, менеджеры по сбыту и закупкам и т. п.). Затраты на содержание или аренду этого офиса, на ремонт и эксплуатацию автомобилей, на которых ездят «управленцы», зарплата этих сотрудников – вот далеко не полный перечень общехозяйственных расходов компании.
Как действовать в такой ситуации? Ответ дает пункт 8 статьи 346.18 Налогового кодекса.
Если расходы невозможно отнести к какому-то одному виду деятельности, их распределяют пропорционально доле доходов от соответствующего вида деятельности в общем объеме доходов фирмы.
Таким образом, определить часть того или иного общехозяйственного расхода, которая может быть принята в уменьшение налоговой базы по «упрощенному» налогу, можно по формуле:
Пример
ООО «Солнце» занимается двумя видами деятельности:
· распространение наружной рекламы;
· полиграфическое производство (печать открыток, буклетов, каталогов и т. п.).
Первый вид деятельности переведен на ЕНВД. А полиграфия – на «упрощенку» (объект налогообложения – разница между доходами и расходами).
За I квартал от продажи полиграфической продукции фирма получила 2 300 000 руб.
За этот же период доходы от распространения наружной рекламы составили 550 000 руб. Общая сумма доходов за I квартал – 2 850 000 руб. (2 300 000 + 550 000).
Затраты, которые нельзя отнести на какой-то один вид деятельности, в I квартале составили 230 000 руб. Все они оплачены и указаны в статье 346.16 Налогового кодекса.
Среди них:
· зарплата управленческого персонала – 130 000 руб.;
· плата за аренду офиса – 100 000 руб.
Для упрощения примера другие виды расходов фирмы не рассматриваются.
Удельный вес доходов от полиграфии в общей выручке равен:
(2 300 000 руб.: 2 850 000 руб.) × 100% = 80,7%.
Значит, сумма оплаченных общехозяйственных расходов, приходящихся на полиграфию, такова:
230 000 руб. × 80,7% = 185 610 руб.
А на деятельность, облагаемую ЕНВД, «Солнце» должно списать:
230 000 – 185 610 = 44 390 руб.
Итак, в книге учета доходов и расходов (раздел 1, графа 5 «Расходы, учитываемые при исчислении налоговой базы») бухгалтер покажет сумму 185 610 руб.
В бухгалтерском учете делают такие проводки: