КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О ХУДОЖНИКАХ




 

image, Альбрехт (ок. 1485—1538). Немецкий живописец и график эпохи Возрождения. Глава Дунайской школы. С 1505 обосновался в Регенсбурге. Навы­кам своего искусства обучался в Австрии, где общался с Лукасом Кранахом. По гравюрам познакомился с искусством Дюрера. На художника оказало влияние также творчество Мантеньи. Однако, несмотря на все эти влияния, стиль Альтдорфера всегда оставался в высшей степени индивидуальным. Его ранние работы демонстрируют увлечение мастера изображением человеческих фигур на фоне ландшафта, что вообще характеризует всех художников Дунайской школы. В своих зрелых творениях, таких, как алтарь для церкви Св. Флориана (ок. 1518; Санкт-Флориан, Верхняя Австрия) или «Христос, покидающий Свою Мать», он достигает удивительного единства действия и пейзажа. Альтдорфер находился на службе у императора Максимилиана и вместе с Дюрером и другими мастерами иллюстрировал императорский молитвенник. Для герцога Баварского он написал монументальную картину на сюжет из античной истории «Битва при Иссе». С 1526 и вплоть до своей смерти он был городским архитектором в Регенсбурге.

Анджелико (собств. фра Джованни да Фъезоле; прозв. Беато Анджелико; в миру Гвидо ди Пьетро) (1387—1455; эта дата рождения приводится по Вазари; по другим данным он родился между 1395 и 1400 годами). Итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения. Флорентийская школа. Как художник сложился под воздействием позднеготической живописи, использовал достижения Мазаччо. В 1407 принял обет послушания в Доминиканском ордене. В 1418 еще под своим мирским именем получил гонорар за исполнение алтаря для капеллы Герардини в Санто Стефано аль Понте во Флоренции. В 1423 исполнил Распятие для госпиталя Санта Мария Нуова. В 1430-е он не раз замещал настоятеля монас­тыря, что говорит о его достаточно высоком монашеском положении. В 1436 доминиканцам был передан монастырь Сан Марко во Флоренции. Анджелико украсил стены келий этого монастыря фресками со сценами жизни Христа. Во второй половине 1445 Анджелико был приглашен папой Евгением IV в Рим. Есть основания предполагать, что Анджелико предлагалась кафедра архиепис­копа. В конце 1449 — начале 1450 Анджелико возвратился во Флоренцию, а в июне 1450 стал настоятелем монастыря Сан Доменико во Фьезоле. Умер Анджелико в Риме.

Андреа да Фиренце (прозв. Бонайути) (? —?; время работы: ок. 1337—1377). Флорентийский живописец, автор впечатляющих фресок в Испанской капелле (1365—1368) церкви Санта Мария Новелла во Флоренции. Этого художника принимали за Андреа Орканья вплоть до 1916, когда его отождествили с Андреа Бонайути, который принимал участие в росписи церкви Санта Мария Новелла начиная с 1337. Эти фрески иллюстрируют Триумф Веры и доктрину Домини­канского ордена. Они принадлежат традиции, идущей от Джотто, но в них также ощущается возврат к итало-византийскому стилю живописи. Андреа также принимал участие в росписи Кампо Санто в Пизе (ок. 1377).

Андреа дель Кастаньо (Андреа ди Бартоло ди Баргилла) (ок. 1423—1457). Итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения. Один из крупнейших флорентийских художников следующего после Мазаччо поколения. Искусство последнего, а также Донателло и Учелло оказало на него особенно сильное влияние. В 1440 он исполнил фреску на фасаде Палаццо дель Подеста, изображающую врагов Флоренции, побежденных в битве при Ангьяри. Это были политические противники Медичи — Альбицци и Перуцци, повешенные за ноги (за эту работу Кастаньо получил прозвище Andrea degli Impicciati, что значит «Андреа повешенных»). В 1442 он исполнил фрески для церкви Сан Дзаккария в Венеции. В 1445 он возвращается во Флоренцию и остается здесь до своей смерти. Здесь он производит сенсацию своими монументальными фресками со сценами Страстей для церкви Сант Аполлония. Они созданы в манере Мазаччо, но и здесь художник идет дальше — его живописную манеру можно охарактеризовать как «научный реализм» (или, как его именует В.Н.Ла­зарев, «эмпирический реализм»). Его работы конца 40-х годов тяготеют к декоративному стилю интернациональной готики, и с этого времени его творчество может считаться живописным эквивалентом скульптуры Донателло. Наиболее значительное творение в этом стиле — фресковый цикл виллы Кадруччи «Знаменитые люди». В нем представлены три политических деятеля Флоренции — Пиппо Спано, Фарината дельи Уберти, Никколо Аччайолли; три знаменитые женщины — Кумекая сивилла, Эсфирь и царица Томирис; три величайших флорентийских писателя — Данте, Петрарка и Боккаччо.

Андреа дель Сарто (собств. Андреа д’Аньола) (1485—1531). Итальянский живо­писец эпохи Возрождения. Один из крупнейших представителей Флорентийской школы. Первоначальные навыки в искусстве живописи приобрел под руковод­ством Пьеро ди Козимо. Последний привил своему ученику интерес к северо­европейскому искусству, интерес, вообще чуждый флорентийским мастерам. После обучения у Пьеро ди Козимо он усвоил стиль Фра Бартоломео и Рафаэля, а также оказывался под перекрестным влиянием то Леонардо да Винчи, то Микеланджело. В 1508 Сарто вступил на самостоятельный путь, основав вместе со своим другом Франчабоджо собственную мастерскую. Вместе они получили два больших заказа; над ними Сарто работал — с перерывами -почти двадцать лет. Первый состоял в росписи портика церкви Сантиссима Аннунциата во Флоренции; второй — в монохромных фресках, украшающих клуатр монастыря Скальцо и посвященных жизни Иоанна Крестителя. В 1518 Сарто по приглашению короля Франциска I приехал во Францию, но после недолгого пребывания в Париже вернулся во Флоренцию, где и закончил свои дни.

Антонелло да Мессина (собств. Антонелло д’Антонио) (ок. 1430—1479). Ита­льянский живописец эпохи Раннего Возрождения. Венецианская школа. Усвоил многие приемы письма нидерландских художников. Согласно Вазари, он был учеником Яна ван Эйка и принес «секрет» масляной живописи в Италию. Однако на самом деле он не был знаком с ван Эйком и, судя по всему, не бывал в Северной Европе. Вероятнее всего, он познакомился с северной техникой живописи либо в Неаполе, где нидерландские мастера имели большое влияние, либо в Милане благодаря своим контактам с бывшими там северными мастерами. В 1475 он появляется в Венеции, проводит здесь всего полтора года, но совершает настоящий переворот в художественной жизни царицы морей. Главным его творением этого периода является алтарь для церкви Сан Кассиано (сохранились лишь два его фрагмента, оба в Вене). Наиболее популярной работой художника является «Св. Себастьян» (Дрезден, Картинная галерея).

Барна. Сиенский художник второй половины XIV века. Лоренцо Гиберти в «Комментариях» (1447) связывает его имя с фресками в Коллегиата в Сан-Джиминьяно, и обычно считается, что он написал здесь фрески с новозавет­ными сюжетами ок. 1350—1355. Многие из композиций в Сан-Джиминьяно несут на себе печать влияния иконографических схем Джотто и Симоне Мартини. Однако его фигуры более драматически напряженные, чем все, что мы знаем у предшествующих мастеров Сиенской школы. (Иногда в некоторых исследованиях автором фресок в Сан-Джиминьяно признается другой сиенский Варна, творивший ок. 1340 — Варна Бертини.)

Бассано, Якопо (собств. Якопо да Понте) (1510/15—1592). Крупнейший пред­ставитель семьи итальянских художников эпохи Возрождения, примыкавший к Венецианской школе. Родился в Бассано. За исключением коротких посещений Венеции, никогда не уезжал из родного города. Ученик Бонифацио Веронезе, восторженный почитатель Тициана, Порденоне, Лоренцо Лотто, Савольдо, маньеристов, особенно Пармиджанино, увлекавшийся также немецкой гравю­рой, он создал свой стиль, для которого характерны мастерское и утонченное владение цветом и светом и точное воспроизведение реальности. Творчество Бассано, исполненное внутреннего напряжения в его маньеристический пери­од, в годы зрелости и старости художника окрашивается особой проникновен­ностью чувства, предвещающей искусство XVII века.

Беллини, Джентиле (ок. 1429—1507). Представитель знаменитой семьи итальян­ских художников эпохи Возрождения, оказавших значительное влияние на формирование Венецианской школы живописи. Сын Якопо Беллини, у которо­го и учился искусству живописи. Важным событием в его жизни было путеше­ствие в 1479 на Восток, в Константинополь, куда он был послан венецианским сенатом как «лучший художник». Альбомы с зарисовками восточных зданий и костюмов, которые художник привез из этого путешествия, приобрели боль­шую популярность в венецианских художественных кругах и стимулировали интерес художников к точному воспроизведению архитектурных и бытовых деталей. Он написал цикл картин для Скуола ди Сан Джованни и Скуола ди Сан Марко. «Большая процессия на площади Сан Марко» — картина, с невиданной доселе точностью (вплоть до нотных знаков на листах, по которым играют оркестранты) воспроизведшая исторические обстоятельства реального события.

Беллъгамб, Жан (ок. 1470/80—ок. 1535). Художник, создававший алтари, проектировавший здания, мебель, писавший эскизы для тканей. Он выработал свой стиль в Дуэ — городе, в котором родился и который сегодня находится на севере Франции, а в те времена входил в состав испанских Нидерландов. Город этот не был ни типично французским, ни типично фламандским. То же самое можно сказать и о работах Белльгамба. Но богатый ренессансный антураж его картин скорее говорит о влиянии на него Антверпена, чем Парижа.

Бермехо Бартоломео (работал 1475—1495). Испанский художник, писавший в Барселоне с 1486. Представитель испано-фламандского стиля. Его «Пей» в кафедральном соборе этого города, подписанная и датированная 1490, — одна из самых ранних картин в технике масляной живописи в Испании.

Бланшар, Жак (1600—1638). Французский художник. Первоначальные навыки в живописи получил у своего дяди Николя Боллерга в позднеманьеристской традиции, затем обучался в Италии (1624—1628). Его вдохновляли главным образом венецианцы, в частности Веронезе. «Чимоне и Ифигения» (на сюжет из «Декамерона» (5:1) Боккаччо) (Париж, Лувр), а также другие его картины демонстрируют влияние Рубенса. Он приобрел популярность как автор неболь­ших картин на религиозные и мифологические сюжеты, исполненных в сенти­ментальной манере.

Блес, Херри мет де (ок. 1500/10—после 1550). Нидерландский художник, специализировавшийся на пейзажах с человеческими фигурами, известный также под именем Херри Патинир. О его жизни известно очень мало, но в 1535 он под именем Херри Патинир вступил в Антверпене в гильдию Св. Луки. Херри мет де Блес — это просто его прозвище, означающее «Херри с седым локоном», и обычно считается, что он был каким-то родственником Иоакина Патинира, который, безусловно, оказал на него определенное влияние. Подпи­санных его работ не сохранилось. Его картины пользовались популярностью у итальянских коллекционеров, которые называли его «Чиветта» («Сова»), по­скольку он часто включал в свои картины изображения этой птицы.

Борраса, Луис (?—ок. 1425). Испанский художник, ученик Педро Серра. Документы подтверждают, что в 1388—1424 он работал в Барселоне и ее окрестностях. Его стиль обнаруживает французские черты, а также влияние Сиенской школы и являет собою стиль интернациональной готики. В 1397 и 1400 он выступил в роли декоратора двух драматических представлений. Сохранилось несколько его документированных произведений, в частности алтарь Св.Клары (Барселона).

Босх, Иероним ван Акен (ок. 1450—1516). Нидерландский живописец. Представитель ранненидерландского Возрождения. Ортодоксальный католик, член религиозного «Братства нашей любимой Госпожи», он, согласно сохранившимся документам, в 1480 завершил роспись оставленных не законченными его отцом панелей для церкви Св. Иоанна этого Братства. В 1480-е он унаследовал собственность отца и женился. В высшей степени необычная манера письма Босха на долгие времена сделала его одним из самых загадочных художников. Он имел мало общего с Яном ван Эйком или Рогиром ван дер Вейденом — мастерами, оказавшими наибольшее влияние на развитие художественного стиля Нидерландов ок. 1500. Сохранилось около 40 подлинных работ мастера, но ни одна из них не датирована, так что проблемы хронологии его творчества остаются нерешенными. При этом, однако, кажется убедительным, что его произведения, в которых он придерживается традиционных решений, например брюссельское «Распятие», относятся к раннему периоду. Лучшими из работ мастера признаются «Искушение Св. Антония» (Лиссабон; Национальный музей старого искусства), «Страшный Суд» (Вена, Галерея Академии изобразительных искусств), «Сад земных наслаждений» (Мадрид, Прадо).

Боттичелли (собств. Алессандро ди Мариано Филипепи, прозе, Сандро) (1445— 1510). Итальянский живописец эпохи Возрождения. Флорентийская школа. О его юности известно мало; по-видимому, он работал под руководством Филиппо Липпи, а также усвоил стиль Верроккьо. По своему темпераменту он принад­лежал тому течению в искусстве конца кватроченто, которое отрицало «ученый натурализм» Мазаччо и его последователей и воскрешало определенные элемен­ты готического стиля — утонченное чувство, порой граничащее с сентимен­тальностью, женственную грацию и орнаментальность линии. Наивысшего выражения это достигло в позднем творении художника — серии рисунков к «Божественной комедии» Данте. Что же касается раннего периода его творче­ства, то наиболее известным произведением является «Поклонение волхвов» (1476). В начале 1480-х художник создает свои фрески в Сикстинской капелле в Ватикане, где он писал одновременно с Перуджино, Росселли и Гирландайо. Однако, быть может, самым ярким образцом стиля художника является его поэтическая аллегория, со времен Вазари известная как «Рптауега» («Весна», ок. 1477; Флоренция, галерея Уффици). В конце XV века, когда партия Савонаролы захватила власть во Флоренции, Боттичелли испытал сильное влияние взглядов фра Джироламо. Художник кардинально пересмат­ривает свои взгляды и свое творчество — он самолично сжигает некоторые из своих картин. Казнь Савонаролы в 1496 произвела на Боттичелли огромное впечатление — он впадает в болезненный мистицизм и стремится реабилити­ровать память монаха. Его не покидает состояние глубокой трагической меланхолии. В этот последний период своего творчества он пишет в основном картины на религиозные сюжеты («Pieta», «Рождение Христа», «Сцены из жизни Св. Зиновия»).

Боутс, Дирк (Тьерри) (ок. 1415—1475). Нидерландский живописец. Ничего не известно о его юности и учителях. Его имя впервые упоминается в 1447. Судя по всему, с этого времени и до конца жизни он жил в Лувене. В 1464 он получил большой заказ — алтарь для церкви Св.Петра в Лувене. В 1468 он исполняет серию больших назидательных картин — «Суд императора Отгона III» для ратуши в Лувене. Еще одна большая работа была исполнена художником в 1470 — триптих «Мучение Св. Ипполита» (Брюгге, собор Спасителя). Этот алтарь был заказан мастеру Ипполитом Бертезом, советником Филиппа Добро­го, герцога Бургундского. Влияние мастера было широким, а его традиции продолжены двумя его сыновьями — Дирком Младшим и Альбрехтом.

Брейгель, Питер (ок. 1525—1569) (известен также как Питер Брейгель «Му­жицкий» и Питер Брейгель Старший в отличие от его старшего сына Питера Брейгеля Младшего). Ничего не известно ни о времени, ни о месте его рождения. Подробная биография художника, написанная К. ван Мандером, — главный источник сведений о его жизни. В 1551 он был принят в гильдию Св.Луки в Антверпене. В 1551—155? совершил длительную поездку через Фран­цию в Италию. На обратном пути через Альпы он сделал в высшей степени выразительные и точные рисунки пейзажей. Вернувшись в Антверпен, он создал серию пейзажей, которые были гравированы и изданы Иеронимом Коком. Для Кока художник впоследствии исполнил еще много рисунков с различными сюжетами, в том числе «Большие рыбы, пожирающие меньших» (1556; Вена, музей Альбертина) — быть может, самый ранний столь яркий аллегорический визуальный образ тех социальных отношений, которым суждено будет господ­ствовать между людьми все последующие столетия. В 1559—1560 Брейгель создает три выдающихся произведения: «Пословицы», «Битва Поста и Масленицы» и «Детские игры». Выдающимися живописными работами художника являются «Триумф Смерти» (1562; Мадрид, Прадо), «Несение креста» (1564; Вена, Художественно-исторический музей), «Перепись в Вифлееме» (1566; Брюссель, Музей изящных искусств), «Крестьянская свадьба» (Вена, Художественно-исторический музей).

Брудерлам, Мельхиор (?—1409). Живописец, родившийся в Ипре и служивший при дворе Филиппа Храброго, герцога Бургундского. Яркий представитель стиля так называемой интернациональной готики. Впервые имя художника упомина­ется в 1381. В 1387 он исполнил большой заказ — алтарь в картузинском монастыре Шаммоль, близ Дижона, в фамильной усыпальнице герцогов Бур­гундских. Этот алтарь, за который художник получил вознаграждение, судя по сохранившимся документам, в 1394, был установлен не ранее 1399. В 1386—1392 он принимал участие в проектировании герцогского замка — украшал павиль­оны, изготовлял машинерию для всевозможных представлений, расписывал флаги и транспаранты. В 1386 он руководил украшением кораблей, готовивших­ся для экспедиции против Англии. Он славился как создатель витражей, а также как ювелир. В целом он предстает как типичный франко-фламандский художник. Последнее упоминание о мастере относится к 1409.

Валантен де Булонь (1594—1632). Французский художник. Родился в Куломье. С 1614 жил и работал в Риме. Испытал сильное влияние Караваджо. Подобно гениальному итальянцу, Валантен был не способен ни на какую идеализацию, признавал лишь живопись с натуры и брал себе в модели людей из простона­родья. Писал картины на религиозные сюжеты и жанровые сцены. Умер в Риме.

Ван Эйк, Ян. См. Эйк, Ян ван.

Вермер, Делфтский Ян (1632—1675). Голландский живописец. Крупнейший мастер голландской жанровой и пейзажной живописи. В 1653 был принят в гильдию живописцев, а через два года, после смерти отца, который был торговцем шелком, произведениями искусства и владельцем таверны, унасле­довал его дело. Именно оно, а не живопись обеспечивало существование его все увеличивающейся семьи (после себя он оставил вдову с одиннадцатью детьми). В настоящее время известно около 65 картин, несомненно написанных масте­ром. Уже в ранних своих произведениях Вермер стремился создать возвышенный художественный строй образов («Христос у Марфы и Марии»; Эдинбург, Национальная галерея). Со второй половины 1650-х пишет небольшие картины часто с одной женской фигурой (своей женой в качестве модели). В 1660-х творчество Вермера становится более созерцательным и изысканным («Девушка с жемчужиной»; Гаага, Маурицхёйс). Судя по числу сохранившихся картин (даже если учесть, что взрыв склада с боеприпасами в Делфте в 1654, принесший большие разрушения, уничтожил какое-то количество ранних про­изведений мастера), работал Вермер медленно, по-видимому, лишь в свобод­ное от «бизнеса» время и создавал в среднем всего по три картины в два года. При этом остается, однако, труднообъяснимым, как он сумел приобрести то изумительное мастерство, которое демонстрируют его творения. Яркое индиви­дуальное искусство художника не было по достоинству оценено современника­ми. Интерес к нему пробудился лишь в XIX веке.

Веронезе, Паоло (собств. Кальяри) (ок. 1528—1588). Итальянский живописец эпохи Позднего Возрождения. Венецианская школа. Родился в Вероне. Его отец был скульптором. Ок. 1553 обосновался в Венеции и уже тогда был популярным художником. Его стиль вобрал в себя элементы техники Тициана, Дюрера, Пармиджанино. Его первым большим заказом было убранство церкви Сан Себастьяно в Венеции. Карло Ридольфи (итальянский историк живописи XVII века) утверждает, что Веронезе в 1560 посетил Рим. Быть может, это и так, но визит этот не оставил следа в его творчестве. В 1560-е он украсил своими панно виллы венецианской аристократии. Так, вилла Мазер — это триумф сотрудни­чества архитектора (Палладио), скульптора (Витториа) и художника. С этого времени у Веронезе большая мастерская, в которой под его руководством работают три его сына и брат. Он создает огромные композиции — в качестве декоративных панно они непревзойденные. К несчастью, его трактовки религи­озных тем далеко не всегда получали сочувствие церковного начальства, и в 1573 он вынужден был предстать перед Инквизицией по обвинению в недоста­точном пиетизме, в частности, в его картине «Пир в доме Левия» (Венеция, Академия). С 1577 Веронезе был занят главным образом декорированием комнат герцогского дворца в Венеции, незадолго до этого пострадавшего от пожара. В его творчестве нашла яркое выражение венецианская традиция радостной праздничной живописи.

Верроккио Андреа дель (собств. Андреа ди Микеле Чони) (ок. 1435—1488). Итальянский скульптор, живописец и ювелир эпохи Раннего Возрождения. Флорентийская школа. Учитель Леонардо да Винчи и Перуджино. В молодости обучался ювелирному искусству, как скульптор учился у Донателло. В 1472 исполнил надгробный памятник Пьеро и Джованни Медичи в Старой ризнице церкви Сан Лоренцо во Флоренции. Новизна художественного замысла и роскошь отделки этого памятника знаменуют важный момент в истории искусства орнаментики. Шедевром раннего творчества мастера является его бронзовый «Давид» (1475; Флоренция, Национальный музей). С 1479 Верроккио приступает к подготовительным работам для конной статуи кондотьера Барто-ломео Коллеони. В 1481 скульптор прибыл в Венецию, привезя с собою готовую модель коня, сделанную из воска. Закончить эту работу ему не было суждено (открытие памятника, отлитого Алессандро Леонарди, последовало лишь в 1496 на площади Санти Джованни э Паоло в Венеции). У Верроккио была самая большая мастерская во Флоренции во второй половине XV века, и кроме названных выше живописцев здесь проходили обучение и многие другие художники.

Вос, Мартен (ок. 1531—1603). Фламандский художник. Ученик Франса Фло-риса. В 1552 совершил путешествие в Италию, учился в Риме, Флоренции и у Тинторетто в Венеции. К 1558 возвратился в Антверпен, где после смерти Флориса в 1570 стал ведущим из мастеров, писавших в итальянской манере. Его алтари, которые он разрабатывал обычно как вертикальные композиции, создают верную иллюзию пространства, они наполнены персонажами в элеган­тном облачении, с заметно удлиненными фигурами. Писал также исторические композиции и портреты, например «Антуан Ансельм и его семья» (1577; Брюссель).

Гадди, Таддео (ок. 1300—ок. 1366). Итальянский художник, выдающийся ученик Джотто. Лучшие и наиболее известные его работы находятся, вместе с фресками его учителя, в церкви Санта Кроче во Флоренции. Это фрески, посвященные жизни Девы Марии в капелле Барончелли (1338). Ему принадле­жит также роспись стены монастырской трапезной с традиционным для такого места сюжетом — Тайной Вечерей, замечательной своим расположением фигур: Христос и Апостолы, кроме Иуды, сидят не вокруг стола, а рядом вдоль одной из его сторон. Таддео Гадди, на сей раз уже со своими учениками, исполнил цикл «Жизнь Христа» в сакристии этой церкви. В списке лучших здравствовав­ших художников, составленном в 1347 с целью выбрать из них достойнейшего для исполнения алтаря для собора в Пистое, Таддео Гадди значится первым.

Гертген тот Синт Янc (ок. 1460—ок. 1490). Нидерландский художник. Родился в Лейдене, работал в Харлеме. В своем творчестве оригинально претворял принципы живописи нидерландского Раннего Возрождения. Учился, по-види­мому, у Альберта ван Оуватера. Его имя означает: «Маленький Герард из Братства Св. Иоанна», оно было дано ему по названию братства в Харлеме, для которого он писал. Для церкви этого монастыря он написал две большие картины — «Оплакивание Христа» и «Сожжение останков Иоанна Крестителя» (1484; Вена. Художественно-исторический музей). Образцом зрелого творчества художника является «Поклонение волхвов» (ок. 1490; Прага, Национальная галерея) — монументальный триптих с большими фигурами. В настоящее время ему атрибутируется только 15 картин. Важную роль в его картинах нередко играет поэтически-одухотворенный ландшафт («Иоанн Креститель в пустыне», Берлин-Далем, Картинная галерея Государственного музея).

Гиберти, Лоренцо (1378—1455). Итальянский скульптор и ювелир эпохи Ран­него Возрождения. Флорентийская школа. В 1401 во Флоренции был объявлен конкурс на сооружение вторых — северных — бронзовых дверей для баптисте­рия (первые были отлиты из бронзы Андреа Пизано). В конкурсе приняли участие семь скульпторов, среди них Якопо делла Кверча и Брунеллески. Победителем был признан Гиберти. Работа над этими дверями продолжалась 23 года. Цикл рельефов Гиберти посвящен жизни Иоанна Крестителя (двадцать сцен). Еще в восьми полях изображены четыре евангелиста и четыре пророка. По окончании этой работы Гиберти было предложено исполнить третьи — восточ­ные — двери, на сей раз с ветхозаветными сюжетами. Работа над этим заказом заняла еще 27 лет. Микеланджело назвал этот шедевр Гиберти «Вратами Рая». Он был также автором большого оставшегося незавершенным труда, названного им «Комментарии» (1447—1455), содержащего, наряду с прочим, автобиографию.

Гирландайо, Доменико (собств. ди Томмазо Бигорди) (ок. 1448—1494). Итальян­ский живописец эпохи Раннего Возрождения. Флорентийская школа. Его манера была эклектичной, в ней прослеживаются влияния, с одной стороны, Мазаччо и Филиппо Липпи, с другой — нидерландской живописи, в частности Гуго ван дер Гуса, «Алтарь Портинари» которого был установлен в церкви Санта Мария Новелла во Флоренции. Главное наследие художника составляют четыре боль­ших фресковых цикла: украшение капеллы Фины в соборе Сан Джеминьяно, росписи трех флорентийских церквей — Оньисанти, Санта Тринита и Санта Мария Новелла. Гирландайо мало был склонен к avant-garde или к тем направлениям, с которыми ассоциируется, например, Боттичелли, работавший с Гирландайо в Сикстинской капелле. У него было мало заказов от утонченных и аристократических патронов. Но его «прозаический натурализм» сделал его популярным. Заказчики — флорентийский банкир Сасетти, меценат Джованни Торнабуони — ожидали увидеть себя и своих современников запечатленными среди персонажей религиозных сюжетов Гирландайо. Их ожидания оправда­лись — просто и спокойно стоят эти исторические лица в качестве зрителей и свидетелей священных событий.

Госсарт, Ян (прозе, ван Мабюзе) (ок. 1478/80—1533/36). Нидерландский живо­писец. Учился в Брюгге. В 1503 он фигурирует в списках гильдии Св. Луки в Антверпене. В 1508—1509 посетил Италию в качестве сопровождающего в свите Филиппа Бастарда Бургундского, посла в Ватикане. Его ранний стиль обнару­живает следы искусства Гуго ван дер Гуса, Герарда Давида и Дюрера. О хронологии его ранних произведений судить трудно — они не датированы. Но поскольку его «Поклонение волхвов» (Лондон, Национальная галерея) не обнаруживает никаких итальянских черт, можно по крайней мере заключить, что оно было написано до его путешествия в Италию. В результате же этого путешествия он стал обращаться к античным мотивам и сюжетам. Часто изображал обнаженные человеческие фигуры на фоне антикизирующей архи­тектуры. Религиозные и мифологические произведения отличаются внешней эффектностью и надуманностью композиции, манерностью поз. Художествен­ным традициям и достижениям нидерландского искусства наиболее близки портреты Госсарта. Художника высоко ценили современники. Среди его патро­нов были кардинал Каронделе и датский королевский дом. Итальянские биографы (в частности, Вазари) утверждали, что он был первым, кто привез из Италии в Нидерланды истинный метод изображения обнаженной фигуры и мифологические образы.

Грюневальд, Маттиас (он же, как считается, Матис Нитхарт) (ок. 1460—1528). Любопытный факт: самый популярный немецкий художник XVI века, не считая Дюрера, в течение трехсот лет был известен под этим неправильным именем. Современные исследования, которые можно сравнить с детективным романом, называют в качестве автора этого шедевра Матиса Нитхарта. Однако Нитхарт никогда не числился ашаффенбуржцем, как это известно об авторе алтаря, а происходил из Фюрцбурга. Достоверно известно, что с 1501 по 1525 у Грюне­вальда была мастерская в небольшом городке Зелигенштадте, неподалеку от Франкфурта-на-Майне. Но он оставлял свой родной город, когда были значи­тельные заказы, как, например, работа над Изенхеймским алтарем — его орш та§пшп. Он был на службе у двух архиепископов. С 1511 по 1514 — у Уриэля фон Геммингена, для которого он исполнил несколько декоративных работ в Ашаффенбургском замке, и с 1516 по 1525 — у Альбрехта фон Бранденбурга, для которого написал алтари в соборе в Галле. В 1525 Грюневальд, по-видимому, принимал участие в крестьянском восстании и проникся сочувствием к идеям Лютера. В результате он потерял покровительство архиепископа. Умер Грюне­вальд в Галле. Последние годы он подписывался: «Wasserkunstmacher», то есть своего рода инженер по гидравлике.

Гус, Гуго ван дер (ок. 1440—1482). Нидерландский живописец эпохи Раннего Возрождения. Работал главным образом в Генте. Впервые его имя упоминается в 1465. В 1467 он становится членом гильдии художников, в 1474 он является деканом гильдии. В эти годы он достигает наивысшей славы и почета. В 1468 его пригласили принять участие в украшении Брюгге по случаю бракосочетания герцога Карла Смелого и Маргариты Йоркской. В 1471—1472 он оформлял торжества, устроенные в связи с въездом в Гент Карла Смелого. Он написал картины, которые были выставлены по пути следования праздничного кортежа. Ни одна из них не сохранилась. Высшим достижением творчества художника был «Алтарь Портинари» — самое значительное произведение нидерландского искусства второй половины XV века.

Давид, Герард (ок. 1460—1523). Нидерландский живописец. Родился в Оудеватере (Голландия), возможно, был учеником Гертгена тот Синт Янса. В 1484 обосновался в Брюгге и после смерти Ганса Мемлинга (1499) считался крупнейшим мастером. Из ранних работ наиболее известна «Суд Камбиза» (1498) (Брюгге, Городской музей изящных искусств). Значительной работой среднего периода является триптих «Крещение Христа» (1507; Брюгге, Город­ской музей изящных искусств).

Дарэ, Жак (1406—1468 или позже). Родился в Турне и упоминается в докумен­тах в 1418 как сосед по дому Робера Кампена, в мастерской которого работал до 1432. Между 1434—1452 выполняет работы для аббатства Св.Вааста в Аррасе; «Рождение Христа», написанное для аббатства, в настоящее время находится в Лугано (собрание барона Тиссен-Борнемиса). Художник, конечно же, был знаком с творением Робера Кампена на этот сюжет — оба они использовали одну и ту же необычную для того времени иконографию (сравнение этих произведений — один из ключевых аргументов в споре об отождествлении Флемальского мастера с Робером Кампеном). С 1464 живет в Брюгге, где занимается декоративными работами для торжеств в связи с бракосочетанием короля Карла Смелого и Маргариты Йоркской (1468). Работал также и в Лилле. Из всех его работ до нас дошли лишь четыре внешние створки резного алтаря из аббатства Св. Вааста.

Джентиле да Фабриано (ок. 1370—1427). Итальянский художник, одна из основных фигур интернациональной готики. В своих непрерывных скитаниях он посетил почти все крупные художественные центры Италии. В 1408 он оказы­вается в Венеции, где принимает участие в росписи Палаццо дожей (эти его работы не сохранились). В 1420 прибывает во Флоренцию; здесь он создает свою самую знаменитую работу (подписанную и датированную — 1423) — «Покло­нение волхвов» — для церкви Санта Тринита. В 1425 он отправляется — через Сиену и Орвьето — в Рим, куда прибывает в 1427. Здесь он успевает написать фрески для Латеранской базилики Сан Джовани (тоже погибших) и в том же году умирает.

Джованни да Милано. Итальянский художник XIV века. Его имя впервые встречается в 1350. В 1365 он начинает свой капитальный труд — фрески капеллы Ринуччини во флорентийской церкви Санта Кроче. В 1369 он прини­мает участие в росписи Ватикана. После этого его след теряется. Исследователи отмечают определенную жесткость рисунка и угловатость формы, но вместе с тем и «прирожденное чутье реальности, позволяющее художнику рассказывать о священных событиях в таких правдивых, интимных тонах, с такими жанро­выми и натюрмортными подробностями, каких мы не найдем даже в Сиенской школе» (Б. Виппер).

Джованни ди Паоло (1403?—1483). Итальянский художник. Сиенская школа. Джованни копировал Лоренцетти и заимствовал у Гиберти, Донателло, Лорен-цо Монако и Фра Анджелико. Но после такого шедевра, как «Мадонна с Младенцем на фоне пейзажа» (ок. 1460-х; Бостон, Музей изящных искусств), ему можно простить все. Его экстатические фигуры населяют иррациональный мир («Иоанн Креститель, отправляющийся в пустыню», Чикаго, Художествен­ный институт). Беренсон назвал его «Эль Греко кватроченто».

Джордано, Лука (прозе. Фа Престо [«Делает быстро»]) (1634—1705). Итальян­ский художник. Родился и умер в Неаполе. Учился у своего отца Антонио Джордано, изучал произведения Риберы. Испытал влияние Пьетро да Кортоны, Дж. Ланфранко и позднее Веронезе. Блестяще соединил неаполитанский и венецианский стили. Работал преимущественно в Неаполе, а также в Риме, Флоренции, Венеции, Бергамо. В 1692 был приглашен испанским королем Карлом II, отправился к нему и в течение 10 лет работал в Мадриде, Толедо и Эскориале. Славился быстротой работы, за что и получил свое прозвище. Писал фрески и картины на религиозные, мифологические и аллегорические темы, портреты.

Джорджоне (собств. Джорджо Барбарелли да Кастельфранко) (1475—1510). Итальянский художник эпохи Высокого Возрождения. Всеми признается его огромное влияние на Венецианскую школу живописи, однако исчерпывающее суждение о таланте художника затруднительно, ввиду того что после его ранней смерти (по-видимому, от чумы) многие его произведения либо оказались утерянными, либо, оставшиеся им незавершенными, были закончены его учениками, в том числе Тицианом. Главными источниками сведений о жизни художника являются «Жизнеописания» Вазари и записки Маркантонио Мики-эля. Юношей он явился в Венецию и поступил в мастерскую Джованни Беллини. Вазари называет его зачинателем венецианского «золотого века» в искусстве. Всемирно известные работы художника — «Юдифь» (Санкт-Петер­бург, Эрмитаж), «Три философа» (Вена, Художественно-исторический музей), «Гроза» (Венеция, Академия), «Сельский концерт» (Париж, Лувр). «Спящая Венера» (Дрезден, Картинная галерея), оставшаяся незаконченной, была допи­сана Тицианом.

Джотто ди Бондоне (ок. 1267—1337). Итальянский живописец эпохи Прото­ренессанса. С его именем связано самое радикальное обновление в искусстве живописи со времен античности. Его деятельность началась в конце последнего десятилетия дученто во Флоренции. Важнейшая веха его творчества — росписи Верхней церкви в Ассизи (1297—1299) со сценами из жизни Св.Франциска Ассизского. Первые годы XIV века он провел в Риме, где исполнил мозаику «№у1се11а» для церкви Св.Петра (1300). За пребыванием в Риме следует его деятельность в Падуе, где Энрико Скровеньи строит капеллу на месте бывшей римской арены, росписи для которой заказывает Джотто (капелла Скровеньи или, иначе, капелла дель Арена). Мастер работал над ними, судя по некоторым историческим данным, в 1304—1306. В 1307 Джотто возвращается во Флоренцию. Здесь он вскоре исполняет алтарную икону Богоматери для церкви Оньисанти («Мадонна Оньисанти»; Флоренция, Галерея Уффици). В 1317 Джотто присту­пает к работе над большим циклом фресок во флорентийской церкви Санта Кроче (капеллы Барди и Перуцци). С 1329 по 1333 художник работает в Неаполе (все работы этого периода погибли). С 1334 и до смерти Джотто живет во Флоренции.

Дитрих (Дитрици), Христиан Вильгельм Эрнст (1712—1774). Немецкий худож­ник. Родился в Дрездене, учился у своего отца Иоганна Георга Дитриха в Дрездене. Работал преимущественно там же. В 1743—1744 находился в Италии. Писал пейзажи, жанровые, батальные и религиозные сцены, свободно усваи­вая манеру других мастеров и школ.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: