Художественное своеобразие




Андрей Платонович Платонов, краткая биография

Андрей Платонович Платонов (настоящее имя – Андрей Платонович Климентов) родился 16 (28) августа 1899 года в Воронеже и был старшим ребенком в многодетной семье. Его отец – машинист паровоза и слесарь. Мать занималась хозяйством. Детей она рожала практически ежегодно, поэтому семье приходилось трудно. Платонов учился сначала в церковно-приходской, а потом в городской школе. С ранних лет будущий писатель принимал участие в воспитании братьев и сестер. На работу он впервые устроился в подростковом возрасте. До 1918 года Платонов успел поменять несколько профессий. Среди них – помощник машиниста на локомобиле и литейщик на заводе по изготовлению труб.

В 1918 году Платонов стал студентом Воронежского технического железнодорожного училища. Завершить обучение получилось только спустя три года. Перерыв пришлось сделать из-за Гражданской войны, во время которой Платонов служил в Красной армии, занимался журналистикой, сотрудничая с рядом газет. В 1921 году увидела свет его дебютная книга – брошюра «Электрификация».

В 1922 году был опубликован первый сборник стихотворений Платонова. Книга «Голубая глубина» удостоилась высокой оценки Брюсова. На протяжении следующих пяти лет Платонов продолжал заниматься литературной деятельностью, не оставляя при этом работы куда более приземленной – в частности, он построил несколько электростанций в провинции. В 1927 году писатель перебрался в Москву. В 1929 году Платонов завершил роман «Чевенгур», в 1930 году – повесть «Котлован». Эти произведения – главные в его наследии. При этом оба не были опубликованы при жизни писателя.

В начале 1930-х годов в печати появилась повесть «Впрок», рассказывающая о коллективизации. Ее раскритиковали Сталин и Фадеев, что повлекло за собой неприятности для Платонова. На протяжении нескольких лет его почти не публиковали. 1934 год ознаменовался для него небольшой передышкой – Платонова даже взяли в коллективное путешествие писателей по Средней Азии. Оттепель длилась недолго – в 1935 году «Правда» разместила разгромную статью о платоновской прозе. Из-за нее журналы стали отказываться от сотрудничества с Платоновым.

В 1936-37 годах писателю удалось опубликовать ряд рассказов и повесть «Река Потудань». Весной 1938 года арестовали 15-летнего сына Платонова. Выпустили его только в 1940 году. На свободу мальчик вышел, страдая от неизлечимого туберкулеза, которым заразил и своего отца.

В период Великой Отечественной войны Платонов служил военным корреспондентом, публиковал рассказы на военную тематику. Нередко он находился на передовой среди обычных солдат и даже принимал участие в сражениях. В конце 1946 года был напечатан рассказ «Возвращение», подвергшийся резкой критике. Среди прочего Платонова обвинили в клевете на победивших советских солдат, которые вернулись с фронта домой. В конце 1940-х годов писателю пришлось зарабатывать на жизнь литературной обработкой сказок, так как собственные его произведения не публиковались. Скончался Платонов 5 января 1951 года в Москве, причиной смерти стал туберкулез.

Краткий анализ творчества

Ключевая особенность прозаических произведений Платонова – необычный язык. Кому-то из читателей он может показаться корявым. Например, в 1931 году Сталин по поводу повести «Впрок» писал, что «это не русский, а какой-то тарабарский язык». Другие читатели влюбляются в платоновский способ изложения мысли с первых строчек. Им фактически становится не важно, что писал Платонов, главное – как. В платоновской прозе часто встречаются намеренно сделанные грамматические и лексические ошибки, похожие на детские. При этом «неправильная» речь характерна как для персонажей, так и для повествователя. Кроме того, как заметил писатель Анатолий Рясов, для Платонова слово – не столько инструмент общения, «сколько возможность одновременного прикосновения и к Бытию, и к Ничто».

Платоновские произведения нельзя трактовать однозначно. Не в последнюю очередь это связано с тем, что писатель имел весьма сложное мировоззрение. Например, он зачитывался трудами Канта, Розанова и Шпенглера, создавал проекты пролетарской культуры, интересовался старообрядчеством и апокрифами. Что касается тематики творчества Платонова, то было несколько мотивов, наиболее важных для него. В их числе – тема смерти. По мнению Анатолия Рясова, смерть для писателя была сокровеннее и главнее, чем и революция, и Бог.

«Никита», анализ рассказа Платонова

История создания

Рассказ «Никита» был написан в 1945 г. и опубликован в журнале «Мурзилка» (№№ 4,7) и в журнале «Новый мир» № 7. Всю войну Платонов работал корреспондентом в газете «Красная звезда». Он видел жизнь и подвиги русских солдат, но больше всего его ранили судьбы детей на войне. Никита не был свидетелем боевых действий, но они повлияли на его детскую душу: мальчик боится, что чужие займут его двор и дом. Война – виновница Никитиных страхов.

Тема и проблематика

Тема рассказа – взросление ребёнка, который преодолевает страх перед окружающим миром и учится преобразовывать его.

Основная мысль: человек – творец окружающего его мира, только от него зависит, каким он будет – добрым или злым.

В рассказе поднимается проблема разлуки детей с родителями, в которой виновата война; проблема уязвимости детского мира, не защищённого родительской мудростью; проблема преображающего мир человеческого труда.

Сюжет и композиция

Рассказ описывает два дня из жизни маленького Никиты, который остаётся дома один. Он боится и очеловечивает всё вокруг себя. Страх Никиты усиливается, пока он не убегает со двора в поле к матери. По дороге Никита от душевного напряжения внезапно засыпает на околице у овина и просыпается под вечер.

Дома Никита нашёл, кроме матери, вернувшегося с войны отца, который пообещал никогда больше не оставлять сына. А утром Никита перестал бояться, потому что с ним был отец-солдат. Отец трудится во дворе и в доме, приобщая к труду и Никиту. Никита улавливает связь между трудом и доброй жизнью.

Финал рассказа открывает перспективу на всю будущую жизнь Никиты, который, по мнению отца, «останется добрым на весь свой долгий век».

Герои и образы

Главный герой рассказа – маленький Никита, который остался «хозяином», потому что отец его на войне, а мать уходит на целый день работать. Никита – творец мифов, населяющий свой мир удивительными существами. Маленький человечек живёт в пустой бочке в тёмном сарае. В старом колодце обитают водяные люди, а умерший дедушка живёт на солнце.

Никиту окружают враждебные сущности. Тот, кто живёт в бочке, отобрал у матери Никиты ножницы. А вредные колодезные жители вовсе хотели выпить у Никиты глаза, пока он спал. Никита пытается противостоять придуманным существам, пугает их, но сам боится. Под стеной сарая живут змеи, и Никита пытается их задобрить кусками хлеба или пугает возвращением отца. Но образ отца не пугает существ. Может быть, потому, что отец оставил Никиту младенцем, образ отца не может защитить мальчика.

Никита рассуждает как язычник. Солнце для него доброе, на нём живёт умерший дедушка. Мальчик объясняет обычные для взрослых события волшебством. Чавкнувшая в колодце пасть – это не какая-нибудь лягушка, а великан и его дети.

Все предметы и явления в сознании Никиты антропоморфны. Стол – это человек на четырёх ногах. Банька – бабушка, у которой труба – это голова. Больше всего мальчика пугает пень. Он напоминает ему голову торчащего из земли человека. Его лицо сумрачное и нелюдимое, с немигающими глазами. Никита уверен, что под землёй у пня есть пузо и ноги.

Никита изобретает собственную веру в перерождение душ, по которой окружающие – это умершие близкие. Петух похож на утонувшего весной пастуха. Никита приходит к важному выводу: умершие не хотят быть мёртвыми, поэтому предметы – это тайные люди. Умершие люди карабкаются из земли, чтобы вылезти на свет солнца. И некоторым, как пню, это удаётся. Они недружелюбны к Никите. Его не любят ни колья плетня, ни лопухи.

Мир враждебен Никите не изначально. Мальчик совершает плохой поступок, именно поэтому он начинает бояться и баньки, и кольев, и пня. Ведь он убил одного из «тайных людей» - цветок. Никита сорвал цветок из чистого любопытства, желая посмотреть, есть ли у него внутри кишки.

Увидев в сломанном стебле (теле цветка) молоко, Никита уверился, что цветок был маленьким и сосал свою мать. Психология ребёнка не только позволяет увидеть в цветке круглое личико с человеческим выражением, «маленькие глаза, нос и открытый влажный рот», но и уничтожить «живое дыхание» просто из любопытства.

Никита, задающий о каждом предмете вопрос «кто ты есть?», чувствует свою вину, поэтому и принимает осуждение от баньки-бабушки, кольев, избы и пня в огороде. Даже дедушка-солнце закрывается от внука тучкой, правда, откликается на зов мальчика.

Вернувшийся отец сразу замечает, что Никита разговаривает с предметами. Солдат сразу же побеждает ветхий пень, исколов его на дрова. Именно отец формирует представления ребёнка о мире, объясняя, что он всех выдумал. Отец объясняет разницу между фантазией и деятельностью.

Для отца-солдата главная работа – война, но это не значит, что отец забыл о сыне. Он его «умирал и помнил». Никита замечает в облике отца лицо, руки, медаль на груди и ясные пуговицы на рубашке. Всего за один день Никита усвоил жизнеутверждающую философию отца: «Всё трудом работать, и все живые будут».

Художественное своеобразие

Те художественные образы в рассказе, которые читатель и отец Никиты воспринимают как олицетворение, для Никиты – метаморфоза, настоящее превращение.

В рассказе важны антитезы жизни и смерти, добра и зла, мирного труда и военного.

Мир рассказа читатель видит глазами 5-летнего мальчика. Поэтому такое пристальное внимание уделяется маленьким объектам – мухам и паукам, воробью и зёрнышкам. Мальчик будто не умеет видеть по-взрослому, с точки зрения пользы и целесообразности. Он приобретает такое умение, наблюдая за трудом отца.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: