В зависимости от способа нанесения рисунка обои делятся на несколько типов:
1. Грунтованные обои: рисунок делается на предварительно окрашенной бумаге.
2. Негрунтованные обои: изображение наносится на белую или цветную бумагу.
3.Фоновые обои – это однотонное покрытие.
4. Обои с тисненным или рельефным узором. Такое покрытие хорошо скрывает мелкие неровности стен и потолков.
Существуют обои с мелким и крупным рисунком. Последние хорошо подходят для просторных помещений.
Обойный рисунок может быть контрастным и мягким. Контрастное изображение создаётся при помощи красок, резко различающихся по тону. Психологи считают, что такие рисунки обостряют эмоции. Мягкие переходы красок, наоборот, успокаивают; создают в помещении уют. Чем крупнее обойный рисунок, тем нежнее должна быть его расцветка.
Важно учитывать ориентировку изображения. Так, если обои наклеить полосами поперёк стены, то размер комнаты зрительно уменьшится. При этом надо обратить внимание и на расположение окон – источников света. Определённое освещение может подчеркнуть обойный узор.
Рисунок потолочных обоев должен сочетаться с расцветкой стен. Если помещение небольшое, желательно, чтобы узор потолочного и стенного покрытий совпадал. Красиво смотрится помещение, где рисунок на потолке сочетается с изображением на стенах по стилю. Например, в обоих случаях на покрытии – цветы и листья. Рисунок потолочных обоев должен быть немного меньше и светлее настенного узора.
Обойные рисунки рознятся не только по цвету и размеру, но и по содержанию. Здесь наибольшим многообразием отличаются бумажные покрытия. Рисунки делятся на сюжетные, абстрактные, орнаментные и имитационные.
|
Сюжетные изображения очень интересны. Обои разрисованы картинками на историческую или литературную тему. Завораживают рисунки экзотического содержания. Иногда росписью образцов для таких обоев занимаются даже известные художники. К этой же группе изображений относятся фотообои и фрески.
Абстрактные рисунки – это буйство линий и красок. Нередко такие изображения стилизуют под модные направления живописи: модернизм, импрессионизм. Кажется, будто бы обойные картинки нарисованы гуашью или акварелью.
Орнаментные рисунки могут быть художественными или геометрическими. Часто узор обоев напоминает традиционный русский орнамент.
Покрытие с имитационным рисунком напоминает ткань и искусственные отделочные материалы.
Всё это многообразие обоев позволяет сделать помещение стильным и комфортным. Кроме того, правильный выбор покрытия имеет даже воспитательное значение. Человека формирует среда, в которой он обитает. Так, детская комната Софьи Ковалевской была оклеена листами из учебника высшей математики. Девочка часами могла разглядывать длинные непонятные формулы на стенах. Прошли годы – Софья Ковалевская стала математиком с мировым именем.[6]
Производство обоев
Производство обоев является многопроцессорным и включает следующие технологические операции: грунтование, нанесение печати, отделку и раскатку обоев, их сортировку и упаковку.
Грунтование бумаги для обоев. Поверхностная обработка, или грунтование, осуществляется водной суспензией минеральных пигментов с целью придания бумаге гладкой равномерно впитывающей краски поверхности, имеющей определенный цвет, фактурность, свето- и водостойкость. Кроме того, пигментное покрытие, препятствуя проникновению ультрафиолетовой части света в бумагу, увеличивает светостойкость обоев.
|
Процесс грунтования может быть осуществлен непосредственно на бумагоделательной машине при выработке бумаги дл обоев подобно производству машиномелованной бумаги или на специально предусмотренных грунтовальных машинах. Применяемые для грунтования красочные суспензии подобны суспензиям для мелования и содержит в качестве основных компонентов белые и цветные пигменты и связующие; по мере надобности могут добавляться диспергаторы, пластификаторы, пеногасители, восковые эмульсии, красители и др.
В качестве связующих в составах для грунтования обоев применяются глютиновые клеи (костный и мездровый клеи), казеин, крахмал. В настоящее время частично или полностью глютиновые виды клея заменяются латексами, а крахмал – карбоксиматилцеллюлозой.
Введение латекса в грунтовальные суспензии позволяет решить вопрос влагостойкости поверхностного слоя.
Технология приготовления грунтовальных составов вклюсает следующие операции: подбор и составление цвета красок; дисперсирование пигментов; приготовление связующих веществ и других компонентов; смешение компонентов красочного состава и очистка его.
По способу разрывания нанесенного на поверхность бумаги состава грунтовальные машины классифицируются на щелочные, валиковые и шаберные; по способу сушки – с фестонными и камерными сушилками.
|
Наибольшее применение для грунтования бумаги находят грунтовальные машины с воздушным шабером. Бумага для обоев с раската проходит размоточное устройство и стол-накопитель, оборудованный ленточным конвейером, на котором она укладывается петлями и который позволяет производить смену рулона без останова машины. Пройдя направляющее седло, с помощью которого регулируется положение бумаги, полотно направляется к узлу нанесения грунта, предварительно пройдя систему валиков напряжения.
Для получения поверхностной окраски бумаги для обоев применяют устройство, обеспечивающее равномерную структуру покрытия и отличающееся простотой конструкции.[7]
Технология печатания. В обойной промышленности в основном применяются три технологии:
1. флексография (высокая печать);
2. глубокая печать (гелиогравюра);
3. трафаретная печать.
Флексография. Печатание осуществляется с помощью офсетных цилиндров с нанесенными на них формами высокой печати (принцип обычной канцелярской печати). Краска с печатной формы переносится тонким слоем на резиновую поверхность цилиндра, а с нее передается оттиск на бумагу. Каждый цилиндр соответствует определенному цвету. Печатание выполняется водяными красками и подвергается сушке в горячей печи.
Машина снабжена электронным оборудованием, которое бесперебойно обеспечивает правильную приводку рисунков и красок. Скорость печатания:
250-300 м/мин.
Достоинства:
1. дешевый способ печати, что сказывается на стоимости самих обоев.
Недостатки:
1. невозможность качественно воспроизвести мельчайшие детали рисунка, получить идеально четкие границы;
2. цилиндры требуют более частого ремонта, возобновления.
Глубокая печать (гелиогравюра). При этой технологии применяются гравированные формные металлические цилиндры. Каждый цилиндр соответствует определенному цвету. Рисунок разлагается на цвета на цилиндре с помощью растра с микроскопическими печатающими элементами, которые заполняются краской. Чем глубже гравировка, тем более яркий тон будет получен при печати. Регулируя глубину гравировки рисунка, можно получить различные оттенки одного и того же цвета. Краска переносится на бумагу, образуя много маленьких точек, которые, прибавляясь к точкам, нанесенным на другие цилиндры, воссоздают рисунок в его первоначальном цвете. Эта технология позволяет воспроизводить очень тонкие рисунки, а также достигать прозрачности и рельефности, сравнимых с прозрачностью и рельефностью, получаемыми при цветной фотографии. Скорость машин глубокой печати:
100-300 м/мин.
Достоинства:
1. высокое качество печати;
2. цилиндры долговечны в использовании.
Недостатки:
1. цилиндры дороги в изготовлении.
Трафаретная печать. Трафаретная печать используется при производстве вспененного винила.
При трафаретной печати не применяется цилиндр, а используется менее дорогостоящий, но и менее прочный трафарет, представляющий собой некоторое подобие сита. В нем заделывают отверстия (меши), которые не должны участвовать в печатании, а через не заделанные отверстия подают краситель. В качестве красителя для печати используется виниловая эмульсия, содержащая вещества, легко превращаемые в газ. Эмульсия подается во внутреннюю часть цилиндра, а затем через отверстия «сита» выдавливается на печатную поверхность. Величина отверстий (мешей) тесно связана с вязкостью применяемого красителя. Для начала печатается цветной фон, на который можно надпечатывать несколько цветных или нецветных красок, нанося их одну на другую. Только после наложения всех красок для получения рельефа изделия помещаются в печь для разбухания, в которой при температуре 220-240оС происходит высвобождение газов, и краска разбухает до пенообразного состояния. Различные толщины рельефности обеспечиваются разной величиной отверстия каждого трафарета.
Скорость этих машин составляет 40 – 60 метров в минуту, но можно печатать при удвоенной ширине. Эта небольшая скорость обусловливается временем реакции средств, содействующих набуханию.
Последнее время для производства виниловых обоев используют винилизированную бумагу, т.е. на подложку уже нанесен слой винила. Печатные машины наносят краску с добавлением ингибитора на виниловый слой. Затем рулон проходит через печь при высоких температурах и там, где нанесен ингибитор винил не вспенивается.
Нанесение ворса. Эта технология заключается в нанесении рисунка с помощью жидкого клеящего вещества. Печатная бумага проходит в «клеть», в которую подаются нейлоновые волокна, отсортированные по размеру (примерно 0,75 мм). Над бумагой вращается сетка, создающая электромагнитное поле, силовые линии которой имеют вертикальное направление. Таким образом, наэлектризованные нейлоновые волокна падают перпендикулярно поверхности бумаги и приклеиваются на нее в стоячем положении. Волокна, которые падают за пределы рабочей зоны, всасываются и возвращаются в поток. Таким образом, на выходе из «клети» ворсинки попадают только на рисунок. Затем бумага подается в печь, нагретую до 140о, в которой происходит затвердение клеящего вещества. После этого нейлоновые волокна окончательно закрепляются. В конце потока бумага разрезается на рулоны и помещается в отдельные коробки.
Технология нанесения ворса используется, в частности, для изготовления «велюра».
Для получения различных эффектов при печати комбинируются различные типы печати:
1. Флексография + трафаретная печать. Сначала на бумажную основу печатается рисунок методом флексографии, затем добавляется виниловая эмульсия, придающая рельефность.
2. Флексография + глубокая печать. Применяется для снижения себестоимости обоев. Детали, изображение которых не требует особой четкости, печатаются методом флексографии, тонкие, четкие фрагменты наносятся с помощью глубокой печати.
3. Глубокая печать, флексография + нанесение ворса. Рисунок наносится на бумагу методом флексографии или глубокой печати, затем на свободные от рисунка участки наносится ворс.[5]
Отделочные работы.
Тиснение – обработка бумаги нанесением на ее поверхность тисненого рисунка в виде сплошных углублений или штрихов для изменения ее фактуры.[7]
Применяется для получения дополнительных эффектов на обоях типа «симплекс» или «дуплекс». Полотно пропускается между двумя валами, один из которых имеет выпуклый рельеф, а второй – «негатив» того же рельефа (вогнутый).
Полученная после тиснения структура симплексных обоев не является ярко выраженной и может сглаживаться при нарушении технологии оклеивания (избыточном нанесении клея, использования разбавленного больше нормы клея и пр.)
Дуплексные обои сохраняют свою рельефность после наклеивания на стену благодаря наличию клеевого слоя между верхним и нижним полотнами бумаги. Обои подаются на тиснение в слегка увлажненном состоянии, затем осуществляется их окончатеельное просушивание. Рельеф получается сильно выпуклым и устойчивым.
Различают два вида тиснения дуплексных обоев:
1. общее тиснение;
2. тиснение в регистре.
Тиснение называют общим, если рельеф обоев никак не связан с напечатанным рисунком. Обои с таким типом тиснения недороги в производстве, т.к. один и тот же вал используется для тиснения разных дизайнов.
При тиснении в регистре рельеф обоев соответствует напечатанному рисунку. Обои получаются более «богатыми» и объемными. Цена их достаточно велика из-за необходимости изготовления отдельного вала для тиснения каждого рисунка.
Горячее тиснение. Используется для получения рельефа на гладком виниловом слое обоев. Полотно с нанесенным рисунком подается в нагревательную печь с температурой, позволяющей размягчить верхний виниловый слой. После чего полотно проходит в каландр, состоящий из двух цилиндров. Один цилиндр – направляющий, по которому полотно идет изнаночной стороной, на втором цилиндре выгравирован рельеф, который отпечатывается на размягченном виниловом слое. Затем производится резкое охлаждение полотна (водяное или воздушное), что позволяет зафиксировать нанесенный рельеф.
Варианты тиснения могут быть такими же, как и для обоев «дуплекс»:
1. общее тиснение;
2. тиснение в регистре.[5]
Раскатка обоев. Раскатка обоев производится на автоматических станках, имеющих максимальную скорость 120…130 м/мин. При раскатке производится сортировка обоев по артикулам, расцветкам; при этом выявляются дефекты, полученные в процессе грунтования и печатания рисунка. Пробелы (непрокрасы и непропечатки), склейки, рвань и загрязнения отрезаются. [7]