Взаимосвязь коллективной и самостоятельной работы обучаемых




Особое место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе по ознакомлению и составлению профессиограмм профессий.

При выполнении проектных заданий используется как индивидуальная, так и коллективная творческая деятельность

 

Итоговый контроль

Формы контроля.

Контроль за освоением учебной программы проводиться в разных формах: зачет, беседа, тестирование, выполнение практического задания, проекта.

Образовательные продукты.

Учащиеся получают информацию о профессиях, психофизиологических и интеллектуальных качествах, необходимых для овладения той или иной профессией, соотносят функции профессиональной деятельности. Корректируют собственные профессиональные перспективы.

Система оценивания.

Оценивание освоения изучаемого материала осуществляет по трем уровням: базовый, прикладной, творческий. Результат обучения оформляется записью в зачетном листе учащегося.

Результат оценивается в баллах:

- 1-базовый (учащийся получает знания, но не в полной мере реализует свои знания при выборе будущей профессии)

- 2-прикладной (учащийся знает свои индивидуальные психологического качества, но нуждается в помощи и поддержке при выборе будущей профессии)

- 3-творческий (знакомясь с приемами самопознания и самоанализа личности, учащиеся соотносят свои склонности и возможности с требованиями предъявленными к человеку определенной профессией, намечают планы реализации профессиональных намерений. Развивается интерес к конкретной профессиональной деятельности, проверяется готовность к самостоятельному, сознательному и обоснованному выбору профессии.)

Критерии оценивания достижения доводятся до сведения школьников на первом занятии.

Эффективность усвоения следует оценивать по показателям сформированности у школьников способности к выбору профессии.

Объем и сроки изучения

Программа элективного курса "Твоя профессиональная карьера" общим объемом 35 часов изучается в течении всего учебного года, 1 час в неделю.

Требования к знаниям и умениям обучающихся

В результате прохождения программного материала учащиеся получат представление о алгоритме стратегии выбора профессии и целеполагании, о состоянии современного рынка труда, путях получения профессии.

В результате изучения курса "Твоя профессиональная карьера" учащиеся должны знать сущность и содержание следующих понятий: психологические особенности личности; самоопределение; профессиональные интересы и склонности, способности; классификация, типы и подтипы профессий; профессиограмма; профессиональная пригодность; проектирование профессионального жизненного пути; карьера, виды карьеры; личный профессиональный план; общение; самооценка; компенсация способностей; рынок труда.

На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:

- раскрывать психологические особенности своей личности;

- выявлять свои способности и профессиональные интересы;

- определять соответствие выбранной профессии своим способностям, личностным особенностям и запросам рынка труда;

- работать с профессиограммами;

- ориентироваться в типах и подтипах профессий;

- составлять личный профессиональный план;

- проектировать свою профессиональную карьеру.

СОДЕРЖАНИЕ

IВведение в предмет. – 1час

Цель, задачи и содержание курса.

Общее представление о психологии как науке, изучающий внутренний психологический мир человека. Принципы психодиагностики: конфиденциальность, искренность, добровольность. Понятие ―профессиональное самоопределение. Портфолио.

 

II Мои жизненные и профессиональные цели - 2часа

Анкета по жизненному и профессиональному самоопределению учащихся 9-х классов. Тест Дж. Голланда. Построение индивидуального профессионального типа личности. Тест умственного развития.

 

IIIМой психологический портрет – 20 часов

Ощущения и восприятие. – (1ч)

Общее представление об ощущениях и восприятии. Виды и характер ощущений. Порог ощущений.Виды восприятия. Роль ощущений и восприятия в профессиональной деятельности человека. Пятна Роршаха. Портрет девушки-старухи. Иллюзия Мюллера-Лайера. Школа поиска ощущений.

 

Особенности мышления. – (2 ч)

Общее представление о мышлении и его особенностях. Виды и типы мышления. Мыслительные операции. Роль мышления в профессиональной деятельности. Условия развития мышления. Тест интеллектуального потенциала (П. Ржичан). Опросник типа мышления.

 

Память. Процессы и виды памяти. – (3 ч).

Общее представление о памяти. Основные процессы памяти (запоминание, сохранение, забывание и воспроизведение). Виды памяти и их роль в различных видах профессиональной деятельности. Условия развития памяти

Внимание. Виды и основные свойства внимания. – (2 ч).

Общее представление о внимании (объем, устойчивость, распределение, изобретательность, концентрация, переключение). Наблюдательность как профессионально важное качество. Условия развития внимания. Значение некоторых видов внимания в профессиональной деятельности.Практическая работа.

Представление и воображение. – (1 ч)

Общее понятие о представлении и воображении. Воссоздающее и творческое воображение. Виды представлений (зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, двигательные). Условия развития воображении. Практическая работа.

 

Эмоциональное состояние и приемы саморегуляции. – (1ч)

Эмоции и чувства, их функции в профессиональной деятельности. Основные формы эмоциональных переживаний (настроения, аффекты, фрустрация, стрессовые состояния). Как управлять своими эмоциями.

 

Волевые качества личности. – (1 ч)

Специфика волевого поведения в отличие от импульсивного и зависимого. Условия развития воли. Роль воли в процессе профессиональных решений. Упражнения по воспитанию воли. Опросник ―Какая у меня воля?». Анкета по оценке уровня развития своих волевых качеств.

 

Влияние темперамента на профессиональное самоопределение. – (2ч).

Общее представление о темпераменте. Психологическая характеристика основных типов темперамента, особенности их проявления в учебной и профессиональной деятельности. Тест Айзенка.

 

Черты характера и их проявление в профессиональной. деятельности. – (2ч).

Общее представление о характере. Четыре группы черт характера. Типы акцентуаций характера и наиболее подходящие для них профессии. Адаптированный опросник Г. Шмишека.

 

Самооценка и уровень притязаний в решении проблемы профессионального выбора (1ч).

Структура образа ―Я. Виды самооценки (заниженная, адекватная, завышенная). Роль адекватной самооценки при выборе профессии и в последующей профессиональной деятельности. Источник формирования самооценки. Уровень притязания (завышенный, заниженный). Формирования уровня притязания. Методика самооценки.

 

Склонности и интересы в выборе профессии. – (2ч).

Потребности и мотивы как условие активности личности. Виды мотивов. Интересы. Склонности. Профессиональные намерения. Опросник профессиональных склонностей Я.Йовайши (модификация Г.В. Резапкиной).

Способности и профессиональная пригодность. – (2ч ).

Общее представление о способностях. Виды способностей (общие, специальные). Ведущие свойства специальных способностей. Понятие профпригодности. Непригодность. Алгоритм анализа сильных

и слабых сторон своих способностей. Матрица выбора профессий.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: