Дисциплина 3. Психологическая подготовка.




Всего учебных часов – 40 (час)

Всего аудиторных занятий – 20 (час)

Из них:

Лекции-8 (час)

Практические занятия – 12 (час)

Всего часов на самостоятельную работу студента (слушателя) – 20 (час)

Зачет

Задачи обучения:

знать:стрессогенные факторы, воздействующие на спасателей и пожарных при работе в чрезвычайной ситуации;

приемы бесконфликтного общения;

общие принципы техники саморегуляции; приемы саморегуляции;

возможные реакции на стрессовую ситуацию;

специфические особенности общения с пострадавшими в зоне ЧС;

способы и приёмы конструктивного общения;

уметь:применять полученные знания и навыки в практической деятельности;

регулировать свое актуальное психическое состояние, используя приемы саморегуляции.

иметь представление:об основных психологических факторах, влияющих на личность и деятельность спасателя;

об индивидуальных особенностях реагирования людей на стресс; психологическом и физиологическом видах стресса; общем адаптационном синдроме и его стадиях; механизмах адаптации;

об особенностях проявления и развития профессионального стресса и стратегиях совладения с ним;

о последствиях стресса для групп, феномене эмоционального заражения;

о видах общения;

о бесконфликтном общении; о роли бесконфликтного общения в профессиональной деятельности;

о ведущих модальностях и особенностей общения с их учётом;

о психологическом определении понятия «кризис»; травматических кризисах; событиях, провоцирующих кризисные состояния;

о задачах психологической работы с разными группами пострадавших;

об общих принципах оказания экстренной психологической помощи пострадавшим в ЧС;

о методах саморегуляции.

Методические указания

Содержание программы базируется, прежде всего, на наличии у слушателей мотивации к овладению программой первоначальной психологической подготовки; личностных качеств, предполагающих возможность осуществления профессиональной деятельности и взаимодействие с людьми в экстремальных ситуациях.

В преподавании используются следующие основные виды занятий: лекции, семинары и практические занятия в форме тренингов.

Психологическая подготовка спасателей осуществляется в строгом соответствии с требованиями директивных и нормативных документов МЧС России, министерств и ведомств Российской Федерации по данному вопросу с учетом характерных для соответствующих регионов чрезвычайных ситуаций.

К проведению занятий привлекаются прошедшие подготовку на инструкторско-методических сборах и семинарах психологи и преподаватели психологии.

Для обеспечения эффективного проведения занятий по психологической подготовке спасателей в соответствующих учебных центрах (центрах подготовки) создается современная научно-методическая и материальная база, которая включает:

специальные классы (кабинеты), оснащенные компьютерным комплексом, включающим: компьютер, проектор или плазменная панель, лазерный принтер, компьютерный стол; оргтехникой: музыкальным центром; видеомагнитофоном; видеокамерой;

учебно-методические комплексы, включающие: квалификационные требования, учебные программы, учебные пособия, методические рекомендации к проведению курсов, занятий (циклов занятий), система измерения уровня знаний, навыков, умений, сборники учебных задач, слайд-программы, видео- и фото- материалы, при наличии: компьютерные модели, тренажеры, реабилитационный комплекс «Реакор» для тренинга с биологической обратной связью и т.д.

По окончании обучения слушатели сдают зачет; оценка прироста уровня знаний осуществляется с помощью вопросника множественного выбора для спасателей без класса как уровень знаний по окончании курса перед зачетом.

 

Раздел 2.3. Тематический план и содержание дисциплины.

Раздел Дидактические единицы Тема Содержание
       
1.Психологические основы профессиональной деятельности спасателей ДЕ.1 Вводная лекция. Психологическая составляющая профессиональной деятельности спасателя. Психологические факторы, влияющие на личность и деятельность спасателя в ЧС. Мотивационный компонент психологической готовности специалиста к работе в ЧС. Система психологической подготовки спасателей   Психологическая составляющая профессиональной деятельности спасателя. Психологические факторы, влияющие на личность и деятельность спасателя в ЧС. Мотивационный компонент психологической готовности специалиста к работе в ЧС. Система психологической подготовки спасателей
ДЕ.2 Стресс.Виды стресса. Профессиональный стресс. Стратегии совладания. Травматический стресс. Накопленный стресс. Последствия стресса.   Понятие «Стресс». Виды стресса. Индивидуальные особенности реагирования людей на стресс. Виды стресса. Общий адаптационный синдром и его стадии. Механизмы адаптации. Стратегии совладания. Травматический стресс и причины его возникновения. Накопленный стресс – основные понятия. Профессиональный стресс. Стрессогенные факторы, воздействующие на спасателей и пожарных при работе в чрезвычайной ситуации. Последствия стресса: дезадаптивные психические состояния, ОСР, эмоциональное заражение. Отставленные последствия стресса: кризисы, зависимое поведение, суицидальное поведение, психосоматические заболевания, ПТСР.  
ДЕ.3 Профессиональное здоровье. Профессионально важные качества. Профессиональные деструкции. Дезадаптивные психические состояния. Профессиональное здоровье. Этапы профессионального становления. Профессионально важные качества спасателя. Профессиональная идентификация. Профессиональные деструкции. Тенденции развития профессиональных деструкций. Дезадаптивные психические состояния в профессиональной деятельности спасателя.  
  ДЕ.4 Общение. Компоненты общения. Бесконфликтное общение. Приемы конструктивного общения. Общение с пострадавшими. Общение. Виды общения. Компоненты общения: вербальное, невербальное, паравербальное. Приёмы бесконфликтного общения. Приёмы конструктивного общения. Общие принципы общения с пострадавшими.  
  ДЕ.5 Методы и приемысаморегуляции. Системапрофилактики профессионального стресса. Приемы и методысаморегуляции. Значение дыхания. Виды дыхания. Дыхательная гимнастика. Приемы концентрации внимания. Нервно-мышечная релаксация. Снижение мышечного напряжения, субъективного ощущения тревоги. Визуализация. Самовнушение. Использование биологически активных точек (БАТ).

 

Раздел 3.3. Распределение бюджета времени по видам занятий

3.3.1. Лекционные занятия

№ ДЕ Тема Кол.час
         
  ДЕ.1 Вводная лекция. Психологическая составляющая профессиональной деятельности спасателя. Психологические факторы, влияющие на личность и деятельность спасателя в ЧС. Мотивационный компонент психологической готовности специалиста к работе в ЧС. Система психологической подготовки спасателей     -
  ДЕ.2 Стресс.Виды стресса. Профессиональный стресс. Стратегиисовладания. Травматический стресс. Накопленный стресс. Последствия стресса     -
  ДЕ.3 Профессиональное здоровье. Профессионально важные качества. Профессиональные деструкции. Дезадаптивные психические состояния   -
    Итого:   -

 

 

3.3.2. Практические занятия

Тема и содержание практического (семинарского) и (или) лабораторного занятия № темы из раздела   Объем времени,час
очная заочная
         
  Стресс.Виды стресса. Профессиональный стресс. Стратегии совладания. Травматический стресс. Накопленный стресс. Последствия стресса Понятие «Стресс». Виды стресса. Индивидуальные особенности реагирования людей на стресс. Виды стресса. Общий адаптационный синдром и его стадии. Механизмы адаптации. Стратегии совладания. Травматический стресс и причины его возникновения. Накопленный стресс – основные понятия. Профессиональный стресс. Стрессогенные факторы, воздействующие на спасателей и пожарных при работе в чрезвычайной ситуации. Последствия стресса: дезадаптивные психические состояния, ОСР, эмоциональное заражение. Отставленные последствия стресса: кризисы, зависимое поведение, суицидальное поведение, психосоматические заболевания, ПТСР.     -
  Общение. Компоненты общения. Бесконфликтное общение. Приемы конструктивного общения. Общение с пострадавшими. Общение. Виды общения. Компоненты общения: вербальное, невербальное, паравербальное. Приёмы бесконфликтного общения. Приёмы конструктивного общения. Общие принципы общения с пострадавшими.     -
  Методы и прием ы саморегуляции. Системапрофилактики профессионального стресса. Приемы и методысаморегуляции. Значение дыхания. Виды дыхания. Дыхательная гимнастика. Приемы концентрации внимания. Нервно-мышечная релаксация. Снижение мышечного напряжения, субъективного ощущения тревоги. Визуализация. Самовнушение. Использование биологически активных точек (БАТ).     -
  Зачет     -
  Итого:     -

 

 

3.3.3. Самостоятельная работа студентов (слушателей)

№ п.п. Вид самостоятельной работы Объем времени, час Рекомендуемая литература
очная заочная
         
  Изучение теоретического материала   - Раздел 7.1,7.2
  Подготовка к практическим занятиям   -
  Подготовка к зачету   -
  Итого:   -

 

 

Дисциплина 4. Экология

Всего учебных часов –8 (час)

Всего аудиторных занятий –4 (час)

Из них:

Лекции- 4 (час)

Практические занятия – (час)

Всего часов на самостоятельную работу студента (слушателя) – 4 (час)

Задачи обучения:

знать основы экологической безопасности и ее требования в повседневной деятельности поисково-спасательных формирований (ПСФ), меры ответственности спасателей за нарушение экологической безопасности, основы экологического нормирования.

уметь выполнять требования экологической безопасности в повседневной деятельности: при выполнении работ с пожароопасными и взрывоопасными, аварийно химически опасными, радиоактивными веществами и при перевозке опасных грузов.

 

Методические указания

Теоретические занятия проводятся в классе с разъяснением, обучаемым ПСФ требований экологической безопасности в повседневной деятельности ПСФ. При проведении занятий и работ, связанных с загрязнением окружающей природной среды, принимать меры к недопущению такого загрязнения и разъяснять спасателям требования по охране окружающей природной среды.

Раздел 2.4. Тематический план и содержание дисциплины.

Раздел Дидактические единицы Тема Содержание
       
1.Понятие об экологии и экологических факторах ДЕ.1 Понятие об экологии и экологических факторах Общие понятия об экологии, экосистемах, экологических факторах и загрязнениях окружающей среды.  
2.Виды и источники загрязнения окружающей среды. Экологическое нормирование ДЕ.2 Виды и источники загрязнения окружающей среды. Экологическое нормирование Соблюдение требований по охране окружающей природной среды при эксплуатации вооружения, техники, в ходе занятий по подготовке и при проведении работ с вредными, огнеопасными, взрывчатыми, ядовитыми и радиоактивными веществами. Основные правила предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций с экологическими последствиями при эксплуатации вооружения, техники, в ходе подготовки и при проведении работ с АХОВ. Экологическое нормирование.
3.Ответствен-ность спасателей за экологическое правонарушение   ДЕ.3 Ответственность спасателей за экологическое правонарушение Ответственность спасателей за нарушения экологических норм в окружающей природной среде.

 

 

Раздел 3.4. Распределение бюджета времени по видам занятий

3.4.1. Лекционные занятия

№ ДЕ Тема Кол.час
         
  ДЕ.1 Понятие об экологии и экологических факторах   -
  ДЕ.2 Виды и источники загрязнения окружающей среды. Экологическое нормирование   -
  ДЕ.3 Ответственность спасателей за экологическое правонарушение   -
    Итого:    

3.4.2. Самостоятельная работа студентов (слушателей)

№ п.п. Вид самостоятельной работы Объем времени, час Рекомендуемая литература
очная заочная
         
  Изучение теоретического материала   - Раздел 7.1,7.2
  Итого:   -

 

Материально-техническое обеспечение дисциплины.

Раздел 4. Обеспечение дисциплины учебными кабинетами, объектами для проведения практических занятий.

Учебные классы.

1.Класс профессиональной подготовки.

2. Класс медицинской и психологической подготовки.

3. Класс специальной подготовки.

Объекты для проведения практических занятий.

1. Пожарное депо.

2.Спасфонд.

 

Раздел 5. Обеспечение дисциплины оборудованием.

Перечень оборудования, используемого при обучении: учебные плакаты, схемы, макеты, видеофильмыи кинофильмы.

Учебные фильмы.

1.Защита населения от чрезвычайных ситуаций.Учебный фильм института риска и безопасности (МРЕG4).

2. Пожарная безопасность в современных условиях и способы защиты от пожаров. Учебный фильм института риска и безопасности (МРЕG4).

3. Гражданская оборона на новом этапе, ее задачи и перспективыразвития. Учебный фильм института риска и безопасности (МРЕG4).

4. Безопасность на воде и водных объектах. Учебный фильм института риска и безопасности (МРЕG4).

5. Пожарная безопасность, основные требования. Порядок действия при возникновении пожара. Учебный фильм департамента противопожарной службы Ростовской области (МРЕG4).

6. «Против огненной стихии». ШГО СССР.

7. «Землетрясение в Ташкенте». ШГО СССР.

8. «Действие в зоне карантина». ШГО СССР; сл. «Между жизнью и смертью» НИИ общей реаниматологии; «Аварии на АЭС». ШГО СССР.

9. «Пришедшие в час беды».ШГО СССР.

10.«Меры безопасности при проведении спасательных и других неотложных работ. ШГО СССР.

11. «Поисково-спасательные работы в горах». ГОСНИИ ГА.

12. «Поисково-спасательные работы на воде». ГОСНИИ ГА; «Ураган».

 

Раздел 6. Обеспечение дисциплины программно-информационными обучающими материалами.

Компьютерные программы:

1.Компьютерная обучающая программа в области снижения рисков исмягчения последствий взрывов и пожаров. МЧС России.

2.Компьютерная обучающая программа в области снижения рисков исмягчения последствий лесных пожаров. МЧС России.

3.Компьютерная обучающая программа в области снижения рисков исмягчения последствий землетрясений. МЧС России.

4.Компьютерная обучающая программа в области снижения рисков исмягчения последствий наводнений. МЧС России.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: