УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ: ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ
Теперь мы переходим к изучению процесса управления и раскрытию его основных функций: планирование, организация, контроль. В данном разделе определяется сущность планирования деятельности современного учреждения, раскрываются этапы организации его работы и освещаются подходы к осуществлению контроля за его достижениями.
ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ
Изучив данную тему, вы узнаете о сущности планирования как функции управления, познакомитесь с особенностями его рассмотрения на различных этапах развития менеджмента. Мы выделим этапы планирования, его основные виды и формы.
Каким образом будущее сделать настоящим? Что для этого необходимо предпринять? Каковы будут последствия наших действий? На эти и многие другие вопросы мы находим ответы, осуществляя планирование.
Планирование как функция управления была выделена в период становления менеджмента в начале XX в. Исследователи школы научного управления (Ф.У.Тейлор, Г.Ганнт, Ф.Гилбрет) уделяли большое внимание планированию, указывали на его ключевое значение в управлении. Именно представителем данной школы Г. Ганнтом было введено понятие «календарное планирования» и предложена его оригинальная форма, так называемый график Ганнта», используемый и сегодня при оперативном планировании.
Наряду с западными исследователями отечественные ученые в начале XX в. рассматривали планирование в качестве основополагающей функции управления (А. К. Гастев, П. М. Керженцев и др.). В СССР в 1920-е гг. в Госплане одним из центральных вопросов дискуссий был вопрос о наиболее эффективном осуществлении планирования.
|
Изучение теоретических основ планирования, условий его эффективного осуществления позволит вам осознать важность и необходимость в управлении данной функции.
1. Сущность планирования
Планирование как функция управления направлено на снижение эффекта неопределенности деятельности организации, а также на обозначение путей достижения поставленных целей.
Цель планирования заключается в определении механизма согласования действий субъектов управления, содержания и сроков их деятельности, обеспечивающих реализацию организационных задач.
Задачи планирования:
1. Обозначение направлений деятельности организации на основе изучения ее потенциала и состояния окружающей среды.
2. Определение желаемых результатов работы организации, на достижение которых направлена планируемая деятельность.
3. Выделение средств (ресурсов), обеспечивающих достижение поставленных целей.
4. Разработка стандартов осуществляемой деятельности, требований к ее реализации, критериев и показателей оценки результатов.
Для успешного планирования необходимо соблюдение следующих условий:
- определение изначальной, «стартовой» позиции организации
на момент начала планирования. В связи с этим предполагается изучение как состояния внутренних ресурсов организации, результатов предыдущей деятельности, так и тех внешних условий, в которых будет протекать последующая деятельность. Следует помнить, что в зависимости от тщательности анализа исходного состояния объекта планирования будет зависеть последующая реальность планов, возможность их реализации;
|
- описание ожидаемых результатов деятельности по окончании реализации планов. Определяя желаемые результаты, следует стремиться к четкому и конкретному обозначению характеристик результата, что позволит оценить степень реализации планов. При этом необходимо учитывать, что планы реализуются людьми в быстроменяющихся условиях окружающей среды. Скорее всего, полученные результаты деятельности не будут полностью соответствовать запланированным. Поэтому, определяя результаты и осуществляя контроль за их достижением, руководителю необходимо помнить о гибкости (пластичности) плана, возможности его оперативной корректировки;
- выбор оптимальных путей и средств, позволяющих достичь запланированных результатов. Определяя содержание плана, т.е. мероприятия, участников, ответственных, сроки исполнения,
- необходимо помнить о реальном состоянии дел в организации, уровне ее развития. Не следует перегружать планы большим количеством мероприятий в ограниченные сроки;
- включение в процесс планирования сотрудников организации. Участие сотрудников в планировании деятельности организации способствует:
· повышению у них личной заинтересованности в реализации выработанных планов;
· получению более широкого представления о деятельности организации;
· согласованию индивидуальных целей сотрудников и подходов к осуществлению работы;
· более глубоким аналитическим основаниям планирования;
· определению рабочих взаимоотношений в коллективе в реализации выработанных планов;
|
· развитию активности и организаторских способностей членов коллектива и созданию положительного микроклимата.
Результатом осуществления функции планирования является создание системы планов, состоящей из стратегических, тактических и оперативных планов.
2. Виды планирования
В менеджменте выделяют следующие виды планирования (в зависимости от временного периода осуществления):
- стратегическое (долгосрочное);
- тактическое (среднесрочное);
- оперативное (краткосрочное).
I Стратегическое планирование охватывает длительный период времени (чаще всего 3 — 5 лет). Понятие «стратегия» первоначально использовалось в военной сфере при определении путей достижения побед.
Стратегия современной организации — это определение магистральных направлений развития, исходя из внешних и внутренних обстоятельств ее деятельности.
Первым этапом подготовки стратегических планов является анализ окружения и внутреннего потенциала организации.
Второй этап предполагает определение миссии и ключевых целей организации.
Третий этап заключается в разработке стратегии развития организации.
Сегодня в теории менеджмента выделяют группы эталонных стратегий.
Первая группа — стратегии роста (маркетинговые стратегии), заключающиеся в совершенствовании деятельности организации по реализуемым направлениям, не меняя сферы деятельности. В данной группе эталонных стратегий выделяют следующие конкретные стратегии:
· стратегия усиления позиций на рынке. Например, дошкольное образовательное учреждение концентрирует усилия на улучшении своих позиций на рынке путем снижения цен, повышения качества услуг, активного их предложения (рекламы) потенциальным клиентам (родителям);
· стратегия развития рынка предполагает освоение новых рынков и предложение на них оказываемых организацией услуг. Например, организация образовательных услуг детям, которые не посещают детский сад постоянно (создание групп кратковременного пребывания);
· стратегия развития услуг, заключающаяся в оказании новых услуг на уже освоенном организацией рынке. Например, пополнение ассортимента услуг ДОУ новой услугой — стрейтчинг (система упражнений по развитию гибкости).
Следует отметить, что данные стратегии являются наиболее часто реализуемыми в дошкольных образовательных учреждениях.
Вторая группа — стратегии диверсификационного роста, предполагающие изменение деятельности организации, ее сферы и значительное преобразование оказываемых услуг.
Диверсификация — построение разнообразия, в управлении — реакция организации на изменения в окружении путем преобразования собственной деятельности.
Примером реализации данной стратегии будет создание на базе ДОУ оздоровительного центра для детей, что потребует значительного преобразования деятельности детского сада, использования новых технологий работы, охвата новых рынков. Наиболее распространенным вариантом реализации стратегии диверсификации в системе дошкольного образования является преобразование дошкольного учреждения в детский сад-школу. Это, с одной стороны, усложняет управление учреждением, организацию его работы, а с другой - способствует расширению рынка услуг, привлечению большего количества клиентов в ДОУ.
Стратегии данной группы являются наиболее сложными для их практической реализации, поскольку требуют высокого ресурсного обеспечения, готовности персонала к реализации новой стратегии, способности руководителя анализировать и прогнозировать состояние и развитие рынков, на которые выходит организация. Однако правильное определение данных стратегий позволяет выжить организации и занять более выгодные позиции на рынке.
Третья группа — стратегии сокращения. Данные стратегии реализуются в случае необходимости перераспределения сил внутри организации с целью ее успешной адаптации к условиям внешней среды. Реализация этих стратегий достаточно болезненна для организации. Но следует помнить, что развитие, рост организации зачастую невозможны без сокращения, отказа от некоторых направлений деятельности организации.
Таким образом, в результате стратегического планирования создается программа развития организации, в которой определяется ее исходное состояние и потенциал окружения, миссия и стратегические цели и вырабатывается стратегия дальнейшего ее преобразования.
Подготовленный стратегический план является ориентиром для последующего тактического планирования.
II Тактическое планирование осуществляется на среднесрочный период (1 — 3 года). Сущность тактического планирования заключается в определении тактики распределения ресурсов организации для достижения стратегических целей.
Основное различие между стратегическим и тактическим планированием заключается в том, что первое из них отвечает на вопрос — что является нашими целями (приоритетами) в деятельности, а второе - как нам их достичь?
Тактическое планирование в организациях осуществляется в рамках подготовки годовых планов работы и планов основных подразделений. Этапы годового планирования работы образовательной организации.
Первый этап — анализ итогов работы организации на предыдущем этапе.
Рекомендуемая структура анализа итогов работы за определенный период:
· достигнутый уровень решения задач, его количественная и
качественная характеристика;
· анализ результатов деятельности коллектива по решению задач, положительных и негативных сторон его деятельности;
· определение условий, способствующих получению незапланированных результатов;
· выявление причин, вызвавших недостатки в работе, сбои в реализации планов;
· обозначение путей решения проблем, которые будут положены в основу нового цикла планирования.
Второй этап — определение основных целей на последующий период планирования, их ранжирование. Исходя из результатов анализа и стратегических планов, определяются цели и основные направления в дальнейшей работе на краткосрочный период.
Третий этап — определение мероприятий, позволяющих достичь поставленные цели.Мероприятиями по достижению целей называются совокупности средств, способов, действий по реализации деятельности образовательного учреждения.
На данном этапе конкретизируется содержание деятельности на планируемый период; исполнители и ответственные за его реализацию, механизм координации их действий; ресурсы для осуществления плана.
Четвертый этап — обсуждение и утверждение плана на заседании совета организации. Прежде чем приступить к рассмотрению и утверждению плана в рамках работы коллегиальных органов, членам организации предлагается познакомиться с проектом плана, высказать свое мнение, предложить дополнения, корректировки.
Таким образом, тактический (среднесрочный) план позволяет определить конкретные цели деятельности организации и средства для их достижения. Он показывает не только то, что необходимо достичь, но и то, как это можно сделать.
На основе тактического плана разрабатывается оперативный план работы сотрудников организации.
III Оперативное планирование осуществляется на краткосрочный период (обычно охватывает период до нескольких месяцев).
Оперативные планы составляются на основе тактических и включают в себя конкретное содержание работы по дням. Данный вид планирования практически осуществляется каждым квалифицированным сотрудником организации. Так, например, в детском саду старший воспитатель готовит план методической работы на месяц; медсестра составляет план оздоровительных мероприятий на 30 дней; воспитатель разрабатывает календарный план образовательного процесса в группе и т.д. Для оперативного планирования сотрудники чаще всего используют ежедневники, в которых указывают дату, время, содержание того или иного мероприятия. Определение и реализация ежедневных планов каждым сотрудником организации шаг за шагом приближает их к достижению выработанной стратегии развития.
3. Формы планирования
При подготовке планов возможно использование следующих форм планирования: текстовой, сетевой и графической.
Текстовая форма планирования предполагает написание плана в виде текста. Данная форма широко используется при планировании работы на год и более длительные периоды времени.
Чаще всего к ней прибегают при:
· описании результатов анализа работы организации за предыдущий период;
· установлении причинно-следственных связей, обусловивших достижения организации и возникшие проблемы;
· характеристике сложившейся ситуации в организации на момент планирования.
Сетевая форма планирования предполагает использование сеток, таблиц и циклограммы при планировании. Эта форма применяется для детального планирования выполнения конкретной задачи.
Она позволяет:
· четко отобразить объем и структуру решаемой задачи;
· выявить и проанализировать взаимосвязь между различными мероприятиями;
· эффективно определить механизм использования ресурсов;
· избежать перенагруженность планов, их перенасыщенности.
Графическая форма планирования отражает содержание в виде двухкоординатных графиков, диаграмм, гистограмм. Чаще всего данная форма планирования используется для демонстрации количественных показателей. Ее применение позволяет наглядно представить весь объем работы на год, месяц, день.
В качестве примера рассмотрим возможность использования «графика Ганнта» (график 1) при планировании подготовки курсовой работы.
Рекомендации к построению «графика Ганнта»:
График следует начинать строить с заключительного действия (мероприятии), двигаясь справа налево к определению начала работы. Прежде всего следует зафиксировать время, когда должна быть закончена работа по реализации конкретной задачи. Затем определить продолжительность действия, заключающего процесс выполнения данной задачи (действие 6), и момент его начала. Точки начала и окончания заключительного действия нанести на диаграмму и соединить прямой линией, показывающей продолжительность действия. Затем определить, какие действия должны быть закончены к моменту начала отображенного на диаграмме последнего действия. Для этих действий также определяется их продолжительность, момент начала, и они наносятся на диаграмму (действие 5).
Затем все повторяется вновь для действий, только что нанесенных на диаграмму. После первого (чернового) заполнения может оказаться, что мероприятия не умещаются в границах времени, отводимого на решение задачи, т.е. в установленные сроки задача не может быть решена.
Тогда следует либо изменять общие сроки начала и окончания работы по решению задачи, либо уменьшать продолжительность некоторых действий.
ЗАДАНИЯ ИВОПРОСЫПО ТЕМЕ
«ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ»
Задание 1. Докажите, что стратегические, тактические и оперативные планы составляют не набор разрозненных документов организации, а являются элементами системы планирования. Изложите факты в поддержку данного положения.
Практико-ориентированное задание:
СИТУАЦИЯ ДЛЯ АНАЛИЗА: «ПЛАНИРУЕМ РАБОТУ НА ГОД»
В дошкольном образовательном учреждении «Родничок» годовое планирование работы являлось «головной болью» старшего воспитателя Елены Сергеевны. Вот и сейчас приближался апрель и наступало время разрабатывать план работы на следующий учебный год.
Елена Сергеевна знала, что ей предстоит анализировать работу сада, на основе полученных результатов ставить задачи на новый год, а потом сидеть и выдумывать массу интересных, как ей казалось, мероприятий. Затем последует равнодушное одобрение коллективом предложенного плана на педагогическом совете, а заведующая Ольга Петровна будет хвалить ее за находки, новые идеи.
Но придет очередной апрель, время подводить итоги, и вновь Елена Сергеевна обнаружит, что некоторые запланированные направления работы даже не начинались, а масса мероприятий осталась не проведена. «Хватит! Это пустая трата времени», — подумала Елена Сергеевна и в этом году решила поступить иначе.
Реализация плана работы детского сада зависит от всех сотрудников, их усилий и желаний. Поэтому Елена Сергеевна предложила педагогам принять активное участие в планировании работы на следующий год. Реакция коллег была неоднозначной. Некоторые воспитатели начали возмущаться, что на них все пытаются переложить свою работу и данное предложение яркое тому подтверждение. Но часть коллектива поддержала предложение старшего воспитателя и активно включилась в работу группы по подготовке годового плана.
Прежде всего, усилиями рабочей группы был разработан опросник и листы самоанализа, которые были предложены коллегам с целью выявления результатов работы каждого воспитателя за предыдущий период и их предложений по совершенствованию работы детского сада в дальнейшем.
Проанализировав материалы, вскрыли причины плохого выполнения планов. Оказалось, во-первых, многие обозначенные мероприятия не являлись актуальными для педагогов ДОУ — это было обусловлено отсутствием глубокой аналитической основы планирования; во-вторых, предыдущие планы перегружены мероприятиями, было выявлено их неравномерное распределение по срокам.
В результате проведенного анализа рабочая группа определила основные задачи деятельности ДОУ на следующий год и разработала план мероприятий. При этом девиз их работы был «Лучше меньше, но лучше!» Они попытались определить актуальные задачи работы и рационально распределить содержание деятельности (основные мероприятия).
Следует отметить, что запланированного было намного меньше, чем в прошлые годы, но оно, по мнению воспитателей, стало реально и выполнимо.
Удовлетворенная результатами работы группы, Елена Сергеевна представила годовой план на согласование заведующей. Посмотрев намеченный план работы на следующий год, Ольга Петровна вызвала старшего воспитателя «на ковер»: «Что это?! Вы разучились работать? Более ужасного плана в вашем исполнении я не видела! Где ваше творчество, где масса интереснейших мероприятий, которые вы всегда определяли? Как может быть организовано всего лишь три семинара для педагогов в год! Вас больше не волнует проблема повышения квалификации педагогов?»
Елена Сергеевна попыталась объяснить необходимость учета при планировании возможностей и желаний педагогов, их загруженности, отмечала, что предыдущие «интересные и насыщенные» планы не были реализованы и наполовину. Но Ольга Петровна была непреклонна: «План следует переделать. Эту формальную отписку мы на педагогическом совете даже рассматривать не будем. Ведь его невозможно показать ни одной проверке! Можно подумать, что наш сад отстающий, не работающий совсем. Стыдно! А насчет того, что предыдущие планы не реализовывались, я вам скажу, уважаемая, надо следить за их выполнением! Воспитатели должны ходить на семинары, участвовать в консультациях и других мероприятиях. А все их разговоры о перегруженности — это сказки от нежелания работать!»
1. Какой из представленных подходов к организации планирования годовой работы детского сада вам наиболее импонирует? Почему вы считаете, что целесообразнее придерживаться его? Обоснуйте свой ответ.
2. Каким образом вы поступили бы с членами педагогического коллектива, отказавшимися участвовать в разработке планов? Подберите аргументы, убеждающие их в необходимости включения в процесс коллективного планирования.
3. Оцените организацию процесса планирования, предложенную Еленой Сергеевной. Определите его основные этапы, их содержание и результативность.
4. Проанализируйте реакцию заведующей на представленный годовой план.
Подберите аргументы, защищающие ее точку зрения и оппонирующие ей. Согласны ли вы с мнением Ольги Петровны?
5. Каким образом вы бы поступили на месте Елены Сергеевны после разговора с руководителем ДОУ?
Обоснуйте свой ответ.
6. Как бы вы построили разговор старшего воспитателя с членами педагогического коллектива в результате общения с заведующей.
Вопросы для повторения
1. В чем назначение планирования?
2. Раскройте цель и содержание планирования.
3. Обозначьте условия, предопределяющие успешность планирования.
5. Докажите целесообразность включения в планирование членов коллектива. Раскройте технологию его осуществления.
6. Охарактеризуйте стратегическое, тактическое и оперативное планирования. Докажите взаимообусловленность содержания различных видов планов.
ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ
Изучив предыдущую тему, вы узнали, каким образом осуществляется планирование работы в организации. Однако, поставив цели и обозначив ориентиры деятельности в плане, следует определить условия, которые позволяют их достичь. Реализация условий, обеспечивающих выполнение намеченных планов, осуществляется посредством функции организации. Раскроем содержание этой функции и этапы ее реализации.
Понятие «организация» является одним из ключевых в менеджменте и имеет ряд значений. Так, в теме 2 мы рассматривали организацию как объединение людей, занимающее определенное место в обществе с целью достижения организационных целей, и отмечали, что в этом смысле организация выступает как социальный институт с определенным социальным статусом.
Помимо этого значения, «организация» в менеджменте трактуется как процесс, направленный на объединение, упорядочивание, налаживание, устройство какой-либо деятельности. В данном случае организация выступает как функция управления, которую мы и рассмотрим более подробно.
Организация как функция управления была выделена в начале XX в. основоположником менеджмента А.Файолем и определена им как отвечающая за «построение материального и социального организма предприятия». В процессе дальнейшего развития функционального подхода к рассмотрению содержания управленческой деятельности набор функций уточнялся, дополнялся, видоизменялся, однако функция «организация» выделяется практически во всех классификациях.
Организация — процесс, направленный на упорядочивание деятельности учреждения, создание его структуры, распределение обязанностей между его членами с целью реализации намеченных планов и достижения желаемых результатов.
Задачи организации:
1) создание организационной структуры, отражающей рациональное распределение труда, определение организационных элементов (подразделений) и связей между ними;
2) определение функциональных полномочий членов организации, их прав и обязанностей;
3) обеспечение деятельности учреждения посредством реализации организационных механизмов — регламентирования, нормирования, инструктирования и делегирования.
Этапы организационного проектирования:
· Выделение организационных подразделений на основе анализа направлений ее деятельности (разделение труда и специализация, департаментизация).
· Определение связей между подразделениями и механизма их координации.
· Установление иерархии организации, определение кто кому будет подчиняться в процессе достижения целей.
· Определение полномочий и должностных обязанностей сотрудников организации в рамках созданной организационной структуры.