Развитие и становление российской этнографии




 

Октябрьская революция 1917 создала новые благоприятные условия для развития этнографической науки, опиравшейся на гуманистическое и демократическое наследие дореволюционной Этнография Определяющую роль в послереволюционных этнографических исследованиях сыграла тесная их связь с практическими задачами советского многонационального государства. Создание национальных областей и округов, преобразование культуры и быта отсталых народов требовали углублённого их изучения. С этой целью уже в 1917 была создана Комиссия по изучению племенного состава населения России и сопредельных стран, в 1930 на её базе - институт по изучению народов СССР. Важное значение имела деятельность Комитета содействия народностям северных окраин при Президиуме ВЦИК (1924-35), одним из руководителей которого был Богораз. В 1926 был создан журнал «Этнография» (с 1931 - «Советская этнография»). Для координации работ в области Этнография и смежных дисциплин в 1933 был организован институт антропологии, археологии и Этнография в Ленинграде, в 1937 на его основе - Институт этнографии АН СССР.

В послереволюционной Этнография наметилась тенденция формирования историко-материалистического подхода к исследованию первобытного общества и культуры (П.И. Кушнер, В.К. Никольский). В конце 20 - начале 30-х гг. в советской Этнография и большинстве других гуманитарных наук развернулись дискуссии, призванные преодолеть теоретические разногласия и утвердить марксистские принципы (этнографическое совещание 1929 и археолого-этнографическое совещание 1932). Теоретическую базу научных исследований советских этнографов составили ленинские работы по национальному вопросу, об общественных укладах и некапиталистическом пути развития отсталых народов, о национальной культуре и её классовом содержании.

Этнографические работы 30-х гг. основывались на марксистско-ленинской методологии. Внимание этнографов концентрировалось на вопросах общественного строя, различных формах патриархальных и патриархально-феодальных отношений. Расширилось сравнительно-историческое изучение первобытнообщинного строя, матриархата, военной демократии и т. д. (Е.Г. Кагаров, Е.Ю. Кричевский, А.М. Золотарев, С.П. Косвен и др.). По инициативе Штернберга и Богораза широкие масштабы приняла собирательская деятельность на Крайнем С. (Е.Ю. Крейнович, А.А. Попов, Г.М. Василевич и др.). Сложилась советская школа в Этнография

В 50-70-е гг. 20 в. этнографические исследования развёртываются как в институте Этнография АН СССР, так и в многочисленных научных учреждениях, высших учебных заведениях, музеях союзных и автономных республик и др. Наметились два основных направления исследований: проблемы первобытной истории и историко-этнографическое изучение народов мира.

Важное мировоззренческое значение имеет изучение истории первобытного общества, проводимое этнографами совместно с археологами и антропологами. Введён в научный оборот обширный материал, свидетельствующий об исторической универсальности первобытнообщинного строя, доказано повсеместное распространение дуальной организации (Золотарев). Существенно продвинулось изучение поздних форм первобытнообщинного строя: установлена сложная структура патриархального рода, начата разработка исторических типов большой и малой семьи. В свете данных современная Этнография уточнена схема развития семейно-брачных отношений первобытности, из которой исключены гипотетически реконструированные Морганом стадии кровнородственной семьи и семьи пуналуа (Д.А. Ольдерогге и др.). Были углублены представления по вопросам периодизации истории первобытного общества, соотношения рода и общины, характера ранних форм брачных отношений и др. (Толстов, Н.А. Бутинов, М.О. Косвен, Ю.П. Петрова-Аверкиева, А.И. Першиц, Ю.И. Семенов и др.).

Важное место заняла разработка проблем этнической истории, которая ведётся советскими этнографами совместно с археологами и антропологами. Такой комплексный подход позволил существенно продвинуть изучение конкретных вопросов происхождения народов СССР. Исследуются проблемы происхождения народов Западной Европы, Америки, Азии, Африки, Австралии и Океании. Исследования проблем этнической истории показали, что все современные народы сложились из разных этнических компонентов, имеют смешанный состав; тем самым опровергаются измышления о «расовой чистоте», «национальной исключительности» отдельных народов.

Большое внимание уделяется исследованию материальной культуры - истории с.-х. техники, поселений, жилища, одежды народов СССР (Е. Этнография Бломквист, М.В. Битов, Н.И. Лебедева, Е.Н. Студенецкая, Г.С. Маслова, Г.С. Читая и др.), а также зарубежных стран. Для обобщения всех накопленных сведений по истории материальной культуры народов СССР создаются специальные историко-этнографические региональные атласы: опубликованы атласы по народам Сибири (1961) и «Русские» (ч. 1-2, 1967-70).

Значительно расширилось исследование народного творчества: изобразительного искусства (С.В. Иванов, В.Н. Чернецов, С.И. Вайнштейн и др.), фольклора (П.Г. Богатырев, Этнография В. Померанцева, В.Я. Пропп и др.). Изучаются вопросы истории религии, её происхождения и ранних форм (С.А. Токарев, А.Ф. Анисимов, Б.И. Шаревская и др.).

Одним из важнейших методов историко-этнографического исследования является комплексное изучение народов с использованием данных смежных наук. Таким методом исследована история многих в прошлом бесписьменных народов Сибири (Василевич, Л.П. Потапов, И.С. Гурвия и др.). Значительная работа проделана по этнографическому изучению восточнославянских народов - русского (В.В. Богданов, Д.К. Зеленин, В.Ю. Крупянская, Б.А. Куфтин, Л.М. Сабурова, К.В. Чистов и др.), украинского (К.Г. Гуслистый, Г.Е. Стельмах, В.Ф. Горленко и др.), белорусского (В.К. Бондарчик, М.Я. Гринблат, Л.А. Молчанова и др.), народов Закавказья (В.В. Бардавелидзе, Д.С. Вардумян, Ш.Д. Инал-Ипа, С.Д. Лисициан, А.И. Робакидзе, Р.Л. Харадзе, Читая и др.), Северного Кавказа (В.К. Гарданов, Г.А. Кокиев, Л.И. Лавров и др.), Средней Азии (М.С. Андреев, Н.А. Кисляков, С.М. Абрамзон, Т.А. Жданко, О.А. Сухарева и др.), Прибалтики (В.С. Жиленас, М.К. Степерманис, Г.Н. Строд, Л.Н. Терентьева и др.), Поволжья (В.Н. Белицер. Н.И. Воробьев, К.И. Козлова, Т.А. Крюкова, Р.Г. Кузеев и др.).

Одно из центральных мест в деятельности советских этнографов занимает изучение современных этнических и культурно-бытовых процессов в СССР. Развёртываются этносоциологические исследования национальных процессов (Ю.В. Арутюнян, Л.М. Дробижева, В.В. Пименов и др.). Начато этнографическое изучение процессов межнационального сближения, формирования общесоюзных черт культуры новой исторической общности — советского народа.

Ряд историко-этнографических исследований посвящен народам зарубежных стран. Положено начало сравнительно-типологическому изучению их культуры (Токарев, О.Л. Ганцкая, И.Н. Гроздова и др.); ведётся исследование их этнической истории (С.Р. Смирнов, Ольдерогге, С.А. Арутюнов, Р.Ф. Итс и др.). Исследуются современные этнические и культурно-бытовые процессы в Азии и Океании (Н.Н. Чебоксаров, П.И. Пучков, М.В. Крюков), Африке (Ольдерогге, И.И. Потехин, С.Р. Смирнов, Р.Н. Исмагилова и др.). Начато исследование современных этнических процессов в США, Канаде, странах Латинской Америки (С.А. Гонионский, М.Я. Берзина, Ш.А. Богина и др.), в Западной Европе (В.И. Козлов и др.).

Значительное развитие получили в СССР этнодемографические и этногеографические исследования. Было создано несколько способов сочетания на картах этнических и демографических показателей (П.И. Кушнер, С.И. Брук, П.Е. Терлецкий). Изданы обобщающая карта «Народы мира» и сводный труд «Атлас народов мира» (1964). Наиболее значительный результат этнодемографических исследований - труд «Численность» и расселение народов мира» (1962), где дана подробная характеристика национального состава населения всех стран, численность отдельных народов и территория их расселения.

Для понимания общих закономерностей развития культуры в целом и складывания её специфических свойств у отдельных народов большое значение имеет разработанное советскими этнографами (М.Г. Левин, Чебоксаров) учение о хозяйственно-культурных типах. Советские учёные исследуют также проблемы взаимовлияния культур, роль преемственности и обновления в развития культуры (С.Н. Артановский, Арутюнов, Пименов и др.). Ведётся теоретическая работа по установлению сущности таких понятий, как «этнос», «этническая общность», «этнические процессы», по их типологии (Ю.В. Бромлей, Токарев, Чебоксаров, Козлов и др.).

Продолжается изучение истории отечественной и критический анализ зарубежной Этнография Большое научное и политическое значение имеют работы советских этнографов и антропологов, разоблачающих расизм, неоколониализм, национализм (И.Р. Григулевич, Г.Ф. Дебец, М.Ф. Нестурх, Этнография Л. Нитобург, Я.Я. Рогинский и др.).[3]

Одним из важнейших итогов работы советских этнографов явилось издание 13-томной (18 кн.) серии «Народы мира» (общая ред. С. П. Толстова, 1954-66), «Очерков общей этнографии» (т. 1-5, 1957-68). Вырос международный престиж советской этнографической науки: советские этнографы участвуют в международных конгрессах и симпозиумах; в СССР постоянно приезжают иностранные учёные для консультаций и стажировки. Многие труды советских этнографов переведены на иностранные языки.

Выполняя не только познавательные, но и идеологические функции, советская Этнография, базирующаяся на марксистско-ленинской методологии, направлена на решение актуальных мировоззренческих и практически значимых вопросов, способствующих сближению народов СССР.

Научная работа в области Этнография проводится специальными научными учреждениями - научно-исследовательскими этнографическими институтами (в СССР - в системе АН - этнографии институт им. Н. Н. Миклухо-Маклая и др.), университетами, музеями (в т. ч. этнографическими музеями), существующими в большинстве стран этнографическими обществами. Публикация собранных материалов и исследований осуществляется этнографическими журналами и др. специальными изданиями. В 1948 был создан связанный в своей деятельности с ЮНЕСКО Международный союз антропологов и этнографов. Регулярно созываются (с 1934) международные конгрессы.[4]

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: