ПЗ-4. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ЛОМОНОСОВСКОЙ ОДЫ




«Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны» 1747 года

1. Определите стихотворный размер оды.

Ода написана четырехстопным ямбом.

2. Выпишите из текста все встретившиеся эпитеты, объясните их.

Возлюбленная тишина – благодать, умиротворение.

щедрою рукою – одариваешь богатством.

Великое светило миру – солнце.

с вечной высоты – с неба.

вышний подал ей венец – благославил.
счастьем услаждаюсь – радуюсь

спокойством не меняюсь – дорожу миром

Петровы возвышали стены
До звезд плескание и клик – большая радость народа.

Он брег с весельем оставляет – оставляет только радость.

пламенные звуки – громкие радости.

лира восхищена – восхищённая похвала

грубостью попранну – безчинственную

В небесну дверь – на тот свет

щедростью твоей цветет – процветает

утвержденных рук – щедрых

очистит жилу – поможет

борей крылами – ветром

не метил луком – не охотился

дневного светила – солнца

кроткий глас – тихий голос

яры волны – большие волны

водных недр - глубины

велики имена – исторические личности

подать..ума плоды - вразумить

 

В пятой строфе из оды «На день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елизаветы Петровны» скрыт комплимент Елизавете в глубокой, нерасчленимой метафоре.
Чтоб слову с оными сравняться,

Достаток силы нашей мал;
Но мы не можем удержаться
От пения Твоих похвал;
Твои щедроты ободряют
Наш дух и к бегу устремляют,
Как в понт пловца способный ветр
Чрез яры волны порывает,
Он брег с весельем оставляет;
Летит корма меж водных недр.

Поэт сетует на то, что не имеет возвышенных слов, равных достоинствам Елизаветы, и тем не менее, решается эти достоинства воспевать. Чувствует он себя при этом как неопытный пловец, отважившийся в одиночку «чрез яры волны» переплыть «понт». Здесь пловца сопровождает попутный ветер так же, как автор вдохновляется деяниями Елизаветы.

3. Выпишите из текста образцы развернутых сравнений.

· «Твои щедроты ободряют

Наш дух и к бегу устремляют,

Как в понт пловца способный ветр

Чрез яры волны порывает»

· «там Лена чистой быстриной, как Нил»

· «Душа ее зефира тише,

И зрак прекраснее рая.»

4. Для чего, воспевая Елизавету, автор описывает деяния Петра Великого («Человека»)?

Елизавета Петровна была прямой наследницей своего отца - Петра I - человека, который смог открыть "окно в Европу" и ввел много преобразований в России. Ломоносов, как не только поэт, но и ученый, очень надеется, что Елизавета продолжит эти начинания (так и случилось), особенно его волновала сфера науки и искусства.

Найдите в тексте отсылку к известному Вам произведению Феофана Прокоповича.

В тексте присутствует отсылка на «Слово на погребение Петра великого»

«Великая Петрова дщерь
Щедроты отчи превышает,
Довольство муз усугубляет
И к счастью отверзает дверь.

Великой похвалы достоин,
Когда число своих побед
Сравнить сраженьям может воин
И в поле весь свой век живет;
Но ратники, ему подвластны,
Всегда хвалы его прнчастны,
И шум в полках со всех сторон
Звучащу славу заглушает,
И грому труб ее мешает
Плачевный побежденных стон.

Сия тебе единой слава,
Монархиня, принадлежит,
Пространная твоя держава
О как тебе благодарит!»

(В "Слове", а также в произнесенном полгода спустя "Слове на похвалу блаженныя и вечнодостойныя памяти Петра Великаго" с уже развернутой характеристикой царствования Петра I Феофан Прокопович заложил основы почитания преобразователя России в XVIII)

В Киеве Ломоносов всерьез заинтересовался теорией поэзии. Основанием для этого послужила «Поэтика» Феофана Прокоповича, составленная на основе курса лекций, прочитанных им в Киево-Могилянской академии.

 

5. Какую сторону деятельности императрицы воспевает автор?

Автор с первых строк высказывает своё отношение к Елизавете, акцентируя на том, что при нё правлении затишье. Взойдя на престол, она прекратила войну со шведами. Поэт выражает собственную уверенность в том, что со вступлением Елизаветы на престол в России наступит благоденствие. Ломоносов восхваляет щедрость Елизаветы, с благоговением говорит о её отношении к родине.

Почему он считает, что дни его и его современников – «благословенны»?

Мне кажется, что Ломоносов считал, что в эпоху правления Екатерины нельзя быть не счастливым, ведь она сделала большой вклад для России в развитие наук и обучения. Ломоносов был убеждён, что только в учении и занятии науками человек может быть счастливым.

«Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: