КАЧЕСТВО И КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ




ОГЛАВЛЕНИЕ


1. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС И ЕГО СТРУКТУРА…………………..3

2. КАЧЕСТВО И КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ…………..5

3. ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………………11

4. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..15

 

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС И ЕГО СТРУКТУРА

Производственный процесс — совокупность взаимосвязанных основных, вспомогательных и обслуживающих условия труда и естественных процессов, в результате которых исходные материалы превращаются в готовые изделия.

Для многих отраслей промышленности характерны сложные предметы труда, что вызывает расчлененность процессов их изготовления и высокие требования к их качеству и взаимозаменяемости.

По своему назначению и роли в производстве процессы делятся на:
1. основные
2. вспомогательные
3. обслуживающие

К основным относят процессы изготовления изделий, составляющих программу выпуска и соответствующих специализации предприятия. Совокупность основных производственных процессов образует основное производство. Так для машиностроительных предприятий основное производство состоит из трех стадий: заготовительной, обрабатывающей и сборочной. В заготовительной стадии, производства протекают процессы получения литых, кованых, штампованных, сварных и др. заготовок деталей машин; в обрабатывающей — процессы механической, термической, химической и др. обработки; в сборочной, заключительной стадии, процессы сборки механизмов, узлов и машин, их испытание, консервация и упаковка для отправления потребителям. При производстве сложных изделий последние выполняются в специальных цехах.

К вспомогательным обычно относят процессы, связанные с изготовлением продукции, которая, как правило, потребляется на предприятии в основном производстве. Это изготовление инструмента, штампов, моделей и прочей технологической оснастки, обслуживание и ремонт оборудования, выработка всех видов энергии, тары и пр. Совокупность вспомогательных процессов образует вспомогательное производство предприятия: инструментальное, энергетическое, ремонтное и т. п. Задачей вспомогательного производства является качественное и своевременное обеспечение всеми средствами технического оснащения и энергоносителей, повышение технического уровня основного производства.

К обслуживающим процессам обычно относят процессы, связанные с оказанием услуг основному производству: транспортировка, складирование и выдача всех материалов и полуфабрикатов в производство, накопление и механизированная обработка научно-технической информации, процессы лабораторных испытаний и анализа материалов, полуфабрикатов; контроль точности приборов, инструмента, применяемого в основных и вспомогательных процессах и др. Совокупность обслуживающих процессов образует обслуживающие хозяйства: транспортное, складское и др., обеспечивающие бесперебойную работу основного и вспомогательного производства. В результате этих процессов не создается продукция, а только выполняются услуги.

Состав и взаимосвязи основных, вспомогательных и обслуживающих процессов образуют структуру производственного процесса.

Каждая из технологически и организационно обособленных частей процесса производства образует частичный процесс, локализующийся в виде цеха, участка.

В организационном отношении как основные, так и вспомогательные процессы могут быть разделены на:
1. простые
2. сложные.

Простыми называются процессы изготовления простых предметов труда, а также отдельно взятые сборочные процессы, например, изготовление детали, сборка механизма, машины и т. п.
Сложный процесс представляет собой совокупность координированных во времени простых процессов. Это весь процесс изготовления машины, установки и ее испытания

 


 

КАЧЕСТВО И КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ

Каждое изделие является носителем различных конкретных свойств, отражающих его полезность и соответствует определенным потребностям человека. Полезность любых вещей отражена в их потребительной стоимости. Потребительная стоимость того или иного товара должна быть оценена, т. е. должно быть определено его качество. Следовательно, потребительная стоимость и качество изделий непосредственно связаны между собой. Однако это не тождественные понятия, поскольку одна и та же потребительная стоимость может быть полезной не в одинаковой мере. В отличие от потребительной стоимости качество продукции характеризует меру ее пригодности для потребления, т. е. отражает количественную сторону общественной потребительной стоимости.

К ачество как экономическая категория отражает совокупность свойств продукции, определяющих меру ее пригодности удовлетворять потребности человека в соответствии со своим назначением.

Наряду с качеством существует понятие технического уровня. Это понятие по своему содержанию является более узким чем предыдущее, поскольку охватывает совокупность лишь технико-эксплуатационных характеристик. Его показатели устанавливаются при проектировании (разработке) преимущественно новых орудий труда (машин, оборудования, приборов, транспортных средств и т. п.) и отражаются в специальных картах технического уровня, которые используются в процессе изучения рынка и определения спроса на новые товары, составления бизнес-планов, в рекламных целях.

Объективная необходимость обеспечения надлежащего качества в процессе проектирования, изготовления и использования новых изделий инициирует применение в производственно-хозяйственной деятельности предприятий специальной системы показателей, позволяющих определять и контролировать уровень качества всех видов продукции.

Абсолютный уровень качества того или иного изделия определяют путем исчисления отобранных для его измерения показателей, не сравнивая их с соответствующими показателями аналогичных изделий. Определение абсолютного уровня качества является недостаточным, поскольку сами по себе абсолютные значения измерителей качества не отражают меры его соответствия современным требованиям. Поэтому одновременно определяют относительный уровень качества отдельных видов продукции, сравнивая ее показатели с абсолютными их значениями по наилучшим отечественным и зарубежным аналогам. Однако уровень качества продукции под влиянием научно-технического прогресса и требований потребителей должен постоянно расти. В связи с этим возникает необходимость оценки качества изделия, исходя из его перспективного уровня, что учитывает приоритетные направления и темпы развития науки и техники. Для новых видов продукции и прежде всего орудий труда целесообразно определять также оптимальный уровень качества, то есть такой его уровень, при котором общая величина общественных затрат на производство и использование (эксплуатацию) продукции в определенных условиях потребления была бы минимальной.

В зависимости от назначения определенные виды продукции имеют специфические показатели качества. Наряду с этим используются показатели для оценки многих видов изделий, а также измерители относительного уровня качества всей продукции предприятия. С учетом этих обстоятельств все показатели качества изделий делят на две группы:
первая — дифференцированные (единичные) показатели, количество которых наибольшее и объединяет семь групп;
вторая — общие и обобщающие показатели качества всего объема изготовляемой предприятием продукции.

Наиболее количественная система показателей применяется для оценки качества (технического уровня) орудий труда. Она охватывает большинство групп единичных показателей и почти все комплексные измерители качества. Кроме специфических, присущих лишь определенному виду изделий показателей, качество (технический уровень) орудий труда характеризуется также рядом общих показателей. К ним в первую очередь относятся надежность, долговечность, ремонтопригодность, продуктивность, патентная чистота и т. п.

Под надежностью понимают свойство изделия выполнять свои функции, сохраняя эксплуатационные показатели в установленных пределах на протяжении соответствующего промежутка времени. Количественно она характеризуется продолжительностью безотказной работы, т. е. средним временем работы между двумя неисправностями.

Долговечность — это свойство изделия длительное время сохранять свою работоспособность в определенных условиях эксплуатации. Ее оценивают двумя главными показателями — сроком службы (календарной продолжительностью эксплуатации до определенного предельного состояния) и техническим ресурсом (возможной наработкой в часах).

Ремонтопригодность техники характеризуется возможностью быстро выявлять и устранять неисправности в ней. Показатели патентной чистоты изделия отражают использование при его разработке запатентованных изобретений и возможность беспрепятственной продажи на мировом рынке.

К комплексным показателям качества (технического уровня) орудий труда принадлежат, например, коэффициент надежности оборудования, характеризующий одновременно его безотказность и ремонтопригодность; удельные затраты на один километр пробега автомобиля и т. п.

Качество предметов труда оценивают в большинстве случаев с помощью показателей технологичности их обработки и переработки. Большинство из них отражают физико-механические свойства и химический состав предметов труда. Показатели для оценки потребительских товаров дифференцируют в зависимости от их конкретного назначения.

Для определения уровня качества изделий, которые изготовляются на предприятии, применяют несколько методов:

Объективный

Органолептический

Дифференцированный

Комплексный.

Объективный метод состоит в оценке уровня качеств продукции с помощью стендовых испытаний и контрольных измерений, а также лабораторного анализа. Такой метод дает наиболее достоверные результаты и применяется для измерения абсолютного уровня качества средств производства и некоторых свойств потребительских товаров. В частности, им пользуются для определения большинства технико-эксплуатационных показателей: средств труда — производительность, мощность, поточность обработки материалов; предметов труда — содержание метала в руде, прочность окраски тканей; потребительских товаров — эластичность и влагоустойчивость обуви; содержание сахара или жира в пищевых продуктах и т. п.

Органолептический метод базируется на восприятии свойств продукта с помощью органов чувств человека (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание) без применения технических измерительных регистрационных средств. Пользуясь этим методом, применяют балльную систему оценки показателей качества, исходя из стандартного перечня признаков (свойств), которые наиболее полно охватывают основные характеристики изделия. Каждой оценке (“отлично”, “хорошо”, “удовлетворительно”, “плохо”) соответствует определенное количество баллов (например, 5, 4, 3 и 0).

Дифференцированный метод оценки уровня качества предусматривает сравнение единичных показателей изделия с соответствующими показателями изделий-эталонов или базовыми показателями стандартов (технических условий). Оценка уровня качества по этому методу состоит в исчислении значений относительных показателей, сравниваемых с эталоном (стандартом), который принимают за единицу.

Комплексный метод состоит в определении обобщающего показателя качества оцениваемого изделия. Одним из таких может быть интегральный показатель, исчисляемый путем сравнения полезного эффекта от потребления (эксплуатации) определенного изделия и общей величины затрат на его создание и использование. Иногда для комплексной оценки применяют средневзвешенную арифметическую величину с использованием коэффици­ентов весомости всех расчетных показателей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: