Методические рекомендации к семинару




ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

 

Методические указания
к семинарским занятиям

 

 

Абакан

УДК 94(470)

П17

 

Рецензент

С. А. Угдыжеков, канд. ист. наук, доц. каф. «Гуманитарные дисциплины» ХТИ – филиала СФУ

 

П17 Отечественная история: метод. указания к семинарским занятиям / сост. О. В. Папина; Сиб. федер. ун-т, ХТИ – филиал СФУ. – Абакан: РИО ХТИ – филиала СФУ, 2010. – 36 с.

 

 

Предназначены для студентов специальностей 140211.65 «Электроснабжение», 279102.65 «Промышленное и гражданское строительство», 270115.65 «Экспертиза и управление недвижимостью», 190600.65 «Автомобили и автомобильное хозяйство», 150204.65 «Машины и технология литейного производства», 151001.65 «Технология машиностроения», 080801.65 «Прикладная информатика (в экономике)», 080802.65 «Экономика и управление на предприятии», 270205.65 «Автомобильные дороги и аэродромы» и направлений подготовки бакалавров 080500.62 «Менеджмент», 080100.62 «Экономика», 080800.62 «Прикладная информатика», 140200.62 «Электроэнергетика» очной и заочной форм обучения.

УДК 94(470)

Печатается по решению

Редакционно-издательского совета ХТИ – филиала СФУ

 

 

© ХТИ – филиал СФУ, 2010

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Методические указания к семинарским занятиям по дисциплине «Отечественная история» составлены в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и учебным планом специальностей негуманитарного профиля.

Современная система высшего образования направлена на формирование всесторонне развитой личности, что предполагает самостоятельность мышления, способность к саморазвитию и самореализации, развитие познавательных способностей. Компетентность современного специалиста обусловлена новыми требованиями, предъявляемыми рыночной экономикой: необходимостью проявлять предприимчивость, инициативу, конкурентоспособность; умением гибко реагировать на конъюнктуру рынка, быстро выдвигать всевозможные решения и выбирать из них самое рациональное. В основу обучения специалистов в современном образовании заложен принцип самообучения и саморазвития. Реализация данного принципа всецело зависит от организации обучающимися самостоятельной учебно-познавательной деятельности.

Подготовка к семинарским занятиям является одной из форм самостоятельной работы студентов. Семинары проводятся с целью систематизации, конкретизации, углубления и контроля знаний, полученных студентами на лекциях и в ходе самостоятельной работы с литературой. Работа на семинарах формирует у студентов ряд умений и навыков: самостоятельной работы с научной и справочной литературой, периодикой, развитие культуры речи, умение аргументировано отстаивать свою точку зрения, слушать других, правильно и конкретно формулировать и задавать вопросы.

Методические указания рассчитаны на 34 часа (17 семинаров). Для специальностей, учебным планом которых для семинаров отведено 17 часов (9 семинаров), выбор тем осуществляется преподавателем.

 

 

РАЗДЕЛ I

СУЩНОСТЬ, ФОРМЫИ ФУНКЦИИ ИСТОРИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

Цели:

1.Освоение методов, изучение понятия и классификации источников по отечественной истории.

2. Формирование знаний по эволюции, основным проблемам и направлениям отечественной историографии.

3. Рассмотрение методологии и практики исторической науки.

Семинарское занятие № 1

Тема: Сущность, формы и функции исторического знания

1. Источники и методы изучения истории России.

2. Историография Отечественной истории:

а) изучение истории России до революции 1917 г.;

б) советская историческая наука;

в) современное состояние исторической науки: проблемы и перспективы.

3. Методология и практика отечественной истории.

 

Методические рекомендации к семинару

Подготовка к семинарскому занятию предполагает освоение методов исторической науки: общенаучных, исторических и специальных. Изучение понятия и классификации исторических источников.

При анализе эволюции отечественной исторической науки следует обратить внимание на то, что в изучении отечественной истории можно выделить три периода: становление и развитие дореволюционной исторической науки: В. Н. Татищев, Н. М. Карамзин, С. М. Соловьев, В. О. Ключевский; особенности советской исторической науки (приверженность принципам марксизма-ленинизма, формирование и развитие научных школ, проблематики отечественной истории); историческая наука на современном этапе: проблемы и перспективы развития.

Раскрытие вопроса о методологии и практике исторической науки предполагает анализ основных методологических принципов истории, методологических подходов (формационного, цивилизационного, теории модернизации).

Контрольные вопросы

1. Назовите основные методы изучения истории.

2. Раскройте понятие и классификацию исторических источников.

3. В чем особенности развития отечественной исторической науки?

4. Дайте характеристику современного состояния исторической науки в нашей стране.

5. Какие основные методологические принципы отечественной исторической науки вы можете привести?

 

Литература

Основная:

1. Дворниченко, А. Ю. Русская история с древнейших времен до наших дней / А. Ю. Дворниченко, Е. В. Ильин, Ю. В. Кривошеев, Ю.В.Тот. – 7-е изд. – СПб.: Лань, 2006. – 448 с.

2. История России с древнейших времен до наших дней. – М.: ТК «Велби», ЗАО «КноРус», 2008. – 544 с.

Дополнительная:

1.Деревянко, А. П. История России: учеб. пособие / А. П. Деревянко, Н. А. Шабельникова. – 2-е изд, перераб. и доп. – М.: Проспект, 2005. – 560 с.

2. Карпов, С. П. Историческая наука на современном этапе: состояние и перспективы развития / С. П. Карпов // Новая и новейшая история. – 2009. – № 5.

3. Проскурова, Н. А. Концепции цивилизации и модернизации в отечественной историографии / Н. А. Проскурова // Вопросы истории. – 2005. – № 3.

4. Скворцова, Е. М. История Отечества: учебник для вузов / Е. М. Скворцова, А. Н. Маркова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 854 с.

5. Стефанович, П. С. «История российская» В. Н. Татищева: споры продолжаются / П. С. Стефанович // Отечественная история. – 2007. – № 3.

 

 

РАЗДЕЛ II

ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К ОБРАЗОВАНИЮ
ЕДИНОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА

Цели:

1.Изучение особенностей становления и развития Древнерусской государственности, Руси в период феодальной раздробленности, становления русского централизованного государства.

2.Рассмотрение ключевых проблем отечественной историографии данного исторического периода.

Семинарское занятие № 2



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: