их содержание и объём в часах
№ п/п | Практические и семинарские занятия | Содержание | Объём в часах |
1. | Предмет и задачи психологии развития. Основные категории психологии развития | Предмет и объект исследования в психологии развития. Психология развития в системе психологического знания. Понятие возраста. Биологический возраст. Социальный возраст. Психологический возраст. Культурный возраст. Образ человека в психологии и проблема содержания возрастов. Категориальная репрезентация возраста: созревание, становление, развитие. Жизненный путь индивида. Возрастные свойства, процессы, стадии. Нормативные критерии возраста и стереотипы. Символизм возрастных процессов. Возрастная субкультура. Задачи и проблемы психологии развития. Феноменология возраста. Факторы психического развития. Закономерности и механизмы психического развития. Диагностика возрастного развития: норма и аномалии. Социализация детей в мире. Институты социализации. Развитие личности в процессе социализации. | |
2. | Зарубежные теориипсихического развития | Биогенетический подход. Психоаналитический подход к развитию ребенка. Бихевиористический подход. Социгенетический подход. Когнитивные теории развития человека. Экологическая модель развития. | |
3. | Взаимосвязь обучения и психического развития | Функциональная и возрастная периодизация. Подходы к анализу взаимосвязи между обучением и развитием. Закономерности функционального и возрастного развития психики человека. | |
4. | Младенчество и раннее детство (0-3 года) | Социальная ситуация развития. Ведущие виды деятельности в младенчестве и раннем детстве. Кризисы 1-го и 3-х лет. Развитие мотивационной сферы и деятельности общения. Формирование сенсомоторной сферы ребенка. Речевое развитие. Новообразования. | |
5. | Дошкольный возраст (3-6/7 лет) | Социальная ситуация развития дошкольника. Сюжетно-ролевая игра как ведущий вид деятельности. Формирование общения и произвольности в игре. Развитие познавательных процессов и эмоциональной сферы дошкольника. Особенности наглядно-образного мышления. Становление личности дошкольников. Новообразования возраста. Кризис 7-и лет. | |
6. | Среднее детство (6/7-11/12 лет) | Социальная ситуация развития. Учебная деятельность как ведущая. Развитие интересов и деятельности общения школьника. Формирование произвольности психических процессов и практической деятельности. Развитие восприятия, внимания, речи и понятийного мышления. Новообразования возраста. | |
7. | Подростково-юношеский возраст (11/12-19/20 лет) | Социальная ситуация развития и поведения подростка. Ведущие виды деятельности в подростковом и юношеском возрастах. Развитие деятельности общения и потребностно-мотивационной сферы. Самосознание личности. Когнитивное развитие в подростково-юношеском возрасте. Становление теоретического мышления, воображения, речи, восприятия подростка. Новообразования возраста. | |
Итого: |
Тематика курсовых работ
1. Созревание головного мозга и психическое развитие человека
2. Подход к проблеме развития в основных психологических направлениях
3. Влияние культуры на развитие индивида
4. Межкультурные различия в социальном развитии ребенка
5. Формирование психологии развития в XIX-XX вв.
6. Механизмы развития и защиты
7. Критические и сензитивные периоды развития
8. Созревание головного мозга и психическое развитие
9. Психофизиологические особенности ранних периодов онтогенеза
10. Взаимодействие генотипа и среды в развитии человека
11. Особенности психического развития в онтегенезе: период новорожденности и младенчества
12. Особенности психического развития в онтегенезе: ранний возраст
13. Особенности психического развития в онтегенезе: дошкольный возраст
14. Особенности психического развития в онтегенезе: младший школьный возраст
15. Особенности психического развития в онтегенезе: подростковый возраст
16. Особенности психического развития в онтегенезе: юношеский возраст
17. Особенности психического развития в онтегенезе: период зрелости
18. Особенности психического развития в поздний период жизни
19. Особенности психического развития в периоды возрастных кризисов
20. Функциональное развитие и его взаимосвязь с обучением
Вопросы к зачету
- Понятие психологии развития, и ее связь с другими отраслями научного знания
- Пути возникновения психологии развития
- Предмет изучения психологии развития
- Движущие силы психического развития
- Условия психического развития
- Законы психического развития
- Основные методы в изучении развития детей и взрослых
- Понятие близнецового метода и его разновидности
- Соотношение эволюционного и революционного путей развития психики
- Подходы к определению возрастной нормы
- Теоретические и эмпирические задачи психологии развития
- Психоаналитическое направление
- Когнитивное направление
- Критические и сензитивные периоды развития
- Сущность защитных механизмов, их значение для хода развития
- Кризис новорожденности, его значение для хода развития
- Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в младенчестве
- Новообразования в младенческом возрасте
- Кризис 1 года, его значение для хода развития
- Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в раннем возрасте
- Новообразования в раннем возрасте
- Кризис 3 лет, его значение для хода развития
- Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в дошкольном возрасте
- Новообразования дошкольного возраста
- Кризис 7 лет, его значение для хода развития
- Социальная ситуация развития и ведущая деятельность детей младшего школьного возраста
- Новообразования детей младшего школьного возраста
- Кризис 13 лет, его значение для хода развития
- Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в подростковом возрасте
- Новообразования подросткового возраста
- Кризис 17 лет, его значение для хода развития
- Социальная ситуация развития и ведущая деятельность людей раннего юношеского возраста
- Новообразования лиц раннего юношеского возраста
- Период молодости
- Период взрослости
- Поздний период онтогенеза