Правовое регулирование применения спецсредств и оружия




Содержание

Введение

. Правовое регулирование применения спецсредств и оружия

. Основания и порядок применения оружия сотрудниками полиции

Право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

Применение специальных средств

Применение огнестрельного оружия

Заключение

Список используемой литературы и источников


Введение

 

В системе государственного управления Российской Федерации в целях обеспечения законности и правопорядка применяются различные правовые и организационные средства и способы, по-разному воздействующие на участников соответствующих отношений. На выбор средств и способов регулирования деятельности участников публично-правовых отношений влияет место и роль в организации управления, поставленные цели и задачи, а так же правомерность либо противоправность их поведения. Обычно в управленческих отношениях применяют способы принуждения и убеждения. Каждые из этих способов используют в зависимости от складывающейся обстановки и тех целей, которые ставит перед собой правоприменитель. Полиция в своей деятельности использует способы управления в целях обеспечения правопорядка.

Полиция является самым универсальным правоохранительным органом. В своей деятельности она реализует целый комплекс стимулирующих способов и методов принуждения, которые заставляют юридических и физических лиц соблюдать ограничения и запреты, установленные законом. Государственное принуждение занимает центральную позицию в деятельности полиции. Именно с помощью принуждения осуществляется противодействие административным преступлениям и правонарушениям.

Административное принуждение реализуется множеством подразделений и служб полиции.

Реализуемые в деятельности полиции меры административного пресечения имеют разнообразный характер. Посредствам таких мер подкрепляется правоохранительный потенциал различных мер административного принуждения, дается возможность выявления административных преступлений и правонарушений, а так же обеспечивается использование административных наказаний.

На сегодняшний день существует огромное число организационных проблем, которые связаны с осуществлением полицией административных задержаний, использования специальных средств и огнестрельного оружия.

Целью написания реферата является исследование возможностей использования оружия и особых средств работниками полиции РФ.

 


Правовое регулирование применения спецсредств и оружия

 

Сотрудники полиции при использовании огнестрельного оружия, специальных средств и физической силы обязаны руководствоваться рядом нормативно-правовых актов, основное место среди которых занимают Федеральный закон от 7 февраля 2011г. № 3-ФЗ "О полиции" и Уголовный кодекс Российской Федерации. Но при всей своей значимости вопросы о соотношении этих источников продолжают вызывать споры. В научной литературе и на практике распространено суждение о том, что материально-правовой основой использования мер принуждения работниками полиции является положение Уголовного кодекса об обстоятельствах, исключающих преступность деяния, а Закон о полиции имеет лишь вспомогательное значение и к нему прибегают в случаях решения вопросов, которых не касаются нормы Уголовного кодекса.

Но утверждение о том, что Уголовный кодекс РФ и Закон о полиции в правовом регулировании использования работниками полиции огнестрельного оружия, специальных средств и физической силы, являются конкурирующими нормативными правовыми актами, основное место среди которых занимает Уголовный кодекс РФ, лишь на том основании, что он является кодифицированным нормативным правовым актом, в принципе, ошибочно.

Во-первых, если брать за основу данное утверждение, то закрепленные в Законе о полиции основания применения огнестрельного оружия, специальных средств и физической силы, будут мерой в лучшем случае бессмысленной, а в худшем - вредной. Но здесь нельзя не отметить, что такие же нормы закрепляет не только в Закон "О полиции", но и в Закон РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", Федеральном законе от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации", Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах" и т.д. Вряд ли такое обстоятельство объясняется тотальным невежеством разработчиков данных нормативных правовых актов.

Во-вторых, в Конституции РФ в ст. 76 закреплена иерархия нормативных правовых актов, которая не предусматривает приоритета кодифицированных актов перед другими федеральными законами. В Определении Конституционного Суда от 5 ноября 1999 г. N 182-О отмечено, что "ни один федеральный закон не обладает по отношению к другому федеральному закону большей юридической силой".

В-третьих, даже если считать Уголовный кодекс РФ и Закон о полиции конкурирующими нормативными правовыми акты, то доминирование Уголовного кодекса совершенно не очевидно, так как существует правило приоритета специальной нормы по отношению к общей, а также правила Lex posterior derogat priori ("Последующий закон отменяет предыдущие").

Сотрудник полиции действует как представитель власти, но по общему правилу это не ограничивает его в правах, которые предоставлены любому физическому лицу. Здесь в полной мере действуют положения Уголовного кодекса РФ об обстоятельствах, которые исключают преступность деяния. Следовательно, когда сотрудник полиции находится в состоянии необходимой обороны, либо же действует, как любое физическое лицо, его не ограничивают те запреты и ограничения, которые сформулированы в главе 5 Закона о полиции.

Использование работниками полиции огнестрельного оружия, специальных средств, физической силы является инструментарием, который предоставляется для решения возложенных на него задач. Право использовать указанные меры принуждения является неотъемлемым элементом особого ранга работника полиции. Дабы установить данный элемент общих норм Уголовного кодекса РФ об обстоятельствах, исключающих преступность деяния, недостаточно.

Обстоятельства, исключающие преступность деяния, закреплены в Уголовном кодексе РФ. Они направлены на всех без исключения физических лиц. Но данные обстоятельства не охватывают всех специфических ситуаций, в которых полицейский вынужден использовать физическую силу, специальные средства либо огнестрельное оружие.

Работники полиции находятся в абсолютно других условиях, нежели простые граждане. При выполнении своих обязанностей полицейский должен вмешиваться в конфликтные ситуации, а в определенных случаях умышленно идти на их обострение. Работник полиции зачастую вынужден учитывать реальную угрозу, как для себя самого, так и граждан, которых он защищает, и использовать специальные средства физическую силу, и даже огнестрельное оружие. Но наделение властными полномочиями предполагает необходимость дополнительных гарантий от их злоупотребления. Именно поэтому Основными принципами применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка предусмотрена обязанность правительства и правоохранительных органов принимать и реализовывать нормы и нормативные положения о применении должностными лицами по поддержанию правопорядка силы и огнестрельного оружия против людей. Кстати, именно с требованиями указанного международного правового документа связано сохранение в Законе о полиции требований о необходимости стремиться к минимизации любого причиняемого ущерба, предоставлять рапорт об итогах применения соответствующих мер принуждения и прочих перечисленных "дискриминирующих работника полиции" положений.

Таким образом, можно сделать вывод, что Закон о полиции и Уголовный кодекс РФ, которые составляют правовую основу использования сотрудниками полиции физической силы, специальных средств, огнестрельного оружия, не противоречат друг другу и не конкурируют между собой, а дополняют друг друга.

Если сотрудник полиции следует правовым основам применения физической силы, специальных средств, огнестрельного оружия, то на него не будет распространяться уголовная ответственность за причиненный в результате такого применения вред, какие бы последствия не наступили. В п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 16 августа 1984 г. N 14 "О применении судами законодательства, обеспечивающего право на необходимую оборону от общественно опасных посягательств" отмечено, что "суды должны строго соблюдать требования закона, под защиту которого попадают представители власти, работники правоохранительных органов, военизированная охрана и иные лиц, исполняющие свои служебные обязанности по пресечению общественно опасных посягательств и задержанию правонарушителей.

Следует иметь в виду, что вышеуказанные лица не подлежат уголовной ответственности за вред, который причинен посягавшему или задерживаемому, если они действовали в соответствии с требованиями устава, положения и иного нормативного акта, предусматривающего основание и порядок применения силы и оружия".

В итоге следует отметить, что данный порядок соотношения административного и уголовного законодательства нашел свое отражение в Законе "О полиции".

А именно, ч. 9 ст. 18 Закона "О полиции" гласит: "сотрудник полиции не несет ответственность за вред, причиненный гражданам и организациям при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, если применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия осуществлялось по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами".

Остается верить, что осуществление на практике данной нормы будет усиливать правовую защищенность сотрудников полиции, а вместе с тем и повышать эффективность защиты полицией прав и законных интересов граждан от преступных и иных противоправных посягательств.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: