Эксперимент и особенности экспериментального исследования. 4 глава




Билет 9

Специальные методы. К специальным методам исследований относятся те, которые применяют в научной агрономии, поэтому их еще называют конкретно-научными. В эту группу входят лабораторный, вегетационный, лизиметрический, вегетационно-полевой, полевой, экспедиционный методы. Каждый из них можно использовать совместно с другими специальными и общенаучными методами.
Лабораторный метод используют для анализа растений и среды их обитания в лабораторных условиях для изучения взаимодействий растений с внешней средой, обмена веществ в растениях, оценки качества урожая, исследования физических, химических, микробиологических свойств почвы и т. д.
С помощью химического анализа почвы в лаборатории определяют обеспеченность различных почв питательными элементами в зависимости от предшественника, обработки почвы, системы удобрений. Определяя содержание макро- и микроэлементов в растениях, массу растений и проводя расчеты, получают информацию о выносе из почвы питательных элементов теми или иными культурами.
Изучение влажности почвы, содержания в ней семян сорных растений, их корневищ и корневых отпрысков, анализ структуры и других физико-химических свойств почвы позволяет получить данные о ее окультуренности и пригодности для выращивания сельскохозяйственных растений. С помощью проращивания посевного материала в термостатах определяют всхожесть семян растений и др.
Лабораторный метод предполагает не только детальный анализ, но и всесторонний объективный синтез результатов исследований с последующей их проверкой на практике.
Известно, что в годы с чрезмерными атмосферными осадками содержание сахара в корнях сахарной свеклы может значительно снижаться, о чем свидетельствуют результаты лабораторных анализов. Но это не означает, что увеличение количества осадков обязательно приводит к ухудшению качества сахарной свеклы. Необходимо всесторонне проанализировать другие факторы жизни растений (питательный, воздушный и температурный режимы почвы), оптимизация которых при увеличении количества атмосферных осадков предотвратит ухудшение качества урожая.
Без лабораторного метода исследований нельзя обойтись при проведении вегетационных и полевых опытов, его используют при выборе земельной площади для опытных участков, при планировании и проведении опытов. Лабораторный метод сопутствует другим специальным методам исследований.
Вегетационный метод — исследование растений, выращиваемых в сосудах в стеклянных домиках при строго контролируемых условиях внешней среды сроком от нескольких дней до нескольких месяцев. С многолетними растениями исследования можно проводить несколько лет. Основная цель вегетационного метода — изучать влияние отдельных факторов жизни растений, сущность процессов, которые происходят в растении, в почве и в системе почва — растение.
Вегетационный метод позволяет поддерживать в соответствии с программой исследований различные условия — влажность, обеспеченность питательными элементами, pH раствора, освещение, температуру и т. д. Однако результаты вегетационного метода нельзя непосредственно переносить на производственные условия. Влияние отдельных факторов жизни на продуктивность растений можно детально изучать лишь в природных условиях, т. е. в поле. Поскольку в вегетационных опытах условия среды четко регулируются, то количество вегетационных периодов, т. е. повторностей во времени, можно сократить до минимума.
Благодаря вегетационному методу было исследовано много важных вопросов агрономической науки: доступность растениям фосфора из фосфоритной муки; роль клубеньковых бактерий в усвоении азота бобовыми растениями из воздуха; значение навоза как дополнител ьного источника диоксида углерода для растений и многое другое. Вегетационный метод нередко используют параллельно с полевым.
Очень эффективным оказался вегетационный метод при изучении влияния различных внешних факторов на минеральное питание растений и обмен веществ в них, при исследовании зависимости роста растений от температуры корневой зоны и воздуха. С помощью этого метода изучают роль воды в питании растений, явления фотопериодизма и т. д. В вегетационных домиках можно сравнивать плодородие различных почв и эффективность выращивания на них сельскохозяйственных культур при одинаковых условиях.
Вегетационный метод имеет и недостатки. В вегетационных сосудах нет всех горизонтов почвы, которые свойственны полю, нет подпочвы и тех особенностей водного режима, которые складываются на полях под открытым небом. Часто в сосудах питательным субстратом служат песок, гравий, вода и т. п. Из-за этого вегетационный опыт не позволяет ответить на вопрос, как будет влиять изучаемый фактор на урожайность растений в полевых условиях. Еще один из недостатков — значительные материальные затраты на сооружение вегетационных домиков и их оборудование.

Д. Н. Прянишников, оценивая вегетационный и полевой методы, отмечал, что первый из них более точен, но меньше подходит для непосредственного внедрения его результатов в производство; второй, т. е. полевой, наоборот, менее точен, но более практичен. Поэтому эти два метода взаимно дополняют друг друга.
Лизиметрический метод — исследование растений и свойств почвы в поле для изучения баланса влаги и элементов питания. Такие исследования проводят в очень больших сосудах — лизиметрах, которые периодически взвешивают. Жизнь растений и свойства почвы изучают непосредственно в поле, где лизиметры устанавливают в выкопанные ямы так, чтобы надземная часть растений находилась в тех же условиях, что и у окружающих растений. Дно лизиметра имеет отверстие, через которое собирают промывные воды в специальные поддоны для химических анализов.
В зависимости от целей исследований и размера самих растений высота почвы в лизиметрах может колебаться от 0,25 до 2 м, но чаще всего 1,0—1,5 м. По способу наполнения почвой различают два типа лизиметров: с насыпной почвой, т. е. с нарушением ее естественного сложения, и с естественным строением, когда в лизиметр вставляют монолит, вырезанный из почвы. В насыпные лизиметры почву насыпают по горизонтам, просеивая, смешивая и уплотняя ее до естественного объема. В зависимости от задач опыта лизиметры могут быть с растениями или без них (т. е. с черным паром).
Лизиметры делают из бетона (на 1—2 м3 почвы) или из металла (диаметром 20—100 см), иногда используют металлические лейки диаметром до 50 см. Для периодического взвешивания в верхней части делают отверстия или ушки, за которые их поднимают.
Для удобства собирания промывных вод под лизиметрами оборудуют освещенные коридоры. Независимо от конструкции лизиметров их размещают возле лабораторий отдельными группами в соответствии с тематикой исследований.
С использованием лизиметрического метода изучают следующие основные вопросы: динамика влажности почвы; передвижение атмосферных осадков и увлекаемых ими питательных веществ сквозь почву; состав воды, которая фильтруется через почву; вымывание минеральных солей из почвы и удобрений; потери питательных элементов в процессе многолетнего удобрения; транспирация и испарение влаги почвой; водопроницаемость различных почв и др.
Несмотря на то что лизиметрические исследования проводят в поле, их условия еще не очень близки к полевым. Для устранения этого недостатка используют вегетационно-полевой метод.
Вегетационн о-п о л е в о й метод — исследование растений непосредственно в поле в металлических цилиндрах, т. е. в сосудах без дна. Этот метод является промежуточным между вегетационным и полевым.
Почва в цилиндрах отделена от почвы поля лишь сбоку, а снизу она контактирует с почвой в естественном состоянии или подпочвой. Такие цилиндры можно устанавливать не только на специально выделенных площадках, но и непосредственно на полях, где выращивают определенные культуры, на различных агрофонах, на почвах различного типа, на участках с различной экспозицией и крутизной склонов и т. п.
С помощью вегетационно- полевого метода изучают эффективность удобрений, плодородие генетических горизонтов почвы, моделируют условия почвенной среды. Для этого в цилиндры в зависимости от вариантов опыта вносят изучаемые элементы питания в различных дозах и соотношениях, создают различную реакцию почвенного раствора, разную плотность почвы и т. п. Вместе с тем в цилиндры можно высевать разные культуры как в чистом виде, так и в смесях, с разной нормой высева и на разную глубину, с применением подкормок или без них.
Для опытов используют металлические цилиндры высотой от 0,3 до 1,0 м. Их закапывают или забивают так, чтобы верхняя часть цилиндра была на 10 см выше уровня почвы. Повториость должна быть, как минимум, 3-кратной. В контрольных вариантах создают такие условия, как и в поле, где установлены лизиметры. Таким образом, влияние факторов жизни растений изучают в условиях, близких к естественным.
Вегетационно-полевой метод применяют также в селекционной работе, агрометеорологии, земледелии и растениеводстве, где моделируют необходимые условия почвенной среды. А если использовать еще и передвижные климатические камеры из полиэтиленовой пленки, то можно моделировать и различные погодные условия в разные фазы развития растений, уменьшая отрицательное влияние погоды на формирование урожая.
Одно из преимуществ вегетационно-полевого метода заключается в том, что для его использования нет необходимости в специальных помещениях (вегетационных домиках, теплицах, фитотронах). Однако детальное изучение культур в естественных условиях возможно лишь при использовании полевого метода.
Полевой метод — это проведение полевых опытов (экспериментов). Основной метод научной агрономии, ибо с его помощью связываются теоретические исследования с практическими.
На основе полевых экспериментов разрабатывают рекомендуемые агроприемы, технологии и испытывают сорта для сельскохозяйственного производства.
Основная задача полевого метода — выявление достоверных различий между вариантами опытов, количественная оценка влияния факторов жизни на урожайность растений и качество продукции. Почти все важные научные проблемы агрономической науки решаются с помощью полевого метода исследований. Например, глубину, сроки и способы обработки почвы изучают непосредственно в поле. Так же изучают технологии выращивания экологически чистой продукции, структуру посевных площадей, лучшие предшественники, способы и нормы орошения, мероприятия по борьбе с водной и ветровой эрозией почв, по коренной мелиорации почв, эффективность органических и минеральных удобрений и т. п. В агрономии используют различные виды полевых опытов. Полевые опыты, проводимые в научных учреждениях и на производстве, направлены на то, чтобы дать оценку экономической эффективности вариантов и внедрить лучшие из них в производство.

Несмотря на то что полевой метод - основной в научной агрономии, его не следует противопоставлять другим специальным и общенаучным методам. Эффективность полевого метода значительно повышается в сочетании с другими методами, выбор которых определяется программой исследований.
Экспедиционный метод используют для изучения и обобщения агрономических вопросов непосредственно на производстве с помощью обследования посевов культур (и сортов).
Основные цели экспедиционных исследований: выяснение причин полегания культур, гибели озимых и многолетних трав; изучение условий выращивания высоких и низких урожаев сельскохозяйственных культур в отдельных хозяйствах, в районе или области; изучение причин ухудшения или улучшения качества продукции; определение содержания в продукции пестицидов, радионуклидов и нитратов, которое превышает допустимые нормы, и др. Во время экспедиционных обследований выявляют также распространение злостных и карантинных сорняков, болезней и вредителей сельскохозяйственных культур, целесообразную структуру посевных площадей, лучшие предшественники, наиболее рациональные севообороты, перспективные сорта для конкретных хозяйств, их групп, районов, определенных почвен-но-климатических зон.
Этим методом целесообразно также исследовать эффективность способов, сроков и глубины обработки почвы. При выборе способов борьбы с эрозией почв с помощью экспедиционного метода сначала выявляют причины распространения эрозии, а затем факторы, которые способствуют ее предотвращению, в конкретных хозяйствах или районах.
Экспедиционный метод используют для почвенных обследований. При этом копают почвенные разрезы, описывают их, берут образцы почвы для физических и химических анализов. С помощью геологических буров определяют уровень грунтовых вод, что имеет большое значение для выяснения гадрологичес-ких условий на отдельных полях и в севооборотах в целом. Подобные исследования периодически проводят научные учреждения в пределах региона, который они обслуживают, их могут проводить и специалисты вузов.
Для изучения эффективности того или иного агроприема при экспедиционных обследованиях определяют урожайность сельскохозяйственных культур с учетом качества продукции. Урожайность за предшествующие годы берут из годовых отчетов хозяйств. Собранные данные увязывают с погодными условиями за определенные годы (атмосферные осадки, температура и влажность воздуха, температура почвы и т. д.). Для детального анализа зависимостей пользуются соответствующими методами математической статистики.
Данные о плодородии почв, содержании в них питательных элементов можно взять в хозяйствах из Книги истории полей. Во время экспедиционных обследований можно отобрать образцы почв и проанализировать их в химических лабораториях. В составе экспедиции целесообразно иметь специалистов по земледелию (или растениеводству), защите растений, агрохимика-почвоведа и др. Собранный материал анализируют, математически обрабатывают и обобщают. Результаты исследований публикуют в научной литературе, а в популярной форме — в газетах соответствующих районов и областей.

Эссе

1.5.3. ПОДГОТОВКА ЗЕМЕЛЬНОЙ ПЛОЩАДИ ДЛЯ ОПЫТА
Как бы тщательно ни подбирали однородный участок для опыта, все же в разных местах этой площади плодородие будет неодинаковым. Выравнивание плодородия — первоочередная задача при подготовке земельной площади для опыта. После выравнивания плодородия почву окультуривают на необходимую глубину. Если опыт планируется проводить в севообороте, то вводят необходимый севооборот или отдельные севооборотные звенья с определенными фонами удобрений.
Для выравнивания плодородия и окультуривания почвы на необходимую глубину используют уравнительный посев, т. е. посев одной культуры, одного сорта, выравненными семенами при одинаковой агротехнике на всей площади будущего опыта. Уравнительные посевы проводят 2—3 года, посевная культура каждый год меняется в соответствии с требованиями севооборота. Уравнительный посев действует на почву следующим образом. На участках, где плодородие почвы выше, урожай будет высоким и из почвы будет вынесено больше питательных веществ. А там, где плодородие почвы ниже, из почвы будет вынесено с урожаем меньше питательных веществ. Таким образом в течение 2—3 лет плодородие почвы почти полностью выравнивается.

Для уравнительного посева используют культуры, высеваемые сплошным способом, — овес, вико-овсяную смесь, ячмень. Каждый год их меняют. Урожай целесообразнее убирать не на зерно, а на зеленую массу. В этом случае посевы лучше очищаются от сорной растительности, кроме того, зерновые на зеленую массу — хороший предшественник для опытной культуры. Если пестрота плодородия почвы обусловлена различной подпочвой, разным уровнем грунтовых вод и т. п., то ее нельзя устранить уравнительным посевом, такой участок надо забраковать.
Плодородие почвы можно выравнивать равномерным внесением тех питательных элементов, которые находятся в почве в минимуме для опытной культуры. Варьирование плодородия почвы можно снизить, если все элементы агротехники уравнительных посевов проводить одинаково на всей площади будущего опыта. Особое внимание обращают на выполнение одинаковых мер борьбы с вредителями, болезнями и сорными растениями на всей площади уравнительного посева.
Кроме обычной подготовки площади проводят еще специальную в опытах с орошением, осушением, а также на участках после раскорчевки кустарников. За 2—3 года до проведения опытов с орошением для выравнивания плодородия почвы всю площадь поливают умеренными нормами, предварительно выровняв поверхность. Такая подготовка должна обеспечить равномерность орошения и регулировку подачи воды на опытные делянки в зависимости от вариантов опыта.
В зонах чрезмерного увлажнения почвы осушение участка проводят одним и тем же способом на всей площади. Метод осушения зависит от размеров и формы опытных делянок, формы повторений и всего опыта. После осушения на всех опытных делянках условия увлажнения должны быть одинаковыми. Для этого дрены, открытые канавы должны быть расположены перпендикулярно длинным сторонам опытных делянок сбоку от них.
Площади после раскорчевки очищают от кустарников и деревьев, вычесывают корни, выравнивают поверхность почвы, засыпают ямы. В первые годы проводят частую глубокую вспашку и выбирают при этом остатки растений. После такой специальной подготовки на всей площади опыта проводят уравнительные посевы. После последнего посева иногда можно глазомерно оценить варьирование плодородия почвы и выделить будущие повторения опытов, т. е. обойтись без рекогносцировочного посева. Глазомерное выделение повторений целесообразно в производственных условиях.

Билет 10

Дипломная работа - это учебно-научное исследование студента, которое выполняется на завершающем этапе обучения в каждом высшем учебном заведении. При ее защите студент доказывает степень своей квалификации по применению полученных теоретических и практических знаний по своей специальности при решении конкретных научных, производственных, социальных и других задач.

При написании дипломной работы выбрать тему, в которой вы разбираетесь, проявляете интерес и имеете желание заниматься похожей проблематикой в будущем. Здесь очень важен контакт с научным руководителем, который обязательно должен утвердить план работы, дать совет по источникам информации и оказать помощь студенту.

Дипломную работу не нужно перегружать анализом проблемы. Здесь очень важны ваши собственные предложения по улучшению ситуации и совершенствованию процесса, решению поставленной проблемы. В работе нужно следить за логикой подачи материала и решения проблемы, описанной в дипломе.

Введение, заключение, список литературы - аттестационная комиссия особенно внимательно читает эту часть диплома. Отзыва научного руководителя, рецензия с оценкой работы, аннотация - являются составной частью дипломной работы. В аннотации студент, цель работы и ее достижение. Заключение включает рекомендации по практическому использованию результатов работы и занимает объем на 2-3 страницах. Вся дипломная работа обычно должна быть изложена на 50-100 страницах текста в зависимости от требований конкретного ВУЗа.

Очень ценится, если информационный материал в дипломном проекте излагают в виде таблиц, графиков, диаграмм, бланков, выдержек из постановлений и других документов. Чтобы не перегрузить нумерации листов.

Эссе

1.5.1. ПОЧВЕННО-БИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНОЙ ПЛОЩАДИ
При выборе площади для опыта исходят из программы исследований, комплекса природных условий и биологических требований растения. Рельеф, крутизна склона, его экспозиция, почва, подпочва и уровень грунтовых вод должны быть идентичными тем условиям, в которых выращивают опытную культуру в конкретной почвенно-климатической зоне, области, районе. В опыте необходимо соблюдать производственную типичность, ориентируясь на лучшие хозяйства с передовой агротехникой.
Для определенных культур подбирают соответствующие предшественники. Особое внимание при выборе" площади для опыта уделяют однородности почвы, склона. Опыт можно размещать и на разных почвах и склонах в тех случаях, когда почвы или склоны являются объектами исследований.
Рельеф опытного участка должен быть выровненным, а крутизна склонов и их экспозиции — типичными для зоны, в которой планируется проведение опыта. Склоны должны быть равномерными и однородными, на участке не должно быть «блюдец» и впадин. На всей площади проводят нивелирование: в опытных учреждениях — с горизонталями через 0,2 м, а в производстве — через 1 м.

Перед закладкой стационарных опытов осуществляют детальные обследования площади для того, чтобы дать всестороннюю характеристику почвы, подпочвы, грунтовых вод и др. Для изучения профиля почвы делают почвенные разрезы на глубину 1,5—2,0 м по диагонали поля, крайние — за пределами опытного участка, а средний — на местах будущих дорог или защитных полос. Между почвенными разрезами делают еще прикопки на глубину 40—60 см и составляют почвенную карту масштабом 1:5000. Из каждого разреза и прикопки отбирают образцы почвы для физического и химического анализов.
Детальное обследование почвы необходимо для того, чтобы более объективно выделить повторения будущего опыта и правильно выбрать соответствующий метод размещения вариантов. Заболоченные почвы в Полесье и засоленные в степи исключают из опыта, если только они не являются объектом исследований.
История полей. В период обследования участка детально описывают историю поля. Определяют, где и какие культуры выращивались в предшествующие годы, после каких предшественников и предпредшественников. Желательно знать историю поля за 2—3 года до закладки опыта, а еще лучше — за всю ротацию севооборота.
Особенно внимательно нужно выявлять факторы, сильно влияющие на плодородие почвы: известкование в высоких дозах; внесение фосфоритной муки или других минеральных и органических удобрений в больших дозах или систематическое их внесение в течение нескольких лет; длительное выращивание многолетних трав. Последействие многих из перечисленных факторов продолжается 2—3 года, в случае с известкованием почвы — до 10 лет. Если плодородие сильно колеблется и закладку опыта нельзя отложить на несколько лет, чтобы его вы-равнять, то участок надо браковать. При изучении истории полей обращают внимание также на степень окультуренности почвы — глубину пахотного слоя, уровень плодородия почвы, pH почвенного раствора, наличие семян сорняков и т. д. Сильная засоренность, в частности такими злостными сорняками, как корнеотпрысковые и корневищные, свидетельствует о низкой культуре земледелия. Без предварительного уничтожения сорняков закладывать опыт на такой площади нельзя.
Из книги истории полей узнают, где, когда и в каких дозах вносили удобрения, в частности органические. Дозы удобрений, их формы, глубина, сроки и способы внесения в предшествующие годы должны быть одинаковыми на всей площади будущего опыта. Одинаковой должна быть и обработка почвы на поле.
Места, где раньше были размещены какие-либо строения, летние стоянки скота, стога соломы, кучи навоза, грунтовые дороги длительного пользования, глубокие канавы и ямы (хотя они и зарыты), исключают из площади будущего опыта.
Растотельный покров. Высокая урожайность культур в предшествующие опыту годы свидетельствует о плодородии почвы, ее окультуренности и пригодности для опыта. При изучении растительного покрова особое внимание обращают на наличие растений-индикаторов. Хвощ полевой, щавель свидетельствуют о кислотности почвы, солянковая растительность указывает на засоленность, произрастание белоуса и лишайников говорит о сильном обеднении почвы питательными веществами, наличие на поле щучки, камыша означает заболоченность местности.
Намеченный для опыта участок изучают сначала по материалам прежних почвенных исследований и по агрохозяйственной карте (они должны быть в каждом хозяйстве), затем приступают к изучению рельефа, микрорельефа и почвы непосредственно в поле.
Рельеф и микрорельеф. Рельеф участка должен быть типичным для района исследований и способствовать защите опытных растений от действий сильных ветров и суховеев, направления которых берут во внимание при создании лесозащитных полос.
Экспозиция склона влияет на рост и урожайность опытных растений, продолжительность безморозного периода на южных склонах может увеличиться на 30 дней. Для обеспечения одинаковых условий в пределах одного и того же опыта участок должен иметь одинаковые экспозицию и рельеф.
Даже на небольших склонах необходимо предусмотреть и организовать противоэрозионные мероприятия с тем, чтобы избежать потерь верхнего плодородного слоя почвы, чтобы опытные делянки не заливали талые воды или ливневые дожди. Особое внимание уделяют этому в опытах с удобрениями, чтобы удобрения не переносились на другие делянки с атмосферными осадками или при орошении.
Так как на результаты опыта может влиять не только рельеф, но и микрорельеф (бугорки, «блюдца», канавки, ровики), площадь будущего опыта необходимо тщательно выровнять.
Расстояние опытного участка от элементов местности. Площадь для опыта выбирают на расстоянии не менее 50—70 м от леса, а от лесополос — не ближе 1,5—2-кратной их высоты во взрослом состоянии. Это необходимо для того, чтобы устранить отрицательное влияние леса или лесополос на исследуемые растения. Опытный участок располагают на расстоянии не менее 15—20 м от сплошных изгородей, чтобы не нарушать воздухообмен и не затенять опытные растения. На таком же расстоянии должны быть грунтовые дороги, чтобы пыль не попадала на опытные делянки. Опыт закладывают подальше от магистральных дорог во избежание вредного влияния выхлопных газов. Нецелесообразно выбирать опытные участки вблизи населенных пунктов, где домашние животные могут стравливать посевы. Кроме того, через опытные посевы жители населенных пунктов иногда протаптывают дорожки. Для предотвращения этого опытный участок надо огородить металлической сеткой.

Билет 11

1. Реферат (от лат. refero - «сообщаю») - это краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда (трудов), литературы по теме.

Обычно объем вузовского реферата составляет около 20 печатных страниц.

Учтите, что реферат, в отличие от конспекта, не копирует фрагменты текста первоисточника. Так что не стоит увлекаться самозабвенным «перебиранием» чужих мыслей без указания на источник. Во-первых, большинство преподавателей с первого взгляда узнает тексты известных научных трудов (не исключено, что на некоторых они и сами учились). Во-вторых, вряд ли студент-первокурсник и тем более школьник станет изъясняться сложным, часто специфическим языком научных деятелей.

Так что два первых вывода, думаю, что вы уже сделали:

При написании реферата- перерабатывайте содержание первоисточников, а не копируйте его.

Если очень уж хочется процитировать умную мысль - цитируйте, но обязательно ссылайтесь на автора.

Итак, представление о том, что такое реферат, мы имеем. С чего же начать?

Правильно планируем работу над рефератом.

Выбираем тему. Она должна быть для вас интересной и актуальной. Тогда при написании (и защите) работы вы будете чувствовать «как рыба в воде».

Задаем сами себе вопрос: а какие, собственно, проблемы будет затрагивать данная работа? Очерчиваем пути решения данных проблем.

Подыскиваем литературу по данной теме (кроме книг желательно использовать также периодические издания), делаем выписки и; книг и статей. Если это не противоречит тематике работы, стараемся использовать современные источники.

Очерчиваем план основной части реферата. Каждой отдельное проблеме уделяем отдельную главу, главы разбиваем на параграфы.

Наконец, пишем черновой вариант работы, причем введение пишем тогда, когда основная часть работы уже написана. Ведь по ход) работы главы и задачи реферата могут слегка измениться, и введение придется переписывать заново.

Предоставляем черновик преподавателю (если он выдвигае1 такое требование).

Распечатываем чистовой вариант работы и составляем краткое сообщение (на 5-7 мин.), которое пригодится во время защиты реферата.

Какова же структура реферата, и. что из себя каждая из его частей представляет?

Структура реферата.

ВВЕДЕНИЕ. Обосновываем выбор темы, ее актуальность. Очерчиваем цели и задачи работы. Даем краткий обзор использованной литературы.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Раскрываем тему, шаг за шагом, подтверждая сказанное цифрами, фактами и цитатами. Конец каждого раздела завершаем кратким выводом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Формулируем общие выводы по теме, высказываем согласие или несогласие с позициями авторов первоисточников, а также собственный взгляд на решение проблемы.

Когда реферат практически готов, завершающим штрихом является правильное оформление работы.

Оформление реферата.

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ оформляется согласно стандартам данного учебного заведения и, как правило, содержит следующую информацию:

Название ВУЗа

Название факультета и кафедры

Название реферата

Фамилия и группа исполнителя

Фамилия и ученая степень проверяющего

Титульный лист считается первой, но на ней номер страницы не проставляется.

СОДЕРЖАНИЕ - оглавление с обозначением номеров страниц.

Содержание считается первой страницей работы; на ней цифра 2 также не ставится.

ТЕКСТ РАБОТЫ(введение, основная часть, заключение). Все главы и параграфы должны быть выделены в тексте заголовками и подзаголовками.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ- список реферируемых источников с указанием их полных библиографических данных.

Итак, вы теперь знаете, каковы основные этапы написания реферата, структура реферата и правила его оформления

Эссе

1.3.5. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫМЕТОДИКИ ПОЛЕВОГО ОПЫТА
Элементы методики опытов: число вариантов в схеме опыта, число контролей и их частота, размеры опытных делянок, ширина защитных полос, форма опытных делянок и их ориентация на местности, повторность и повторение в опытах, размещение вариантов, учеты и наблюдения и др.
Для одного и того же опыта можно составить несколько методик, но для работы необходимо выбрать одну, наиболее целесообразную, на все годы проведения данного опыта. Правильный выбор элементов методики опыта — весьма ответственная задача.
Число вариантов в опыте. Варианты опыта могут быть количественными (дозы удобрений, нормы орошения, площади питания растений, глубина вспашки и т. п.) и качественными (сорта культур, типы почв, формы удобрений и др.). Подбирая варианты в схему опыта, исследователь должен обеспечить их оптимальное число для конкретной темы и условий опыта. Вариантов должно быть столько, чтобы по результатам полученных в этих вариантах урожаев можно было построить график, форма которого была бы близкой к параболе. Это значит, что среди количественных вариантов опыта должны быть градации изучаемого фактора, обеспечивающие отклонения урожаев от оптимального уровня в обе стороны.
Для построения параболы (кривой отклика) необходимо иметь как минимум 5 точек. Таким образом, в однофакторном опыте минимальное число вариантов равно 5. В опытах с качественными вариантами, например с сортами, число вариантов определяется наличием районированных и перспективных сортов и гибридов, т. е. их может быть несколько десятков. Иногда и число количественных вариантов бывает ббльшим, особенно в многофакторных опытах.
На земельных площадях, где проводят опыты, плодородие почвы может варьировать в разной степени. Чем больше площадь под опытом, тем больше это варьирование. Таким образом, увеличение числа вариантов приведет к росту площади под опытом и увеличению варьирования ее плодородия, что, в свою очередь, снизит точность опыта. На участках с сильным варьированием плодородия почвы число вариантов, как правило, сокращают до минимально возможного.
Число контролей и их частота. В схеме опыта может быть не один, а два контроля и больше. Например, при изучении доз органических удобрений в качестве контроля берут ту дозу, которую применяли в хозяйстве раньше, до постановки данного опыта, — это так называемый производственный контроль. Второй контрольный вариант — без органических удобрений, его чаще всего используют для научных целей.
Если дозы минеральных удобрений изучают на фоне органических удобрений, то здесь возможно наличие трех контролен: 1) дозы минеральных удобрений, используемые в хозяйстве (производственный контроль); 2) без минеральных удобрений; 3) органические удобрения без минеральных (агрофон).
При изучении доз гербицидов также используют три контроля: 1) доза гербицида, применявшаяся в хозяйстве до постановки данного опыта; 2) без гербицида, но с механической борьбой с сорняками; 3) без механической борьбы с сорняками.
В опытах с изучением доз пестицидов одним из контролей служит доза, применявшаяся в хозяйстве до проведения опыта. Второй контроль — вариант без пестицида (он нужен для того, чтобы знать степень распространения той или иной болезни или вредителя без применения фунгицида или инсектицида).
В опытах по сортоиспытанию в качестве контрольного сорта (стандарта) берут не только районированные, но и перспективные сорта.
Весьма важный элемент опыта — частота контролей. Иногда некоторые делянки выпадают из опыта по случайным причинам — заиливание, наезды транспорта, потравы, хищения. При выпадении одного из вариантов или сорта опыт обедняется именно этим вариантом, сортом. Но когда выпадают делянки с контрольными вариантами (стандартами), а число оставшихся делянок недостаточно для вычисления точных значений средних арифметических, то обесценивается весь опыт. Для обеспечения надежной точности опыта число контрольных делянок должно быть больше, чем повторений в опыте. Если в опыте много вариантов, то на каждые 8—10 вариантов выделяют контрольные делянки (стандарты). На частоту контрольных делянок влияет и пестрота плодородия почвы опытного участка — чем она больше, тем больше должна быть частота контролей.
Размер опытных делянок. Опытная делянка состоит из учетной и защитной частей. Размер опытных делянок обычно указывают по их учетной части, т. е. без защитных полос. Плохцадь делянок зависит от вида опыта: в микроопытах — менее 1 м2, в мелкоделяночных — 1—10, в лабораторно-полевых — 10—50, в полевых — 50—200 м2. В производственных условиях площади делянок могут составлять от 2000 м2 до 1—2 га.
На размер делянок также влияет тема исследований. В полевых опытах, где изучают площади питания, сроки посева, глубину заделки семян, используют делянки размером 50—100 м2, а при изучении вопросов обработки почвы (с полной механизацией всех процессов) размер делянки увеличивают до 200—400 м2.
Изучаемая в опыте культура также влияет на выбор размера делянок. Чем больше растений произрастает на единице площади, тем меньше размер опытной делянки, и наоборот. Например, для зерновых колосовых культур, крупяных, зернобобовых, многолетних и однолетних трав, льна и им подобных используют делянки площадью 20—30 м2. Полевые опыты с подсолнечником, кукурузой, сахарной свеклой, картофелем и другими пропашными культурами ставят на делянке площадью 75—150 м2.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: