ГОТФРИД ВИЛЬГЕЛЬМ ЛЕЙБНИЦ




Доклад: Рационалистические концепции Нового времени

Рационализм — направление в гносеологии, считающее разум основной формой познания. Рационализм уходит корнями в средневековую схоластику и, прежде всего, в реализм. Основные представители рационализма Нового времени: Рене Декарт, Бенедикт Спиноза и Готфрид Вильгельм Лейбниц. Основным источником познания с точки зрения рационалистов является неисчерпаемый в содержании разум. Рационалисты были сторонниками убеждения, что существуют врожденные наиболее общие идеи — идеи Бога, идеи бессмертия души, идеи числа и пр., которые служат основанием для познания более частных и единичных идей. Абстрактность и высокая обобщенность этих идей, а также невыводимость их из опыта придавали рационализму метафизический оттенок, а аксиоматичность начала познания роднила рационалистическую гносеологию с математикой.

Рационалисты признавали опытное познание несостоятельным, поскольку чувства могут быть недостоверными, поскольку представляют не объективное, а субъективное знание. При этом мир в целом может быть познан как явление, но сущность его может быть понятна только с помощью разума. Сущность бытия непостижима по определению и доступна только Богу, но человек может приблизиться к ней в познании.

Основоположником рационалистической философии Нового времени принято считать Рене Декарта.

РЕНЕ ДЕКАРТ

Основные труды. «Рассуждение о методе» (1637), «Размышления о первой философии» (1641), «Начала философии» (1644), «Страсти души» (1649).

Философское учение. Декарт представлял мироздание, состоящим из двух непересекающихся и действующих по своим законам субстанций: вещи мыслящей (rescogita) и вещи протяженной (res existin'). Материальные тела являются единичными воплощениями вещи протяженной. Основные свойства тел — продуцирование тепла и движение. Все живые тела являются биологическими механизмами.

Декарт, руководствуясь медицинскими сведениями того времени, впервые описывает рефлекторную деятельность, но механизм рефлекса будет объяснен только через полтора столетия. Декарт считает мышление продуктом деятельности души и не связывает его с телом. Мышление всеобъемлюще и происходит в нас само собою, оно означает понимать, желать, воображать и воспринимать. Мысли бывают двух видов: действия души и страсти души, т.е. определяемые волей и воспринимаемые разумом. Чувствовать, воображать и постигать — различные виды интеллектуальных действий, а желать, испытывать отвращение, утверждать, отрицать, сомневаться - действия волевые. В этой связи для любого суждения необходимы как мышление, так и воля. Действия воли шире, чем действия разума, поэтому человек может ошибаться в суждениях. В целом, Декарт ограничивает деятельность души волевыми и мыслительными актами, что подтверждается его знаменитым выражением: «Cogito ergo sum» (Мыслю, следовательно, существую).

По мнению Декарта, на физиологическом уровне местонахождением души в теле и, соответственно, органом, где происходит взаимодействие души и тела, является «шишковидная железа» (эпифиз). Декарт однозначно говорит, что только в головном мозге и через него возможны как душевные действия, так и регуляция человеческого тела. Головной мозг и душа через него принуждает тело двигаться. А по причине нахождения души в человеческом теле, она в большей степени осознает состояния тела, чем внешних объектов. Более того, чем моложе человек, тем более его душа погружена в тело, поэтому многие заблуждения идут у нас из детства. В юном возрасте человек больше полагается на желания, основанные на неверном познании, образы которого остаются с человеком на всю жизнь и практически не меняются.

Также Декарт различает восприятия на пассивные и активные. Пассивное восприятие — собственно восприятие в современном понимании данного слова, т.е. образы, возникающие при непосредственном воздействии объектов на органы чувств. Декарт называет этот вид восприятия пассивным, появляющимся через тело (страстью). Второй вид восприятия, где участвует только душа, в большей степени похож на воображение и отличается участием в этом процессе воли, направляющей на создание образа, т.е. произвольностью. По этой причине Декарт называет воображение активным восприятием (действием). Вместе с тем, по его мнению, есть и пассивные воображения, которые возникают без участия воли — это сны или мечты.

Декарт говорит и о том, что память относится к телесным явлениям. Если душа хочет что-либо вспомнить, она с помощью воли заставляет шишковидную железу попеременно наклоняться и направлять духи в различные участки мозга, пока те не встретят следов, оставленных тем предметом, о котором надо вспомнить. Декарт полагал, что все впечатления мозг сохраняет как губка, соответственно, воспоминание — это поиск нужного следа в головном мозге.

К страстям души Декарт относит и желания, например, направление волей тела к движению, в противовес он приводит другой вид желаний — направление мысли на нематериальный предмет, что по концепции Декарта является действием.

В том же контексте — отнесенности к душе или телу — Декарт размышляет о познании. Он видит два пути познания: опыт и дедукция. Опыт часто приводит к заблуждению, поскольку связан с телесными ощущениями. Дедукция же, наоборот, редко бывает ошибочной, даже у умов, мало привычных к мышлению. Правила дедуктивного мышления таковы. Во-первых, не принимать за истинное то, что не очевидно, т.е. сомневаться. Сомнение в любом познании хорошо, кроме как в руководстве собственными поступками. Во-вторых, делить каждое предположение на части так, чтобы каждую по отдельности можно было преодолеть. В-третьих, начинать познание с простого, постепенно переходя к более сложному. В-четвертых, подробно все описывать, чтобы не возникало мысли о каких-либо упущениях.

Таким образом, Декарт, продолжая линию средневековых реалистов, утверждает раздельность свойств души и тела. Кроме того, ограничивая деятельность души мышлением и волей, формулирует новый предмет психологии — сознание — за счет расширенных определений мышления и воли и отличая человека от животных именно способностью к осознанию. Большинство психических процессов Декарт относит к страстям души — полю взаимодействия души и тела, причем в этом случае тело воздействует на душу. Без продуцируемой активности души тело действует по принципам механики, что обуславливается его строением.

Декарт заложил основы рационализма как способа познания бытия, а также по-новому определил предмет психологии, с которым она выделится в самостоятельную научную область.

 

БЕНЕДИКТ СПИНОЗА

Основные труды. «О Боге, человеке и его счастье», «Трактат об усовершенствовании разума и о пути, которым лучше всего направляться к истинному познанию вещей», «Основы философии Декарта, доказанные геометрическим способом», «Богословско-политический трактат», «Еврейская грамматика», «Этика, доказанная в геометрическом порядке и разделенная на пять частей».

Философское учение. Философские идеи Спинозы по большей части изложены в трактате «Этика». Эта работа написана геометрическим способом, где основные положения его учения представлены как аксиомы, теоремы и леммы. В центре его философской доктрины лежит идея существовании единой субстанции, с помощью которой он стремился преодолеть дуализм Декарта в понимании мироздания. По мнению Спинозы, существует единая субстанция — Бог, которая есть причина самой себя и неизбежна в своем существовании. Бог действует по собственным внутренним законам, на него не влияют никакие внешние факторы, он абсолютно свободен. Субстанция имеет бесчисленное множество атрибутов (сущностных характеристик), в ряду которых res cogita и res existia — атрибуты мышления и протяженности, данные человеку для познания как взгляд изнутри и взгляд снаружи.

Кроме субстанции и ее атрибутов существуют модусы. «Под модусом я разумею состояние субстанции (Substantiae affectio), иными словами, то, что существует в другом и представляется через это другое». Модусы — это вещи, определенные, бесконечные и конечные во времени и пространстве, одно из состояний субстанции.

Антропологические и психологические взгляды. Сущность человека возможна, но не необходима. Спиноза допускает равновеликую вероятность существования и не-существования человека. «Следовательно, сущность человека составляет нечто существующее в Боге, что без Бога не может ни существовать, ни быть представляемо, иными словами, состояние или модус, выражающий природу бога известным и определенным образом». Человек есть соединение двух модусов — модуса мышления и протяжения, именно поэтому они (модусы) доступны ему для познания. Душа — модус мышления, а тело — модус протяжения. Душа как модус мышления, происходящая из атрибута мышления, бесконечна, т.е. она вечна.

У Спинозы, как и Декарта, существует представление о врожденных идеях (понятиях). Объектом души является тело, причем актуально существующее, поскольку человек воспринимает состояния своего тела, поэтому человеческое тело существует так, как человек его ощущает. Душа есть познание человеческого тела. Тело и душа образуют единство, поэтому тело — это протяженная душа, а душа — мыслящее тело.

Образы восприятия формируются при непосредственном воздействии вещей на тело. Образы восприятия могут быть ложными, поскольку формируются в отсутствии понятий. Душа воспринимает не только состояния тела, но и идеи этих состояний, т.е. рефлексирует, и образы восприятия становятся более четкими. При этом идеи состояний тела — смутные, поэтому душа познает тело не всегда адекватно. Все понятия истинны, так как относятся к Богу. Память имеет ассоциативную природу: вспоминая одну вещь, мы тут же вспоминаем и те вещи, которые сопутствовали ей при восприятии. Память при этом сцеплении идей, выражающих природу вещей, сообразно состояниям тела, которые были вызваны взаимодействием тела с этими вещами. Мышление — атрибут Бога, в нем содержатся адекватные и всеобщие идеи (понятия).

Взаимосвязь души и тела проявляется прежде всего в аффектах. «Аффект, называемый страстью души, есть смутная идея, в которой душа утверждает большую или меньшую, чем прежде, силу существования своего тела или какой-либо его части и которой сама душа определяется к мышлению одного преимущественно перед другим». Аффекты могут быть активными и пассивными.

Спиноза выделяет три аффекта: желание, удовольствие (радость) и неудовольствие (печаль). Все остальные аффекты образуются из этих трех. При этом радость — пассивное состояние, через которое душа приходит к большему совершенству, а печаль — состояние, через которое душа приходит к меньшему совершенству. Аффект удовольствия, относящийся к душе и телу, Спиноза называет приятностью или веселостью, а аффект неудовольствия — болью или меланхолией. Аффекты возникают параллельно познанию, т.е. любой познавательный акт сопровождается аффектом, к какому бы виду познания он не принадлежал. Кроме того, желание и удовольствие больше способствуют познавательной способности души, а неудовольствие препятствует познанию. Спиноза подчеркивал субъективность отражения реальности через аффекты. Сколько существует воздействующих на нас идей, вещей и состояний тела, столько существует и аффектов, причем эти аффекты будут индивидуальны для каждого человека. Один и тот же объект может вызывать у разных людей, так же как и в разное время у одного и того же человека, различные аффекты. Спиноза подчеркивал уникальность мотивационно-эмоционального репертуара человека. В целом, под аффектом Спиноза подразумевал то, что в отечественной психологии В. Н. Мясищев определял как отношение, включающее в себя когнитивный, эмоциональный и конативный (мотивационный) компоненты. Примером этому может служить связь желания и двух других аффектов: если человек испытывает удовольствие от чего либо, он к этому стремится, причем сильный аффект стимулирует большее желание, чем слабый. Наличие двух противоположных аффектов одновременно Спиноза называл душевным колебанием, что в современной психологии чаще определяется как внутриличностный конфликт.

Спиноза также разграничивает стремления человека на волю, желание и влечение. Более того, градация влечения и желания по признаку осознанности до сих пор присутствует в теории общей психологии.

ГОТФРИД ВИЛЬГЕЛЬМ ЛЕЙБНИЦ

Основные труды. «Рассуждение о метафизике», «Новая система природы и общения между субстанциями, а также о связи, существующей между душою и телом», «Новые опыты о человеческом разуме», «Опыты теодицеи о благости Божией, свободе человека и начале зла», «Монадология», «Об искусстве комбинаторики», «Об истинном отношении круга к квадрату».

Философское учение, Лейбниц, как и Спиноза, в определенном ключе пытался переосмыслить и объединить все имеющиеся на тот момент философские знания от Античности до своего времени. Лейбниц предполагал, что мир состоит из монад, неделимых сущностей, в основе которых лежит психическое. Психическое неуничтожимо, в этом смысле все души бессмертны. Также психическое не подчиняется законам механики, а существует сообразно собственным законам, гак Лейбниц вводит в науку психический детерминизм. Тело — естественная (природная) машина. Ни одна душа, кроме Бога, не освобождена от тела. Все тела изменяются, постепенно развиваясь и свертываясь. Полное преобразование тела возможно (из гусеницы в бабочку), но переселения душ не бывает, хотя телесные изменения могут быть кардинальны. Тело не столько соединено с душой, сколько существует согласно с ней, при этом каждое живет по своим законам. «Душа следует своим законам, тело — также своим; и они сообразуются в силу гармонии, предустановленной между всеми субстанциями, так как они все суть выражения одной и той же Вселенной». Так Лейбниц обосновывает психофизический параллелизм.

Изменение в состоянии монады Лейбниц называл перцепцией, которое должно быть отличаемо от апперцепции, т.е. сознания. Перцепции, по мнению Лейбница, могут быть неосознаваемыми, таким образом, он впервые выдвигает идею бессознательного как элемента психики. Перцепции порождают стремления, следовательно, познающее начало первично по отношению к мотивации. Основные свойства монад — это стремления и восприятия, активное и пассивное начала.

Простые монады — энтелехии — несут в себе лишь неотчетливые восприятия и их изменения. Монады-души — более сложные субстанции, обладающие стремлениями, более четкими восприятиями и памятью. Монады-духи (разумная душа) отличаются большей сложностью и наличием сознания и самосознания, принадлежат человеку. Несмотря на то, что человеческая душа стоит выше всех других монад, она включает в себя все предыдущие ступени развития и может находиться как в бессознательном состоянии, так и в состоянии смутных восприятий, а также ясно осознавать.

Память имеет ассоциативный механизм, представляя собой последовательность идей, в этом свойстве она подобна, но не тождественна рассудку. Лейбниц считал, что люди, действующие на основании чувственного восприятия и памяти, сходны с животными, как, например, собака при виде палки вспоминает о боли, причиненной ей палкой. Ясность познания наступает с помощью разума и научного знания. «Равным образом через познание необходимых истин и через их отвлечения мы возвышаемся до рефлексивных актов, которые дают нам мысль о том, что называется я, и усматривать в себе существование того или другого; а мысля о себе, мы мыслим также и о бытии, о субстанции, о простом и сложном, о невещественном и о самом боге, постигая, что то, что в нас ограничено, в нем беспредельно. И эти-то рефлексивные акты доставляют нам главные предметы для наших рассуждений». Эволюция психического воплощает принцип непрерывности в работах Лейбница.

Учение Лейбница служит своеобразным переходом к немецкой классической философии. Предложенное им деление психической активности на перцепцию и апперцепцию ляжет в основу психологических концепций Канта, Вундта и других. Теория бессознательного (малых перцепций) феноменологически расширит предметную область психологии, ограничивавшуюся понятием «сознание». Впоследствии бессознательное или неосознаваемое станет одной из ключевых проблем теоретической и практической психологии.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: