Спрос на образование остаётся трендом на рынке труда




Эксперт: Вержицкий Данил Григорьевич, директор Новокузнецкого института (филиала) Кемеровского государственного университета.

- Как можно решить, на ваш взгляд, проблему отъезда молодежи из Новокузнецка?

- Всегда какая-то часть молодежи будет уезжать. Причем эта проблема не только у нашего города. Она у региона в целом. У образовательной миграции в Кузбассе - отрицательный миграционный поток. Наша первая проблема как образовательного учреждения – небольшое количество бюджетных мест. Проблема остро стоит, но здесь динамика положительная – в следующем году количество бюджетных достаточно серьезно прибавится, порядка 60% у нас прирост бюджетных мест. Контрольные цифры уже пришли. Достаточно серьезное подкрепление бюджетного финансирования получили направления в сфере IT.

Проблема бюджетных мест связана еще и с ростом среднего балла за ЕГЭ в целом. Мы в ходе приемной компании каждый год фиксируем прирост среднего балла. Народ научился или учится писать ЕГЭ. Мы видим достаточно высокие конкурсы на все направления подготовки. Есть менее пользующиеся спросом, есть более востребованные специальности. Понятно, что на ряд направлений проходные баллы в ведущих вузах не выше, чем у нас.

Бывает такая ситуация, что у абитуриента относительно невысокий балл, например, 170. И при этом балле он проходит, например, в ТУСУР, но не проходит у нас. Потому что у нас количество бюджетных мест одно, а в Томске – другое. Он может и хотел бы остаться в Новокузнецке, но придется деньги платить. Ну и что выберет абитуриент?

В целом если мы посмотрим статистику, которую дает Комитет образования и науки города, то мы принимаем больше бюджетников плюс контрактников по сравнению с другими образовательными организациями, которые работают на территории Новокузнецкой агломерации.

Если говорить о том, что ещё делать, то открывать новые востребованные направления. На многие направления народ идёт не только на бюджетные места, но и на коммерческие места. Например, те же юридические дисциплины. А стоимость обучения у нас и, например, в Москве несопоставима. Причем, если туда приплюсовать расходы на проезд, проживание, питание и прочие.

- Вы учитываете новые профессии, которые могут быть востребованы на рынке труда в связи с развитием города?

- Очень актуально открытие новых образовательных программ в русле стратегии развития города и области, учитывая нашу образовательную нишу. Мы не собираемся мигрировать в металлургию или горное дело. У нас есть своя ниша – гуманитарное направление. Это не значит, что мы не будем открывать концептуально ничего нового. Вот, например, есть смелые планы открыть журналистику. Наверное, половина выпускников направления «Русский язык» работают в сфере средств массовой информации. Актуально развивать дополнительные возможности в сфере наших образовательных интересов и смежные направления.

- Например, какие?

- Мы лицензировали бизнес-информатику. В стратегии города есть блок, который посвящен цифровизации городской жизни: умный город. Бизнес-информатика – это направление, которое позволяет нам открывать любые профили. В стратегии области также заявлено развитие образовательной среды – это дополнительное образование для детей. Технопарки у нас открываются, центры детского творчества. В этом направлении мы тоже можем развиваться.

Есть у нас смелый заход на такую специальность как медико-профилактическое дело. Хотим мы её реализовывать в сетевой форме с институтом гигиены. В настоящий момент образовательная программа пишется. Это высшее образование – специалитет. Есть проблема в городе: отсутствие подготовки медицинских кадров. Понятно, что мы не медицинский вуз, и поэтому заявиться на лечебное дело, педиатрию мы не можем. Мы выбираем то, что находится в пределах нашей образовательной ниши.

- Есть ли перспективы развития у педагогического направления университета?

- Это опять важная городская проблема, даже не только города, но и вообще Новокузнецкой агломерации. Не реже чем раз в месяц с какого-нибудь управления образования мне звонят и просят: дайте нам физиков, математиков, историков, учителей начальных классов и т.д. Все педагогические специальности востребованы. Хотя, скажем честно, не все 100 % выпускников, имеющих диплом бакалавра по педагогике, устраиваются на работу в образовательные учреждения. Многие трудоустраиваются в каких-то других отраслях. Это часто ставится нам в укор. Но ведь они находят свое место на рынке труда, они получают зарплату, они строят семьи, они платят налоги, становятся самостоятельными экономическими единицами, которые деятельность свою продолжают в Новокузнецке, а не где-то в других регионах.

- Иногда сферу образования упрекают за консерватизм, отсутствие креативности и инновационности. В чем может быть причина?

- Отчасти проблема может заключаться в консервативности наших преподавателей. Консервативный преподаватель продуцирует консервативного выпускника, который, приходя в школу, в дальнейшем переносит это на учеников. Второе – жесткость стандарта бакалавриата: есть институциональные рамки, есть набор дисциплин, которые включены в план. Мы обязаны их дать, и с этим ничего не сделаешь. Планируется сейчас переход на ФГОС-3++, где увеличен доля часов на практику. Магистерские программы более гибкие. И именно в контексте магистратуры можно реализовать инновационные подходы. Например, ведущие педагогические вузы страны предлагают очень интересные магистратуры: педагог-аниматор и др. Но проблема в кадрах. Будем начинать подготовку таких кадров, прежде всего, для себя.

Кроме того, есть еще такой инструмент, который мы можем использовать, – это освоение программ дополнительного профессионального образования параллельно с основной образовательной программой бакалавриата. На выходе из вуза студент может получить фактически два диплома: диплом бакалавра по соответствующей специальности и диплом по профпереподготовке с присвоением дополнительной квалификации. Это значительно повышает возможности выпускника на рынке труда.

Такой опыт у нас достаточно широко практикуется на многих факультетах. Например, есть у нас такое направление «лингвистика», профиль «перевод и переводоведение». Они лингвисты – в школе они работать не могут. Мы предлагаем им профпереподготовку «учитель иностранного языка». Причем у нас предусмотрено льготное ценообразование для наших студентов. Для них это ещё и экономически оправдано, т.к. цены кратно ниже рыночных цен.

- Иногда можно услышать мнение, что образование не является необходимостью для достижения успеха в жизни. Как вы считаете, есть доля истины в этом утверждении?

- Успешность или не успешность во многом определяется не только образованием, но и набором персональных навыков. Таких как креативность и прочие. Потребности в профессиональных компетенциях, на сегодняшний день, особенно на этапе входа в профессию, затрагивают не только конкретные практические навыки, но и навыки общекультурные. Все должны уметь пользоваться персональным компьютером, обладать знаниями в области информационных систем, навыки в области иностранного языка. От завода до школы, в любой сфере деятельности - это будет полезно. Такие универсальные компетенции, которые будут хорошим козырем при трудоустройстве и реализации выпускника в любой профессии.

В отдельно взятых случаях и без образования можно чего-то достичь. Но если мы будем брать всех, тех кто трудоустраивается на рынке труда, то образование определенную значимую роль играет. Иначе мы такого бы спроса на него не видели.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: