Кустарным производством жители Нового Ропска занимались с давних времен. Жили тут отличные ремесленники. А уж мастеров-шаповалов: катрушников, вальщиков, шерстобитчиков, умевших сладить из вовны - овечьей шерсти - валенки, шапки, рукавицы, было почитай едва не полсела.
С 1897 года в Ропске проходят пять ярмарок, на которые съезжаются гости из Гомеля, Клинцов, Новозыбкова, Стародуба. Эта традиция сохранена и по сей день. Народные умельцы везут и глиняные горшки, и деревянные ложки. Выносят свой товар и шаповалы.
Разумеется, что в селе, где почти в каждом дворе был свой шаповал, сбыть товар было делом нереальным. А потому оправлялись шаповалы на заработки, как можно дальше. Трижды в год те, кто помоложе, отправлялись работать по деревням. Заходили в любое село, снимали в избе "угол" и валяли там валенки до тех пор, пока не обуют всю деревню. И лишь когда последний страждущий радостно топал ногой, обутой в новенькие антюхи, срывались шаповалы с насиженного места и шли обувать народ дальше. По словам самих шаповалов, они дальше не ходили, как по черниговской, полтавской, отчасти по могилевской и орловской губернии, в подольскую, по неизвестным нам причинам, вообще не заходили.
Не любили шаповалов селяне за их шуточки. За делом ремесленники часто переговаривались на своем языке. «Вовна-то хусая (шерсть-то плохая)». Взъерепенится баба: «О чем шаповалы речь ведете?» - «Да мы, мать, тебя за чистоту в доме хвалим»,– и лухтятся (хохочат) над глупой ряхой (женщиной). Неудивительно, что, услышав витиеватые словечки у себя во дворе, не каждый пускал странников-мастеров в хату на ночевку. Да и хозяева, принимавшие шаповалов, не отличались особым гостеприимством. Не зря ведь до сих пор ходят легенды о пресловутой крестьянской хитрости. "Добрые" селяне, у которых останавливались шаповалы, так и норовили нажиться на странствующих ремесленниках. То вовну потихонечку хозяйка умыкнет, то, ссылаясь на бедность, щи пустые перед работниками поставит, а сама за печкой мясо кушает. А бывали случаи, когда и целые бригады шаповалов, отработав в чужой деревне, пропадали вдруг невесть куда вместе с заработанными деньгами.
|
Шаповалы пользовались репутацией ловких воришек и обманщиков. Украсть у «лоха» (мужика) не только «вовну», но и другую любую вещь было нисколько не предосудительно. Например, работает мастер в избе, а хозяйка сидит над душой. Чтобы отделаться от нее, он может притвориться, что живот сильно болит... И вот шаповал катается по полу, кричит. А когда хозяйка побежит за помощью к соседям, моментально свернет манек (ком овечьей шерсти) и спрячет так, что поиски будут напрасны. Иногда прибегали и к варварским способам. Использовали они для катания шерсти инструмент под названием “лук”. Инструмент этот был похож на огромный смычок, аршина два с половиной, в котором вместо волоса натянута толстая струна. Лук привешивали к стене в горизонтальном положении, подстилали под него решетку из лучины, которая по надобности свертывалась в трубку вокруг лука. На решетку накладывалась вовна. Лук поддерживали одной рукой так, чтобы струна касалась вовны, другой рукой струну, при помощи деревянной зацепки, оттягивали. От сотрясения спущенной струны шерсть разбивалась, а струна издавала бренчащий звук. Чтобы убрать бабу с глаз долой, шаповал подрезал струну с одного конца, а потом дергал так, чтобы та обрывалась и полоснула хозяйку по лицу до крови. В доме после визита мастеров порой пропадали вещи, драгоценности, а то и скотину уводили. Были у шаповалов и другие хитрости, сидит, например, шаповал у лука и под аккомпанемент струны нарочно усердно горланит песню. Ком вовны у него уже свернут, припрятан и еще кое-что, надо только убраться по добру по здорову. В это время вбегает в хату другой шаповал и начинает бранить земляка, тот делает вид, что опешал, спрашивает, в чем дело, и тут оказывается, что товарищ принес ему печальное известие о смерти жены, отца, брата. Шаповал в неистовом горе бросает вовну, отказывается от платы, хватает сумку и убегает, предоставляя товарищу окончить работу. А товарищ, отвлекая хозяйку, прячет подготовленный ком вовны. Так и не доделав работу, уходит. Бывали и такие уловки. Сушится бельё на дворе. Шаповал выходит из хаты несколько чаще обыкновенного. До вечера он и улучит время надеть штуки три рубах одна на другую: только потолстеет едва заметно.
|
Нередко шаповалы занимались мелкими кражами по ярмаркам, за что были и биты нещадно. В Ропске были убеждены, что не один шаповал не доживал свой век оттого, что у него непременно печенки были отбиты. Действительно, шаповалы как-то скоро начинали хиреть и умирать лет в 40, редко в 50, а то и в 30. Но, разумеется, ранняя смерть их должна быть объяснена той нездоровой обстановкой, в которой они работают: тут к спертому воздуху хаты присоединяется едкая шерстяная пыль, действующая разрушительно на легкие.
|
И сегодня работают шаповалы по-старинке: одиноко, вручную. Правда, производство уже не то. Мастерская – это небольшой сарайчик, в котором находится, так называемый, «рабочий стол», настоящая русская печь. Новшеством стало покраска валенок в черный цвет. Как же они это делают в таких условиях? В чугунный котелок с кипящей водой мастера кладут четыре чайной ложки специальной черной, как уголь, краски. В него же помещают валенки и в печь. Когда валенки начинают кипеть, шаповалы достают их голыми руками из кипящей жидкости. Чтобы закрепилась краска, кипение длится не две и не три минуты. В результате этого процесса выделяется едкий дым, который пагубно влияет на здоровье шаповала. На одну пару уходят 6 – 8 часов, но дело того стоит. Познакомившись с образом жизни шаповалов, может сложиться впечатление, что это люди не совсем высоких моральных качеств: хулиганы, разбойники. Но сегодня уже постарели они, успокоились. От былой шумной гвардии, не дающей расслабиться бдительным стражам порядка, остались единицы. Да и тем уж не до лихих разбойничьих кульбитов: зиму бы пережить да Пасху встретить. Не смотря на все эти «шалости», с уверенностью можно сказать, что это были и есть мастера своего дела.
Заключение
Время идет, спешит постоянно… Часы жизни нельзя остановить. Оно не пожалело и шаповалов Нового Ропска, которых в селе практически не осталось. Уходит в небытие уникальное мастерство, а вместе с ним и таинственный язык шаповалов. Что тому виной? Наверное, самый правильный ответ – это время. Стареют шаповалы. Сейчас среди их «трудового братства» остались лишь старики, которым не то, чтобы заниматься делом жизни, а хоть бы прожить еще год. Нет у них преемников, чтобы передать мастерство, унаследованное от отца и деда. Разве может работа шаповала принести хороший доход? Конечно же, нет! Да и часто ли мы в наше время видим людей, которые носят валенки? Опять же – нет! Тогда зачем же их изготовлять? Но чем может заработать себе на жизнь человек, который с детства постигал все тайны мастерства, а чуть позже кормил семью на заработанные этим трудом деньги? Поэтому для них это не просто работа, а призвание. А «катрушницкий» язык есть неотъемлемая часть этой работы.
Язык шаповалов уникален. В «совершенстве» его знал лишь узкий круг людей. И чем носителей этого языка становится меньше, тем больше вероятность того, что язык исчезнет навсегда. Жители села знают о тайном языке шаповалов, даже отдельные слова, но их практически не используют. Да и сами шаповалы редко уже общаются на своем языке. Не с кем, да и не за чем… поэтому, когда мы просили шаповалов назвать нам слова на «катрушницком» языке и сказать, что они означают, сделать это было им уже не так-то просто. Забыли они его, а может, не захотели говорить – мы не знаем. Зачем им его скрывать? Лет десять назад это было еще тайной. Но уже не сегодня…. Возможно, этот язык и не имеет будущего. Общаясь с шаповалами, мы часто слышали от них слова: «Пусть он (язык) умирает вместе с нами!» Трудно сказать, ошибаются они или нет. Но это не главное. Важно, чтобы о нем знали. Этот язык – часть нашей русской культуры, составляющая часть нашей Родины. И если мы, простые жители Брянщины, не общаемся на этом языке, то должны хотя бы знать о его существовании.
Язык, имеющий такую необычную историю, имеет право на жизнь, пусть даже на страницах книг. И это намного лучше, чем кануть в Лету, быть навсегда забытым.
Родина у нас одна, и её надо всемерно беречь. Интерес к прошлому своей страны, области, района, села послужит воспитанию патриотических чувств, поможет стать образованными, полезными обществу, людьми.
Словарь
А
Акрель (Акруша) – хлеб;
Алыда – корова;
Алычиться - жениться, выходить замуж;
Антюх, антюшник – валенок, вальщик;
Артюх – вол;
Атира – земля;
Ахвесъ – Бог, церковь, иконы;
Ашоха – каша;
Б
Бакрых – два;
Бакрых деканов – двадцать;
Бальба ни псуля некумает – друг ничего не понимает.
Бальбечка – друг, товарищ;
Барабуля – лук;
Басать – резать;
Баштун, баклейка – отец;
Бодуха – иголка;
Ботус – жених;(солдат)
Букшен – шесть;
Бурдасы – штаны;
Бусать – гулять;
Бутырих – четыре;
В
Вандзырить – везти;
Варнак – петух;
Варначка – курица;
Вислаки – яблоки;
Вихро – сено;
Вовна-то хусая – шерсть–то плохая;
Воксик – лес;
Волеть – хотеть;
Волишь – будешь;
Волот – конь, лошадь;
Восемяжа – восемь;
Впулить – купить;
Выкиривать – пить;
Г
Галасть – соль;
Гальман – грудь;
Гальмо – молоко;
Гарда – водка;
Гармазу – гармонь;
Говордить, Говырдать – говорит;
Гумер, Гомерлясъ – сахар, мёд;
Д
Девянжа – девять;
Декан – Десять;
Декан – червонец;
Дулес – чай;
Дуля – жарить;
Дулясникъ – самовар;
Дуляснык – огонь;
Е
Епихуля – грубка;
Ерчить – ехать.
Ж
Жбаха - шкредьма, надо шкорни схалить! - Баба - жадина, надо валенки испортить!;
Жухля – водка;
З
Закаплунить – запереть;
Й
Йорая ряха – старуха;
Йорый – старый;
К
Каврей – пан;
Калуверный – черный;
Калузька – гумно;
Канавка – пенька;
Каня – шинок;
Карабка, крабка – ложка;
Катруха – шапка;
Катруха – шапка;
Катрушник – вальщик;
Катрушник – шаповал;
Кашкет – фуражка;
Кгуд – жид;
Кепель – шляпа;
Кербуль – рубль;
Керить – пить;
Кимальница – кровать;
Кимарить – спать;
Кирха – свинья;
Клащебка – коробка;
Климаты, клюжиты – класть;
Клюжить – красть;
Кнудъ – жид;
Ковтырь – горшок;
Кондер – суп;
Кора – скоро;
Корнив – был;
Кочетъ – поп;
Креса – сало;
Кресо кресинное – мясо;
Кресо пленое - сало;
Криса – мясо;
Кувезно – тяжело;
Куганъ – цыган;
Кудомник – колокол;
Кудро – ведро;
Кулыга – торговая лавка;
Куропец – земляк;
Курхун – поросёнок;
Кухтеча – бедный, беднота;
Кучай, бальба – молчи, друг;
Л
Ламонная ряха – молодица;
Ламоный – молодой;
Лапсердак – пиджак;
Лапухи – сапоги;
Ласома – солома;
Лащевка – рюмка;
Лащога – дорога;
Лемез – язык;
Лепки – глаза;
Лобзать – целовать;
Лох – неместный житель;
Лупиха – картофель;
Лухтиться – хохотать;
Любцаю – люблю;
М
Макир – нож;
Максать – делать;
Макшейка – мать;
Манек – кот;
Манька – клубок шерсти;
Марахонька – дождь;
Матлоха – табак;
Матрать – есть;
Махам – мясо;
Махлованник – писарь;
Махлованье – бумага;
Мащерка – работа;
Мерло – овечка;
Мерхля – овца;
Микец – мальчик;
Микриненок – ребенок;
Микры – дети;
Морчь – ночь;
Н
Нашкрабень – надо;
Немкинья – полушубок;
Ненашкребень – нет;
Никораго – ничего;
О
Оперить – найти;
Отгурить - отдать;
П
Парута – хата;
Перха – мука;
Питерень – мешок;
Питрус – камень;
Пихт – нос;
Пихталить – курить;
Пихталка – сигарета;
Пленить – мыть;
Пленный – белый;
Плеха – баня;
Повдекана – пятёрка;
Повкусотни – пятидесяти;
Повкусотни – пятьдесят;
Погас – палка;
Поруха – шерсть;
Похазник – хозяин;
Похазница и дулесу не отгурила - Хозяйка и чаю не дала
Похлаешь - поедешь, пойдёшь;
Пояперить – хватать;
Протаривать – продавать;
Псалка – рыба;
Пухталка – подушка;
Р
Растопырки – рога;
Русаха – рубашка;
Ряха – женщина;
С
Саповка – утка;
Сбран – брат;
Сбранка – сестра;
Свисло – кислота;
Свисло – масло;
Семжа – семь;
Сепить – смотреть;
Сиворка – мороз;
Скалы – зубы;
Скводин – один;
Скельницы – комнаты;
Скибури бусарят – вши кусают;
Скитц – собака, милиционер;
Скрипуха – кровать;
Скрипцы – ворота;
Скрыготник – поезд;
Скрыготня – машина;
Скумать – понимать, знать;
Слыхтики – уши;
Сморщ – борщ;
Сморщик – нос;
Степня – печь;
Стодный – богатый;
Стрелье – дрова;
Стромух – три;
Стыга – зад;
Стыченный – великий начальник;
Стычить – стоять;
Суга – вода;
Судачить – разговаривать;
Сужник – колодец;
Схлевать – убегать;
Схлей – ставь;
Т
Тахтить – нести;
Тербовать – требовать, говорить;
Трепез – стол;
Тропа – борода;
Тузница – тысяча;
У
Убирить – взять;
Уяперить – украсть;
Х
Хаз – дом;
Хирани – люди;
Хирка – рука;
Ховбы – деньги;
Ходырки – ноги;
Хорье – село;
Хусый – плохой;
Ч
Чахирка – кружка;
Чекула – капуста;
Чуз – мужчина;
Чукать – бить;
Ш
Шамолвка – еда;
Шихта – незамужняя девушка;
Шкорни – валенки;
Шкридько – дед;
Шкрыготня – поезд;
Шмурак – дурак;
Шмурый – глупый;
Шпинско – красиво, хорошо;
Штакет – картуз;
Шуга – вода;
Шуплей – овес;
Шуст – магазин;
Шусто – базар, ярмарка;
Я
Якро – окно;
Яперить – взять.