Чтение сочинений Сунь-Цзы и других древних авторов дает нам возможность вдохнуть жизнь в закостеневшие понятия, которые напоминают нам о метафорической, а значит, открытой природе многих используемых в теории менеджмента концепций.
Основное внимание в этой статье будет уделено древней китайской книге «Sun Tzu Ping Fa» («Трактат о военном искусстве Сунь-Цзы»), а не биографии этого военачальника. Отчасти подобный выбор объяснятся тем, что вопрос об авторстве этой книги еще не решен окончательно. Одно из значений трактата заключается в том, что содержащиеся в нем афоризмы оказали влияние на многие поколения китайцев, японцев и других народов Восточной Азии.
Появившись почти что на двадцать два столетия раньше знаменитой работы Карла фон Клаузевица «О войне», «Sun Tzu Ping Fa» является старейшим дошедшим до нас систематическим трудом по теории военного искусства, некоторые из основных идей которого крупнейший военный теоретик XX в. Б. Лиддел Гарт назвал вечными истинами. Кроме того, эта книга отражает внимание, которое китайцы уделяют конкретному и специфическому, их осведомленность о комплексном многообразии и взаимосвязанности мира, их стремление избегать абстрактного и абсолютного, их уважение как к государственной иерархии, так и к природе. Однако многие принципы, изложенные в этом трактате, могут применяться не только в военном деле, но также и в дипломатии, установлении межличностных отношений и формировании стратегии бизнеса.
Многие содержащиеся в «Sun Tzu Ping Fa» принципы на протяжении веков были частью мировоззрения десятков поколений занятых как на военной, так и на гражданской службе китайцев, японцев и представителей других народов Восточной Азии. Вероятно, эта книга впервые попала в Японию в середине VIII в. Ее влияние можно проследить, к примеру, на девизе, начертанном на боевых знаменах Такеда Синген (известного военачальника XVI в.): «Быстрый, как ветер, величественно спокойный, как лес, всепожирающий, как огонь, неколебимый, как горы». Эти слова тождественны словам одного из разделов седьмой главы «Sun Tzu Ping Fa», получившей название «Маневры». Когда жители Азии обсуждают с друзьями свои деловые или личные стратегии, то при этом они нередко используют афоризмы Сунь-Цзы. Китайские книги, посвященные применению идей Сунь-Цзы в сферах бизнеса и менеджмента, охотно раскупаются как в самом Китае, так и в Гонконге, Сингапуре и на Тайване, а сочинение Миямото Мисаси «The Book of Five Rings» («Книга пяти колец») (написанная приблизительно в 1645 г. также под влиянием идей Сунь-Цзы) рекомендуется в настоящее время во всех специализирующихся на подготовке магистров делового администрирования ведущих университетах США.
|
«Сунь» является родовым именем, а приставка «Цзы» использовалась в древности при уважительном обращении к ученому или добродетельному человеку; таким образом, Сунь-Цзы в современном толковании означает просто «почтенный господин Сунь», оставляя вопрос об идентификации личности самого Сунь-Цзы открытым. Слово ping обычно означает «солдат» или «оружие», a fa — «метод действия». Поэтому в буквальном переводе название «Sun Tzu Ping Fa» будет означать «Военные методы действия почтенного господина Сунь». Последующему применению слов о «военном искусстве» мы, вероятно, обязаны Н. Макиавелли, чья книга «Военное искусство» была издана в 1520 г., и прусскому генералу Карлу фон Клаузевицу, который предпочитал их выражению «военная наука».
|
Вопрос об авторстве «Sun Tzu Ping Fa» вызывал споры по меньшей мере со времен правления династии Цинь (960-1126 гг. н. э.), когда впервые появился трактат «Семь классиков военного дела», и остается нерешенным по сей день. Согласно традиционной точке зрения, основанной на сведениях из «Shih Chi» (исторической летописи), завершенной вскоре после 100 года до н. э. выдающимся историком Сума Сиень, настоящим именем Сунь-Цзы было имя Сунь-Ву, а книга «Sun Tzu Ping Fa» позволила ему получить аудиенцию у императора Хо-лю из By. Сунь-Цзы, сделавший блестящую военную карьеру, имел двух любимых наложниц, обезглавленных ради демонстрации незыблемости принципов военной дисциплины. Согласно летописи, тринадцать глав «Sun Tzu Ping Fa» были написаны приблизительно в 500 г. до н. э. Однако, если книга действительно была создана одним человеком, то множество хронологических несоответствий, выявленных С. Гриффитом, указывают на то, что она должна была появиться гораздо позднее, в период между 400 и 320 гг. до н. э. К числу этих несоответствий относится возникновение фигуры профессионального военачальника, использование арбалетов и ношение воинами железных доспехов.
Возможно, что трактат писался несколькими авторами в разные периоды времени. Раздел летописи Сума Сиень, посвященный Сунь-Ву, озаглавлен как «Биографии Сунь-Цзы и By Ши» и содержит жизнеописания трех людей: Сунь-Ву, Сунь-Пинь (бывшего потомком Сунь-Ву и жившего почти на сто лет позднее) и By Ши. Все трое были выдающимися военачальниками и авторами военных трактатов. Кроме того, рукопись, дошедшая до наших дней, носит название «Sun Tzu Ping Fa» в комментариях одиннадцати авторов«; при этом комментарии, состоящие из подробных объяснений, уточнения и примеры, взятые из более поздних эпох, даются к каждому предложению или параграфу и намного превосходят по объему исходный текст. Главным комментатором этой книги был Цао Цао (155-200 гг. н. э.), известный государственный и военный деятель эпохи трех династий; по-видимому, он не был единственным автором приписываемых ему комментариев и выполнил их редактирование с целью сокращения чрезмерных подробностей. Именно этот текст дошел до нас вместе с комментариями, и влияние, которое оказывала эта книга, обусловлена как самим ее текстом, так и примечаниями его толкователей.