Коучинг и мотивация персонала




 

Коучинг (англ. coaching - обучение, тренировки) - метод консультирования и тренинга, отличается от классического тренинга и классического консультирования тем, что коучер не даёт советов и жёстких рекомендаций, а ищет решения совместно с клиентом. От психологического консультирования коучинг отличается направленностью мотивации. Так, если психологическое консультирование и психотерапия направлены на избавление от какого-то симптома, работа с коучером предполагает достижение определенной цели, новых позитивно сформулированных результатов в жизни и работе.

Управление в стиле коучинга - это формирование осознания и ответственности. Осознание - ясность восприятия относящихся к делу фактов и информации. Ответственность - осознанный выбор, который побуждает к действиям и ведет к самоуважению. Ответственность предполагает выбор, а выбор - это свобода.

Философия коучинга - вовлеченность рядовых сотрудников в процесс принятия управленческих решений, которые влияют на их жизнь, т.е. установление между руководством и сотрудниками партнерских отношений, иными словами, создание команды, поскольку «когда я хочу, я действую лучше, чем когда обязан. Я хочу для себя, а обязан для кого-то».

В основе коучинга лежат партнерство и доверие. Коучинг исследует будущие возможности, а не прошлые и учит думать о людях в терминах потенциала, а не их сегодняшней производительности. [Г.Веричева]

Техники и методы, используемые в коучинге, в значительной степени взяты из области нейро-лингвистического программирования. Навыки и инструменты НЛП наилучшим образом подходят для проведения эффективного коучинга. В НЛП большое значение придается правильно сформулированным результатам. Оно основано на моделировании успешных исполнителей и направлено на разработку пошаговых процессов для достижения так называемого состояния совершенства. Все это длает НЛП одним из самых важных и мощных ресурсов для коучей с большой и маленькой буквы.

Основные навыки, инструменты и методы НЛП, способствующие эффективному коучингу, включают следующие:

установление целей и правильная формулировка результата,

управление внутренними состояниями,

использование различных типов восприятия,

выявление состояний совершенства,

перекрестное отображение ресурсов,

обеспечение высококачественной обратной связи.

Петля «коучинг - моделирование»

В то время, как коучинг обычно сфокусирован на том, что человек делает и должен сделать, чтобы достичь хорошего результата, НЛП и процесс моделирования с помощью НЛП сосредоточены на том, как действовать оптимально. Моделирование предполагает выявление и анализ примеров успешных действий (своего рода эталонного тестирования и анализа успехов); иногда это делают путем сравнения успешных действий с неудачными действиями.

Таким образом, коучинг и моделирование - это два важнейших и взаимодополняющих процесса, необходимых для оптимальной работы в любой области. Они образуют петлю между тем, что должно быть сделано, и тем, как это сделать. Моделирование дополняет коучинг, определяя, каким образом можно лучше решить основные задачи, а коучинг дополняет моделирование, помогая людям усвоить и осуществить то, что было смоделировано.

Петля «коучинг - моделирование» - это пример двойной петли научения. Есть старая пословица, которая гласит: «Если вы дали человеку рыбу, вы накормили его на день. Но если вы научили его ловить рыбу, вы обеспечили его пищей на всю жизнь». Двойная петля научения означала бы, что человеку помогли поймать рыбу и одновременно научили его ловить ее. Таким образом, такая петля включает одновременное достижение двух результатов - научения тому, что делать, и в то же время - как это сделать.

В творческом процессе реализации двойной петли, например, коуч может помочь колиенту придумать важную инноваторскую идею или решение для конкретной ситуации. Но одновременно с этим клиент получает некий рецепт или стратегию, применимую в других сложных ситуациях или просто для генерации творческих идей в дальнейшем.

Система логических уровней

Одной из наиболее полезных для коучей с большой буквы моделей НЛП являются нейрологические уровни. Для успешного коучинга и модлирования часто необходимо обращение ко многим уровням научения и изменения. Согласно модели нейрологических уровней, жизнь людей в любой системе и, конечно же, жизнь самой системы могут быть описаны и поняты на нескольких различных уровнях. Эти уровни включают окружение, поведение, способности, ценности и убеждения, а также идентичность и духовный уровень.

На самом базовом уровне коучинг и моделирование должны быть обращены к окружению, в котором действуют и взаимодействуют система и ее члены. То есть следует выяснить, когда и где имеют место действия и отношения в системе или организации. Факторы окружения определяют контекст и рамки, в которых работают люди. Окружение какой-либо организации, например, состоит из ее географического местоположения, зданий и оборудования («места работы»), дизайна офисов и производственных помещений.

Кроме влияния, которое факторы окружения могут оказывать на людей в организации, также можно исследовать и то, как сами люди в организации воздействуют на свое окружение, какие результаты мыслительной и материальной деятельности они привносят в свое окружение.

На другом уровне мы можем исследовать определенные формы поведения и действия группы или человека, то есть то, что человек или организация делают в данном окружении. Каковы специфические паттерны работы, взаимодействия или коммуникации? На организационном уровне эти действия могут быть определены в терминах общих процедур. На индивидуальном уровне они принимают форму стандартных рабочих операций, правил или связанных с работой действий.

Следующий уровень включает стратегии, навыки и способности, при помощи которых организация или отдельные люди выбирают и направляют свои действия в данном окружении. Для отдельного человека способности включают такие когнетивные стратегии и навыки, как научение, запоминание, принятие решений и творческий потенциал. Все это облегчает выполнение какой-либо конкретной работы или отдельных заданий. На организационном уровне способности относятся к имеющимся инфраструктурам, необходимым для поддержания коммуникации, инноваций, планирования и принятия решений членами организации.

Существуют и другие уровни процесса. Так, один из следующих уровней формируется ценностями и убеждениями. Ценности и убеждения обеспечивают мотивацию и общее направление для реализации стратегий и способностей, необходимых для достижения конкретных результатов поведенческого уровня в определенном окружении. То есть уровень касается вопроса о том, почему люди поступают именно так в данное время и в данном месте. Уровень ценностей и убеждений обеспечивает подкрепление (мотивация и разрешение), которое поддерживает или подавляет конкретные способности и действия. Ценности и убеждения помогают приписывать событиям определенные значения и являются основой наших суждений и культуры в целом.

Еще один уровень лучше всего называть духовным. Этот уровень относится к восприятию людьми больших систем, к которым они принадлежат и в функционировании которых они участвуют. Это восприятие касается понимания человеком того, для кото и для чего выполняются его действия.

Таким образом, коучинг и моделирование должны быть обращены к факторам нескольких уровней. Задача коуча состоит в том, чтобы обеспечить необходимую поддержку и опеку, которые помогут клиентам успешно расти и развиваться на всех уровнях. [Р.Дилтс]

лингвистическое программирование школа коучинг



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: