Работа с кодовыми словами.




Подводка к теме. Исправить ошибки.

 

1. Стемнело и детиразошлись по домам. (простое, осложнено однородными сказуемыми.)

2. Восьмиклассникине подведите. (простое, двусоставное, нераспространённое).!!!

Хорошо, едем дальше.

Правильный вариант.

1. Стемнело, и детиразошлись по домам. (сложное, 1 часть - односоставная (безличное), 2 часть – двусоставная.

2. Восьмиклассники, не подведите. (простое, односоставное (определённо – личное), нераспространённое).

 

Как вариант (если останется время)

Говорят что родной крайсерцурай. (простое, двусоставное, осложнено однородными сказуемыми).

 

Всякомумила своя сторона. (простое, односоставное, назывное).

 

- Почему были допущены ошибки? Какую тему я не знал? (формулируем тему: «Односоставные предложения»).

- Сделайте вывод на основании этого примера: зачем нужны знания об ОП? (не допускать пунктуационные ошибки, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ…)

- А какими будут цели урока? (закрепить умения отличать ОП от двусоставных, определять виды односоставных предложений)

- А чем мы будем сегодня заниматься?(анализировать предложения, превращать виды ОП, составлять предложения… Какие у нас есть помощники? (учебник, опорные тетради…) – составляем примерный план действий.

Домашнее задание.

1 вариант: из учебника литературы выписать 5 односоставных предложений.

2 вариант: составить текст, который состоял бы только из односоставных предложений.

3 вариант: стр. 120, № 4 (3 – А, Б).

Работа с текстом.

 

1Родной город…2 Каждый раз, неуспевотьехать даже на километр, уже мечтаю о возврощении домой. 3И сколькоб ни гоняли меня по командировкам, 4в какие бы деревушки меня ни заносило, какие бы мегаполисы, поражающее воображение, я ни видел, мысль об уютных двориках, зелёных парков меня непокедает. 5Я скучаю за тобой, родной мой городок…

- можно ли это назвать текстом? докажите;

- какая тема объединяет предложения?

- исправить ошибки, расставить знаки препинания;

- подчеркнуть грамматические основы (1 – 5 части);

- указать виды односоставных предложений; какой вид не представлен?

- последнее предложение переделать водносоставное и указать его вид.

1 - ______, 2 - ________, 3 - _______, 4 - _______, 5 - ________

Правильный вариант.

1 Родной город2 Каждый раз, не успев отъехать даже на километр, уже мечтаю о возвращении домой. 3 И сколько б ни гоняли меня по командировкам, 4 в какие бы деревушки меня ни заносило, какие бы мегаполисы, поражающие воображение, я ни видел, мысль об уютных двориках, зелёных парках меня не покидает. 5 Скучаю за тобой, родной мой городок…

1 – Н. 2 – ОЛ. 3 – НОЛ. 4 – БЛ. 5 – ОЛ. Нет ОбЛ.

 

Физминутка.

Поднимите правую руку, теперь левую.

Опустите.

Выпрямите спинки.

Не поворачивая головы, посмотрите вверх – вниз – влево – вправо.

Теперь сильно зажмурьтесь.

Открывайте глаза. Отдохнули?

- Предложения какого вида я использовал? (определённо – личные)

 

Работа в группах.

1 группа. (14 баллов)

Заполнить пропуски. Односоставное предложение отличается от __________________________ тем, что в ________________________________________ есть и _________________________, и ________________________.

А в односоставном предложении есть только или ____________________________, или _______________________.

Выделяют _____видов односоставных предложений: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Указать вид односоставного предложения:

Веримв победу! - ________________________ (подчеркните девятую букву в названии вида).

Солнечныйдень … - _______________________ (подчеркните вторую букву в названии вида).

Кодовое слово: ___ ___

2 группа. (12 баллов)

Заполнить пропуски. Односоставное предложение отличается от __________________________ тем, что в _____________________________________ есть и ____________________, и ___________________.

А в односоставном предложении есть только или ____________________________, или _______________________.

Сопоставить вид односоставного предложения и особенность:


назывное,

определённо – личное,

неопределённо – личное,

обобщённо – личное,

безличное,

двусоставное.


Особенность Вид
  Только подлежащее  
  Знаем, кто выполняет действие  
  Можно вставить подлежащее «они»  
  Касается всех людей вообще  
  Подлежащего не может быть  

В «особенностях» неопределённо – личных подчеркните первую букву в первом слове.

В «особенностях» определённо – личных подчеркните предпоследнюю букву в последнем слове.

В «особенностях» безличных подчеркните четвёртую букву в первом слове.

В «особенностях» назывных подчеркните последнюю букву в последнем слове.

В «особенностях» обобщённо – личных подчеркните последнюю букву в третьем слове.

 

Кодовое слово: ___ ___ ___ ___ ___.

Указать вид односоставного предложения:

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда - _______________________________________________.

 

3 группа. (6 пунктов х 2 = 12 баллов)

Сопоставить предложения и их виды:


назывное,

определённо – личное,

неопределённо – личное,

обобщённо – личное,

безличное,

двусоставное.


Предложения Виды
  Лунная ночь…  
  Как светло вокруг…  
  Нас встретили радушно.  
  Каждый хотел высказаться.  
  Пропустите, пожалуйста.  
  Любишь кататься – люби и саночки возить.  

В безличном подчеркните четвёртую букву в последнем слове.

В определённо – личном назывном подчеркните третью букву в первом слове.

В неопределённо – личном подчеркните третью букву в последнем слове.

В обобщённо – личном подчеркните союз.

В назывном подчеркните четвёртую букву в первом слове.

В двусоставном подчеркните вторую букву в первом слове.

Кодовое слово: ___ ___ ___ ___ ___ ___.

4 группа. (7пунктов х 2 =14 баллов)

Указать виды односоставных предложений.

1. Век живи – век учись. _________________________________

2. Дружище, не забывай звонить. _________________________________

3. Безлюдно в уснувшем городе. _________________________________

Переделать на односоставные предложения.

1. Учёные давно разгадывают эту тайну. – в неопределённо – личное.

__________________________________________________________________________________

2. Ты должен верить в себя. – в безличное.

__________________________________________________________________________________

3. Солнце заливает лес лучами. – в назывное.

__________________________________________________________________________________

4. Не забудь мне позвонить. – в двусоставное.

__________________________________________________________________________________

Кодовое слово: ___ ___ ___ ___ ___ ___ ___

5 группа. (4 пункта х 3 = 12 баллов)

Лингвистическое наблюдение.

1. Определить виды односоставных предложений.

2. Какова роль односоставных предложений?

Текст № 1. Вновь похолодало. Целый день, противно завывая, метало снежный бисер на дороги. Уже нет сил смотреть, как лихорадит погоду. Хочется тепла и уюта…

Вид - __________________________________

Роль - _______________________________________________________________________________

 

Текст № 2. Прихожу со школы домой. Кушаю, мою за собой посуду. Потом гуляю с друзьями. После прогулки делаю уроки и ложусь спать.

Вид - __________________________________________

Роль - _______________________________________________________________________________________

 

Текст № 3. Утром их собрали на площади. Постояли, потолковали. Всё обсудили, все вопросы порешали. С тем и разошлись.

Вид - ___________________________________________

Роль - _______________________________________________________________________________________

 

Текст № 4.

 


Лето. Отпуск. Жара.

Солнце. Море. Песок.

Яхта. Парус. Гора.

Чайки. Небо. Платок.

Взгляд… Улыбка… Рука…

Губы… Волосы… Бровь…

Нежность… Ласка… Тоска…

Юность… Вечность… Любовь!

 

(Тамара Николаева, Москва)


Вид - _____________________________________________

Роль - _____________________________________________________________________________________________

Кодовое слово: ___ ___ ___ ___ ___ ___ ___.

 

Работа с кодовыми словами.

1 группа – на

2 группа – милей

3 группа – Родина

4 группа – вдвойне

5 группа – чужбина.

 

- составить предложение. (На чужбине Родина вдвойне милей).

 

- я утверждаю, что это предложение является двусоставным;

докажите или опровергните мою точку зрения. На размышление – минута.

 

(обратить внимание, что мы опять вернулись к теме родного края)

 

Правильный ответ: На чужбине Родина вдвойне милей.

 

 

Кодовый тест.

1. Раннее утро. 2. Тихо в парке. 3. Не спеши языком, торопись делом. 4. Мне хочется петь от радости. 5. В дверь постучали. 6. Это произошло недавно. 7. Друзья, приходите почаще!     1 – 2 – 3 – 4 – 5 – 6 – 7 – Ключ: обобщённо – личное = Л, двусоставное = Ц, назывное = М, неопределённо – личное = Д, безличное (СИС) = О, безличное (инфинитивное) = О, определённо – личное = Ы.

Итоги урока.


- итак, чем мы занимались сегодня на уроке? какие ДВЕ темы были у нас на уроке?

- чем односоставное предложение отличается от двусоставного?

- какие виды односоставных предложений знаете?

- какие орфограммы вам ещё надо повторить, в каких словах ошибались?


 

Рефлексия.

Дописать

Я повторил(а)…

Я смог(ла)…

Было сложно…

Было легко…

 

Заключение.


Односоставные предложения

Часто вызывают удивление:

Зачем нужны? Куда их деть?

А стоит только посмотреть –

Увидишь их и тут и там:

Люблю вас крепко. Сдам. Продам.

Куда идёшь? Здесь не курить!

Помойте руки. Что купить?

Смеркалось. Едем отдыхать!

Весна!

Ещё перечислять?

Добавят темп, украсят речь,

Умножат силу слова.

Надеюсь, больше повторять

Мне не придётся снова:

Не обойдётся даже гений


Без односоставных предложений.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: