Городу нужны профориентологи




 

Кто такие профориентологи? Зачем они нужны городу? И что может сделать один профориентационный центр? Ответить на эти вопросы мы попросили эксперта проекта «Найди свое место на карте будущего» Рыбалкину Людмилу Григорьевну, директора Регионального учебного консультационно-методического центра профориентации и содействия трудоустройству выпускников (РУКМЦПСТВ) «Карьера».

- Людмила Григорьевна, расскажите, пожалуйста, чем занимаются специалисты Регионального учебного консультационно-методического центра профориентации и содействия трудоустройству выпускников «Карьера»?

- Мы помогаем студентам СибГИУ, понять верно ли они выбрали профессию, по которой учатся, оказываем содействие им в профессиональном становлении и трудоустройстве. Студенты СибГИУ – это наши приоритетные клиенты. Мы открыты и работаем не только с ними, но с выпускниками любых образовательных организаций Кемеровской области.

В Центре «Карьера» - несколько направлений работы. Мы проводим мониторинг возможных трудностей, которые могут возникнуть у выпускников образовательных учреждений при поиске первой работы. Перед окончанием обучения анкетируем ребят и видим, что они могут, что хотят. И уже на этой основе даем им рекомендации по дальнейшим действиям при поиске работы.

Не менее важен для нас мониторинг трудоустройства выпускников «Востребованность выпускников СибГИУ». Собираем сведения с помощью наших помощников - ответственных за трудоустройство на выпускающих кафедрах СибГИУ. Отслеживаем, куда поступили выпускники СибГИУ, какие у них трудности. Это помогает новому поколению студентов избежать ошибок при трудоустройстве. Организуем встречи с работодателями, которым нужны наши выпускники как будущие работники. Помогаем им встретиться.

И начинаем работать над третьим мониторингом– будем отслеживать требования работодателей к нашим выпускникам. Мы в октябре 2018 года провели круглый стол «Конкурентоспособность выпускников: вызовы времени». На нем предложили работодателям заполнить анкету, поделиться своим мнением о требованиях к современным выпускникам. В ближайшее время будут готовы первые результаты опроса.

Важное направление работы – встречи выпускников и работодателей. Весь март у нас буду проходить Дни карьеры. Каждый институт университета приглашает на встречу с выпускниками потенциальных работодателей. Работодатели тоже проявляют заинтересованность в таких мероприятиях: предлагают иногда поменять формат некоторых встреч, чтобы привлечь студенческих активистов или получить информацию напрямую от студентов. Чтобы друг друга услышать. Недавно у нас были представители «Водоканала» - у них кадровый голод. Где специалисты? Разбегаются, разъезжаются. Что они хотят? Что сделать, чтобы к нам пришли. Молодежь раскрывается, когда видит, что ее мнением интересуются. Работодатели получают ответы. Одних интересуют внешние атрибуты профессии, других - вторичные признаки.

Особое место в системе работы РУКМЦПСТВ «Карьера» занимает учебная дисциплина «Основы планирования профессиональной деятельности». Основная цель образовательного курса – обучение планированию карьеры, эффективной технологии поиска работы и трудоустройства. Мы помогаем студентам делать карьерограмму. Это не просто, кем буду, это графическое изображение запланированных событий в карьере специалиста, которое включает «лесенку продвижения». На каждой ступеньке – должность, организация или компания, зарплата, причем реальная. Мы заставляем студентов узнавать, сколько сейчас стоит примерно такая работа. На следующей ступеньке могут быть курсы повышения квалификации или дополнительное образование, второе образование и т.д. Вот, когда это все в системе, тогда смотрим, где потолок у студента и чем ему помочь.

Приятно, когда видишь результаты этой работы. Пример. Училась девочка по направлению «Реклама и связи с общественностью», работала в рекламном агентстве, но хотел уехать в Санкт-Петербург. Она собиралась создать свое агентство. Она прошла там ряд ступеней. Сейчас работает менеджером по рекламе в большом рекламном агентстве в Санкт-Петербурге. Пока свое не создала. Но уже хорошо зарабатывает, на Новый год она с подругами ездит в Берлин. Что она задумывала, то и выполняет.

- Молодым людям сегодня особенно сложно выбрать профессию: меняются технологии, меняются формы и способы работы. Чем специалисты по профориентации могут помочь старшеклассникам? Что можно сделать, чтобы помочь правильно выбрать профессию?

- Я согласна с министром просвещения О. Ю. Васильевой, что нам нужны профориентологи – специалисты по профориентации. Они должны быть в каждой школе. Это специальная область знаний, которой пока не владеет никто. Есть у нас люди, которые защитили диссертации по профориентации. И готовить таких специалистов могут на одном из педагогических направлений НФИ КемГУ. Есть опыт финских коллег. Я с ним познакомилась в 2017 году на конференции в Петрозаводске. В каждой финской школе на каждые двести учеников есть профориентолог. Даже для пенсионеров есть профориентологи. Люди, которые помогают человеку в этом возрасте выбрать профессию или занятие, исходя из его возможностей. А где наши профориентологи? Неужели мы не способны их подготовить? Способны.

Городу нужны профориентологи. Много проблем будет решено, если человек пойдет по своему пути. Отдача будет больше. Давно замечено, что, если человек занимается делом, которое приносит ему удовольствие, он как минимум живет дольше, чем все остальные.

- Как организована профориентационная работа со школьниками у вас в Центре?

- Непосредственно работой по профориентации школьников мы сейчас не занимаемся. Передали этот объем работы центру довузовской подготовки СибГИУ в 2009 году. Как мы работали? У нас было 47 школ базовых по всей области, от Гурьевска до Таштагола. Ездили по школам, привозили ребят в университет на встречи с представителями профессий, проводили тестирование. У нас несколько батарей профдиагностического тестирования. Для детей из технических классов проводили семинар «Как выбирать профессию?» На летней практике для лицеев №№ 34 и 84 организовывали экскурсии по предприятиям города, читали им учебный курс «Профориентация – курс на жизненный успех». Это близко к профессиональным пробам, но не совсем то же самое. Ребята, например, посмотрели, что такое разрез, какую зарплату люди получают, что инженеры горные делают, были на ЕВРАЗе, на Водоканале.

Если у ребенка оставались вопросы, то психолог проводил с ним еще дополнительную консультацию. И когда человек побывал на разных предприятиях, он уже для себя делал вывод: чего он хочет от своей профессии. Это тоже не совсем то, что должен делать профориентолог, но уже ближе. Огромное количество молодежи прошло через наш центр. Неслучайно наш Центр занимал долгое время первое место по России по организации профориентационной работы.

Сейчас мы сосредоточены на трудоустройстве выпускников. Особенно тяжело было в кризис 2009 года. Если сейчас у нас 4 человека безработных выпускников, то в 2009 году их было 200. Мы все силы бросили на антикризисные мероприятия. Трудоустраивали ребят. Заключали договоры на шестимесячные стажировки.

Трудно планировать на 30-40 лет вперед. Все быстро меняется. Неизвестно, что будет. Цифровизация и робототизация такими темпами шагают. Мы удивились, когда в ноябре у нас была неделя высоких технологий Хайтек-ЕВРАЗ. В блоке поточных аудиторий была выставка роботов. А я об этом читала, но не думала, что настолько продвинуты роботы. Он и отвечает на твои вопросы, он и танцует. Осмысленно отвечает. Он и поет, он и обнимает. Делает какие-то выводы и заключения. Робот-Пушкин читает стихи и т.д. Футурологи говорят, что все будет робототизировано, и уже нынешней молодежи будет трудно найти работу. Если бы наше местное правительство предприняло шаги по прогнозу хотя бы на 5 -10 лет вперед, то это уже было бы хорошо.

Когда-то губернатор Тулеев послал телеграмму всем мэрам городов, чтобы они разработали программу работы муниципалитетов по стимулированию выпускников школ и вузов оставаться жить в Кемеровской области. Сейчас как-то об этом немного забыли.

Надо консолидировать работодателей и учебные заведения. Создать единый в городе профориентационный центр, который, в первую очередь, выполнял бы координирующую функцию. Не так, что кучку детей из школы привели, с ними позанимались и увели. С детьми из каждой школы надо заниматься системно и методично. Учитывать интересы и желания всех сторон и ребенка, и работодателей. Находить компромисс между желаниями людей и требованиями рынка. Это направление в таком провале находится и порождает кучу проблем потом. Это поле непаханное.

Выпускники школ нуждаются в помощи. Родители им советуют профессию по своему разумению. У меня не получилось, давай ты иди. Навешивают на него эти ожидания. Он справиться не может, сам не знает, чего хочет. Это серьезная проблема, и обратиться некуда. Кто может, на пальцах помогают. А потом они мучаются учатся и бросают. И работают без отдачи или торговле погрязают. Получается замкнутый круг, поэтому и такой низкий уровень жизни. Много людей работают не там, где им нужно и получают не то, что им нужно. Нет помощи в тот момент, когда формируется выбор профессии. А зачем учиться? Что ты с этим будешь делать? Крик души. Это профориентация забытая. Основа основ – подготовка учителей и профориентологов, чтобы помогали тем, кто учится и тем, кто стоит и порога профессионального образования делать выбор профессии.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: