Парциальная программа «Не важно кто ты, важно какой ты. Этикет с малых лет»




«Не важно кто ты, важно какой ты »

Пояснительная записка

Мы постоянно находимся среди людей. Дома нас окружают родные нам люди, на работе сотрудники, в гостях – друзья, в стенах детского сада - знакомые и малознакомые люди, на улице, в автобусе, в кино, в магазине, на отдыхе – чаще всего совсем незнакомые. И так везде и всегда. Отделить свою жизнь от жизни других людей, от жизни общества невозможно.

Этикет – как важная часть общечеловеческой культуры, выработанная на протяжении многих веков всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, нравственности, а также, красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности, встает на первое место. Современный этикет – это своеобразный кодекс хороших манер и правил поведения. Знакомство ребенка с нормами этикета происходит еще в раннем возрасте, когда малыш только начинает включаться в окружающий его социум. Наиболее интенсивно коммуникативное развитие ребенка проходит в дошкольный период и здесь приобщение к основами этикета в дошкольном возрасте позволяет усвоить нормы поведения в обществе и превратить их в привычку.

Все наши действия, все наши взаимоотношения – это поведение. Оно же, в свою очередь, зависит от воспитания, нравственной культуры человека. Именно в поведении проявляется сущность личности, особенности ее характера, темперамента, ее потребности, взгляды, вкусы, желания. Поведение определяет поступки, по которым мы судим о внутренних побуждения человека, его мыслях и чувствах. Но к сожалению, нередко воспитание в семье и в общеобразовательных учреждениях не формирует социальной потребности в культурном поведении.

В современном обществе нравственное воспитание детей с раннего возраста приобретает особую значимость. Одним из направлений в нравственном развитие ребенка является воспитание культуры поведения. Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке – право и обязанность любого человека. С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства.

Основным принципом формирования культуры поведения ребенка дошкольного возраста является воспитание его в коллективе и через коллектив. И начинается этот процесс в детском саду, где воспитанникам прививают, а затем развивают у них умение совместно дружить и играть, проявлять сочувствие друг к другу, ответственность за участие в общем деле, оказывать взаимную помощь, быть дисциплинированным.

Снижение остроты зрения отрицательно влияет на точность, полноту и скорость восприятия, что замедляет и затрудняет узнавание предметов и изображений, представления и знания детей о предметах реального мира скудны и схематичны. Образуются недостаточно четкие, нестойкие, а иногда и неправильные представления воспринятых предметов, дети затрудняются в установлении причинно-следственных связей, снижается уровень эмоционального восприятия окружающего. Сравнительно медленно происходит запоминание наглядного материала, что обусловлено нечеткостью восприятия, недостатки которого отрицательно влияют на развитие психических функций.

Направленность программы: социально – коммуникативная

Новизна программы:

Воспитательные воздействия на детей разнообразны: это показ и объяснение действий способов поведения для ребенка в интересной для него форме; это доброжелательное повседневное общение детей с взрослыми и сверстниками; расширение «сферы действия» навыков культуры поведения в различных ситуациях; использование этических бесед; просмотр инсценировок; чтение художественных произведений и т. д.

Наиболее удачным и эффективным способом организации нравственного воспитания является метод медиазанятия.

Медиазанятия являются эффективным средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения и повысить его результативность.

Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий формирует новую картину современного мира, в которой медиа становятся главным источником познания, средством общения, способом творческой самореализации, инструментом манипуляций сознанием и социального конструирования.

Актуальность:

Обучать детей правилам этикета необходимо, поскольку их соблюдение помогает ребенку разумно и доброжелательно строить отношения с взрослыми и детьми, расширять его коммуникативные возможности, а эта база для успешной жизни. Словом, делом, поступком, добрым и чутким отношением надо учить детей, помогать им органично вписываться в человеческий мир. Детей надо воспитывать каждую минуту и в любой ситуации. Главное делать это ненавязчиво, без нотаций, терпеливо и доброжелательно, переживая вместе с детьми их неудачи, с радостью воспринимать их успехи. Ребенок дошкольного возраста с интересом познает мир человеческих отношений, вносит в него детское миропонимание, в котором главным является любовь к родным и окружающему. Одна из важнейших задач взрослых – не убить эту любовь, а укрепить, расширить ее границы, научить детей выражать ее

Благодаря этому дети приобретут уверенность в себе, знание общепринятых норм и правил поведения, понимание того, что без соблюдения этих правил жить в современном обществе невозможно. У детей появиться радостное сознание того, что они совершают хорошие и правильные поступки. Чтобы ребенок чувствовал себя комфортно в любых жизненных ситуациях, и его опыт ярко проявляется в том, как он удовлетворяет свои обыденные, бытовые потребности, являлся достойным гражданином общества, в котором он живет.

Педагогическая целесообразность:

Система медиазанятий построена в соответствии с тематическим планированием, имеет коррекционную направленность, которая создает предпосылки для формирования дифференцированного восприятия, расширяет и обогащает представления детей о культуре поведения. Данная система помогает преодолеть присущий детям с нарушениями зрения вербализм. Вербализация зрительно представляемого материала повышает образность речи детей, активнее включается логический анализ зрительных свойств объектов при их восприятии на дальнем расстоянии. При сформированности представлений, обозначенных словом, речь у детей с нарушением зрения не будет носить формальный характер.

На каждую тему составлены занятия с учетом возраста детей. Новая тема вводится дефектологами до проведения занятий по данной теме в группе, реализуя пропедевтический принцип обучения. Наглядный материал адаптирован соответственно офтальмо-гигиеническим требованиям для дошкольников с нарушениями зрения.

Цель программы:

Сформировать у воспитанников этическую культуру, нравственные ценности и нормы, дружелюбие и вежливость. Уважение и чуткость по отношению к другим людям.

Задачи:

формировать у детей представления об этикете;

развивать познавательный интерес к этическим правилам и нормам;

формировать у детей навыки вежливости

учить детей самостоятельно выбирать модель поведения в зависимости от ситуации;

закрепить знания детей о речевом этикете в определенных бытовых ситуациях;

формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений;

воспитывать уважение к окружающим людям;

Отличительные особенности парциальной программы:

Медиаобразование способствует сохранению ценных традиционных форм образования и воспитания, их адаптации к новой информационной среде и поиску новых возможностей реализации себя в стремительно меняющемся мире. На каждую тему подобраны мультфильмы, направленные на формирование представления об этикете. Дети имеют возможность обобщить проблему, обсудить правила поведения.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы:

6-7 лет

Сроки реализации программы:

Программа рассчитана на 1 год обучения. 1 раз в месяц, 30 мин.

Форма и режим работы: групповая.

Ожидаемые результаты:

Воспитание нравственных и этических чувств.

Привить детям потребность выполнять правила этикета, поведения, культуры общения.

Овладение детьми дошкольного возраста разными формами и способами культурного поведения, умение применять их в различных жизненных ситуациях.

Проявление устойчивого интереса к этическим нормам.

Развитие эстетического вкуса, умение видеть прекрасное.

Развитие личности ребенка, умение продуктивно взаимодействовать с другими людьми.

Уважение старших.

Участники, реализующие программу «Не важно кто ты, важно какой ты »:

1. Учителя – дефектологи

2. Логопед

3. Воспитатели

4. Родители

5. Воспитатель по ИЗО

Учебный план:

№ п/п Дата проведения Тема занятия Кол-во часов

1 Октябрь Этикет с малых лет! 30 мин

2 Ноябрь Гости в дом – радость в нем.

(Гостевой этикет) 30 мин

3 Декабрь Культурой и счастьем наполнен наш дом.

(Семейный этикет) 30 мин

4 Январь Столик накройся!

(столовый этикет) 30 мин

5 Февраль Что такое хорошо, а что такое плохо.

(Этикет в общественных местах) 30 мин

6 Март Доброе слово всем приятно.

(Речевой этикет) 30 мин

7 Апрель Где аккуратность – там и опрятность.

(этикет культурно – гигиенических навыков)

30 мин

8 Май Быть культурным я хочу, пусть меня научат.

(Детсадовский этикет) 30 мин

Содержание учебного плана:

№ Тема Программные задачи, коррекционные задачи

Методическое обеспечение.

1. Этикет с малых лет! Цель: Повышение уровня коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста и формирование навыков этического поведения. Задачи: формировать у детей представления об этикете; развивать познавательный интерес к этическим правилам и нормам; формировать у детей навыки вежливости; воспитывать уважение к окружающим людям; учить соблюдать этикет и быть приятными для окружающих; учить видеть свои недостатки в поведении и их исправлять

К. з Развитие зрительного внимания и восприятия, диалогической речи, речевого слуха, интонационной выразительности речи.

Словарная работа: этикет, этикетка, вежливость, доброта «этикетки » с фото воспитанника, воспитателей, младшего воспитателя, учителя – дефектолога, ручки, плакат с цветиком – этикетиком, клей, готовые «этикетки ».

мультфильм «Шуля и Дядя Эник – от этикета к этикетке ».

Развивающий мультфильм «Правила этикета »

Презентация «Этикет ».

Весь материал для проведения занятия: сценарий, мультфильмы, презентация находятся в папке по ссылке. (нужно скопировать и вставить в строке браузера)

https://drive.google.com/folderview?id=0B4cRwIsv6m7GajNoc1kyTFFlYXM&usp=sharing

2. Гости в дом – радость в нем.

(Гостевой этикет) Цель: Формировать правила поведения в гостях.

Задачи: знакомить с особенностями этикета в гостях.

Использовать благоприятные ситуации для понимания и усвоения смысла и необходимости соблюдения гостевого этикета.

объяснить значимость ритуала похода в гости;

сформировать представление детей о правилах поведения в гостях;

Воспитывать любовь и уважение друг к другу.

К. з Развитие зрительного внимания связной речи, речевого слуха, мышления.

Словарная работа: этикет, гостеприимство, приветливый, гость, хозяин. лепесток от цветика – этикетика, карточки с правилами «гостевой этикет », клей, салфетки.

мультфильм «Бобик в гостях у Барбоса».

Ролик Чевостик и дядя Кузя: «Три правила гостя» Просмотр ролика: «Правила поведения в гостях».

Весь материал для проведения занятия находится в папке по ссылке: (скопировать ссылку, вставить в адресную строку браузера)

https://drive.google.com/folderview?id=0B4cRwIsv6m7GczRzZWJPTjBoeVU&usp=sharing

3. Культурой и счастьем наполнен наш дом.

(Семейный этикет) Цель: Формировать правила поведения в семье.

Задачи

Расширить знания детей о семейном этикете.

Формировать представления о культуре поведения в семье.

Воспитывать желание заботится о близких, развивать чувство гордости за свою семью.

Способствовать формированию и развитию нравственных, эстетических качеств личности.

Закреплять правила поведения в семье.

Развивать речь, внимание, память, логическое мышление.

К. з обогащать знание об экспрессии эмоций, развивать умения устанавливать причинно-следственные связи восприятии сюжетов ситуациях жизнедейтельности.

Словарная работа: этикет, семья, уважение, забота о близких, любовь. Лепесток от цветика – этикетика, карточки с иллюстрациями «семейный этикет », клей, салфетки, столовые принадлежности.

Фрагмент из мультфильма «Нехочуха»

Развивающий мультфильм «Правила хорошего тона в семье»

Презентация «Правила в семье».

Весь материал для проведения занятия находится в папке по ссылке: (скопировать ссылку, вставить в адресную строку браузера)

https://drive.google.com/drive/folders/0B4cRwIsv6m7GTFNOSXhrSkNuZ2s?usp=sharing

4. Столик накройся!

(столовый этикет) Цель: Формировать правила поведения за столом.

Задачи

Расширить знания детей о столовом этикете.

Закрепить знания о назначении и названии различной посуды.

Закрепить умение правильно сервировать стол.

Вызвать у детей желание красиво сервировать стол и соблюдать правила этикета.

Развивать речь, внимание, память, логическое мышление.

К. З. воспитывать культуру поведения за столом, развивать зрительное восприятие.

Словарная работа: этикет, сервировка, салфетка, сервиз лепесток от цветика – этикетика, карточки с иллюстрациями «столовый этикет », клей, салфетки, столовые принадлежности.

Фрагмент из мультфильма «Обезьянки обедают»

Развивающий мультфильм «Как Коксик и Шуня учились правилам поведения за столом»

Презентация «Этикет за столом ».

Весь материал для проведения занятия находится в папке по ссылке: (скопировать ссылку, вставить в адресную строку браузера)

https://drive.google.com/folderview?id=0B4cRwIsv6m7GSkZSTFpnQjhfSGs&usp=sharing

5. Что такое хорошо, а что такое плохо.

(Этикет в общественных местах) Цель: Формировать у детей знания о правилах поведения в общественных местах.

Задачи:

Обобщать и расширять знания о хороших и плохих поступках.

Продолжать развивать у детей умение ориентироваться в пространстве;

формировать мотивационно-поведенческую культуру ребенка;

Воспитывать уважительное отношение к незнакомым взрослым и сверстникам;

воспитывать чувство ответственности

К. З. расширять и уточнять представления о макросоциальном окружении.

Словарная работа: этикет, транспорт, чистота, вежливость, забота, музей, магазин. лепесток от цветика – этикетика, карточки с надписями правил этикета в общественных местах, клей, салфетки.

Просмотр фрагмента мультфильма «Шел трамвай десятый номер».

Просмотр презентации «Правила поведения в общественных местах»

Весь материал для проведения занятия находится в папке по ссылке: (скопировать ссылку, вставить в адресную строку браузера)

https://drive.google.com/drive/folders/0B4cRwIsv6m7GNWJkeXpoUTc3LWc?usp=sharing

6. Доброе слово всем приятно.

(Речевой этикет) Цель: Формировать у детей знания о правилах речевого этикета

Задачи

закреплять умения бережного отношения к собеседнику в разговоре;

повторять правила ведения беседы;

побуждать к употреблению вежливых слов;

формировать уважительное и тактичное отношение к взрослым и сверстникам;

формировать дружеские отношения между детьми;

воспитывать чуткое отношение к товарищам

К. З. развивать зрительное восприятие

Словарная работа: этикет, речь, слова, беседа, вежливость. лепесток от цветика – этикетика, карточки с надписями правил речевого этикета, клей, салфетки.

Мультфильм «Вежливые слова».

Презентация «Речевой этикет ».

Весь материал для проведения занятия находится в папке по ссылке: (скопировать ссылку, вставить в адресную строку браузера)

https://drive.google.com/drive/folders/0B4cRwIsv6m7GbUFGdUloWWhNLWc?usp=sharing

7. Где аккуратность – там и опрятность.

(этикет культурно – гигиенических навыков) Цель: Формировать у детей культурно-гигиенических навыков.

Задачи

Закреплять основные правила поведения и соблюдения гигиенических норм.

Формировать умение следить за чистотой тела (самостоятельно чистить зубы, умываться, одежды, аккуратности прически;

Закрепить навык переодевания;

Закреплять навыки самообслуживания

Формировать навык аккуратно складывать вещи, игрушки, заправлять постель.

Воспитывать аккуратность, бережливое отношение к здоровью

К. З. способствовать стремлению ребенка ухаживать за собой.

Словарная работа: этикет, чистота, гигиена, опрятность, аккуратность, здоровье лепесток от цветика – этикетика, карточки с иллюстрациями «культурно - гигиенический этикет », клей, салфетки.

Фрагмент мультфильма «Мойдодыр»

Мультфильм из серии Лунтик: «Невидимая грязь»

Презентация «Культурно – гигиенические правила».

Весь материал для проведения занятия находится в папке по ссылке: (скопировать ссылку, вставить в адресную строку браузера)

https://drive.google.com/folderview?id=0B4cRwIsv6m7GLThER3g4OVBjUEU&usp=sharing

8. Быть культурным я хочу, пусть меня научат.

(Детсадовский этикет) Цель: Формировать у детей знания о правилах в детском саду.

Задачи:

Продолжать знакомить детей с детским садом и его сотрудниками.

Совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещении детского сада.

Развивать слуховое внимание – умение вслушиваться в речь взрослого

Прививать детям любовь к своему детскому саду, симпатию к товарищам

Воспитывать чуткое отношение к товарищам.

К. З. развивать зрительное восприятие, ориентировку в детском саду.

Словарная работа: этикет, детский сад, группа, воспитатель, дружба, занятия.

лепесток от цветика – этикетика, карточки с надписями правил в детском саду, клей, салфетки

Мультфильм «Как Петя Пяточкин слоников считал».

Презентация «Садовский этикет ».

Весь материал для проведения занятия находится в папке по ссылке: (скопировать ссылку, вставить в адресную строку браузера) https://drive.google.com/drive/folders/0B4cRwIsv6m7GX29maUQwMW9CMW8?usp=sharing

Определения результативности:

Метод отслеживания результативности обучающихся содержания программы – наблюдение, беседа.

№ Ребенок Гостевой этикет Семейный этикет Столовый этикет Этикет в общественных местах Речевой этикет Детсадовский этикет Культурно – гигиенический этикет

Н. г. К. г. Н. г. К. г. Н. г. К. г. Н. г. К. г. Н. г. К. г. Н. г. К. г. Н. г. К. г.

1 Аня

2 Саша

3 Егор

4 Вика

5 Иван

3 – высокий уровень (ребенок использует правила этикета)

2 – средний уровень (ребенок использует правила этикета с незначительной помощью педагога)

1 – низкий уровень (ребенок не использует правила этикета)

Критерии определения уровня развития деятельности у дошкольников.

Гостевой этикет Семейный этикет Столовый этикет Этикет в общественных местах Речевой этикет Детсадовский этикет Культурно – гигиенический этикет

Гостеприимный Знает членов семьи, близких родственников. Правильно сидит за столом Разговаривает в общественном месте негромко В общении со взрослыми и сверстниками пользуется формулами словесной вежливости Использует в речи имена отчества сотрудников детского сада. Умеет правильно пользоваться носовым платком

Соблюдает правила поведения в гостях Знает даты рождения членов семьи Умеет пользоваться вилкой и ножом. Знает и пользуется правилами поведения в общественном транспорте Доброжелательный собеседник, говорит спокойной речью, не повышает голоса Приходит в детский сад в хорошем настроении Следит за внешним видом

Не жадничает игрушки Рассказывает о родственниках, об их судьбах, интересных случаях Пользуется салфеткой после еды Знает и пользуется правилами поведения в театре, кинотеатре В беседе не перебивает собеседника Не привередничает в еде Пользуется расческой

Ведет себя скромно в гостях Знает профессии родителей Проявляет заботу о соседе по столу Знает и пользуется правилами поведения на улице Не вмешивается в разговоры взрослых Играет дружно со сверстниками Следит за одеждой (вешает в определенном порядке, следит за чистотой)

Имеет представления правила поведения в семье. Умеет сервировать стол К взрослым обращается на «вы» Во всем слушается воспитателя, внимателен. Имеет представления о культурно – гигиенических правилах (чистить зубы, делать зарядку, закаляться)

Материально – техническая база для реализации программы:

- Интерактивный комплекс;

- Компьютер или ноутбук;

- Помещение не менее 30 кв. м.;

- Детские стульчики по количеству участников;

- Столы

- Канцелярские товары (ножницы, цветная бумага, ватман, салфетки, фломастеры)

Список используемой литературы

1. Алябьева Е. А. «Воспитание культуры поведения» Т. Ц. Сфера 2009г.

2. Гипперейер Ю. Б. «Общаться с ребенком. Как?» Черо 2003г.

3. Жукова Р. А. «Игра как средство социально – эмоционального развития» ИТД Корифей 2006г.

4. Коноваленко С. В. «коммуникативные способности детей дошкольного возраста» Гном 2004г.

5. Кочинова О. В. «Детский этикет » Т. Ц. Сфера 2002г

6. Клюев Н. В. «Общение и дети» Академия холдинг 2000г.

7. Особенности работы по воспитанию правильной речи у слабовидящих дошкольников //Дошкольная педагогика 2006 Ноябрь – декабрь.

8. Подколзина Е. Н. Особенности использования наглядности в обучении детей с нарушением зрения // Дефектология 2005.№6.

9. Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей дошкольного возраста с нарушением зрения. СПб., 2016.

10. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования от рождения до школы Н. Е. Вераксы. М., 2014

11. Программа воспитания и обучения в детском саду. М. А. Васильева. М., 2005.

12. Фомичева Л. В. Офтальмо – гигиенические основы воспитания и обучения детей с нормальным и нарушенным зрением. СПб., 2007.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: