Диагностика готовности детей 6-7 лет к школьному обучению - Диагностическая программа 3




Готовность к школе - Психологическая готовность к школе (психологам)

 

Индекс материала
Диагностика готовности детей 6-7 лет к школьному обучению
Диагностическая программа 2
Диагностическая программа 3
Программа 5 Краткая характеристика готовности ребенка к началу школьного обучения
Приложения
Все страницы

Страница 3 из 5

Диагностическая программа 3

Автор: Ю. Гильбух
Данная программа предназначена для экспресс-диагностики основных компонентов готовности к школе: она занимает всего 20-25 минут на одного ребенка и позволяет выявить уровень развития фонематического слуха, словаря, саморегуляции, кратковременной памяти, логического мышления и умственной активности.
1. Тест фонематического слуха
Цель: Определение уровня развития фонематического слуха
Инструкция: «Давай с тобой задумаем какое-нибудь слово, например, окно. Я буду все-время повторять его. А потом заменю другим словом, например, табуретка. Как только ты услышишь это другое слово, сделай вот так (хлопнуть ладонью по столу). Этим ты укажешь на мою ошибку, а потом назовешь то слово, которое я сказал неправильно. Если я буду все время повторять то слово, которое мы задумали, то в конце ты скажешь, что все правильно».
Далее называем ребенку по одному любому ряду из каждой контрольной фонемы. Задание с фонемой Р – ознакомительное, оно не оценивается. Остальные три – оцениваются.

Контрольная фонема Р: Контрольная фонема С:
1 ряд: лама, рама 2 ряд: рампа, лампа 3 ряд: коробок, колобок 4 ряд: оклик, окрик 1 ряд: сон, тон 2 ряд: коса, коза 3 ряд: рассвет, расцвет 4 ряд: сытый, шитый
Контрольная фонема Ч: Контрольная фонема Г:
1 ряд: чуб, щуп 2 ряд: чадить, щадить 3 ряд: чипать, щипать 4 ряд: почесть, пошесть 1 ряд: гора, кора 2 ряд: голос, колос 3 ряд: граб, краб 4 ряд: пороги, пороки

Если при обычном темпе проговаривания (1 слово за 1 секунду) ребенок не смог выделить лишнее слово, то задание оставляется, а через 1-2 ряда возвращаемся к нему снова и предъявляем слово в замедленном темпе (1 слово за 1,5 секунды). Таким образом, всего ребенку предъявляется 4 ряда – один на фонему Р (не оценивается), один на фонему С, один на фонему Ч, один на фонему Г.
Оценка результатов:
3 балла – все три задания выполнил безукоризненно;
2 балла – если хотя бы в одном ряду ребенок заметил лишнее слово при обычном темпе, но не хлопнул вовремя ладонью, а лишнее слово назвал после того как прослушал весь ряд;
1 балл – если хотя бы в одном ряду ребенок заметил лишнее слово лишь при повторном предъявлении ряда в замедленном темпе;
0 баллов – если ребенок хотя бы в одном ряду не смог выделить лишнее слово даже при замедленном предъявлении.

2. Тест словаря
Цель: Определение уровня словарного развития.
Материал: 5 карточек, на каждой по 10 слов:

· Велосипед, гвоздь, письмо, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый

· Самолет, молоток, книжка, плащ, перья, друг, прыгать, разделять, бить, тупой

· Автомобиль, веник, блокнот, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать, щипать, колючий

· Автобус, лопата, альбом, шляпа, пух, ябеда, вертеться, чесать, мягкий, убегать

· Мотоцикл, щетка, тетрадь, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, гладить, шершавый

Инструкция: «Представь себе, что тебе встретился иностранец, человек из другой страны, который не знает некоторых слов. Он попросил тебя объяснить, что означает слово … (называем первое слово из любой карточки)». Если ребенок затрудняется объяснить, то предлагаем нарисовать или показать жестами.
Оценка результатов:
За каждое слово выставляется оценка, а потом находится общая сумма. Таким образом, максимальная общая сумма может быть 20 баллов.
0 баллов – если отсутствует понимание слова (ребенок отказывается его объяснить или дает неправильное объяснение);
1 балл – если ребенок понимает слово, но может объяснить его только с помощью жестов или рисунка;
1,5 балла – если ребенок словесно описывает предмет;
2 балла – если ребенок дает описание близкое к научному.

3. Тест копирования бессмысленных слогов
Цель: Определение уровня саморегуляции (т.е. умение выполнять долгое время малопривлекательное занятие).
Материал: 10 карточек с бессмысленными слогами, написанными каллиграфическим почерком (заглавная буква – 1,5 см, прописная – 1см).

· Вел зу бот 5) Кот взо ли 9) Су боз кип

· Ко рат вен 6) Бру то мас 10) Гор ну маж

· Пул не бам 7) Тор же мур

· Са пре веж 8) Лу кеб шал

Инструкция: «Пока нас с тобой здесь не было, сюда прибегал зайчик и оставил тебе записку. Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, но все-таки попробуй это перерисовать. Хорошо посмотри, как тут написано (подается листочек и ручка)».
Оценка результатов:
1 балл – «каракули»;
2 балла – есть сходство с образцом, но распознается не более трех букв;
3 балла – если распознается 4 буквы;
4 балла – если можно прочитать все буквы;
5 баллов – если каждая буква написана четко, и все буквы под наклоном не > 30 градусов.

4. Тест кратковременной памяти и умозаключений
Цель: Определение уровня развития кратковременной памяти и логического мышления.
Инструкция: «Ты любишь разные рассказы? Сейчас я расскажу тебе маленький рассказик, а ты послушай внимательно и постарайся его запомнить, чтобы потом повторить слово в слово. Согласен?».
Ход проведения:
1 этап: Предъявляем ребенку рассказ:
Жили-были три мальчика: Коля, Петя и Ваня. Коля ниже Пети, Петя ниже Вани. Повтори.
Если ребенок не может повторить, еще раз читаем ему рассказ до тех пор, пока он не повторит весь рассказ правильно. У себя фиксируем, сколько потребовалось повторений, чтобы ребенок запомнил рассказ.
Уровень развития кратковременной памяти определяем по количеству понадобившихся повторений.
2 этап: После того как ребенок повторил весь рассказ правильно, даем второе задание: «Молодец, ты повторил правильно. А теперь подумай и скажи, кто из мальчиков самый высокий?». Если ребенок сразу не может ответить, повторяем: «Коля ниже Пети, Петя ниже Вани.» После того как ответит, задаем второй вопрос: «А кто самый низкий?». Фиксируем каждое повторение, которое понадобилось для того, чтобы ребенок ответил на вопросы.
Уровень развития способности к умозаключениям определяем по количеству всех повторений, зафиксированных на первом и втором этапах.
Определение умственной активности
Из наблюдения во время обследования ребенка делаются выводы об уровне развития его умственной активности.
Низкий уровень – если к выполнению задания ребенок приступает только после дополнительных побуждений, часто отвлекается во время работы. При выполнении теста фонематического слуха его интересует не обнаружение ошибок экспериментатора, а возможность проявления внешней реакции (хлопок по столу).
Средний уровень – если ребенок не проявляет интереса к выполнению задания, хотя в работу включается достаточно активно или сначала ребенок проявляет интерес, который потом очень быстро угасает. Вопросов задает сравнительно мало, и те направлены не на сущность задания, а на второстепенные моменты.
Высокий уровень – ребенок проявляет ярко выраженный интерес и к самим заданиям, и к эксперименту. Охотно поддерживает разговор, сам задает вопросы, в выполнение задания включается без промедления, самостоятельно преодолевает возникающие трудности, пытается продолжить общение с экспериментатором и по окончании собеседования.
Таблица 3 Определение уровня развития способностей по всем 4-м тестам

Способность/ уровень Низкий Средний Высокий
Фонематический слух 0 баллов 1 балл 2-3 балла
Словарное развитие 6 л: 6,5 б. 7 л: 7-12 б. 6 л: 7-12б. 7 л: 12-15 б. 6 л: 12,5 б. 7 л: 15,5 б.
Развитие саморегуляции 1 балл 2-3 балла 4-5 баллов
Кратковременная память 6 л: 8; 7 л: 7 6 л: 5-7; 7 л: 4-6 6 л: 1-4; 7 л: 1-3
Логическое мышление 6 л: 10 7 л: 8 6 лет: 5-9 7 лет: 4-7 6 лет: 1-4 7 лет: 1-3

Диагностическая программа 4

Диагностическая карта  
Д/сад №     Полный возраст    
Фамилия, имя    
Дата рождения Дата обследования  
1. Физиологическая зрелость  
АаФилиппинский тест      
б) Моторика (вырез кружка)      
в) Ведущая рука 1) 2) 3)  
2. Речь  
а) звукопроизношение:   б) условные обозначения:  
С – Ж –   о – пропуск звука = – замена звука Û – смешение? – искажение (какое) N – норма  
З – Ш –    
Р – Щ –    
Л – Ч –    
3. Фонематический слух  
4. Словарь  
5. Грамматический строй (подчеркнуть нужное):  
а) форма описания б) предложения  
повествование перечисление распространенные простые  
в) части речи существ. + глагол + прилагат. + др. части речи  
существительное + глагол + прилагательное  
существительное + глагол  
г) согласование: в падеже____ в роде____ в числе ______  
д) использование предлогов адекватно неадекватно не использует  
6. Саморегуляция (копирование бессмысленных слогов)  
7. Кратковременная память (число повторений)  
8. Способность к умозаключению (число повторений)  
9. Обобщение методом исключений (4-й лишний)  
10. Произвольное внимание, пространственные представления (графический диктант)
а) моторика б) понимание слов инструкции
11. Поведение в условиях обследования:  
а) контактность б) работоспособность в) интерес  
Выводы и рекомендации:  
                         

Описание методик, применяемых в программе
1. Физиологическая зрелость
а) Филиппинский тест
Цель: Определение уровня физиологической зрелости ребенка.
Достать через голову рукой до противоположного уха.
б) Моторика (вырез кружка)
Цель: Определение уровня развития мелкой моторики
Вырезать кружок диаметром 6 см.
в) Ведущая рука
Цель: Определение правшества или левшества
1) сложить руки на груди 2) сплести пальцы в замок 3) похлопать в ладоши.

2. Речь
а) звукопроизношение:
Методика «Повтори за мной»
Цель: Проверка точности произношения звуков
1) на букву З: У Зины заноза
2) на буквы С, Р, Ш: Сережа уступил старушке место в автобусе
3) на буквы З, Р, Л, Ж, Ш, Щ, Ч: У забора затеяли драку рыжий щенок Дружок и черная кошка Мурка
4) на буквы С, Р, Ш, Л, З, Ч: Старая бабушка вязала шерстяные чулки для своей внучки Леночки.

3. Фонематический слух (тест фонематического слуха Ю. Гильбух)
4. Словар ь (тест словаря Ю. Гильбух)
5. Грамматический строй речи
Методика «Сюжетные картинки»
Цель: Определение правильности грамматического построения речи
Рассказ ребенка оценивается по параметрам, представленным в протоколе

Саморегуляция

Тест копирования бессмысленных слогов (Ю. Гильбух)
7. Кратковременная память и способность к умозаключению
Тест кратковременной памяти и умозаключений (Ю. Гильбух)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: