Примерный перечень вопросов для государственного экзамена по направлению подготовки 38.03.02 МЕНЕДЖМЕНТ
1. Примерные Теоретические вопросы
1. Виды и средства деловых коммуникаций.
2. Виды социальных организаций, признаки социальных организаций.
3. Власть и лидерство: сущность и роль в процессе управления.
4. Внешняя и внутренняя среда организации, анализ среды.
5. Группы и групповая динамика в менеджменте: сущность, особенности и механизмы.
6. Деловая карьера. Управление карьерой.
7. Деловая оценка персонала.
8. Инновационный проект. Разработка и продвижение. Риски проекта.
9. Кадровая политика и цели управления человеческими ресурсами.
10. Классификация методов принятия управленческих решений в зависимости от типа решаемой проблемы.
11. Коммуникации и информация в организациях.
12. Конфликты в организации: понятие, виды и механизмы разрешения.
13. Лидерство и власть в организации.
14. Методология и организация процесса разработки управленческих решений.
15. Методы и инструменты финансового менеджмента.
16. Методы и моделирование процессов разработки управленческих решений.
17. Нововведения в организациях: подходы, сущность, классификация.
18. Обновление производства, организация и планирование инноваций.
19. Обучение, переподготовка и повышение квалификации персонала.
20. Общие законы организации, механизм их действия и использования.
21. Окружение, стейкхолдеры, команда проекта: понятие, функции и роль в проектировании.
22. Операционные маркетинговые стратегии.
23. Организационная культура и управление организацией.
24. Организационное проектирование, сущность и методы.
25. Организационно-правовые формы предприятий.
|
26. Организация как объект управления.
27. Оценка качества и эффективности принятых управленческих решений.
28. Планирование и организация маркетинговой коммуникационной деятельности.
29. Поведение человека в организации: современные психологические школы и теории.
30. Понятие и содержание бизнес-планирования.
31. Понятие, цели, задачи инвестиционного менеджмента.
32. Природа организации, сущность системного подхода и системные свойства организации.
33. Прогнозирование и планирование деятельности организации (предприятия).
34. Программы и проекты как средства решения управленческих задач.
35. Производственная и организационная структура предприятия: принципы организации производственного процесса.
36. Производственный менеджмент: понятие, сущность и содержание на современном уровне.
37. Процесс стратегического управления: общая характеристика, элементы и этапы реализации.
38. Процесс управления проектами: планирование, организация, контроль и аудит.
39. Разработка альтернатив управленческих решений.
40. Система организации работы с персоналом.
41. Службы управления персоналом, их цели, задачи и функции.
42. Социально-экономическая сущность маркетинга.
43. Специфика организации производственного процесса.
44. Стили и методы управления персоналом.
45. Стратегия поведения фирмы в условиях конкуренции.
46. Строение организации, типология организационных структур.
47. Сущность и содержание теории и практики принятия управленческих решений.
48. Сущность и содержание теории управления.
49. Сущность и становление стратегического менеджмента.
|
50. Типология и классификация управленческих решений.
51. Финансирование инноваций. Посевные и венчурные фонды.
52. Финансовые рынки.
53. Функции управления. Понятие и значение функции управления.
54. Цель и задачи финансового управления компанией.
55. Цикличность развития организации. Жизненный цикл и его модели.
56. Эволюция управленческой мысли.
ПРИМЕРНЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Задание 1.
Среди основных неблагоприятных тенденций реализации инновационной политики в субъектах РФ называют:
1) недостаточную конкурентоспособность отечественной продукции и, в то же время, явный недостаток финансовых ресурсов у инновационных предприятий для расширения своей деятельности;
2) потеря научно-технического и кадрового потенциала;
3) снижение производственных мощностей в результате изношенности основных фондов, техническая и технологическая отсталость предприятий и другие.
Какие проблемы в большей степени свойственны субъектам Дальневосточного федерального округа? Ответ следует аргументировать.
Задание 2.
Формы предпринимательства можно подразделить на организационно-правовые и организационно-экономические.
Какие организационно-экономические формы предпринимательской деятельности получили в России наибольшее распространение и почему?
Задание 3.
В компании возникла кризисная ситуация в связи дефектом производимой продукции, вызвавшей травмы потребителей.
Какие средства внешней и внутренней коммуникации Вы используете для исправления ситуации и сохранения лояльности потребителей?
|
Задание 4.
Назовите важнейшие личностные качества, которыми, по вашему мнению, должен обладать идеальный кандидат на вакансию менеджера по логистике промышленного предприятия.
Перечислите вопросы, которые в процессе интервью при приеме на работу помогут Вам определить наличие этих качеств у претендента на имеющуюся вакансию
Задание 5.
ООО «Либра» является малым предприятием. Численность штатных сотрудников – 13 человек. Вид экономической деятельности – ремонт, обслуживание и сертификация грузоподъёмного оборудования. Руководитель Общества разрабатывает политику управления качеством.
Какова, на Ваш взгляд, должна быть миссия ООО «Либра»?
Задание 6.
Крупная торговая компания реализует проект по оптимизации доставки товаров в свою розничную сеть. Результаты текущего контроля проекта показали общее отклонение от его заданных показателей (сроки реализации, финансирование и пр.) на 10%.
Какие действия в этом случае должны предпринять руководитель и куратор проекта?
Задание 7.
Вы пришли на собеседование в известную фирму для прохождения по конкурсу на вакантную должность.
Какие невербальные средства Вы используете для более успешного прохождения собеседования?
Задание 8.
По опросам исследователей, проведенных в городе N с численностью населения 700 тыс. чел., представители малого и среднего бизнеса затрачивают ежедневно от 40 до 60% рабочего времени на поиск необходимой информации. Орган местного самоуправления, заказавший данное исследование, решил способствовать удовлетворению потребностей малого и среднего бизнеса в типовой справочной информации.
Какие первоочередные мероприятия ему следует предпринять для решения этой задачи и, в каком виде может быть создана информационная база?
Задание 9.
У предпринимателя имеется два варианта создания малого предприятия по пошиву верхней одежды для детей – франчайзинг и приобретение готового бизнеса.
Обоснуйте преимущества и ограничения каждого варианта, определите оптимальный вариант создания малого предприятия.
Задание 10.
Представьте, что вас сделали ответственным за управление рисками в компании, которой принадлежит несколько площадок для катания на роликовых коньках.
Вам необходимо разработать для совета директоров план мероприятий по управлению рисками и ответить на вопросы:
а) какие риски можно выделить;
б) какие риски и каким образом можно устранить;
в) какие риски и каким образом можно ограничить;
г) в каких видах страхования нуждается фирма.
Задание 11.
Предприниматель в условиях запаса времени планирует без привлечения консультанта провести организационные изменения, необходимые для освоения новых рынков сбыта и повышения доходности бизнеса.
Дайте характеристику рекомендуемых к использованию методов и ролей менеджера при проведении организационных изменений в данных условиях.
Задание 12.
Предположим, Вы располагаете определенной суммой денег, которую хотите выгодно разместить. У Вас есть следующие варианты:
а) купить дом или земельный участок;
б) поместить деньги на срочный вклад в банк;
в) приобрести оборудование для выпуска продукции, пользующейся большим спросом и приносящей большой доход.
В каком случае вы остановите свой выбор на приобретении оборудования для производства? Что сдерживает для России сегодня такой выбор?
Задание 13.
Вы директор рекламного агентства. Ваши подчиненные – экстраспециалисты, достигшие высокой квалификации, ответственные, инициативные работники, творческие люди, желающие и умеющие эффективно работать.
Выберите стиль управления в данной организации, составьте план развития персонала. Ответ обоснуйте.
Задание 14.
Цены на молодежную одежду в магазинах слишком высоки и покупатели требуют от правительства таких мер, которые обеспечили бы снижение этих цен в несколько раз.
Предскажите эффект принудительного правительственного снижения этих цен. Назовите альтернативные меры, которые сделали бы молодежную одежду более доступной для покупателей. Имеются ли побочные эффекты у этих альтернатив?
Задание 15.
Фирме Х необходимо провести рекламную кампанию нового продукта, который будет продаваться в тех регионах, где компания ранее не присутствовала. У менеджеров компании имеется два варианта – поручить организацию рекламной кампании своему отделу маркетинга или обратиться в рекламное агентство.
Какое решение, на Ваш взгляд, должны принять менеджеры компании Х. Изменится ли решение, если компании будет осуществлять поддерживающую рекламу на постоянных рынках присутствия?
Задание 16.
В трудовой коллектив, где имеется конфликт между двумя группировками по поводу внедрения нового стиля руководства пришел новый руководитель, приглашенный со стороны.
Каким образом, по Вашему мнению, ему действовать, чтобы нормализовать психологический климат в коллективе?
Задание 17.
Вы стали руководителем эффективно функционирующего трудового коллектива. Считаете, что с одной стороны надо поддерживать налаженный ритм работы, а с другой, чувствуете осторожные отношения со стороны персонала.
Какие действия Вы предпримете и как будете себя вести в дальнейшем?
Задание 18.
Вас избрали на должность руководителя отдела по управлению персоналом незначительным большинством, хотя Вы точно знали, что сотрудники отдела хотели другого претендента, за его проголосовала бы большая часть коллектива отдела, но руководитель организации в своем выступлении отстаивал только мою кандидатуру. В результате сложившейся ситуации Вы чувствуете себя в изоляции.
Какие действия Вам необходимо принять в этой ситуации?
Задание 19.
В организации работники были ориентированы на контроль производительности труда. В частности, заработная плата рассчитывалась исходя из почасовой производительности.
Сотрудники почти не делали перерывы в работе (несмотря на то, что перерывы были предусмотрены технологическими нормами), старались работать сверхурочно, оставаясь на вторую смену для замены отсутствующих работников.
Какие проблемы возникнут через некоторое время после введения этой системы? Какие технологии управления персоналом должны будут применяться для исправления ситуации?
Задание 20.
Система подготовки, переподготовки и повышение квалификации работников на предприятии в условиях рынка, с одной стороны, должна быстро реагировать на изменение потребностей производства в рабочей силе, а с другой – предоставить работникам возможность для обучения в соответствии с их интересами.
Перечислите задачи, которые стоят перед системой управления персоналом на предприятии в области подготовки, переподготовки кадров и повышения их квалификации и составьте примерный план мероприятий по обучению персонала.
Задание 21.
Инженера-программиста вызвал к себе начальник отдела и сказал, что предстоит сложная работа – придется поработать недельку-другую сверхурочно. «Пожалуйста, я готов, – сказал инженер, – дело есть дело». Работу принес старший технолог. Он сказал, что надо рассчитать управляющую программу на станок для изготовления сложной детали. Когда рабочий день приблизился к концу инженер-программист достал чертеж, чтобы приступить к работе. В это время к нему подошел непосредственный начальник и поинтересовался, что за работа. Услышав объяснение, он официально потребовал: «Категорически запрещаю выполнять эту работу. Задание самого начальника отдела? Пусть дает его через меня». Через некоторое время старший технолог поинтересовался как идут дела. Узнав, что все осталось на месте, он резко повысил голос на инженера-программиста: «Для тебя распоряжение начальника отдела ничего не значит? Все отложи, будешь считать в рабочее время!»
Кто допустил ошибку? Как правильно решить возникшую ситуацию? Какие методы управления были нарушены?
Задание 22.
Сотрудник постоянно уклоняется от ответственности, переспрашивает, как следует выполнять текущую работу, но в результате все делает весьма старательно. Сотрудник работает в компании более полугода.
Чем может быть вызвана эта ситуация? Каковы Ваши действия? Какие методы управления необходимо применить, чтобы повысить ответственность сотрудника?
Задание 23.
В настоящее время успех организации все больше зависит от профессиональной компетентности менеджера, его умений и качеств личности. Сегодня все более очевиден тот факт, что личностные качества и умения менеджера должны быть уравновешены с профилем культуры его организации. Знание профиля может помочь менеджерам наметить цели в личностном совершенствовании, развитии профессиональных областей компетентности.
Определите индивидуально-личностные качества, которые необходимы Вам – руководителю отдела по управлению персоналом, и выберите инструменты для их определения. Опишите идеального для Вас подчиненного. Создайте нормативную модель менеджера.
Задание 24.
Вы глава администрации муниципального района. Вашим сотрудникам предстоит пройти аттестацию. Разработайте программу противострессовых мероприятий в организации. Вы руководитель юридической фирмы. Вам необходимо принять на работу секретаря фирмы для осуществления технической работы.
Составьте перечень квалификационных характеристик данного работника.
Задание 25.
Вы заведующий кафедрой в высшем учебном заведении. Уровень развития ваших сотрудников можно охарактеризовать следующим образом: «хотят и умеют работать» (имеют базовые навыки и квалификацию, достаточные для большинства аспектов работы). Дальнейшее развитие данного коллектива требует, чтобы его члены брали на себя больше ответственности, и чтобы их моральное состояние оставалось хорошим.
Выберите для себя форму управленческого поведения. Составьте план развития данного коллектива. Ответ обоснуйте.
Задание 26.
Вы руководитель небольшой ремонтно-строительной бригадой. Уровень развития ваших подчиненных можно охарактеризовать следующим образом: «хотят работать, но еще не умеют работать самостоятельно» (недостаточно опыта, хотя обладают определенными базовыми навыками, старательны, добросовестны).
Выберите для себя форму управленческого поведения. Составьте план развития данного коллектива. Ответ обоснуйте.
Задание 27.
Вы антикризисный управляющий небольшого сельскохозяйственного предприятия. Дисциплина труда на предприятии – низкая. Ваши подчиненные, в основном, недобросовестные работники с низкой квалификацией.
Выберите для себя форму управленческого поведения. Ответ обоснуйте.
Задание 28.
Вы директор рекламного агентства. Ваши подчиненные – экстраспециалисты, достигшие высокой квалификации, ответственные, инициативные работники, творческие люди, желающие и умеющие эффективно работать.
Выберите стиль управления в данной организации, составьте план развития персонала. Ответ обоснуйте.