В целом понятие конкурентоспособности характеризует свойство объекта удовлетворять определенную конкретную потребность в сравнении с аналогичными объектами данного рынка. Конкурентоспособность можно рассматривать относительно самых разнообразных объектов: проектно-конструкторской документации, технологии производства продукции, отдельного проекта, отдельной фирмы (предприятия), отрасли, региона, страны в целом.
Конкурентоспособность предприятия — это способность обеспечить выпуск и реализацию конкурентоспособной продукции, т. е. такой, которая имеет какие-либо преимущества по сравнению с продукцией других товаропроизводителей.
Конкурентоспособность товаров закладывается, еще на стадии их проектирования. В процессе производства материализуются наиболее важные (определяющие) элементы конкурентоспособности изделий: качество и затраты. Моделирование и определение уровня конкурентоспособности продукции является необходимой предпосылкой ее продажи (реализации) на соответствующем рынке.
Определяя конкурентоспособность товара, производитель продукции должен обязательно знать требования потенциальных покупателей и оценку потребителей. Поэтому формирование конкурентоспособности продукции начинается с определения существенных потребительских свойств, по которым оценивается принципиальная возможность реализовать продукцию на соответствующем рынке, где покупатели постоянно будут сравнивать ее характеристики с товарами конкурентов относительно меры удовлетворения конкретных потребностей и цен реализации.
Для определения конкурентоспособности продукции ее продуценту нужно более-менее точно знать:
|
1.конкретные требования потенциальных покупателей (потребителей) к предлагаемому на рынке товару;
2.возможные размеры и динамику спроса на продукцию;
3.расчетный уровень рыночной цены товаров;
4.ожидаемый уровень конкуренции на рынке соответствующих товаров;
5.определяющие параметры продукции основных конкурентов;
6.наиболее перспективные рынки для соответствующего товара и этапы закрепления на них;
7.срок окупаемости затрат, связанных с проектированием, продуцированием и продвижением на рынок нового товара.
Конкурентоспособность нового объекта желательно измерять количественно, что позволит управлять ее уровнем. Для этого необходима информация, характеризующая полезный эффект данного объекта и объектов-конкурентов за нормативный срок их службы и совокупные затраты на протяжении жизненного цикла объектов.
Полезный эффект — это отдача объекта, интегральный показатель, исчисляемый на основе отдельных объективных показателей качества объекта, которые удовлетворяют ту или иную конкретную потребность. Его можно измерять в натуральных единицах (например, производительность однопараметрических машин и оборудования), денежном выражении или в условных баллах (для объектов с несколькими важными параметрами, дополняющими друг друга).
Совокупные затраты на протяжении жизненного цикла — это те затраты, которые необходимо осуществить, чтобы получить от объекта соответствующий полезный эффект.
ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ
Оборотные средства — это совокупность оборотных производственных фондов и фондов обращения в денежном выражении. Эти составные части оборотных средств по-разному обслуживают процесс воспроизводства:
первые — в сфере производства,
вторые — в сфере обращения.
|
Условия производства и реализации продукции требуют, чтобы на складах производственного предприятия постоянно находились запасы материальных ценностей, потребляемых в процессе производства, а также готовой продукции. Кроме того, для обеспечения бесперебойной работы необходимо, чтобы в цехах находились определенные заделы незаконченной продукции. И наконец, предприятие должно располагать определенными денежными средствами в кассе, на счетах в банке, в расчетах.
Активы предприятия, которые в результате его хозяйственной деятельности полностью переносят свою стоимость на готовый продукт, принимают однократное участие в процессе производства, изменяя или теряя при этом натурально-вещественную форму, называются оборотными средствами.
Оборотные средства представляют собой наиболее подвижную часть активов. В каждом кругообороте оборотные средства проходят три стадии:
1. денежную
2. производственную
3. товарную.
На первой стадии(денежной) денежные средства предприятий используются для приобретения сырья, материалов, топлива, тары, покупных полуфабрикатов, комплектующих изделий и т.п., необходимых для осуществления производственной деятельности.
На второй стадии (производственной) производственные запасы превращаются в незавершенное производство и готовую продукцию.
На третьей стадии (товарной) происходит процесс реализации продукции и получения денежных средств. Оборотные средства по составу и характеру участка в производственном процессе подразделяются на две составляющие: оборотные производственные фонды и фондыобращения.
|
Оборотные производственные фонды обслуживают сферу производства. Они составляют материальную основу производства и необходимы для обеспечения процесса производства продукции, образования стоимости. Во вторую часть оборотных средств входят фонды обращения, состоящие из готовой продукции и денежных средств предприятия. Фонды обращения не участвуют в образовании стоимости, но являются носителями уже созданной стоимости. Основное их назначение — обеспечить денежными средствами ритмичность процесса обращения.
Подавляющую часть оборотных производственных фондов составляют производственные запасы. Производственные запасы — это запасы сырья и материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, топлива, тары, хозяйственного инвентаря, запчастей для ремонта, инструментов.
Сырье и основные материалы — это предметы труда, составляющие материальную (вещественную) основу изготовляемого продукта. Сырьем называют продукцию сельского хозяйства (зерно, шерсть, хлопок, плоды, овощи) и добывающей промышленности (нефть, руда, газ и др.). Основными материалами считают продукцию обрабатывающей промышленности (мука, сахар, ткань, металл, кожа и др.).
Полуфабрикаты — это предметы труда, изготовление которых полностью закончено в одном цехе, но которые подлежат дальнейшей обработке в других цехах того же предприятия или могут быть реализованы.
Вспомогательные материалы, в отличие от сырья и покупных полуфабрикатов, не образуют основного содержания изготовленного продукта, а лишь содействуют выполнению технологического процесса и образованию продукта.
Наряду с производственными запасами в оборотные производственные фонды входят средства в производстве, включающие незаконченную продукцию и расходы будущих периодов. Незавершенное производство (НЗП) — это предметы труда, вступившие в производственный процесс, но не прошедшие всех операций обработки, предусмотренных технологическим процессом.
Единственный невещественный элемент оборотных производственных фондов — расходы будущих периодов, необходимые для создания заделов, установки нового оборудования и т.п. Расходы будущих периодов включают затраты на подготовку и освоение новых видов продукции, новой технологии, производимые в данный период, но подлежащие погашению в будущем.
Соотношение отдельных составляющих оборотных средств в общей их стоимости характеризует структуру оборотных средств. Это соотношение между отдельными элементами оборотных средств (сырье, основные материалы, топливо, тара, запасные части, готовая продукция и т.д.), выраженное в процентах к итогу.
По источникам формирования и пополнения оборотные средства подразделяются на собственные и приравненные к ним средства и заемные.
Собственными называются оборотные средства, которые выделены участниками (учредителями) для бесперебойного функционирования их предприятия. Основными источниками образования собственных оборотных средств являются прибыль, внутрихозяйственные финансовые ресурсы и их перераспределение.
Приравненными к собственным оборотным средствам считаются средства, не принадлежащие предприятию, но по условиям расчетов постоянно находящиеся в его обороте. Это так называемые устойчивые пассивы. К ним относятся минимальная задолженность по заработной плате, начисления на заработную плату, резерв на покрытие предстоящих платежей, кредиторская задолженность и прочие устойчивые пассивы.