Задание для второй подгруппы




Основная часть

Практика.

· Формулировка проблемных задач

· «Мозговой штурм»

· Творческое задание: подготовить выступление по плану.

· Сообщение Инновационные формы работы с родителями (А.В. Дубровина)

Ход:

I. Вступительная часть

(Участники семинара стоят по кругу)

Методист:

-Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада приветствовать Вас на мастер-классе по теме «Педагогический поиск развития экспериментальной деятельности в ДОУ»

-Думаю, что педагоги, использующие экспериментирование в своей работе, найдут для себя что-то новое, а начинающие – поймут, насколько это интересное и увлекательное занятие.

-В ходе проведения мастер класса вспомним теорию и на практике закрепим ее.

-Давайте настроимся на работу.

Упражнение «Ассоциация».

Цель: настроить педагогов на работу, снять психологическое напряжение.

Методист. Я начну фразу, а вы, поймав мяч, продолжите ее.

Если педагог – это цвет, то какой?

Если педагог геометрическая фигура, то какая?

Если педагог – это настроение, то какое?

Если представить, что педагог – это сказочный герой, то кто?

Если время года, то, какое?

Если педагог вид спорта, то какой?

Если педагог – это цветок, то это…

Если педагог – это драгоценный камень, то какой?

Если педагог – игра, то какая?

Если педагог – это планета?

Методист:

-Всем большое спасибо. Видите, как мы с вами ассоциировали

современного педагога.

-Прежде чем начать наш семинар предлагаю разделиться на две команды: «Вода» и «Огонь» (раздаю эмблемы, педагоги делятся на команды и садятся за два стола).

Основная часть

Методист: Слайд 3

-На экране проектора вы видите понятия слов: «Опыт» и «Эксперимент»

Вопрос педагогам: Определите соотношение этих понятий: какое из них шире, какое уже, или это равнозначные понятия, или абсолютно разные.

В науке опытом называют воспроизведение какого-либо явления или наблюдение нового явления в определённых условиях с целью их изучения и исследования.

Экспериме́нт в научном методе — метод исследования некоторого явления в управляемых наблюдателем условиях.

Опыт = эксперимент

Эксперимент - предполагает определенные преобразования в отличие от пассивного наблюдения. В ходе него различные объекты ставятся в искусственные условия, которые часто не существуют в природе.

Методист: Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников.

Вопрос педагогам: -Что такое познавательно – исследовательская деятельность?

Познавательно-исследовательская деятельность детей – специально организованная деятельность, позволяющая ребенку под руководством педагога или самостоятельно добывать информацию и овладевать представлениями о том или ином предмете, объекте, физическом или природном явлении.

Вопрос к педагогам: - Почему дети любят экспериментировать? По каким направлениям может осуществляться детское экспериментирование?

Методист: Слайд 4

Детское экспериментирование в ДОУ может осуществляться по нескольким направлениям:

живая природа (многообразие живых организмов, приспособление к окружающей среде)

неживая природа (воздух, вода, почва, свет, цвет, магнитизм, температура и др.)

человек (функционирование организма)

рукотворный мир ( материалы и их свойства, преобразование предметов и явлений бумага, ткань, стекло, железо и др.)

Вопрос педагогам:

  • Назовите содержание этих направлений.

Методист: Слайд 5

В исследовательской и экспериментальной деятельности, как и в образовательной деятельности вообще, большое значение имеет организационный момент

Вопрос педагогам:

  • Какая цель данного момента? (Вызвать познавательный интерес у детей, замотивировать их на познавательную деятельность.)
  • Какие педагогические приемы способны вызвать интерес и желание к дальнейшему исследованию?» (удивление, сказочный сюжет, проблемные вопросы и ситуации, создание ситуации потребности в самовыражении, стремление помочь и научить, интрига, сюрпризный момент, внесение предмета с необычным эффектом или назначением).

Практика:

1. Методист:

Сейчас мы с Вами поупражняемся в формулировании проблемных задач. Каждая подгруппа получает свое задание: изучаемая с детьми тема и научный факт, который педагог предъявляет детям. ВЫдолжны, исходя из полученных данных, продумать возможную проблемную ситуацию и последующий за ней эксперимент.

Задание для 1 подгруппы

Тема: «Зима».

Предъявляемый факт: «Снег грязный, так как в нем содержатся частицы пыли».

Проблемная ситуация: «Снег белый, как он может быть грязным?

Эксперимент: - Как мы можем увидеть частицы пыли в снеге? (гипотезы: внимательнее рассмотреть, рассмотреть под лупой – знакомое действие).

После рассматривания приходят к выводу, что увидеть частицы пыли сложно или их там нет (расхождение мнений).

- Давайте поступим так, как делают ученые – проведем опыт. Вы уже знаете, как проверить чистоту воды, а как можно проверить загрязненность снега?

Дети: нужно растаять снег и получится вода, мы ее профильтруем и посмотрим через увеличительное стекло (знакомое действие).

Снег тает долго и воспитатель задает вопрос:

- Что можно сделать, чтобы снег растаял быстрее? (подогреть – новое действие)

Проводят опыт совместно с воспитателем, самостоятельно выполняют фильтрацию воды и делают вывод.)

Задание для второй подгруппы

Тема: «Растения»

Предъявляемый факт: «Все живые организмы, в том числе растения, животные и человек, на две трети состоят из воды».

Проблемная ситуация: «Так ли это? Где же эта вода?»

Эксперимент:- Взять один или несколько овощей или фруктов (свекла, морковь, яблоко. Их нужно протереть и отжать через марлю или соковыжималку. Затем сравнить количество жидкости и твердой массы, чтобы определить их соотношение, пропорции. На основании факта: сока гораздо больше, чем твердого вещества, - исследователи «принимают» то знание, которое ранее отвергли.

Данный эксперимент можно провести в 2 этапа: протереть и отжать овощ дома с родителями; сравнить количество жидкости и твердой массы – на следующий день в группе).

Методист: Слайд 6

Методика проведения экспериментальной деятельности основывается на общей методике обучения детей дошкольного возраста.

Поэтому, мы с Вами сейчас просто вспомним эти особенности и уточним их применительно к экспериментальной деятельности.

Упражнение «Мозговой штурм»:

-Послушайте вопрос и выскажите свои варианты ответов.

Ответы уточняются на слайде.

- Назовите алгоритм работы над экспериментом.

1.Ставится проблема, которую необходимо решить;

2.Целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы)

3.Предлагаются различные варианты ее решения;

4.Проверяются эти возможные решения, исходя из данных;

5.Анализ полученного результата (подтвердилось – не подтвердилось)

6.Формулирование выводов

Слайды 7-8

- Может ли быть подготовительная работа к экспериментальной деятельности? Какая?

- Кто ставит, определяет проблему? (1-ый шаг в структуре эксперимента).

- Какова продолжительность эксперимента? Нужно ли жестко регламентировать его продолжительность?

- Какая речь должна быть у педагога во время эксперимента: максимально простая или содержать элементарную терминологию?

- Нужно ли соблюдать жесткую дисциплину во время эксперимента?

- Правила безопасности во время проведения эксперимента.

Методист: Слайд 9

Один из этапов осуществления исследовательской и экспериментальной деятельности – это фиксирование результатов эксперимента или наблюдения.

Вопрос педагогам:

  • Для чего нужно фиксировать результаты опыта? (Результаты фиксируют для того, чтобы они лучше запечатлелись в памяти детей. При фиксации наблюдаемых явлений участвуют разные виды памяти: зрительная, двигательная, слуховая, обонятельная, тактильная).
  • Какие 3 вида документов используются в практике работы с дошкольниками для фиксации результатов исследования или эксперимента? (календарь погоды, календарь природы, дневник наблюдений. Использование практических способов фиксации (зарисовывание, составление рассказов) производится в дневнике наблюдений).

Методист: Подробно о методе фиксации увиденного я прописала в памятке для каждого педагога.

2. Творческое задание:

Методист: Необходимо командам выбрать элемент развивающей среды (уголок природы, мини лабораторию для экспериментов, огород, клумбу и т. д.) экологической направленности и подготовить выступление по плану Распечатки плана лежат у вас на столе. Время на выполнение задания 10 мин. После чего представляется презентация каждого продукта деятельности педагога.
План:

1. Название элемента развивающей среды экологической направленности
2. Цель и задачи (как будет способствовать развитию дошкольников; как повысить эффективность работы по экологическому воспитанию; в реализации каких программ он может помочь и т. д.) под целью понимается конечный предполагаемый результат, под задачами - способы реализации и достижения результата.
3. Возраст детей, для которых он предназначен.
4. Где расположен и как оформлен.
5. Особенности оформления, материалы, оборудование (для уголков природы, огородов - указать название растений).
6. Зонирование помещения (есть ли в этом необходимость).
7. Какие формы и методы работы с детьми предполагается использовать (экспериментирование, наблюдение, проведение экологических праздников).

3. Выступление с сообщением опыта работы (А.В. Дубровина)

Заключительная часть

Памятки по экспериментальной деятельности.

Методист: Информация, которую мы сегодня обзорно рассмотрели, содержится в памятках по экспериментальной деятельности.

Содержание памятки:

- возрастные особенности организации;

-методические рекомендации по проведению экспериментальной деятельности;

-структура занятия-экспериментирования;

- оснащение зоны экспериментирования и наблюдения за природными явлениями;

-методика фиксирования результатов.

Рефлексия. Слайд 10

Синквейн – это стихотворение, которое состоит из пяти строчек по определенным правилам.

1 строчка – это название темы

2 строчка – это определение темы в двух прилагательных или причастиях

3 строчка – это три глагола, показывающие действие в рамках темы

4 строчка – фраза из четырех слов, показывающая отношение автора к теме

5 строчка – завершение темы, синоним первого слова, выраженный любой частью речи.

Эксперимент

Увлекательный, познавательный

Открывает, подтверждает, доказывает

Жизнь без экспериментов скучна!

Исследование

Эксперимент

Необычный, научный,

Наблюдать, узнавать, проверять

Результаты всегда интересны и невероятны

Открытие

А закончить я бы хотела Притчей «Счастье»

Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок. «Что еще слепить тебе? — спросил Бог. «Слепи мне счастье, — попросил человек. Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

Несложно понять суть сей притчи, всё в наших руках.

Вот на такой позитивной ноте мне бы и хотелось закончить наш семинар. Удачи вам во всех ваших делах, лепите своё счастье сами.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: