Основная часть
Практика.
· Формулировка проблемных задач
· «Мозговой штурм»
· Творческое задание: подготовить выступление по плану.
· Сообщение Инновационные формы работы с родителями (А.В. Дубровина)
Ход:
I. Вступительная часть
(Участники семинара стоят по кругу)
Методист:
-Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада приветствовать Вас на мастер-классе по теме «Педагогический поиск развития экспериментальной деятельности в ДОУ»
-Думаю, что педагоги, использующие экспериментирование в своей работе, найдут для себя что-то новое, а начинающие – поймут, насколько это интересное и увлекательное занятие.
-В ходе проведения мастер класса вспомним теорию и на практике закрепим ее.
-Давайте настроимся на работу.
Упражнение «Ассоциация».
Цель: настроить педагогов на работу, снять психологическое напряжение.
Методист. Я начну фразу, а вы, поймав мяч, продолжите ее.
Если педагог – это цвет, то какой?
Если педагог геометрическая фигура, то какая?
Если педагог – это настроение, то какое?
Если представить, что педагог – это сказочный герой, то кто?
Если время года, то, какое?
Если педагог вид спорта, то какой?
Если педагог – это цветок, то это…
Если педагог – это драгоценный камень, то какой?
Если педагог – игра, то какая?
Если педагог – это планета?
Методист:
-Всем большое спасибо. Видите, как мы с вами ассоциировали
современного педагога.
-Прежде чем начать наш семинар предлагаю разделиться на две команды: «Вода» и «Огонь» (раздаю эмблемы, педагоги делятся на команды и садятся за два стола).
Основная часть
Методист: Слайд 3
-На экране проектора вы видите понятия слов: «Опыт» и «Эксперимент»
Вопрос педагогам: Определите соотношение этих понятий: какое из них шире, какое уже, или это равнозначные понятия, или абсолютно разные.
В науке опытом называют воспроизведение какого-либо явления или наблюдение нового явления в определённых условиях с целью их изучения и исследования.
Экспериме́нт в научном методе — метод исследования некоторого явления в управляемых наблюдателем условиях.
Опыт = эксперимент
Эксперимент - предполагает определенные преобразования в отличие от пассивного наблюдения. В ходе него различные объекты ставятся в искусственные условия, которые часто не существуют в природе.
Методист: Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников.
Вопрос педагогам: -Что такое познавательно – исследовательская деятельность?
Познавательно-исследовательская деятельность детей – специально организованная деятельность, позволяющая ребенку под руководством педагога или самостоятельно добывать информацию и овладевать представлениями о том или ином предмете, объекте, физическом или природном явлении.
Вопрос к педагогам: - Почему дети любят экспериментировать? По каким направлениям может осуществляться детское экспериментирование?
Методист: Слайд 4
Детское экспериментирование в ДОУ может осуществляться по нескольким направлениям:
живая природа (многообразие живых организмов, приспособление к окружающей среде)
неживая природа (воздух, вода, почва, свет, цвет, магнитизм, температура и др.)
человек (функционирование организма)
рукотворный мир ( материалы и их свойства, преобразование предметов и явлений бумага, ткань, стекло, железо и др.)
Вопрос педагогам:
- Назовите содержание этих направлений.
Методист: Слайд 5
В исследовательской и экспериментальной деятельности, как и в образовательной деятельности вообще, большое значение имеет организационный момент
Вопрос педагогам:
- Какая цель данного момента? (Вызвать познавательный интерес у детей, замотивировать их на познавательную деятельность.)
- Какие педагогические приемы способны вызвать интерес и желание к дальнейшему исследованию?» (удивление, сказочный сюжет, проблемные вопросы и ситуации, создание ситуации потребности в самовыражении, стремление помочь и научить, интрига, сюрпризный момент, внесение предмета с необычным эффектом или назначением).
Практика:
1. Методист:
Сейчас мы с Вами поупражняемся в формулировании проблемных задач. Каждая подгруппа получает свое задание: изучаемая с детьми тема и научный факт, который педагог предъявляет детям. ВЫдолжны, исходя из полученных данных, продумать возможную проблемную ситуацию и последующий за ней эксперимент.
Задание для 1 подгруппы
Тема: «Зима».
Предъявляемый факт: «Снег грязный, так как в нем содержатся частицы пыли».
Проблемная ситуация: «Снег белый, как он может быть грязным?
Эксперимент: - Как мы можем увидеть частицы пыли в снеге? (гипотезы: внимательнее рассмотреть, рассмотреть под лупой – знакомое действие).
После рассматривания приходят к выводу, что увидеть частицы пыли сложно или их там нет (расхождение мнений).
- Давайте поступим так, как делают ученые – проведем опыт. Вы уже знаете, как проверить чистоту воды, а как можно проверить загрязненность снега?
Дети: нужно растаять снег и получится вода, мы ее профильтруем и посмотрим через увеличительное стекло (знакомое действие).
Снег тает долго и воспитатель задает вопрос:
- Что можно сделать, чтобы снег растаял быстрее? (подогреть – новое действие)
Проводят опыт совместно с воспитателем, самостоятельно выполняют фильтрацию воды и делают вывод.)
Задание для второй подгруппы
Тема: «Растения»
Предъявляемый факт: «Все живые организмы, в том числе растения, животные и человек, на две трети состоят из воды».
Проблемная ситуация: «Так ли это? Где же эта вода?»
Эксперимент:- Взять один или несколько овощей или фруктов (свекла, морковь, яблоко. Их нужно протереть и отжать через марлю или соковыжималку. Затем сравнить количество жидкости и твердой массы, чтобы определить их соотношение, пропорции. На основании факта: сока гораздо больше, чем твердого вещества, - исследователи «принимают» то знание, которое ранее отвергли.
Данный эксперимент можно провести в 2 этапа: протереть и отжать овощ дома с родителями; сравнить количество жидкости и твердой массы – на следующий день в группе).
Методист: Слайд 6
Методика проведения экспериментальной деятельности основывается на общей методике обучения детей дошкольного возраста.
Поэтому, мы с Вами сейчас просто вспомним эти особенности и уточним их применительно к экспериментальной деятельности.
Упражнение «Мозговой штурм»:
-Послушайте вопрос и выскажите свои варианты ответов.
Ответы уточняются на слайде.
- Назовите алгоритм работы над экспериментом.
1.Ставится проблема, которую необходимо решить;
2.Целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы)
3.Предлагаются различные варианты ее решения;
4.Проверяются эти возможные решения, исходя из данных;
5.Анализ полученного результата (подтвердилось – не подтвердилось)
6.Формулирование выводов
Слайды 7-8
- Может ли быть подготовительная работа к экспериментальной деятельности? Какая?
- Кто ставит, определяет проблему? (1-ый шаг в структуре эксперимента).
- Какова продолжительность эксперимента? Нужно ли жестко регламентировать его продолжительность?
- Какая речь должна быть у педагога во время эксперимента: максимально простая или содержать элементарную терминологию?
- Нужно ли соблюдать жесткую дисциплину во время эксперимента?
- Правила безопасности во время проведения эксперимента.
Методист: Слайд 9
Один из этапов осуществления исследовательской и экспериментальной деятельности – это фиксирование результатов эксперимента или наблюдения.
Вопрос педагогам:
- Для чего нужно фиксировать результаты опыта? (Результаты фиксируют для того, чтобы они лучше запечатлелись в памяти детей. При фиксации наблюдаемых явлений участвуют разные виды памяти: зрительная, двигательная, слуховая, обонятельная, тактильная).
- Какие 3 вида документов используются в практике работы с дошкольниками для фиксации результатов исследования или эксперимента? (календарь погоды, календарь природы, дневник наблюдений. Использование практических способов фиксации (зарисовывание, составление рассказов) производится в дневнике наблюдений).
Методист: Подробно о методе фиксации увиденного я прописала в памятке для каждого педагога.
2. Творческое задание:
Методист: Необходимо командам выбрать элемент развивающей среды (уголок природы, мини лабораторию для экспериментов, огород, клумбу и т. д.) экологической направленности и подготовить выступление по плану Распечатки плана лежат у вас на столе. Время на выполнение задания 10 мин. После чего представляется презентация каждого продукта деятельности педагога.
План:
1. Название элемента развивающей среды экологической направленности
2. Цель и задачи (как будет способствовать развитию дошкольников; как повысить эффективность работы по экологическому воспитанию; в реализации каких программ он может помочь и т. д.) под целью понимается конечный предполагаемый результат, под задачами - способы реализации и достижения результата.
3. Возраст детей, для которых он предназначен.
4. Где расположен и как оформлен.
5. Особенности оформления, материалы, оборудование (для уголков природы, огородов - указать название растений).
6. Зонирование помещения (есть ли в этом необходимость).
7. Какие формы и методы работы с детьми предполагается использовать (экспериментирование, наблюдение, проведение экологических праздников).
3. Выступление с сообщением опыта работы (А.В. Дубровина)
Заключительная часть
Памятки по экспериментальной деятельности.
Методист: Информация, которую мы сегодня обзорно рассмотрели, содержится в памятках по экспериментальной деятельности.
Содержание памятки:
- возрастные особенности организации;
-методические рекомендации по проведению экспериментальной деятельности;
-структура занятия-экспериментирования;
- оснащение зоны экспериментирования и наблюдения за природными явлениями;
-методика фиксирования результатов.
Рефлексия. Слайд 10
Синквейн – это стихотворение, которое состоит из пяти строчек по определенным правилам.
1 строчка – это название темы
2 строчка – это определение темы в двух прилагательных или причастиях
3 строчка – это три глагола, показывающие действие в рамках темы
4 строчка – фраза из четырех слов, показывающая отношение автора к теме
5 строчка – завершение темы, синоним первого слова, выраженный любой частью речи.
Эксперимент
Увлекательный, познавательный
Открывает, подтверждает, доказывает
Жизнь без экспериментов скучна!
Исследование
Эксперимент
Необычный, научный,
Наблюдать, узнавать, проверять
Результаты всегда интересны и невероятны
Открытие
А закончить я бы хотела Притчей «Счастье»
Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок. «Что еще слепить тебе? — спросил Бог. «Слепи мне счастье, — попросил человек. Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.
Несложно понять суть сей притчи, всё в наших руках.
Вот на такой позитивной ноте мне бы и хотелось закончить наш семинар. Удачи вам во всех ваших делах, лепите своё счастье сами.