Анализ системных проблем в поселениях Родовых Поместий.




Инициатива по созданию агломераций нового типа в российском селе пошла от горожан. Сейчас на сельских территориях в 61 регионе страны самоорганизовалось около 400 поселений, в которых более 10 тыс. семей обрабатывают землю, содержат животных, развивают инфраструктуру и таким образом формируют новые пространства на сельских территориях.

Проблемы поддержки родовых поместий

Совершенно очевидно, что за счет стихийного развития движения по созданию родовых поместий, достижений целей, перечисленных выше, будет происходить очень медленно и в небольших масштабах, почти не оказывающих влияния на общую социально-демографическую ситуацию. При всей широкой популярности идей, лежащих в основе этого движения, сложности, с которыми сталкиваются его участники, отпугивают значительную часть из них от принятия решения о переселении в родовое поместье. Что же это за проблемы?

Первая проблема – состояние транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры в местах организации поселений родовых поместий. Поскольку такие поселения создаются в основном на заброшенных землях сельскохозяйственного назначения, то они характеризуются отсутствием или крайне низким качеством дорожной сети, отсутствием электрических и газовых сетей, отсутствием школьных и медицинских учреждений.

Однако именно формирование поселений, состоящих из родовых поместий, позволяет решать эту проблему более эффективно, чем, например, при разрозненных усилиях при организации обычных крестьянско-фермерских хозяйств. Объединение усилий поселенцев, мобилизация их профессиональных и творческих способностей, использование уже накопленного опыта, составление технически и экономически обоснованных проектов освоения территорий таких поселений – вот в чем заключаются преимущества родовых поместий при решении возникающих проблем.

Вторая проблема – необходимость значительных стартовых инвестиций в обустройство родовых поместий. Среди них – вложения на строительство жилья, создание инфраструктуры, производство многолетних насаждений, подготовку земли для сельскохозяйственного производства, обеспечение водоснабжения, оформление участков и т.д.

Такая проблема, как и предыдущая, возникала бы при любом переселении на неосвоенную территорию. Но концепция родового поместья предполагает, во-первых, использование наиболее эффективных современных технологических решений, что сокращает и сроки строительных работ, и необходимые издержки. Во-вторых, созданием родовых поместий занимаются в основном люди экономически и профессионально состоявшиеся, что облегчает для них как мобилизацию стартовых инвестиций, так и обеспечение текущих расходов. В-третьих, объединение родовых поместий в поселения дает возможность организации коллективных усилий по решению указанных проблем, что упрощает и удешевляет проводимые работы по сравнению с разрозненными усилиями.

Третья проблема – сложность перехода к достаточно эффективному производству на базе родового поместья. Поселенцы (а это в основном горожане) не имеют достаточного опыта для организации сельскохозяйственного производства, тем более на основе сложных технологий пермакультуры, требующих очень чуткого улавливания малейших особенностей почвенно-климатических, гидрологических, ботанических и т.п. особенностей данного участка. Кроме того, организация лесовосстановления и производство многолетних насаждений приносят заметную отдачу (переход плодовых деревьев и кустарников в продуктивную фазу) лишь через 10-25 лет.

Однако и эта проблема (неизбежно возникающая в том или ином виде при любых попытках вернуть в оборот запущенные сельскохозяйственные земли) решается проще и дешевле при использовании коллективного опыта и коллективных усилий участников родовых поместий.

В настоящее время, однако, преимущества родовых поместий в решении этих проблем проявляются еще не в полной мере, что определяется начальным этапом развертывания движения, небольшим числом поселенцев, уже накопивших необходимый опыт, вовлечением в движение большого числа новых участников, таким опытом не обладающих и т.д. Именно эти обстоятельства определяют также медленность перехода к постоянному проживанию в родовом поместье, и ведут к организации поселений родовых поместий в не слишком большом отдалении от городов.

Кроме того, поселенцы в родовых поместьях сталкиваются с целым комплексом организационно-правовых проблем, большинство из которых за 15 лет, прошедшие с момента активного развертывания движения, так и не нашли своего решения, несмотря на многочисленные законодательные инициативы в этой области.

Одной из основных является проблема правового статуса родовых поместий и создаваемых на их основе поселений. Главная правовая коллизия заключается в том, что выделяемые для организации родовых поместий земли сельскохозяйственного назначения не предусматривают возведения на них капитального жилья. В результате поселенцам либо приходится идти на прямые нарушения, что уже приводило к судебным искам и штрафам; либо искать обходные пути, регистрируя, например, свое постоянное жилье в качестве временного или в качестве сельскохозяйственных построек.

Тем самым возникают препятствия и для правового оформления поселений родовых поместий, поскольку перевод даже небольшой части земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в земли поселений сопряжен с немалыми административными барьерами. Эти барьеры легко берутся застройщиками коттеджных поселков в пригородных зонах, а вот организаторам родовых поместий, не способным щедро оплачивать благосклонность чиновников, приходится куда сложнее.

Немало вопросов возникает и при институционализации хозяйственной деятельности родовых поместий и состоящих из них поселений. Родовые поместья нередко институционализируются в качестве крестьянско-фермерских хозяйств (КФХ). Но КФХ, в отличие от родового поместья, по закону имеет целью извлечение прибыли, что вызывает проблемы, связанные с налогообложением. Кроме того, поскольку форма КФХ нацелена на ведение прибыльного бизнеса, она неизбежно влечет за собой использование таких форм интенсивного земледелия, которые связаны с истощением почв и нарушением экологического баланса. Схожие проблемы возникают и при оформлении родового поместья в качестве личного подсобного хозяйства.

Поселения родовых поместий иногда используют форму потребительского кооператива, что позволяет им иметь статус некоммерческой организации, хотя цели и круг функций потребительского кооператива заведомо более узкие, чем у поселения родовых поместий. Еще менее пригодной является форма садоводческого товарищества. В любом случае эти правовые формы не в полной мере отражают специфику родовых поместий и создаваемых на их основе родовых поселений.

 

Следует сказать, что в отношении статуса земельного участка, выделяемого под родовые поместья, определенные перспективы открывают новации в законодательстве, связанные с изменения в условиях получения земельного участка гражданами. Так, Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» значительно упорядочивает возможности получения земельных участков гражданами в безвозмездное пользование и открывает возможность принятие законодательных актов, опирающихся на рамочные определения, внесенные в Земельный кодекс [Федеральный закон.., 2014]. Федеральный закон «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 01.05.2016 №119-ФЗ содержит нормы, позволяющие не ограничиваться разрешенным использованием земельного участка (что позволяет, например, возводить жилые постройки на землях сельскохозяйственного назначения). Статья 8.3. №119-ФЗ гласит: «Разрешенное использование земельного участка, установленное до даты предоставления земельного участка гражданину в безвозмездное пользование, не является препятствием для выбора таким гражданином иного вида или иных видов разрешенного использования земельного участка по правилам, установленным настоящей статьей. При этом принятие решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка не требуется» [Федеральный закон.., 2016]. Но пока эти нормы распространяются только на ряд дальневосточных территорий.

 

Тем не менее, потенциальное снятие некоторых правовых препятствий еще не решает серьезную экономико-правовую проблему, связанную с освоением заброшенных земель, поскольку большая часть из них формально не является «свободными» и потому не может быть выделена новым пользователям под организацию родовых поместий. Большие массивы земли находятся без обработки, посевные площади сокращаются и смещаются в зоны непахотных земель, темпы деградации земель прогрессируют, однако названные тенденции никак не связаны с созданием условий по расширению доступности земли для граждан с целью ее восстановления и обустройства на ней жизни. Даже в случаях, когда инициативы граждан и общественных организаций имеют конкретные цели ревитализации, экологической реставрации земли ее выделение сопряжено с бюрократическими препятствиями по оформлению и завышением цен.

Низкое плодородие земель и их мелиоративная неустроенность, огромные масштабы и интенсивность деградации почв, факты длительного запустения некогда жилых пространств не являются основанием для взимания налогов и штрафов с землевладельцев, аккумуляция которых могла бы быть направлена на возрождение земли в рамках государственных программ.

Решение вопроса о законодательной поддержке инициативы по созданию родовых поместий сможет придать этому движению существенно более широкий масштаб. Снятие разного рода препон на пути этого движения позволит лучше оценить как реальную потребность граждан России в переходе к новому образу жизни на базе родовых поместий и их поселений, так и реальный экономический и социальный потенциал, заключающийся в родовых поместьях. Но даже первые шаги в этом направлении, предпринятые в крайне стесненных условиях, и опирающиеся исключительно на инициативу снизу, уже говорят в его пользу.

Поддержка этого движения может способствовать решению очень многих проблем, в том числе и снятию социальной напряженности. Она будем зримым свидетельством потенциала, заключенного в народной толще – или, если угодно, ‑– в гражданском обществе. Она не потребует от государства сколько-нибудь значительных бюджетных ассигнований, которые вполне могут уложиться в рамки существующих программ по развитию территорий. А вот результат может быть многообещающим, представляя собой необычный синтез традиционных ценностей и современных достижений цифровой экономики и биотехнологий.

Комплекс серьезных проблем, стоящих перед организаторами родовых поместий, ставит в повестку дня вопрос об организации опорных структур такого движения. Эти опорные структуры, организуемые, в том числе, и при активном участии самих активистов движения по созданию родовых поместий, могли бы решать следующие задачи:

1. Формирование фонда финансовой поддержки родовых поместий и поселений родовых поместий. Даже в отсутствие специальной бюджетной поддержки такой фонд мог бы взять на себя содействие в получении родовыми поместьями и состоящими из них поселениями всей совокупности льгот, выделяемых в соответствии с действующим законодательством крестьянско-фермерским хозяйствам, субъектам малого бизнеса, некоммерческим организациям, многодетным семьям и т.д. Кроме того, не исключается получение грантов (в том числе международных) на реализацию экологических проектов, организацию культурных мероприятий и т.д. Возможно также участие в программах регионального развития и получение добровольных пожертвований (в том числе целевых).

Интересной представляет идея организации фонда взаимного кредитования (кредитного кооператива СКПК, фонда взаимопомощи) поселений родовых поместий.

При наличии законодательной поддержки возможно применение модели отбора родовыми поместьями инвестиционных проектов, предлагаемых муниципальными и региональными властями, с целью принятия решений о необходимости и уровнях их финансирования.

2. Технологическая поддержка новопоселенцев: разработка экономически обоснованных планов развития родовых поместий, обучение ведению сельского хозяйства на основе пермакультуры, использованию местных природных ресурсов, экономии энергии, строительству жилья и других построек с использованием местных материалов и т.д.; создание инфраструктуры телекоммуникаций между родовыми поместьями и их поселениями.

3. Экономическое и организационно-правовое консультирование. Разработка программ эффективного использования профессиональных навыков поселенцев на основе применения новейших информационных и телекоммуникационных технологий. Полагаю, что без таких программ, подготовленных серьезными экспертами (в том числе и обязательно – из числа самих поселенцев) нельзя надеяться на то, что работа в родовых поместьях приведет к серьезным инновационным прорывам. Здесь нужно обеспечить хорошо продуманную последовательность работ и их координацию как между участниками родовых поместий, так и между ними и «внешними» партнерами. Оказание экономической и организационно-правовой поддержки родовых поместий (бухгалтерские услуги, оформление правовых документов и т.п.). Разработка законодательных инициатив.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: