Всего учебных часов – 40 (час)
Всего аудиторных занятий – 20 (час)
Из них:
Лекции-8 (час)
Практические занятия – 12 (час)
Всего часов на самостоятельную работу студента (слушателя) – 20 (час)
Зачет
Задачи обучения:
знать:стрессогенные факторы, воздействующие на спасателей и пожарных при работе в чрезвычайной ситуации;
приемы бесконфликтного общения;
общие принципы техники саморегуляции; приемы саморегуляции;
возможные реакции на стрессовую ситуацию;
специфические особенности общения с пострадавшими в зоне ЧС;
способы и приёмы конструктивного общения;
уметь:применять полученные знания и навыки в практической деятельности;
регулировать свое актуальное психическое состояние, используя приемы саморегуляции.
иметь представление:об основных психологических факторах, влияющих на личность и деятельность спасателя;
об индивидуальных особенностях реагирования людей на стресс; психологическом и физиологическом видах стресса; общем адаптационном синдроме и его стадиях; механизмах адаптации;
об особенностях проявления и развития профессионального стресса и стратегиях совладения с ним;
о последствиях стресса для групп, феномене эмоционального заражения;
о видах общения;
о бесконфликтном общении; о роли бесконфликтного общения в профессиональной деятельности;
о ведущих модальностях и особенностей общения с их учётом;
о психологическом определении понятия «кризис»; травматических кризисах; событиях, провоцирующих кризисные состояния;
о задачах психологической работы с разными группами пострадавших;
об общих принципах оказания экстренной психологической помощи пострадавшим в ЧС;
о методах саморегуляции.
|
Методические указания
Содержание программы базируется, прежде всего, на наличии у слушателей мотивации к овладению программой первоначальной психологической подготовки; личностных качеств, предполагающих возможность осуществления профессиональной деятельности и взаимодействие с людьми в экстремальных ситуациях.
В преподавании используются следующие основные виды занятий: лекции, семинары и практические занятия в форме тренингов.
Психологическая подготовка спасателей осуществляется в строгом соответствии с требованиями директивных и нормативных документов МЧС России, министерств и ведомств Российской Федерации по данному вопросу с учетом характерных для соответствующих регионов чрезвычайных ситуаций.
К проведению занятий привлекаются прошедшие подготовку на инструкторско-методических сборах и семинарах психологи и преподаватели психологии.
Для обеспечения эффективного проведения занятий по психологической подготовке спасателей в соответствующих учебных центрах (центрах подготовки) создается современная научно-методическая и материальная база, которая включает:
специальные классы (кабинеты), оснащенные компьютерным комплексом, включающим: компьютер, проектор или плазменная панель, лазерный принтер, компьютерный стол; оргтехникой: музыкальным центром; видеомагнитофоном; видеокамерой;
учебно-методические комплексы, включающие: квалификационные требования, учебные программы, учебные пособия, методические рекомендации к проведению курсов, занятий (циклов занятий), система измерения уровня знаний, навыков, умений, сборники учебных задач, слайд-программы, видео- и фото- материалы, при наличии: компьютерные модели, тренажеры, реабилитационный комплекс «Реакор» для тренинга с биологической обратной связью и т.д.
|
По окончании обучения слушатели сдают зачет; оценка прироста уровня знаний осуществляется с помощью вопросника множественного выбора для спасателей без класса как уровень знаний по окончании курса перед зачетом.
Раздел 2.3. Тематический план и содержание дисциплины.
Раздел | Дидактические единицы | Тема | Содержание |
1.Психологические основы профессиональной деятельности спасателей | ДЕ.1 | Вводная лекция. Психологическая составляющая профессиональной деятельности спасателя. Психологические факторы, влияющие на личность и деятельность спасателя в ЧС. Мотивационный компонент психологической готовности специалиста к работе в ЧС. Система психологической подготовки спасателей | Психологическая составляющая профессиональной деятельности спасателя. Психологические факторы, влияющие на личность и деятельность спасателя в ЧС. Мотивационный компонент психологической готовности специалиста к работе в ЧС. Система психологической подготовки спасателей |
ДЕ.2 | Стресс.Виды стресса. Профессиональный стресс. Стратегии совладания. Травматический стресс. Накопленный стресс. Последствия стресса. | Понятие «Стресс». Виды стресса. Индивидуальные особенности реагирования людей на стресс. Виды стресса. Общий адаптационный синдром и его стадии. Механизмы адаптации. Стратегии совладания. Травматический стресс и причины его возникновения. Накопленный стресс – основные понятия. Профессиональный стресс. Стрессогенные факторы, воздействующие на спасателей и пожарных при работе в чрезвычайной ситуации. Последствия стресса: дезадаптивные психические состояния, ОСР, эмоциональное заражение. Отставленные последствия стресса: кризисы, зависимое поведение, суицидальное поведение, психосоматические заболевания, ПТСР. | |
ДЕ.3 | Профессиональное здоровье. Профессионально важные качества. Профессиональные деструкции. Дезадаптивные психические состояния. | Профессиональное здоровье. Этапы профессионального становления. Профессионально важные качества спасателя. Профессиональная идентификация. Профессиональные деструкции. Тенденции развития профессиональных деструкций. Дезадаптивные психические состояния в профессиональной деятельности спасателя. | |
ДЕ.4 | Общение. Компоненты общения. Бесконфликтное общение. Приемы конструктивного общения. Общение с пострадавшими. | Общение. Виды общения. Компоненты общения: вербальное, невербальное, паравербальное. Приёмы бесконфликтного общения. Приёмы конструктивного общения. Общие принципы общения с пострадавшими. | |
ДЕ.5 | Методы и приемысаморегуляции. | Системапрофилактики профессионального стресса. Приемы и методысаморегуляции. Значение дыхания. Виды дыхания. Дыхательная гимнастика. Приемы концентрации внимания. Нервно-мышечная релаксация. Снижение мышечного напряжения, субъективного ощущения тревоги. Визуализация. Самовнушение. Использование биологически активных точек (БАТ). |
|
Раздел 3.3. Распределение бюджета времени по видам занятий
3.3.1. Лекционные занятия
№ | № ДЕ | Тема | Кол.час | |
ДЕ.1 | Вводная лекция. Психологическая составляющая профессиональной деятельности спасателя. Психологические факторы, влияющие на личность и деятельность спасателя в ЧС. Мотивационный компонент психологической готовности специалиста к работе в ЧС. Система психологической подготовки спасателей | - | ||
ДЕ.2 | Стресс.Виды стресса. Профессиональный стресс. Стратегиисовладания. Травматический стресс. Накопленный стресс. Последствия стресса | - | ||
ДЕ.3 | Профессиональное здоровье. Профессионально важные качества. Профессиональные деструкции. Дезадаптивные психические состояния | - | ||
Итого: | - |
3.3.2. Практические занятия
№ | Тема и содержание практического (семинарского) и (или) лабораторного занятия | № темы из раздела | Объем времени,час | |
очная | заочная | |||
Стресс.Виды стресса. Профессиональный стресс. Стратегии совладания. Травматический стресс. Накопленный стресс. Последствия стресса Понятие «Стресс». Виды стресса. Индивидуальные особенности реагирования людей на стресс. Виды стресса. Общий адаптационный синдром и его стадии. Механизмы адаптации. Стратегии совладания. Травматический стресс и причины его возникновения. Накопленный стресс – основные понятия. Профессиональный стресс. Стрессогенные факторы, воздействующие на спасателей и пожарных при работе в чрезвычайной ситуации. Последствия стресса: дезадаптивные психические состояния, ОСР, эмоциональное заражение. Отставленные последствия стресса: кризисы, зависимое поведение, суицидальное поведение, психосоматические заболевания, ПТСР. | - | |||
Общение. Компоненты общения. Бесконфликтное общение. Приемы конструктивного общения. Общение с пострадавшими. Общение. Виды общения. Компоненты общения: вербальное, невербальное, паравербальное. Приёмы бесконфликтного общения. Приёмы конструктивного общения. Общие принципы общения с пострадавшими. | - | |||
Методы и прием ы саморегуляции. Системапрофилактики профессионального стресса. Приемы и методысаморегуляции. Значение дыхания. Виды дыхания. Дыхательная гимнастика. Приемы концентрации внимания. Нервно-мышечная релаксация. Снижение мышечного напряжения, субъективного ощущения тревоги. Визуализация. Самовнушение. Использование биологически активных точек (БАТ). | - | |||
Зачет | - | |||
Итого: | - |
3.3.3. Самостоятельная работа студентов (слушателей)
№ п.п. | Вид самостоятельной работы | Объем времени, час | Рекомендуемая литература | |
очная | заочная | |||
Изучение теоретического материала | - | Раздел 7.1,7.2 | ||
Подготовка к практическим занятиям | - | |||
Подготовка к зачету | - | |||
Итого: | - |
Дисциплина 4. Экология
Всего учебных часов –8 (час)
Всего аудиторных занятий –4 (час)
Из них:
Лекции- 4 (час)
Практические занятия – (час)
Всего часов на самостоятельную работу студента (слушателя) – 4 (час)
Задачи обучения:
знать основы экологической безопасности и ее требования в повседневной деятельности поисково-спасательных формирований (ПСФ), меры ответственности спасателей за нарушение экологической безопасности, основы экологического нормирования.
уметь выполнять требования экологической безопасности в повседневной деятельности: при выполнении работ с пожароопасными и взрывоопасными, аварийно химически опасными, радиоактивными веществами и при перевозке опасных грузов.
Методические указания
Теоретические занятия проводятся в классе с разъяснением, обучаемым ПСФ требований экологической безопасности в повседневной деятельности ПСФ. При проведении занятий и работ, связанных с загрязнением окружающей природной среды, принимать меры к недопущению такого загрязнения и разъяснять спасателям требования по охране окружающей природной среды.
Раздел 2.4. Тематический план и содержание дисциплины.
Раздел | Дидактические единицы | Тема | Содержание |
1.Понятие об экологии и экологических факторах | ДЕ.1 | Понятие об экологии и экологических факторах | Общие понятия об экологии, экосистемах, экологических факторах и загрязнениях окружающей среды. |
2.Виды и источники загрязнения окружающей среды. Экологическое нормирование | ДЕ.2 | Виды и источники загрязнения окружающей среды. Экологическое нормирование | Соблюдение требований по охране окружающей природной среды при эксплуатации вооружения, техники, в ходе занятий по подготовке и при проведении работ с вредными, огнеопасными, взрывчатыми, ядовитыми и радиоактивными веществами. Основные правила предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций с экологическими последствиями при эксплуатации вооружения, техники, в ходе подготовки и при проведении работ с АХОВ. Экологическое нормирование. |
3.Ответствен-ность спасателей за экологическое правонарушение | ДЕ.3 | Ответственность спасателей за экологическое правонарушение | Ответственность спасателей за нарушения экологических норм в окружающей природной среде. |
Раздел 3.4. Распределение бюджета времени по видам занятий
3.4.1. Лекционные занятия
№ | № ДЕ | Тема | Кол.час | |
ДЕ.1 | Понятие об экологии и экологических факторах | - | ||
ДЕ.2 | Виды и источники загрязнения окружающей среды. Экологическое нормирование | - | ||
ДЕ.3 | Ответственность спасателей за экологическое правонарушение | - | ||
Итого: |
3.4.2. Самостоятельная работа студентов (слушателей)
№ п.п. | Вид самостоятельной работы | Объем времени, час | Рекомендуемая литература | |
очная | заочная | |||
Изучение теоретического материала | - | Раздел 7.1,7.2 | ||
Итого: | - |
Материально-техническое обеспечение дисциплины.
Раздел 4. Обеспечение дисциплины учебными кабинетами, объектами для проведения практических занятий.
Учебные классы.
1.Класс профессиональной подготовки.
2. Класс медицинской и психологической подготовки.
3. Класс специальной подготовки.
Объекты для проведения практических занятий.
1. Пожарное депо.
2.Спасфонд.
Раздел 5. Обеспечение дисциплины оборудованием.
Перечень оборудования, используемого при обучении: учебные плакаты, схемы, макеты, видеофильмыи кинофильмы.
Учебные фильмы.
1.Защита населения от чрезвычайных ситуаций.Учебный фильм института риска и безопасности (МРЕG4).
2. Пожарная безопасность в современных условиях и способы защиты от пожаров. Учебный фильм института риска и безопасности (МРЕG4).
3. Гражданская оборона на новом этапе, ее задачи и перспективыразвития. Учебный фильм института риска и безопасности (МРЕG4).
4. Безопасность на воде и водных объектах. Учебный фильм института риска и безопасности (МРЕG4).
5. Пожарная безопасность, основные требования. Порядок действия при возникновении пожара. Учебный фильм департамента противопожарной службы Ростовской области (МРЕG4).
6. «Против огненной стихии». ШГО СССР.
7. «Землетрясение в Ташкенте». ШГО СССР.
8. «Действие в зоне карантина». ШГО СССР; сл. «Между жизнью и смертью» НИИ общей реаниматологии; «Аварии на АЭС». ШГО СССР.
9. «Пришедшие в час беды».ШГО СССР.
10.«Меры безопасности при проведении спасательных и других неотложных работ. ШГО СССР.
11. «Поисково-спасательные работы в горах». ГОСНИИ ГА.
12. «Поисково-спасательные работы на воде». ГОСНИИ ГА; «Ураган».
Раздел 6. Обеспечение дисциплины программно-информационными обучающими материалами.
Компьютерные программы:
1.Компьютерная обучающая программа в области снижения рисков исмягчения последствий взрывов и пожаров. МЧС России.
2.Компьютерная обучающая программа в области снижения рисков исмягчения последствий лесных пожаров. МЧС России.
3.Компьютерная обучающая программа в области снижения рисков исмягчения последствий землетрясений. МЧС России.
4.Компьютерная обучающая программа в области снижения рисков исмягчения последствий наводнений. МЧС России.