Сказ «Медной горы хозяйка»




Павел Петрович Бажов

Чудесная история про старика Кокованю, сиротку Дарёнку, кошку Мурёнку и волшебного козла по прозвищу Серебряное копытце – одна из самых любимых детских сказок. Написал её Павел Петрович Бажов, журналист, писатель и общественный деятель.

Павел Петрович Бажов родился в 1879 г. и прожил свою жизнь на Урале.

«Его детство и отрочество прошли в городке Сысерти и на Полевском заводе, входившем в Сысертский горный округ. Отец его в ту пору был рабочим. Независимый характер отца, за острый язык получившего прозвище Сверло, был причиной недовольства им со стороны заводского начальства. За обличение несправедливых порядков его не раз переводили с одного завода на другой, а иногда и увольняли с работы. Однако заводчики не могли обойтись без опытного мастера и снова принимали его в цех.

Мать писателя была искусной кружевницей. Еще в детском возрасте она была отдана в мастерскую – «рукодельню», где научилась искусству плетения кружев и вязания чулок. Не щадя глаз, плела она кружева и вязала ажурные чулки для жен и дочерей заводского начальства. Это было большим подспорьем для семьи, особенно во время вынужденной безработицы мужа.

Дома Бажов слушал рассказы отца и бабушки о былой жизни, о труде рабочих и искусстве уральских камнерезов. В Сысерти были хорошие рассказчики, но самым лучшим и любимым у детворы рассказчиком был старый полевской горняк Василий Алексеевич Хмелинин. «Он работал сторожем дровяных складов и у его сторожки на Думной горе собирались ребятишки послушать интересные истории. В то время Хмелинину уже шел восьмой десяток». «Старик еще бодро держался, бойко шаркал ногами в подшитых валенках, не без задора вскидывал клинышек седой бороды, но все же чувствовалось, что доживал последние годы. Время высушило его, ссутулило, снизило и без того невысокий рост, но все еще не могло потушить веселых искорок в глазах», — писал Бажов.

Василий Алексеевич Хмелинин рассказывал ребятишкам о Гумешковском руднике, его истории, хозяевах, загадочных происшествиях, «тайной силе», девке Азовке, бурой кошке, ящерках и других чудесных помощниках горняков и камнерезов. Он отличал свои рассказы от сказок. Павел Петрович вспоминал: «Человек пять ребятишек уже давно ждут, но если кто-нибудь попросит сказку, старик всегда поправит: «Сказку, говоришь? Сказки — это, друг, про попа да про попадью. Такие тебе слушать рано. А то вот еще про курочку-рябушку да золото яичко, про лису с петухом и протча. Много таких сказок маленьким сказывают. Только я это не умею. Кои знал, и те позабыл. Про старинное житье да про земельные дела — это вот помню. Много таких от своих стариков перенял, да и потом слыхать немало доводилось... Только это не сказки, а сказы да побывальщины прозываются. Иное, слышь-ко, и говорить не всякому можно. С опаской надо. А ты говоришь — сказку!»

Рассказчик часто обращался к слушателям и приговаривал: «Слышь-ко». Так и прозвали старого горняка дедушкой Слышко. Когда мы читаем сказы П. П. Бажова, то словно бы слышим добрый, чуть насмешливый голос и видим живую улыбку дедушки Слышко.

Бажов был единственным ребенком в семье, поэтому родители смогли собрать денег, чтобы дать ему образование. Он учился в Екатеринбургском духовном училище, а затем в Пермской семинарии. В гимназии и реальном училище плата была значительно выше, требовалась дорогая форменная одежда, а в училище форма не нужна была и предоставлялось общежитие.

После учебы П. П. Бажов почти двадцать лет работал учителем. В годы гражданской войны он сражался в крестьянских партизанских отрядах против белой армии на Урале, в Сибири и на Алтае. После войны он начал работать редактором газеты. В 1936 г., когда Бажову самому было уже пятьдесят семь лет, в журнале «Красная новь» были опубликованы первые сказы Бажова, и среди них — «Медной горы Хозяйка». Успех этих сказов побудил Бажова продолжить работу. С этого момента и до конца своей жизни Бажов посвящает себя работе над книгой «Малахитовая шкатулка». Эта книга действительно, как шкатулка: в нее один за другим писатель складывал все новые и новые сказы о нелегкой жизни и удивительном труде горняков и камнерезов, мастеров по обработке камня.

Бажов называл свои произведения «былью с элементами сказочного», иначе говоря, сказами. Чем же отличается сказ от сказки?

Сказ — жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды, повествование, ведущееся от лица рассказчика.

В основе сказа лежат события, которые реально происходили когда-то давно. Поэтому в сказе картины жизни и быта людей сочетаются с фантастическими событиями.

В волшебных сказках место указывается неопределенно, а в сказах точно: «за Северушкой где-то», «на Гумешках то есть», «с Красногорки».

Историю сказывает старый, опытный человек, рассказчик, который очень хорошо знает рудное дело, всю жизнь живет и работает на том же месте, где живут его герои. Он любит и уважает своих товарищей, с вниманием относится к природе, к чувствам и жизни других людей.

Необыкновенные события происходят с обычным человеком в сказе Бажова «Медной горы хозяйка». Необыкновенный язык погружает нас в атмосферу русской старины.

Давайте познакомимся со смыслом некоторых слов и выражений этого сказа.

Оба в горе робили — оба работали в шахте на руднике, добывали малахит.
B там протча, что подойдет — и другие, прочие породы, которые встречались в шахте.
Этот и вовсе изробленный — измученный, заболевший от непосильной работы.
Девка небольшого росту, из себя ладная — невысокая красивая девушка.
Парню забедно стало — парню обидно стало.
Я в горе роблю — я в шахте на руднике работаю.
На глазах таял — худел, бледнел, становился все более болезненным.

Обзарился — позарился.
Перст — палец.
Посмеяться ладил — хотел, намеревался посмеяться, поиздеваться.

С помощью этих слов и выражений писатель передает местные особенности и народный характер речи.

Главным героем сказа «Малахитовая шкатулка» является обычный парень Степан, который жил на Урале, в местности, где были шахты и рудники, недалеко от Гумешек и Красногорского рудника. Степан «робил в горе», т. е. добывал на Гумешках в шахте малахит-руду. Работа в горе плохо сказывалась на его здоровье. Рассказчик говорит, что «в глазах у его зеленью отливать стало». У Степана была невеста, сиротка Настасья. Однажды Степан с товарищем пошел траву на покосе смотреть, да заснули они оба у Красногорского рудника. Степан проснулся, точно его в бок толкнули, и увидел девушку у большого камня. По одежде он понял, что это сама Хозяйка Медной горы. Хозяйка приказала Степану передать заводскому приказчику, чтобы он убирался с Красногорского рудника, и пообещала выйти замуж за него, если он выполнит ее наказ.

Степан не хотел жениться на ящерке, но ему было стыдно оказаться хвастуном, и он передал приказчику слова Хозяйки. Приказчик разгневался, велел выпороть Степана и в забое приковать на цепь. Хозяйка помогла ему выполнить задание и отвела в свои комнаты смотреть приданое. Гора расступалась перед ней, получался ход, будто штольня, а дальше — комнаты с драгоценными камнями. Но Степан не позарился на красоту Хозяйки Медной горы и отказался брать ее в жены. Малахитница обрадовалась, что Степан оказался честным, смелым и нежадным человеком, и обещала ему помочь: вызволить его от приказчика и устроить его жизнь. Но поставила третье условие: чтобы Степан забыл о ней.

Степан вернулся в свой забой. Надзиратель перевел его в другой забой, а наш герой по-прежнему добывал хороший малахит. Приказчик пообещал ему выпустить его на волю, если он найдет малахитовую глыбу во сто пуд, расковал Степана и дал приказ прекратить работы на Красногорке.
Степан нашел глыбу, но приказчик обманул его и не дал воли. Барин пообещал Степану отпустить его на волю, если он найдет огромные малахитовые камни, чтобы из них вырубить столбы. Степан потребовал сначала написать вольную для себя и для невесты Насти, и потом уже начал искать глыбы, а когда нашел, из этих глыб сделали столбы в церковь.

Горный мастер выдержал первые два испытания, но не смог выполнить третье — не смог забыть Малахитницу. Он начал болеть, купил ружье, чтобы ходить будто бы на охоту, и стал ходить к тому месту, где первый раз встретил Хозяйку Медной горы. Однажды осенью ушел и домой не вернулся. Потом его нашли мертвого. Когда люди нашли Степана, над ним плакала большая зеленая ящерка. Подарок Хозяйки, горсть медных изумрудов, Степан не продал, тайно сохранял, «с ними и смерть принял».

Степан был честным, смелым, трудолюбивым, гордым, верным, хорошим мастером, человеком с чистой душой. Может быть, именно поэтому полюбила его Медной горы Хозяйка.

И всё-таки в сказах Бажова звучит предостережение старых умельцев: недоброй и опасной бывает порой волшебная сила недоступных сокровищ. Не должен человек соблазняться ни камнями драгоценными, найденными в заповедных горах, ни кладами, манящими к себе обещанием грядущих богатств и могущества. На самом деле во все времена более силы и богатства ценится трудолюбие, мастерство, талант, отданный людям, сердечная доброта.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: