Требования к экзаменаторам и их помощникам. На тестировании даже в небольшой аудитории на 15 — 20 человек должно присутствовать два преподавателя. Необходимо, чтобы один из них преподавал проверяемый учебный предмет на тот случай, если в содержании тестов встретится ошибка. По сложившейся в ЕГЭ терминологии их называют организаторами по проведению тестирования, или экзаменаторами. Если в помещении для тестирования находятся примерно 50 учащихся, то экзаменаторов должно быть не менее четырех человек для поддержания дисциплины и минимизации потерь времени у испытуемых при возникновении вопросов.
Важно, чтобы тестирование проводил, экзаменатор, который никогда не общался с учащимися. Экзаменатору нужно предварительно ознакомиться с текстом инструкций и усвоить специфические приемы для установления контактов с испытуемыми. Если тестируются дети младших классов, желательно расположить их к себе дружеской манерой общения, поскольку для них характерна боязнь незнакомых людей. При тестировании школьников постарше лучше выбрать нейтральную форму общения. Например, в условиях ЕГЭ желательно напомнить о правилах поведения и о том, что подсказки товарищам снижают собственные шансы на поступление в престижный вуз; обратиться к свойственному выпускникам школ духу соревновательности, а в дальнейшем лишь поддерживать дисциплину и никак не вмешиваться в работу. В целом экзаменатору необходимо помнить о том, что малейшее отступление от требований стандартизации в поведении на тестировании повлечет за собой снижение объективности результатов выполнения теста.
Экзаменатора, проводящего тестирование, следует отличать от педагога, использующего результаты учащихся по тесту. Экзаменатор должен владеть правилами поведения на тестировании, психологическими приемами установления контакта с испытуемыми, хотя он сам может ничего не знать о тестировании. Хорошо подготовленный педагог-пользователь выбирает тесты, которые подходят для поставленных целей контроля. Он знаком с научной литературой по тестовой проблематике, способен оценить такие характеристики, как надежность и валидность теста. Педагог делает выводы и дает рекомендации только связав тестовые результаты с другой имеющей отношение к цели тестирования информацией об испытуемом, что позволяет избежать ошибочных заключений.
|
Инструкция для экзаменатора. Разработка корректных инструкций для педагога, руководящего процессом применения теста, и для учеников, выполняющих тест, имеет большое значение для повышения надежности измерений [1; 20; 60].
В инструкции для экзаменатора содержатся рекомендации по подготовке группы учащихся к выполнению теста, примерные, обязанности педагога на этапе проведения тестирования, рекомендации по подготовке краткого отчета о выполненной пропет дуре предъявления теста, перечень вопросов, на которые учащимся можно давать ответы.
Инструкции для учащихся. Для подготовки группы учащихся к тестированию обычно разрабатывают две инструкции, одна из которых — развернутая, зачитываемая педагогом на репетиционном тестировании или раздаваемая заблаговременно, задолго до начала экзамена, а другая — краткая, выдаваемая вместе с тестом или непосредственно перед началом тестирования и лежащая на столе у каждого ученика.
|
В инструктировании перед тестированием, которое можно проводить за 2—3 дня или накануне экзамена, педагогу, необходимо:
1) объяснить учащимся, зачем нужен тест, сообщить, как будут использованы его результаты;
2) объяснить, почему испытуемые должны приложить максимум усилий для выполнения теста, акцентировать внимание испытуемых навозможности проверки своих сил и подчеркнуть соревновательный мотив;
3) медленно, четким голосом прочесть инструкцию к тесту с примерами, если последние имеются;
4) дать возможность испытуемым потренироваться, решить самостоятельно одну или более задач-образцов. Проверить, правильно ли понята инструкция, проанализировав прямо на консультации результаты выполнения примеров заданий;
5) сообщить о временном ресурсе выполнения теста на экзамене, о правилах исправления допущенных ошибок, рассказать о том, к кому обращаться в случае возникновения вопросов, объяснить, на какие вопросы не следует ждать ответов.
В целом инструкции для предварительной подготовки к тестированию бывают довольно длинными и подробными, особенно в тех случаях, когда они предназначены для самостоятельной работы с тестом дома. Например, в инструкции к тесту для самоконтроля можно рассказать о целях работы над тестом, детально описать его содержание, дать краткий обзор процесса развития теста, объяснить стратегию выполнения заданий и правило подсчета баллов, привести таблицу для самооценки и сравнения результата учащегося с результатами, других учеников.
Краткая инструкция для испытуемого, выдаваемая перед началом экзамена вместе с тестом, должна содержать в основном правила по заполнению регистрационного бланка и бланка для ответов. Она может иметь различный вид, который зависит от цели тестирования и формы заданий, содержащихся в тесте. Например, в ЕГЭ такая инструкция по выполнению КИМ, включающих три части — А, В, С — с заданиями различной формы, объясняет правила заполнения бланков ответов.
5. Каковы требования к адаптации тестов для детей с ограниченными возможностями развития?