СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОСЧНИКОВ




Содержание

Введение.............................................................................................................4

 

Глава 1. Нравственное воспитание школьников в целостном учебно-воспитательном процессе

§1. Психолого-педагогические основы и содержание нравственного воспитания...............................................................................................................8

§2. Формирование у старшеклассников эмоционально-ценностного отношения к человеку как составляющий компонент нравственного воспитания.............................................................................................................26

§3. Методы, приемы и средства формирования у старшеклассников эмоционально-ценностного отношения к человеку...........................................38

 

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию эмоционально-ценностного отношения к человеку

§1. Методы и методики диагностирования уровня сформированности

у старшеклассников эмоционально-ценностного отношения к человеку……………………………………………….......................................46

§2. Методы и методики диагностирования сформированности у учащихся эмоционально-ценностного отношения к человеку...........................................54

§3. Методы формирования у учащихся эмоционально-ценностного отношения к человеку на уроках литературы....................................................62

§4. Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов………………………..............................................................85

Заключение.......................................................................................................91

Список используемых источников......................................................................93

Приложения......................................................................................................97

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Проблема нравственного воспитания школьников является непреходящей и вечно актуальной. Она занимает исключительное место среди всех современных проблем школы. Усиление человеческого фактора в процессе социально-экономического преобразования общества, в первую очередь, требует повышения уровня нравственной развитости каждого члена общества и нравственной культуры общества в целом.

В связи с этим темп развития современного общества обуславливает новые свойства личности. Формирование новой личности закреплено в Законе РФ «Об образовании», а также в государственных документах об образовании: Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года, Национальной доктрине образования в РФ до 2025 года, Концепции государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в РФ и защиты их нравственности.

В частности, в Концепции модернизации российского образования на период до 2020года указывается, что модернизация общеобразовательной школы предполагает «ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие личности, их познавательных, созидательных и творческих способностей. Сегодня обществу нужны люди, активно развивающиеся и серьезно относящиеся к своей деятельности и поведению, нравственно зрелые. » [16,6] Сформировать такого рода личность возможно только при условии, если педагогические воздействия и внутренние стремления школьников будут согласованными.

Особое внимание проблеме нравственного воспитания на рубеже XX-XXI вв. было уделено такими исследователями как Н.Е. Щуркова, М.И. Шилова, Е.В. Бондаревская, Б.Т. Лихачев, И.Ф. Харламов, И.С. Марьенко, Н.И. Болдырев, И.И. Зарецкая, В.А. Сластенин. В настоящее время данная проблема освещается на страницах таких журналов как «Лучшие страницы педагогической прессы», «Воспитание школьников», «Народное образование», «Классный руководитель», «Литература в школе».

Изучая опыт работы учителей, мы выявили, что многие творчески работающие учителя, среди которых Ю.С. Андрюшова (гимназия № 6, г. Пенза), Е.П.Давыдова (МОУ СОШ №35, Г. Магнитогорск), С.П.Удинцова (МОУ СОШ № 55, г. Тверь), Т. Я Горобей (МОУ СОШ № 48 г. о. Самара), Е.И. Щекина (МОУ СОШ №10 г. Дмитрова), Е. В. Каширская (МОУ СОШ № 960 г. Москва), уделяют особое внимание проблеме нравственного воспитания на своих уроках, формируя эмоционально-ценностное отношение к Родине, обществу, коллективу, труду, природе, а также к человеку.

Однако в настоящее время практика нравственного воспитания, совершаемая педагогами школы, сводится, как правило, к просветительской работе, к раскрытию перед детьми совокупности моральных норм. При этом за бортом педагогического внимания остается реальная действительная жизнь школьника, которая очень часто пронизана отнюдь не нравственными отношениями. Моральные знания и нравственные реальные отношения развиваются параллельно, вне связи друг с другом. Как показывает опыт, ликвидировать эту ошибку не удается быстро и разом, потому что организация реального нравственного воспитания – формирование эмоционально-ценностных отношений учащихся в повседневной окружающей их действительности – требует этической, психологической и специальной педагогической подготовки.

Изложенное показывает, что следует изменить традиционный функциональный подход к воспитанию, при котором развитие нравственности школьника прямо связывается с предназначенными для него мероприятиями. Жесткий набор мероприятий, предназначенных для одной исключительной цели, ликвидирует комплексный подход, видение комплекса формирующихся отношений в каждом отдельном воспитательном акте. Нравственным влиянием следует пронизать всю жизнь человека. И нравственным целям подчинить все замыслы педагогов и организуемые дела. Успех в деле нравственного воспитания школьника станет возможным, когда расширится максимально поле нравственного развития школьников в учебно-воспитательном процессе, когда вся жизнедеятельность их будет нравственным становлением.

Исходя из актуальности и важности проблемы, нами была выбрана следующая тема исследования: «Формирование эмоционально-ценностного отношения подростков к человеку в процессе обучения (на примере учебной дисциплины «Литература»)».

Объект исследования: процесс формирования у старшеклассников эмоционально-ценностного отношения к человеку.

Предмет исследования: формы и методы формирования у старшеклассников эмоционально-ценностного отношения к человеку.

Цель исследования: теоретически осмыслить проблему формирования эмоционально-ценностного отношения у старшеклассников к человеку, определить содержание, формы и методы формирования эмоционально-ценностного отношения подростков к человеку.

Цель определила следующие задачи:

- изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данному вопросу;

- выявить формы и методы возможности урока литературы формирования у старшеклассников эмоционально-ценностного отношения к человеку;

- определить диагностический комплекс, способствующий выявлению уровня сформированности у старшеклассников эмоционально-ценностного отношения к человеку;

- разработать уроки по литературе, способствующие повышению уровня сформированности у старшеклассников эмоционально-ценностного отношения к человеку;

- провести опытно-экспериментальную проверку эффективности разработанных уроков, направленных на формирование у старшеклассников эмоционально-ценностного отношения к человеку.

Гипотеза исследования: если на уроках литературы будут систематически планироваться и реализовываться воспитательные задачи, направленные на формирования у учащихся эмоционально-ценностного отношения к человеку, учитываться возрастные и индивидуальные особенности учащихся, уровень сформированности нравственных качеств, характеризующих эмоционально-ценностное отношение к человеку, применяться оптимальные методы и приемы воспитания, использоваться эффективные методы и средства организации и проведения занятий, обеспечиваться соответствующая методическая оснащенность учебного процесса, то возможно повысить общий уровень сформированности нравственных качеств (гуманность, толерантность, доброта, благородство).

В исследовании были использованы следующие методы:

- изучение и теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме;

- наблюдение;

- беседа;

- анкетирование;

- тестирование;

- педагогический эксперимент.

Научная новизна исследования: выявлены условия формирования у старшеклассников эмоционально-ценностного отношения к человеку на уроках литературы.

Практическая значимость исследования: разработана система уроков литературы, способствующая повышению уровня сформированности у старшеклассников эмоционально-ценностного отношения к человеку.

Базой исследования является 9-А класс МОУ СОШ №133 Кировского района г.о. Самара.

Дипломная работа состоит из введения, двух самостоятельных глав, заключения, библиографии и приложений.

 

Глава 1. Нравственное воспитание школьников в целостном педагогическом процессе

 

§1. Психолого-педагогические основы и содержание нравственного воспитания

Одним из первых исследователей, который четко обозначил эмоционально-ценностный компонент в структуре содержания образования, подчеркнул важность его проектирования и реализации в образовательном процессе, был Исаак Яковлевич Лернер.

Сравнительно недавно доминирующим в теории обучения и в педагогической практике было понимание содержания образования как системы так называемых ЗУНов – знаний, умений, навыков. Предполагалось, что обладание знаниями, умениями и навыками позволит человеку адекватно функционировать внутри существующей общественной структуры. Однако чтобы усвоенное содержание образования являлось не только предпосылкой приобщения к жизни, но и результатом приобщения к одним формам жизнедеятельности, подготавливающим к участию в других ее формах и ситуациях, только лишь знаний, умений и навыков недостаточно. В лаборатории дидактики Института теории и истории педагогики РАО в 80-х годах прошлого столетия исследовательским коллективом под руководством И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина и В.В. Краевского было предложено иное представление о содержании образования, которое раскрывается в концепции целостности содержания образования. Под содержанием образования авторы понимают педагогически адаптированный социальный опыт во всей его структурной полноте [55, 78]. Такое видение содержания образования занимает ведущее место в современном дидактическом знании, поскольку соответствует установкам культурологической парадигмы образования. Авторы предлагают черпать содержание образования в культуре общества. Соответствуя составляющим культуры, содержание образования должно включать в себя четыре элемента (компонента):

- опыт знаний о природе, обществе, технике, человеке, о способах деятельности. Реализация данного компонента в педагогическом процессе выражается в конкретных знаниях, которыми владеют учащиеся;

- опыт осуществления известных способов деятельности, реализация которого выражается в умениях и навыках школьников действовать по алгоритму (образцу);

- опыт творческой деятельности – реализация этого компонента выражается в умениях обучающихся принимать нестандартные решения в новых, проблемных, неоднозначных ситуациях;

- опыт эмоционально-ценностного отношения к миру, к людям, к самому себе. Реализация этого компонента ведет к наполнению личностными смыслами знаний умений, построению личностной системы ценностей обучающихся, их ценностных ориентаций, развитию эмоционально-чувственной сферы.

Осмысляя сущность нравственности личности, следует иметь в виду, что в качестве синонима этого понятия зачастую употребляется термин мораль. Между тем, эти понятия необходимо различать. Под моралью в этике обычно понимают систему выработанных в обществе норм, правил и требований, которые предъявляются к личности в различных сферах жизни и деятельности. Нравственность человека трактуется как совокупность его сознания, навыков и привычек, связанных с соблюдением этих норм, правил и требований. Указанные трактовки весьма важны для педагогики. В частности, И.Ф. Харламов считает, что формирование нравственности, или нравственной воспитанности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение [40, 33].

М.И. Шилова, исследуя данную проблему, подчеркивает, что мораль как форма общественного сознания рождается в системе конкретно-исторических общественных отношений, является их духовным продуктом,

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной дипломной работе нами рассмотрены пути, методы и методики повышения уровня сформированности эмоционально-ценностного отношения у старшеклассников к человеку в ходе учебного процесса, изложены особенности формирования нравственных качеств. Вместе с тем, согласно поставленным задачам мы:

1) изучили психолого-педагогическую литературу, опыт учителей, по данному вопросу. Для теоретического обоснования изучаемой проблемы мы использовали концепции таких отечественных исследователей как Н.Е. Щурковой, М.И. Шиловой, Е.В. Бондаревской, Б.Т. Лихачева, И.Ф. Харламова, И.С. Марьенко, Н.И. Болдырева, И.И. Зарецкой;

2) опираясь на работы Н.Е. Щурковой, Т.Е. Макаровой, и ряда других авторов, изложили теоретические представления о критериях (показателях) уровня развития нравственной воспитанности учащихся и коллектива, предложили конкретные методы и частные методики его изучения;

3) основываясь на исследованиях отечественных ученых — методистов выявили возможности урока литературы при формировании нравственных качеств учащихся;

4) определили диагностический комплекс, способствующий выявлению уровня нравственной воспитанности школьников;

5) составили уроки литературы в 9-А классе, способствующую формированию нравственных качеств учащихся;

6) используя методы и методики, описанные в теоретической части работы, провели диагностирование учащихся девятого класса г.о. Самара Кировского района по выявлению уровня нравственной воспитанности;

7) осуществили опытно-экспериментальную проверку эффективности разработанной системы.

Таким образом, мы доказали, что если на уроках литературы будут специально планироваться воспитательные задачи посредством разработанной методики развития нравственных качеств учащихся, то в результате возможно повысить общий уровень сформированности эмоционально-ценностного отношения у старшеклассников к человеку и коллектива в целом.

Выдвинутая нами гипотеза оказалась достоверной.

Эксперимент проходил в соответствии с составленной структурой.

Важно отметить, что нами раскрыт лишь один из возможных путей повышения уровня сформированности у старшеклассников эмоционально-ценностного отношения к человеку. Перспективность исследования очевидна: формировать нравственные качества возможно не только на уроках литературы, но и во внеклассной работе, осуществляя воспитательную работу классного руководителя.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОСЧНИКОВ

1. Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1990. с. 367.

2. Бездухов В.П.,Бездухов А.В. Ценностный подход к формированию гуманистической направленности студента — будущего учителя. - Самара: Изд — во СамГПУ. 2000. 185 с., 5.

3. Блинова З.В. // «Вечная Бедная Лиза» // Опыт прочтения повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». // Литература в школе.// 2005 № 1 С. 38.

4. Богданова О.С., Черенкова С.В. Нравственное воспитание старшеклассников. М.: Просвещение, 1988. 187с.

5. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: Вопросы теории. М.: Просвещение, 1979. 224 с.

6. Бондаревская Е.В. Опыт выявления уровня воспитанности учащихся // Советская педагогика. 1975. № 9. С. 34.

7. Голубков В.В., Методика преподавания литературы, М.: Просвещение, 1962. 397 с.

8. Журавлев В.И. Сочетание методов и средств воспитания. // «Советская педагогика» 1985 № 6 С. 38.

9. Зайцев Г.К. Формирование у подростков соматического и нравственно-психологического статусов // Лучшие страницы педагогической прессы. 2004.№ 2. С.86.

10. Зарецкая И.И. Нравственное воспитание учащихся. М.:Просвещение, 1986. 144 с.

11. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для Вузов. Изд. Второе, доп., исправленное и перераб. - М.: Логос. 2001. 384 с.

12. Зосимовский А.В. Нравственно-волевое воспитание с позиций конфликтологии // Педагогика. 2004. № 3. С.48.

13. Каширская Е.В. Проблема духовного становления личности в романе эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир» // Литература в школе.// 2009. № 5 С. 39.

14. Кан-Калик В.А., Хазан В. И. Психолого-педагогические основы преподавания литературы в школе М.: Просвещение 1988.128 с.

15. Козлов Э. Азбука нравственности // Воспитание школьников. 2004. № 6. С.42.

16. Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года // Официальные документы в образовании. 2001. № 21.С.3-11.

17. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК И ФПК — 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 1999. 523 с.

18. Макаренко А.С. Цель воспитания. Соч. Т 5. - М.: Педагогика. 1967. 230 с., С. 25.

19. Макарова Т.Е. Педагогическое диагностирование современной семьи: Учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов и педагогов дополнительного образования. Самара: Изд-во СамГПУ, 2001. 150 с.

20. Марьенко И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников. М.: просвещение, 1980. 249 с.

21. Методика преподавания литературы под ред. З.Я. Рез, М.: Просвещение, 1977. 418 с.

22. Неволина С.А. « Кто же такой Чичиков? Подлей приобретатель или...?Литература в школе.// 2009. № 3 С.35.

23. Никольский В.А. Методика преподавания литературы в средней школе. М.: Просвещение, 1971. 183с.

24. Организация нравственного воспитания школьников: Метод. рекоменд. для работников школы / Сост. Н.Е.Щуркова, В.Н.Шнырева. М.: 1989.72 с.

25. Панкратов А.В. Духовное воспитание в свете современного естествознания // Педагогика. 2000. № 7. С. 23.

26. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / Сост. В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. М.: Школа-Пресс, 2000. 512с.

27. Педагогическое диагностирование нравственной воспитанности учащихся: Рекомендации преподавателям педвузов к работе со студентами / Сост. Т.Е.Макарова. Самара: Изд-во Сам ГПУ, 2000. 44 с.

28. Пидкосистый П.И. Педагогика // система средств воспитания // М:Просвещение, 1996. С.406.

29. Решетников О.М. Нравственный статус подростка в современном обществе // Лучшие страницы педагогической прессы. 2003. № 1. С. 74.

30. Розанова С.Г. Воспитание толерантности в проектной деятельности учащихся // Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». 2005. № 3. С.34.

31. Рувинский Л.И. Нравственное воспитание личности. М.: Изд-во МГУ, 1981. 184 с.

32. Селиванов В.С. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений // Средства воспитания // по ред. В.А.Сластенина, 2005. С. 130.

33. Словарь по этике / под ред. И.С. Кона / изд. 5. М.: Просвещение 1983. С. 29-402.

34. Соловьева Н.А. Формирование базовой культуры личности // Лучшие страницы педагогической прессы. 2003. № 2. С. 17.

35. Сухомлинский В.А. Потребность человека в человеке. - 2-е изд. - М.: Сов. Россия. 1981. 93 с.

36. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. - М.: Просвещение. 1972. 336 с., С.59-66,С.201.

37. Творческое развитие личности воспитанника и педагогическое диагностирование его уровня в детском образовательном учреждении. Учебно-методическое пособие для педагогов, работающих в образовательных учреждениях детей / Сост. Т.Е.Макарова. Самара: Изд-во СамГПУ, 2002. 84 с.

38. Филиппов В.К. Духовно-нравственное воспитание в школе // Воспитание школьников. 2000. № 4. С. 5.

39. Фридман Л.М.,Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М.: Просвещение, 1988. 267 с.

40. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. Пособие. М.: Юристъ, 1997. 512 с.

41. Харламов И.Ф. Формирование личностных качеств в процессе воспитания // Педагогика. 2003. № 3. С.52.

42. Шилова М.И. Изучение воспитанности школьников. М.: Педагогика, 1982. 104 с.

43. Шилова М.И. Пути повышения эффективности процесса нравственного воспитания школьников. Красноярск, 1978. 123 с.

44. Шилова М.И. Учителю о воспитании школьников. М.: Педагогика, 1990. 142 с.

45. Щекина Е.И. Проблема нравственности в пьессе Д.И. Фонвизина «Недоросль». // Литература в школе.//, 2009№ 10 С. 89.

46. Щуркова Н.Е. Диагностика воспитанности: педагогические методики. М.: МГПУ, 1992. 16 с.

47. Щуркова Н.Е. Когда урок воспитывает: (Нравственный аспект). М.: Педагогика, 1981. 128 с.

48. Щуркова Н.Е. Культура современного урока. М.: «Российское педагогическое агентство». 1997. 92 с.

49. Щуркова Н.Е. Нравственное воспитание учащихся // Воспитание школьников. 1990. № 2.С.15-18, №3 С. 21-27.

50. Яновская М.М. Воспитание эмоционально-нравственной культуры школьников // Народное образование. 2005. № 7. 166с.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: