БПОУ ВО «ВОЛОГОДСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Для практической (самостоятельной) работы
По учебной дисциплине
Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста
Дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки Дошкольное образование
Рассмотрено на заседании ПЦК
преподавателей педагогики и психологии
протокол №___
«___»____________ 2017г.
Вологда
2017
Методические рекомендации для самостоятельной работы разработаны в соответствии с дополнительной профессиональной программой профессиональной переподготовки Дошкольное образование по дисциплине Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста.
Составитель:
Свешникова С.Л. преподаватель психолого-педагогических
дисциплин БПОУ ВО
«Вологодский педагогический колледж»
Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
- определять педагогические условия организации общения детей;
- общаться с детьми, использовать вербальные и невербальные средства стимулирования и поддержки детей, помогать детям, испытывающим затруднения в общении;
- анализировать педагогические условия, способствующие возникновению и развитию общения, принимать решения по их коррекции;
знать:
- психологические особенности общения детей раннего и дошкольного возраста;
- основы организации бесконфликтного общения детей и способы разрешения конфликтов;
- теоретические основы руководства общением детей.
Задания для практической (самостоятельной) работы студентов
Тема 1.1. Роль общения в развитии ребенка
Задание для самостоятельной работы № 1:
Предметом оценки являются умения и знания, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций:
- умение осуществлять самостоятельный поиск и анализ информации по заданному вопросу,
- знание особенностей развития детского коллектива
- знание приемов и средств по развитию детского коллектива
Описать 3-4 упражнения или игры, способствующие развитию детского коллектива.
Содержание задания: описать упражнения (игры) по следующей схеме:
- название упражнения (игры).
- цель.
- инструкция.
- источник (литература)
Задание письменное. Используйте все доступные источники информации. При оценке учитывается умение студентов находить и анализировать информацию по изученной проблеме, выделять значимую информацию.
Задание для самостоятельной работы № 2:
Предметом оценки являются умения и знания, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций:
- умение осуществлять самостоятельный поиск и анализ информации по заданному вопросу,
- знание особенностей развития общения детей дошкольного возраста,
- знание приемов и средств по развитию навыков общения детей.
Описать 4 упражнения (игры), способствующие развитию навыков общения
Содержание задания: описать упражнения (игры) по следующей схеме:
- название упражнения (игры).
- цель.
- инструкция.
- источник (литература)
Задание письменное. Используйте все доступные источники информации. При оценке учитывается умение студентов находить и анализировать информацию по изученной проблеме.
Тема 1.2. Общение ребенка со взрослым
Задание для самостоятельной работы № 1:
Предметом оценки являются умения и знания, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций:
- умение осуществлять самостоятельный поиск и анализ информации по заданному вопросу,
- умение прогнозировать возможные последствия использования педагогического стиля общения
- знание о значении педагогического стиля общения в развитии общения детей
Задание письменное. Используя все доступные источники информации дайте характеристику стилям педагогического общения, описав слова и поведение педагога и возможные последствия для развития навыков общения у детей. При оценке учитывается умение студентов структурировать информацию по изученной проблеме, выделение общего и различного в разных стилях педагогического общения и выявление их влияния на развитие навыков общения у детей
Содержание задания: заполните следующую таблицу.
Стиль педагогического общения: | Слова и поведение педагога | Последствия для развития навыков общения у детей |
авторитарный | ||
демократический | ||
либеральный |
Задание для самостоятельной работы № 2:
Предметом оценки являются умения и знания, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций:
- умение осуществлять самостоятельный поиск и анализ информации по заданному вопросу,
- умение прогнозировать возможные последствия решения проблемных ситуаций в группе детей
- умение использовать теоретические знания на практике
- умение формулировать рекомендации по развитию навыков общения и решения «трудных» ситуаций в группе детей
Содержание задания: cоставить рекомендации воспитателям по поведению в конфликтных ситуациях: как в игровой форме, косвенно, разрешить ситуацию и научить детей преодолевать ее. Необходимо описать пути решения предлагаемых ситуаций, обосновать свое мнение, показать положительные последствия выбранного способа решения ситуации.
Примеры ситуаций:
1. В группе детей 3-4 лет появилась новая игрушка. Дети все хотят поиграть игрушкой. Как разрешить спор?
2. Новый ребенок пришел в группу и сел на место другого ребенка, который не хочет уступать свое место. Как поступить воспитателю?
3. Ребенок 6-7 лет жалуется на другого ребенка: его обидели. Как поступить воспитателю?
Задание: Опишите в каждой ситуации, что вы сделаете в первую очередь, как следует поступить?