Пояснительная записка
Важное место в системе физического воспитания детей дошкольного возраста занимают действия с мячом. Мяч - это снаряд, который требует ловкости и повышенного внимания. Упражнения в бросании, катании, ведении мяча способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствует пространственную ориентировку, формируют умения действовать с мячом, приучают рассчитывать направление броска, согласовывать усилие с расстоянием, развивают выразительность движений. Занимаясь с мячами различного веса и объѐма, развиваются не только крупные мышцы, но и мелкие. Увеличивается подвижность в суставах пальцев и кистей, голени и стопы, усиливается кровообращение. При систематическом обучении дети без проблем совершают сложные координированные движения, начинают логически осмысливать свои действия, значительно улучшаются навыки владения мячом: свободно держать, передавать, бросать, вести мяч, следить за ним. Кроме того, правильно подобранные упражнения с мячом могут способствовать выработке таких психологических качеств, как внимательность, инициативность, целеустремленность. Особый интерес представляет использование игрового метода и упражнений из арсенала спортивных игр в системе физического воспитания детей старших и подготовительных групп в дошкольных образовательных учреждениях. Физкультурные занятия, построенные на использовании элементов спортивных игр и упражнений, в значительной степени способствуют повышению уровня физической подготовленности, физическому и психическому развитию, вызывают повышенный интерес к занятиям двигательной деятельностью у дошкольников. Чтобы удовлетворить потребность детей в двигательной активности в нашем детском саду организован кружок «Школа мяча».
Программа дополнительного образования «Школа мяча» составлена на основе учебно-методического пособия Н.И.Николаевой «Школа мяча», издательство «Детство-Пресс», и является дополнительным видом образования в форме кружковой работы, предназначена для детей 4-7 лет, рассчитана на 1 год.
Актуальность
Данные статистики, факты из медицинской практики говорят о том, что многие дети испытывают двигательный дефицит, который приводит к выраженным функциональным нарушениям в организме: снижение силы и работоспособности скелетной мускулатуры влечет за собой нарушение осанки, координации движений, выносливости, гибкости и силы, плоскостопие, вызывает задержку возрастного развития.
Для удовлетворения потребности детей в двигательной активности в детском саду необходимо организовывать занятия по интересам физкультурно-спортивной направленности.
Спортивный кружок предусматривает разнообразную деятельность с мячом в соответствии с интересами и потребностями, с учетом возраста детей, их особенностями, состоянием здоровья. На занятиях создаются условия для своевременного и правильного физического и полноценного психического развития, дается возможность раскрыть индивидуальные особенности и творческий потенциал каждого ребенка. Рационально распределяется двигательная нагрузка дошкольников: с учетом физиологической реакции детей, соответствие нагрузки их возрастным и индивидуальным возможностям, уровнем подготовленности.
Отличительные особенности данной программы: систематизирована структура организации занятий; направлена на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности. В программе, используется игровой метод и упражнения из арсенала спортивной игры баскетбол в системе физического воспитания детей в ДОУ.
При обучении игре в баскетбол используются самые разнообразные действия с мячом, что обеспечивает необходимую физическую нагрузку на все группы мышц ребенка. Основное внимание должно быть направлено не на специальную подготовку, а на создание общих предпосылок успешного обучения спортивным играм.
Игра в баскетбол – командная, совместные действия игроков в ней обусловлены единой целью. Она сложна и эмоциональна, включает в себя быстрый бег, прыжки, метания, осуществляемые в оригинально задуманных комбинациях, проводимых при противодействии партнеров по игре. Игра в баскетбол отличается от подвижных игр большей определенностью. Она имеет установленные правила, которые определяют точность двигательных действий, проводится при участии судьи. Обязательными являются правильная разметка площадки, соответствующее оборудование и инвентарь.
Наряду с физическим развитием детей решаются задачи нравственного, умственного и эстетического воспитания. Полученные навыки действий с мячом, используются детьми в самостоятельных играх и упражнениях. Занятия в кружке проходят 2 раза в неделю по 30 минут.
Цель программы: формирование двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста, посредством специальных и игровых упражнений с мячом.
Задачи:
• Накопление и обогащения двигательного опыта детей – овладение основными двигательными режимами (бег, ходьба, ловля, ведение, передачи, броски);
• Развитие физических качеств (ловкость, координация, скоростно – силовые, выносливость);
• Воспитание потребности в здоровом образе жизни;
• Обеспечение физического и психического благополучия;
• Формирование представления о сущности игры в баскетбол и ее правилах;
• Воспитание нравственно- волевых качеств, умения играть коллективно,подчинять собственные желания интересам коллектива, оказывать помощь товарищам в сложных ситуациях.
Принципы и методы обучения
Дидактические принципы:
Ø сознательность
Ø активность
Ø систематичность и последовательность
Ø доступность и прочность
Ø наглядность
Принципы физического воспитания:
Ø систематичность
Ø постепенное повышение нагрузки
Ø чередование нагрузки и отдыха
Ø повторяемость упражнений
Ø возрастные особенности
Ø оздоровительная направленность
Методы:
Ø словесные (объяснение упражнения, указание, распоряжение и команда, рассказ, беседа);
Ø наглядные (показ, имитация, звуковые и зрительные ориентиры, использование наглядных пособий);
Ø практические (упражнения, конкретные задания, игровые приемы, поддержка и помощь, соревнования).