Введение
Для тех, кто потерпел неудачу в бизнесе и поэтому не может рассчитаться по своим долгам, законом предусмотрена процедура банкротства. Смысл ее в том, чтобы дать возможность должнику восстановить платежеспособность, ну а если это невозможно - справедливо распределить имеющиеся активы между кредиторами. Умелое использование процедуры банкротства позволяет одним получать передышку и с честью выходить из сложного положения, а другим - обворовывать кредиторов и захватывать чужие предприятия.
В отечественном праве главным документом, регулирующим процедуру банкротства, является федеральный закон N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года. С момента появления этого закона в него неоднократно вносились различные изменения и поправки, последние - в декабре 2008 года. Несмотря на это в действующем российском законодательстве о банкротстве до сих пор целые области все еще остаются белыми пятнами. Так, к примеру, установленная федеральным законом возможность банкротства физических лиц на практике пока не может быть реализована, так как для этого необходимо принятие ряда дополнительных документов. Таким образом, стать банкротом у нас пока могут лишь предприятия - юридические лица, а также обладатели статуса частного предпринимателя.
Если не вдаваться в частности, суть процедуры банкротства можно свести к избавлению от непосильных долгов. При этом государство, если оно, конечно, не является одной из сторон конфликта, выступает лишь в качестве арбитра. Главными сторонами в процессе банкротства являются сам банкрот и его кредиторы. А государство обычно представлено судом, выносящим решения по делам о банкротстве. В нашей стране банкротствами занимаются арбитражные суды.
|
Понятие конкурсного производства
Конкурсное производство является конечной стадией в процессе банкротства. В результате проведения конкурсного производства прекращается существование юридического лица.
Эта процедураимеет целью за счет реализации имущества должника распределить полученные средства в определенной законом очередности. Одновременно конкурсное производство охраняет имущественные интересы участников процесса банкротства от неправомерных действий в отношении друг друга. Таким образом, конкурсное производство представляет собой процедуру, которая применяется к должнику, уже признанному банкротом, направленную на соразмерное удовлетворение требований кредиторов.
Основанием открытия конкурсного производства является признание должника банкротом по решению арбитражного суда. Переход к конкурсному производству возможен не только после внешнего управления (ситуация, при которой должник поступательно переходит из одной процедуры в другую и все-таки признается банкротом), но и после наблюдения либо финансового оздоровления.
Срок конкурсного производства составляет 6 месяцев, арбитражный суд вправе продлевать этот срок. Как показывает судебная практика, часто основанием продлениясрока конкурсного производства является принятие мер к поиску и возврату имущества должника, а также длительность процедуры реализации имущества.
Введение процедуры конкурсного производства влечет утверждение арбитражным судом конкурсного управляющего, а также обязательную публикацию сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
|
Полномочия конкурсного управляющего весьма обширны. В целях наиболее эффективного решения задач конкурсного производства закон наделяет конкурсного управляющего рядом прав.
Конкурсный управляющий
конкурсный кредитор несостоятельность должник
Если арбитражный суд принимает решение о признании должника банкротом, то открывается конкурсного производства, которое вводится сроком на год. Срок конкурсного производства может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на шесть месяцев.
В ходе процедуры банкротства учредители организации или другие лица имеют право удовлетворить все требования кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов. В таком случае на основании отчета конкурсного управляющего арбитражный суд выносит определение о прекращении производства по делу о банкротстве.
При принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства арбитражный суд утверждает конкурсного управляющего, который действует до окончания конкурсного производства.
Конкурсный управляющий не позднее чем через десять дней от даты своего утверждения направляет для опубликования сведения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
В этот период конкурсный управляющий осуществляет полномочия руководителя должника, он вправе распоряжаться имуществом, увольнять работников, отказываться от исполнения сделок, требовать признания сделок должника недействительными.
|
В течение месяца от даты введения конкурсного производства управляющий должен предупредить всех работников должника о предстоящем увольнении.
Конкурсный управляющий обязан:
· принять в ведение имущество должника, провести его инвентаризацию;
· привлечь независимого оценщика для оценки имущества должника, за исключением случаев, предусмотренных законом. Ранее независимый оценщик привлекался в случаях, прямо предусмотренных в законе, в настоящее время - во всех случаях за исключением случаев предусмотренных в статье 111, 130 Закона №127-ФЗ;
· уведомить работников должника о предстоящем увольнении не позднее месяца от даты введения конкурсного производства;
· принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника;
· анализировать финансовое состояние должника;
· предъявлять к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании в порядке, установленном законом;
· заявлять в установленном порядке возражения относительно требований кредиторов, предъявленных к должнику;
· вести реестр требований кредиторов;
· принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц;
· исполнять иные установленные законом обязанности.
Конкурсный управляющий вправе:
· распоряжаться имуществом должника в порядке и на условиях, которые установлены Законом №127-ФЗ;
· увольнять работников должника, в том числе руководителя должника, порядке и на условиях, которые установлены Законом №127-ФЗ, ГК РФ, ТК РФ.
Банкротство ведет к ликвидации организации и увольнению работников, поэтому возникает проблема защиты их материальных интересов. Статьи 64 ГК РФ и статья 134 Закона №127-ФЗ устанавливают очередность удовлетворения требований кредиторов.
Расторжение трудового договора на основании пункта 1 статьи 81 ТК РФ производится при прекращении деятельности работодателя вследствие признания его банкротом по решению суда.
В соответствии со статьей 180 ТК РФ работодатель обязан предупредить работника персонально и под расписку не менее чем за два месяца до увольнения. Работодатель, с письменного согласия работника, имеет право расторгнуть с ним трудовой договор без предупреждения об увольнении за два месяца, с одновременной выплатой дополнительной компенсации в размере двухмесячного среднего заработка.
· заявлять отказ от исполнения договоров и иных сделок в порядке, установленном статьей 102 Закона №127.
Конкурсный управляющий не вправе заявлять отказ от исполнения договоров должника при наличии обстоятельств, препятствующих восстановлению платежеспособности должника;
· передать на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению в соответствии с федеральными законами. Порядок и условия передачи документов должника на хранение определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;
· предъявлять иски о признании недействительными сделок, совершенных должником, в том числе по основаниям, предусмотренным статьей 103 Закона №127-ФЗ, об истребовании имущества должника у третьих лиц, о расторжении договоров, заключенных должником, и совершать иные действия, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на возврат имущества должника.
· осуществлять иные права, связанные с исполнением возложенных на него обязанностей, установленных Законом №127-ФЗ.
Социально-экономические предпосылки несостоятельности
Банкротство предприятия - результат совместного действия внешних и внутренних неблагоприятных факторов.
В соответствии с Законом «О банкротстве», целью проведения конкурсного производства является соразмерное удовлетворение требований кредиторов.
Однако экономический смысл конкурсного производства состоит в перераспределении собственности и переходе ее к более «эффективному» собственнику.
Одна из проблем в проведении данной процедуры состоит в юридической правомочности и финансовой оценке требований кредиторов. Результаты юридической экспертизы и финансовой оценки действий дадут основание для возражения против необоснованных требований кредиторов.
Важной составляющей конкурсного производства является передача объектов социального назначения в муниципальную собственность. Существует ряд способов, как ускорить данный процесс. Четкое следование рекомендациям специалистов в области трудового права позволяет проводить все необходимые действия в соответствии с КЗоТом.
Специалисты Компании проводят оценку имущества и организацию торгов, подготавливают и сопровождают оформление прав на недвижимость, ведут переговоры и способствуют поиску покупателя.
В развитых странах с устойчивой политической и экономической системой на финансовое состояние предприятия в большей степени воздействуют внутренние факторы. Умение предприятия приспособиться к изменению технологических, экономических и социальных факторов служит гарантией не только выживания, но и его процветания.
К внешним факторам, оказывающим сильное влияние на деятельность предприятия, можно отнести: демографическое состояние в стране, определяющее размер и структуру потребления и платежеспособный спрос населения; состояние экономики страны, определяющее уровень доходов и накоплений населения, а, следовательно, и его покупательную способность; высокий уровень инфляции в масштабах страны и мира, негативно сказывающийся на развитии национальной экономики и вызывающий общеэкономический спад; политическая стабильность и направленность внутренней политики, реализуемой через рычаги хозяйственного законодательства; уровень науки и техники, который определяет все составляющие процесса производства товара и его конкурентоспособность; уровень культуры населения и национальные традиции, оказывающие влияние на привычки и нормы потребления, предпочтения в выборе товаров; финансовое состояние партнеров по бизнесу, прежде всего дебиторов; международное положение (войны, конфликты, перевороты и др.), серьезно влияющее на финансовое состояние предприятия при наличии зарубежных партнеров.
Значение фактора политической стабильности и направленности национального, хозяйственного законодательства очень велико. Этот фактор формируют следующие качественные показатели: отношение государства к предпринимательской деятельности; принципы государственного регулирования экономики; отношения собственности, ее приватизация или национализация; принципы земельной реформы, поддерживаемые государством; меры, принимаемые к защите потребителя, с одной стороны, и предпринимателя (защита конкуренции, ограничение монополизма, реализация процедур банкротства и др.) с другой. Предприятие может подвергнуться тяжелым испытаниям при неожиданных переменах в сфере государственного регулирования, резких спадах государственного заказа. Разумно поступают те организации, которые пытаются прогнозировать неблагоприятные изменения в государственной политике.
Наиболее эффективным средством защиты интересов предприятий служит формирование сильного лобби предпринимателей в правительстве, политических институтах, что делает экономическую политику государства более стабильной и предсказуемой. Внутренние факторы, оказывающие существенное влияние на финансовое развитие предприятия, являются результатом его деятельности. В зависимости от особенностей формирования денежных потоков предприятия эти факторы подразделяются на три подгруппы: связанные с операционной деятельностью; связанные с инвестиционной деятельностью; связанные с финансовой деятельностью. Эти группы включают десятки конкретных факторов, действующих в каждой организации индивидуально.
Неудачи в бизнесе чаще всего объясняются неопытностью менеджеров, злоупотреблениями, что ведет в целом к неэффективному управлению организацией, к принятию ошибочных решений, невозможности приспособиться к рыночным условиям. Выявить причины неблагоприятного развития предприятия можно, организуя систему внутреннего контроля и аудита. Регулярное проведение финансовоэкономического анализа деятельности предприятия обеспечивает руководство необходимой информацией для принятия адекватных управленческих решений. Одним из факторов возможной неудачи предприятия считается неэффективная структура текущих затрат. Например, высокая доля постоянных издержек может повлечь за собой повышение цены, что в свою очередь повлияет на конкурентоспособность продукции предприятия на рынке аналогичных товаров и услуг, на объемы реализации продукции.
Снижению издержек производства продукции способствуют: сокращение излишних и устаревших производственных мощностей; обновление технологических процессов в соответствии с достижениями научно-технического прогресса; снижение потерь от брака, нерационального использования рабочего времени; продажа и ликвидация убыточных производств; сокращение управленческих расходов; диверсификация производства и т. п. Эти мероприятия зачастую влекут за собой повышение конкурентоспособности продукции предприятия.
Нередко вследствие неправильного финансового планирования, прогнозирования сроков поступления доходов и осуществления платежей предприятие оказывается неплатежеспособным. Негативное финансовое развитие предприятия может проявляться по-разному и в разной степени. В рамках этой работы проведем анализ факторов, которые могут привести предприятие к критическому финансовому состоянию и его неплатежеспособности. К числу наиболее вероятных факторов, обусловливающих неплатежеспособность предприятия, можно отнести следующие: производство продукции, пользующейся ограниченным спросом вследствие ее морального износа или перепроизводства; производство продукции низкого качества; задержку в сбыте продукции, объясняемую ее высокими ценами; низкий уровень использования производственных мощностей; значительную дебиторскую задолженность за отгруженные товары, не оплаченные в срок.
Основной причиной продолжения производства продукции, пользующейся ограниченным спросом, может быть отсутствие у предприятия достаточных средств на техническое перевооружение или реконструкцию. В случае, если предприятие оценивается государством как перспективный товаропроизводитель и государство заинтересовано в его сохранении, то целесообразно оказать предприятию государственную финансовую поддержку.
Анализ причин производства продукции низкого качества следует начинать с оценки уровня применяемой технологии и установленного оборудования, на котором производится продукция. Если низкое качество производимой продукции связано с применением устаревшего оборудования, то в роли меры, обеспечивающей повышение качества продукции, следует рекомендовать техническое перевооружение неплатежеспособного предприятия и его реконструкцию. В противном случае рекомендуются меры, обеспечивающие повышение качества производимой продукции, которые устанавливаются на основе результатов анализа и оценки соблюдения производственной и технологической дисциплины, организацию контроля качества выпускаемой продукции, уровня квалификации рабочих ведущих профессий, качества сырья, материалов, комплектующих изделий и т. п. С учетом этих результатов формируется состав организационно-технических мероприятий, обеспечивающих повышение качества производимой продукции. В него включаются мероприятия по экономическому стимулированию производств.
Конкурсная масса
Имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу.
Из имущества должника, которое составляет конкурсную массу, исключаются имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на имеющейся лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, а также иное предусмотренное Федеральным законодательством имущество.
В составе имущества должника отдельно учитывается и подлежит обязательной оценке имущество, являющееся предметом залога.
В целях правильного ведения учета имущества должника, которое составляет конкурсную массу, конкурсный управляющий вправе привлекать бухгалтеров, аудиторов и иных специалистов.
В конкурсную массу организации не включаются:
· жилищный фонд социального использования;
· детские дошкольные учреждения;
· объекты коммунальной инфраструктуры, жизненно необходимые для региона.
Процесс реализации нематериальных активов и преобразования их в денежную форму для целей конкурсного производства связан с некоторыми ограничениями. Если организация имеет лицензии на осуществление, каких-либо видов деятельности, то они теряют свою юридическую силу и считаются аннулированными с момента ликвидации организации - должника. В связи с прекращением деятельности организации ввиду банкротства такие расходы должны быть аннулированы и списаны на убытки организации.
Следовательно, при формировании конкурсной массы организации - банкрота список нематериальных активов, входящий в имущественный комплекс работающей организации, должен быть значительно сокращен из-за списания части нематериальных активов на убытки организации.
Из состава долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений подлежат исключению:
Активы организации-должника, которые не смогут принести доход при распродаже имущества организации;
НДС по приобретенным ценностям.
В составе дебиторской задолженности необходимо выявить безнадежную задолженность, которая в дальнейшем должна быть исключена из актива промежуточного ликвидационного баланса.
При формировании промежуточного ликвидационного баланса организации-должника следует провести инвентаризацию имущества. Затем необходимо сделать переоценку имущества должника в соответствии с рыночными ценами. Следует также оценить дебиторскую задолженность с точки зрения ее рыночной стоимости и возможности ее реализации.
В течение месяца от даты окончания проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий обязан представить собранию кредиторов на утверждение предложения о порядке, о сроках и об условиях продажи имущества должника. Условия продажи имущества должника должны предусматривать получение денежных средств за проданное имущество не позднее чем через месяц от даты заключения договора купли - продажи или семь дней с момента возникновения права собственности у покупателя.
Если в течение двух месяцев от даты представления конкурсным управляющим собранию кредиторов предложений о порядке, о сроках и об условиях продажи имущества должника порядок, сроки и условия продажи имущества должника не утверждены собранием кредиторов, собрание кредиторов или конкурсный управляющий вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о разрешении возникших разногласий.