«Не важно кто ты, важно какой ты »
Пояснительная записка
Мы постоянно находимся среди людей. Дома нас окружают родные нам люди, на работе сотрудники, в гостях – друзья, в стенах детского сада - знакомые и малознакомые люди, на улице, в автобусе, в кино, в магазине, на отдыхе – чаще всего совсем незнакомые. И так везде и всегда. Отделить свою жизнь от жизни других людей, от жизни общества невозможно.
Этикет – как важная часть общечеловеческой культуры, выработанная на протяжении многих веков всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, нравственности, а также, красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности, встает на первое место. Современный этикет – это своеобразный кодекс хороших манер и правил поведения. Знакомство ребенка с нормами этикета происходит еще в раннем возрасте, когда малыш только начинает включаться в окружающий его социум. Наиболее интенсивно коммуникативное развитие ребенка проходит в дошкольный период и здесь приобщение к основами этикета в дошкольном возрасте позволяет усвоить нормы поведения в обществе и превратить их в привычку.
Все наши действия, все наши взаимоотношения – это поведение. Оно же, в свою очередь, зависит от воспитания, нравственной культуры человека. Именно в поведении проявляется сущность личности, особенности ее характера, темперамента, ее потребности, взгляды, вкусы, желания. Поведение определяет поступки, по которым мы судим о внутренних побуждения человека, его мыслях и чувствах. Но к сожалению, нередко воспитание в семье и в общеобразовательных учреждениях не формирует социальной потребности в культурном поведении.
|
В современном обществе нравственное воспитание детей с раннего возраста приобретает особую значимость. Одним из направлений в нравственном развитие ребенка является воспитание культуры поведения. Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке – право и обязанность любого человека. С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства.
Основным принципом формирования культуры поведения ребенка дошкольного возраста является воспитание его в коллективе и через коллектив. И начинается этот процесс в детском саду, где воспитанникам прививают, а затем развивают у них умение совместно дружить и играть, проявлять сочувствие друг к другу, ответственность за участие в общем деле, оказывать взаимную помощь, быть дисциплинированным.
Снижение остроты зрения отрицательно влияет на точность, полноту и скорость восприятия, что замедляет и затрудняет узнавание предметов и изображений, представления и знания детей о предметах реального мира скудны и схематичны. Образуются недостаточно четкие, нестойкие, а иногда и неправильные представления воспринятых предметов, дети затрудняются в установлении причинно-следственных связей, снижается уровень эмоционального восприятия окружающего. Сравнительно медленно происходит запоминание наглядного материала, что обусловлено нечеткостью восприятия, недостатки которого отрицательно влияют на развитие психических функций.
|
Направленность программы: социально – коммуникативная
Новизна программы:
Воспитательные воздействия на детей разнообразны: это показ и объяснение действий способов поведения для ребенка в интересной для него форме; это доброжелательное повседневное общение детей с взрослыми и сверстниками; расширение «сферы действия» навыков культуры поведения в различных ситуациях; использование этических бесед; просмотр инсценировок; чтение художественных произведений и т. д.
Наиболее удачным и эффективным способом организации нравственного воспитания является метод медиазанятия.
Медиазанятия являются эффективным средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения и повысить его результативность.
Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий формирует новую картину современного мира, в которой медиа становятся главным источником познания, средством общения, способом творческой самореализации, инструментом манипуляций сознанием и социального конструирования.
Актуальность:
Обучать детей правилам этикета необходимо, поскольку их соблюдение помогает ребенку разумно и доброжелательно строить отношения с взрослыми и детьми, расширять его коммуникативные возможности, а эта база для успешной жизни. Словом, делом, поступком, добрым и чутким отношением надо учить детей, помогать им органично вписываться в человеческий мир. Детей надо воспитывать каждую минуту и в любой ситуации. Главное делать это ненавязчиво, без нотаций, терпеливо и доброжелательно, переживая вместе с детьми их неудачи, с радостью воспринимать их успехи. Ребенок дошкольного возраста с интересом познает мир человеческих отношений, вносит в него детское миропонимание, в котором главным является любовь к родным и окружающему. Одна из важнейших задач взрослых – не убить эту любовь, а укрепить, расширить ее границы, научить детей выражать ее
|
Благодаря этому дети приобретут уверенность в себе, знание общепринятых норм и правил поведения, понимание того, что без соблюдения этих правил жить в современном обществе невозможно. У детей появиться радостное сознание того, что они совершают хорошие и правильные поступки. Чтобы ребенок чувствовал себя комфортно в любых жизненных ситуациях, и его опыт ярко проявляется в том, как он удовлетворяет свои обыденные, бытовые потребности, являлся достойным гражданином общества, в котором он живет.
Педагогическая целесообразность:
Система медиазанятий построена в соответствии с тематическим планированием, имеет коррекционную направленность, которая создает предпосылки для формирования дифференцированного восприятия, расширяет и обогащает представления детей о культуре поведения. Данная система помогает преодолеть присущий детям с нарушениями зрения вербализм. Вербализация зрительно представляемого материала повышает образность речи детей, активнее включается логический анализ зрительных свойств объектов при их восприятии на дальнем расстоянии. При сформированности представлений, обозначенных словом, речь у детей с нарушением зрения не будет носить формальный характер.
На каждую тему составлены занятия с учетом возраста детей. Новая тема вводится дефектологами до проведения занятий по данной теме в группе, реализуя пропедевтический принцип обучения. Наглядный материал адаптирован соответственно офтальмо-гигиеническим требованиям для дошкольников с нарушениями зрения.
Цель программы:
Сформировать у воспитанников этическую культуру, нравственные ценности и нормы, дружелюбие и вежливость. Уважение и чуткость по отношению к другим людям.
Задачи:
формировать у детей представления об этикете;
развивать познавательный интерес к этическим правилам и нормам;
формировать у детей навыки вежливости
учить детей самостоятельно выбирать модель поведения в зависимости от ситуации;
закрепить знания детей о речевом этикете в определенных бытовых ситуациях;
формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений;
воспитывать уважение к окружающим людям;
Отличительные особенности парциальной программы:
Медиаобразование способствует сохранению ценных традиционных форм образования и воспитания, их адаптации к новой информационной среде и поиску новых возможностей реализации себя в стремительно меняющемся мире. На каждую тему подобраны мультфильмы, направленные на формирование представления об этикете. Дети имеют возможность обобщить проблему, обсудить правила поведения.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы:
6-7 лет
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на 1 год обучения. 1 раз в месяц, 30 мин.
Форма и режим работы: групповая.
Ожидаемые результаты:
Воспитание нравственных и этических чувств.
Привить детям потребность выполнять правила этикета, поведения, культуры общения.
Овладение детьми дошкольного возраста разными формами и способами культурного поведения, умение применять их в различных жизненных ситуациях.
Проявление устойчивого интереса к этическим нормам.
Развитие эстетического вкуса, умение видеть прекрасное.
Развитие личности ребенка, умение продуктивно взаимодействовать с другими людьми.
Уважение старших.
Участники, реализующие программу «Не важно кто ты, важно какой ты »:
1. Учителя – дефектологи
2. Логопед
3. Воспитатели
4. Родители
5. Воспитатель по ИЗО
Учебный план:
№ п/п Дата проведения Тема занятия Кол-во часов
1 Октябрь Этикет с малых лет! 30 мин
2 Ноябрь Гости в дом – радость в нем.
(Гостевой этикет) 30 мин
3 Декабрь Культурой и счастьем наполнен наш дом.
(Семейный этикет) 30 мин
4 Январь Столик накройся!
(столовый этикет) 30 мин
5 Февраль Что такое хорошо, а что такое плохо.
(Этикет в общественных местах) 30 мин
6 Март Доброе слово всем приятно.
(Речевой этикет) 30 мин
7 Апрель Где аккуратность – там и опрятность.
(этикет культурно – гигиенических навыков)
30 мин
8 Май Быть культурным я хочу, пусть меня научат.
(Детсадовский этикет) 30 мин
Содержание учебного плана:
№ Тема Программные задачи, коррекционные задачи
Методическое обеспечение.
1. Этикет с малых лет! Цель: Повышение уровня коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста и формирование навыков этического поведения. Задачи: формировать у детей представления об этикете; развивать познавательный интерес к этическим правилам и нормам; формировать у детей навыки вежливости; воспитывать уважение к окружающим людям; учить соблюдать этикет и быть приятными для окружающих; учить видеть свои недостатки в поведении и их исправлять
К. з Развитие зрительного внимания и восприятия, диалогической речи, речевого слуха, интонационной выразительности речи.
Словарная работа: этикет, этикетка, вежливость, доброта «этикетки » с фото воспитанника, воспитателей, младшего воспитателя, учителя – дефектолога, ручки, плакат с цветиком – этикетиком, клей, готовые «этикетки ».
мультфильм «Шуля и Дядя Эник – от этикета к этикетке ».
Развивающий мультфильм «Правила этикета »
Презентация «Этикет ».
Весь материал для проведения занятия: сценарий, мультфильмы, презентация находятся в папке по ссылке. (нужно скопировать и вставить в строке браузера)
https://drive.google.com/folderview?id=0B4cRwIsv6m7GajNoc1kyTFFlYXM&usp=sharing
2. Гости в дом – радость в нем.
(Гостевой этикет) Цель: Формировать правила поведения в гостях.
Задачи: знакомить с особенностями этикета в гостях.
Использовать благоприятные ситуации для понимания и усвоения смысла и необходимости соблюдения гостевого этикета.
объяснить значимость ритуала похода в гости;
сформировать представление детей о правилах поведения в гостях;
Воспитывать любовь и уважение друг к другу.
К. з Развитие зрительного внимания связной речи, речевого слуха, мышления.
Словарная работа: этикет, гостеприимство, приветливый, гость, хозяин. лепесток от цветика – этикетика, карточки с правилами «гостевой этикет », клей, салфетки.
мультфильм «Бобик в гостях у Барбоса».
Ролик Чевостик и дядя Кузя: «Три правила гостя» Просмотр ролика: «Правила поведения в гостях».
Весь материал для проведения занятия находится в папке по ссылке: (скопировать ссылку, вставить в адресную строку браузера)
https://drive.google.com/folderview?id=0B4cRwIsv6m7GczRzZWJPTjBoeVU&usp=sharing
3. Культурой и счастьем наполнен наш дом.
(Семейный этикет) Цель: Формировать правила поведения в семье.
Задачи
Расширить знания детей о семейном этикете.
Формировать представления о культуре поведения в семье.
Воспитывать желание заботится о близких, развивать чувство гордости за свою семью.
Способствовать формированию и развитию нравственных, эстетических качеств личности.
Закреплять правила поведения в семье.
Развивать речь, внимание, память, логическое мышление.
К. з обогащать знание об экспрессии эмоций, развивать умения устанавливать причинно-следственные связи восприятии сюжетов ситуациях жизнедейтельности.
Словарная работа: этикет, семья, уважение, забота о близких, любовь. Лепесток от цветика – этикетика, карточки с иллюстрациями «семейный этикет », клей, салфетки, столовые принадлежности.
Фрагмент из мультфильма «Нехочуха»
Развивающий мультфильм «Правила хорошего тона в семье»
Презентация «Правила в семье».
Весь материал для проведения занятия находится в папке по ссылке: (скопировать ссылку, вставить в адресную строку браузера)
https://drive.google.com/drive/folders/0B4cRwIsv6m7GTFNOSXhrSkNuZ2s?usp=sharing
4. Столик накройся!
(столовый этикет) Цель: Формировать правила поведения за столом.
Задачи
Расширить знания детей о столовом этикете.
Закрепить знания о назначении и названии различной посуды.
Закрепить умение правильно сервировать стол.
Вызвать у детей желание красиво сервировать стол и соблюдать правила этикета.
Развивать речь, внимание, память, логическое мышление.
К. З. воспитывать культуру поведения за столом, развивать зрительное восприятие.
Словарная работа: этикет, сервировка, салфетка, сервиз лепесток от цветика – этикетика, карточки с иллюстрациями «столовый этикет », клей, салфетки, столовые принадлежности.
Фрагмент из мультфильма «Обезьянки обедают»
Развивающий мультфильм «Как Коксик и Шуня учились правилам поведения за столом»
Презентация «Этикет за столом ».
Весь материал для проведения занятия находится в папке по ссылке: (скопировать ссылку, вставить в адресную строку браузера)
https://drive.google.com/folderview?id=0B4cRwIsv6m7GSkZSTFpnQjhfSGs&usp=sharing
5. Что такое хорошо, а что такое плохо.
(Этикет в общественных местах) Цель: Формировать у детей знания о правилах поведения в общественных местах.
Задачи:
Обобщать и расширять знания о хороших и плохих поступках.
Продолжать развивать у детей умение ориентироваться в пространстве;
формировать мотивационно-поведенческую культуру ребенка;
Воспитывать уважительное отношение к незнакомым взрослым и сверстникам;
воспитывать чувство ответственности
К. З. расширять и уточнять представления о макросоциальном окружении.
Словарная работа: этикет, транспорт, чистота, вежливость, забота, музей, магазин. лепесток от цветика – этикетика, карточки с надписями правил этикета в общественных местах, клей, салфетки.
Просмотр фрагмента мультфильма «Шел трамвай десятый номер».
Просмотр презентации «Правила поведения в общественных местах»
Весь материал для проведения занятия находится в папке по ссылке: (скопировать ссылку, вставить в адресную строку браузера)
https://drive.google.com/drive/folders/0B4cRwIsv6m7GNWJkeXpoUTc3LWc?usp=sharing
6. Доброе слово всем приятно.
(Речевой этикет) Цель: Формировать у детей знания о правилах речевого этикета
Задачи
закреплять умения бережного отношения к собеседнику в разговоре;
повторять правила ведения беседы;
побуждать к употреблению вежливых слов;
формировать уважительное и тактичное отношение к взрослым и сверстникам;
формировать дружеские отношения между детьми;
воспитывать чуткое отношение к товарищам
К. З. развивать зрительное восприятие
Словарная работа: этикет, речь, слова, беседа, вежливость. лепесток от цветика – этикетика, карточки с надписями правил речевого этикета, клей, салфетки.
Мультфильм «Вежливые слова».
Презентация «Речевой этикет ».
Весь материал для проведения занятия находится в папке по ссылке: (скопировать ссылку, вставить в адресную строку браузера)
https://drive.google.com/drive/folders/0B4cRwIsv6m7GbUFGdUloWWhNLWc?usp=sharing
7. Где аккуратность – там и опрятность.
(этикет культурно – гигиенических навыков) Цель: Формировать у детей культурно-гигиенических навыков.
Задачи
Закреплять основные правила поведения и соблюдения гигиенических норм.
Формировать умение следить за чистотой тела (самостоятельно чистить зубы, умываться, одежды, аккуратности прически;
Закрепить навык переодевания;
Закреплять навыки самообслуживания
Формировать навык аккуратно складывать вещи, игрушки, заправлять постель.
Воспитывать аккуратность, бережливое отношение к здоровью
К. З. способствовать стремлению ребенка ухаживать за собой.
Словарная работа: этикет, чистота, гигиена, опрятность, аккуратность, здоровье лепесток от цветика – этикетика, карточки с иллюстрациями «культурно - гигиенический этикет », клей, салфетки.
Фрагмент мультфильма «Мойдодыр»
Мультфильм из серии Лунтик: «Невидимая грязь»
Презентация «Культурно – гигиенические правила».
Весь материал для проведения занятия находится в папке по ссылке: (скопировать ссылку, вставить в адресную строку браузера)
https://drive.google.com/folderview?id=0B4cRwIsv6m7GLThER3g4OVBjUEU&usp=sharing
8. Быть культурным я хочу, пусть меня научат.
(Детсадовский этикет) Цель: Формировать у детей знания о правилах в детском саду.
Задачи:
Продолжать знакомить детей с детским садом и его сотрудниками.
Совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещении детского сада.
Развивать слуховое внимание – умение вслушиваться в речь взрослого
Прививать детям любовь к своему детскому саду, симпатию к товарищам
Воспитывать чуткое отношение к товарищам.
К. З. развивать зрительное восприятие, ориентировку в детском саду.
Словарная работа: этикет, детский сад, группа, воспитатель, дружба, занятия.
лепесток от цветика – этикетика, карточки с надписями правил в детском саду, клей, салфетки
Мультфильм «Как Петя Пяточкин слоников считал».
Презентация «Садовский этикет ».
Весь материал для проведения занятия находится в папке по ссылке: (скопировать ссылку, вставить в адресную строку браузера) https://drive.google.com/drive/folders/0B4cRwIsv6m7GX29maUQwMW9CMW8?usp=sharing
Определения результативности:
Метод отслеживания результативности обучающихся содержания программы – наблюдение, беседа.
№ Ребенок Гостевой этикет Семейный этикет Столовый этикет Этикет в общественных местах Речевой этикет Детсадовский этикет Культурно – гигиенический этикет
Н. г. К. г. Н. г. К. г. Н. г. К. г. Н. г. К. г. Н. г. К. г. Н. г. К. г. Н. г. К. г.
1 Аня
2 Саша
3 Егор
4 Вика
5 Иван
3 – высокий уровень (ребенок использует правила этикета)
2 – средний уровень (ребенок использует правила этикета с незначительной помощью педагога)
1 – низкий уровень (ребенок не использует правила этикета)
Критерии определения уровня развития деятельности у дошкольников.
Гостевой этикет Семейный этикет Столовый этикет Этикет в общественных местах Речевой этикет Детсадовский этикет Культурно – гигиенический этикет
Гостеприимный Знает членов семьи, близких родственников. Правильно сидит за столом Разговаривает в общественном месте негромко В общении со взрослыми и сверстниками пользуется формулами словесной вежливости Использует в речи имена отчества сотрудников детского сада. Умеет правильно пользоваться носовым платком
Соблюдает правила поведения в гостях Знает даты рождения членов семьи Умеет пользоваться вилкой и ножом. Знает и пользуется правилами поведения в общественном транспорте Доброжелательный собеседник, говорит спокойной речью, не повышает голоса Приходит в детский сад в хорошем настроении Следит за внешним видом
Не жадничает игрушки Рассказывает о родственниках, об их судьбах, интересных случаях Пользуется салфеткой после еды Знает и пользуется правилами поведения в театре, кинотеатре В беседе не перебивает собеседника Не привередничает в еде Пользуется расческой
Ведет себя скромно в гостях Знает профессии родителей Проявляет заботу о соседе по столу Знает и пользуется правилами поведения на улице Не вмешивается в разговоры взрослых Играет дружно со сверстниками Следит за одеждой (вешает в определенном порядке, следит за чистотой)
Имеет представления правила поведения в семье. Умеет сервировать стол К взрослым обращается на «вы» Во всем слушается воспитателя, внимателен. Имеет представления о культурно – гигиенических правилах (чистить зубы, делать зарядку, закаляться)
Материально – техническая база для реализации программы:
- Интерактивный комплекс;
- Компьютер или ноутбук;
- Помещение не менее 30 кв. м.;
- Детские стульчики по количеству участников;
- Столы
- Канцелярские товары (ножницы, цветная бумага, ватман, салфетки, фломастеры)
Список используемой литературы
1. Алябьева Е. А. «Воспитание культуры поведения» Т. Ц. Сфера 2009г.
2. Гипперейер Ю. Б. «Общаться с ребенком. Как?» Черо 2003г.
3. Жукова Р. А. «Игра как средство социально – эмоционального развития» ИТД Корифей 2006г.
4. Коноваленко С. В. «коммуникативные способности детей дошкольного возраста» Гном 2004г.
5. Кочинова О. В. «Детский этикет » Т. Ц. Сфера 2002г
6. Клюев Н. В. «Общение и дети» Академия холдинг 2000г.
7. Особенности работы по воспитанию правильной речи у слабовидящих дошкольников //Дошкольная педагогика 2006 Ноябрь – декабрь.
8. Подколзина Е. Н. Особенности использования наглядности в обучении детей с нарушением зрения // Дефектология 2005.№6.
9. Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей дошкольного возраста с нарушением зрения. СПб., 2016.
10. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования от рождения до школы Н. Е. Вераксы. М., 2014
11. Программа воспитания и обучения в детском саду. М. А. Васильева. М., 2005.
12. Фомичева Л. В. Офтальмо – гигиенические основы воспитания и обучения детей с нормальным и нарушенным зрением. СПб., 2007.