ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ
Методические указания
к семинарским занятиям
Абакан
УДК 94(470)
П17
Рецензент
С. А. Угдыжеков, канд. ист. наук, доц. каф. «Гуманитарные дисциплины» ХТИ – филиала СФУ
П17 Отечественная история: метод. указания к семинарским занятиям / сост. О. В. Папина; Сиб. федер. ун-т, ХТИ – филиал СФУ. – Абакан: РИО ХТИ – филиала СФУ, 2010. – 36 с.
Предназначены для студентов специальностей 140211.65 «Электроснабжение», 279102.65 «Промышленное и гражданское строительство», 270115.65 «Экспертиза и управление недвижимостью», 190600.65 «Автомобили и автомобильное хозяйство», 150204.65 «Машины и технология литейного производства», 151001.65 «Технология машиностроения», 080801.65 «Прикладная информатика (в экономике)», 080802.65 «Экономика и управление на предприятии», 270205.65 «Автомобильные дороги и аэродромы» и направлений подготовки бакалавров 080500.62 «Менеджмент», 080100.62 «Экономика», 080800.62 «Прикладная информатика», 140200.62 «Электроэнергетика» очной и заочной форм обучения.
УДК 94(470)
Печатается по решению
Редакционно-издательского совета ХТИ – филиала СФУ
© ХТИ – филиал СФУ, 2010
ВВЕДЕНИЕ
Методические указания к семинарским занятиям по дисциплине «Отечественная история» составлены в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и учебным планом специальностей негуманитарного профиля.
Современная система высшего образования направлена на формирование всесторонне развитой личности, что предполагает самостоятельность мышления, способность к саморазвитию и самореализации, развитие познавательных способностей. Компетентность современного специалиста обусловлена новыми требованиями, предъявляемыми рыночной экономикой: необходимостью проявлять предприимчивость, инициативу, конкурентоспособность; умением гибко реагировать на конъюнктуру рынка, быстро выдвигать всевозможные решения и выбирать из них самое рациональное. В основу обучения специалистов в современном образовании заложен принцип самообучения и саморазвития. Реализация данного принципа всецело зависит от организации обучающимися самостоятельной учебно-познавательной деятельности.
Подготовка к семинарским занятиям является одной из форм самостоятельной работы студентов. Семинары проводятся с целью систематизации, конкретизации, углубления и контроля знаний, полученных студентами на лекциях и в ходе самостоятельной работы с литературой. Работа на семинарах формирует у студентов ряд умений и навыков: самостоятельной работы с научной и справочной литературой, периодикой, развитие культуры речи, умение аргументировано отстаивать свою точку зрения, слушать других, правильно и конкретно формулировать и задавать вопросы.
Методические указания рассчитаны на 34 часа (17 семинаров). Для специальностей, учебным планом которых для семинаров отведено 17 часов (9 семинаров), выбор тем осуществляется преподавателем.
РАЗДЕЛ I
СУЩНОСТЬ, ФОРМЫИ ФУНКЦИИ ИСТОРИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
Цели:
1.Освоение методов, изучение понятия и классификации источников по отечественной истории.
2. Формирование знаний по эволюции, основным проблемам и направлениям отечественной историографии.
3. Рассмотрение методологии и практики исторической науки.
Семинарское занятие № 1
Тема: Сущность, формы и функции исторического знания
1. Источники и методы изучения истории России.
2. Историография Отечественной истории:
а) изучение истории России до революции 1917 г.;
б) советская историческая наука;
в) современное состояние исторической науки: проблемы и перспективы.
3. Методология и практика отечественной истории.
Методические рекомендации к семинару
Подготовка к семинарскому занятию предполагает освоение методов исторической науки: общенаучных, исторических и специальных. Изучение понятия и классификации исторических источников.
При анализе эволюции отечественной исторической науки следует обратить внимание на то, что в изучении отечественной истории можно выделить три периода: становление и развитие дореволюционной исторической науки: В. Н. Татищев, Н. М. Карамзин, С. М. Соловьев, В. О. Ключевский; особенности советской исторической науки (приверженность принципам марксизма-ленинизма, формирование и развитие научных школ, проблематики отечественной истории); историческая наука на современном этапе: проблемы и перспективы развития.
Раскрытие вопроса о методологии и практике исторической науки предполагает анализ основных методологических принципов истории, методологических подходов (формационного, цивилизационного, теории модернизации).
Контрольные вопросы
1. Назовите основные методы изучения истории.
2. Раскройте понятие и классификацию исторических источников.
3. В чем особенности развития отечественной исторической науки?
4. Дайте характеристику современного состояния исторической науки в нашей стране.
5. Какие основные методологические принципы отечественной исторической науки вы можете привести?
Литература
Основная:
1. Дворниченко, А. Ю. Русская история с древнейших времен до наших дней / А. Ю. Дворниченко, Е. В. Ильин, Ю. В. Кривошеев, Ю.В.Тот. – 7-е изд. – СПб.: Лань, 2006. – 448 с.
2. История России с древнейших времен до наших дней. – М.: ТК «Велби», ЗАО «КноРус», 2008. – 544 с.
Дополнительная:
1.Деревянко, А. П. История России: учеб. пособие / А. П. Деревянко, Н. А. Шабельникова. – 2-е изд, перераб. и доп. – М.: Проспект, 2005. – 560 с.
2. Карпов, С. П. Историческая наука на современном этапе: состояние и перспективы развития / С. П. Карпов // Новая и новейшая история. – 2009. – № 5.
3. Проскурова, Н. А. Концепции цивилизации и модернизации в отечественной историографии / Н. А. Проскурова // Вопросы истории. – 2005. – № 3.
4. Скворцова, Е. М. История Отечества: учебник для вузов / Е. М. Скворцова, А. Н. Маркова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 854 с.
5. Стефанович, П. С. «История российская» В. Н. Татищева: споры продолжаются / П. С. Стефанович // Отечественная история. – 2007. – № 3.
РАЗДЕЛ II
ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К ОБРАЗОВАНИЮ
ЕДИНОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА
Цели:
1.Изучение особенностей становления и развития Древнерусской государственности, Руси в период феодальной раздробленности, становления русского централизованного государства.
2.Рассмотрение ключевых проблем отечественной историографии данного исторического периода.
Семинарское занятие № 2