Афанасий Никитин: Смотрите обезьяна.
Гид: И она тоже священное животное Индии. Но сними надо быть начеку. Они великие попрошайки, а иногда они не ждут пока им что –то подадут, а нахально отбирают. Могут отобрать еду, кошелек, телефон, или какую- нибудь красивую вещь. Надо их опасаться, потому что они являются переносчиками многих заболеваний, в том числе и бешенства. Вообще, в отличие от европейцев, индийцы предпочитают сосуществовать с животным миром, в том числе и с самыми опасными или неприятными его представителями, и даже надоедливого москита скорее прогонят, чем убьют, а раздавить червяка или иное насекомое просто потому, что оно «противное», считается дурным, греховным поступком.
-Маруся, покажи обезьяну в Индии.
«Шахматы»
(А. Н. и гид следуют дальше и на пути им встречаются индийские шахматисты. Купца заинтересовала эта игра, он остановился и начал наблюдать за игроками).
Афанасий Никитин: Во что вы играете уважаемые, что за интересные фигуры вы водите по доске, раскрашенной в такой рисунок?
Игрок 1: Мы играем в шахматы. Шахматы появились в нашей стране в начале нашей эры под названием чатуранга. Это была военная игра, в которую играли вчетвером, по два партнера с каждой стороны. Фигуры располагались в углах 64- клеточной доски.
Гид: Маруся, покажи древние шахматы!
Игрок 2: Ходы королем, ладьями (колесницами), конями, пешками были такие же, как сейчас, ферзей еще не придумали, а слоны ходили иначе – на третье поле по диагонали, перепрыгивая (как конь) через другие фигуры. Выигрыш достигался уничтожением всех сил противника. Но главное отличие чатуранги от современных шахмат состояло в том, что движение фигур определялось бросанием игральных костей.
Афанасий Никитин: Шахматы – интересная игра! Хочу научиться играть в эту игру.
Гид: Обязательно научитесь. А теперь пойдемте дальше. Вы уже, наверное, проголодались, пошлите, отведаем наших заморских блюд, которые вы, пожалуй, не разу не пробовали. И мне кажется, многие придутся вам по вкусу.
«Кулинария индийцев».
(заходят в индийское «кафе» Афанасий Никитин с гидом садятся на ковер и ждут обслугу)
Официант: Здравствуйте, добро пожаловать. Что будем заказывать? У нас есть основной продукт питания индийцев – РИС. Есть также изумительные лепешки – НААН, маринованные с травами пикантные цыплята – ТАНДУРИ ЧИКЕН, мясо на шампурах – КЕБАБ, рыба – ТАНДУРИ МАЧЧХИ, нежные овощные гарниры без соуса, хлеб – РОТИ, рис и суп из дробленой чечевицы с овощами – ДАЛ, очень вкусны лепешки из муки грубого помола – ЧАПАТИ и ПАРАТХА, АЛУ ПАРАТХА или ЧОБХИ ПАРАТХА с начинкой из картофеля или цветной капусты пикантны и вкусны, как обжаренные во фритюре кусочки овощей или сыра - ПАКОРА, и пончики – САМОСА. Тончайшие хрустящие лепешки из рисовой муки – ПАПАДАМ, блинчики из рисовой, или чечевичной муки – МАСАЛА ДОСА.
Из десертов рисовый пудинг – КХИР, твороженные шарики с размером с грецкий орех в сахарном сиропе – РАССГУЛА, или в сливках – РАСМАЛАЙ и хрустящие сахарные крендели, наполненные сиропом – ДЖАЛЕБИ. Из напитков: индийский черный чай с молоком и с сахаром, или с чай пряностями – МАСАЛА ЧАЙ, сок лиметты – НАМБУ ПАНИ, пахта (обезжиренные сливки) – ЛАССИ, тминно-тамариндовая вода – ДЖИРА ПАНИ.
А.Н.: Так много всего официант перечислил, я и не запомнил всего. Гид, что вы мне посоветуете
Гид: Нам две порции риса, 2 чашки чая с сахаром, 2 лепешки ЧАПАТИ.
Официант: Хорошо, сейчас все принесем.
Афанасий Никитин: А что такое МАСАЛА?
Официант: Индийская кухня отличается огромным выбором ароматических приправ и разнообразием способов приготовления мясных, рыбных и овощных блюд. Каждый район, каждая община и даже каждая семья придерживается собственных рецептов, основу которых составляет масала – специальная смесь пряностей. Использование специй (до 25 видов) превращает каждое блюдо в деликатес. Индийские блюда, как правило, острые. Остроту придают красный и зеленый перец (Чили), но их жгучий вкус можно приглушить рисом и йогуртом. Заказывая блюдо можно прибавить «Not so spisy» (не слишком остро), и ваше пожелание будет хотя бы частично выполнено.
«Язык танца».
(после этих слов выходит официант выносит блюдо и напитки, уходит)
(далее выходят девушки в национальной одежде Индии и танцуют)
Афанасий Никитин: Такие интересные движения выполняют девушки в танце, так красиво двигаются.
Гид: Да, и это классический танец Индии, и он не предполагает ни какой импровизации: каждое движение рук и пальцев, каждое положение тела имеет определенный смысл. – Маруся, покажи индийский танец!
Девушка 1: Прежде танцы исполнялись только в честь богов танцовщицами храмов. Теперь классическим танцам обучают в школах и за пределами храмов.
Девушка 2: Длящиеся годами тренировки и йога помогают в совершенстве овладеть своим телом. 108 позиций тела и 64 движения рук призваны выражать определенные эмоции, причем мимика играет столь же важную роль.
Гид: Девушки покажите, пожалуйста, некоторые движения вашего танца и дайте им объяснение.
(далее девушки демонстрируют некоторые движения и поясняют их главным героям и всем зрителям).
Девушка 1: Страх перед коброй, или я еду верхом.
Девушка 2: Слоновый хобот, или «Мои волосы вот такой длины».
Девушка 3: «Я не сдаюсь», или цветок в жертву богу.
Девушка 1: «Здорово», «превосходно».
Девушка 2: «Забавно», «удивительно».
Девушка 3: «Я жду».
Девушка 1: «Я ухожу», или просто «Там».
«Легенда о Тадж-Махале»
(наши герои следуют дальше, и на их пути предстаёт прекрасный Тадж-Махал).
(на стенах мавзолея надпись, которую читает А.Н. «И коли есть блаженство рая на земле, то здесь оно, а более нигде».)
Гид: Тадж-Махал прекрасен в любое время суток. Это и сон, и явь, величие и невесомость одновременно. Это скорбный реквием и возвышенный гимн великой любви. Мавзолей Тадж – Махал стал признанным символом любви, воспетым поэтами всех стран и народов. –Маруся, покажи Тадж – Махал!
Поэт:
…Слезам, оплакивающим любовь,
ты пожелал придать вечную жизнь…
ты… поймал время в сеть красоты,
и бесформенную смерть увенчал
бессмертием формы.
Тайну, которую ты в ночной тиши
Поведал на ушко любимой,
Хранит теперь камень
В вечном молчании своем.
…мрамор все еще шепчет звездам: «Я помню».
Сценка.
Принц Кхуррам: С тех пор как я увидел тебя о, прекрасная Арджуманд Бано Бегум, я искренне полюбил тебя. Я выполнил свой долг перед своим отцом, ведь по статусу наследника престола я вынужден был жениться на персидской принцессе, но наша вера разрешает нам многожёнство, и теперь мы можем пожениться и быть счастливыми. Ты, Арджуманд, будешь хоть и второй, но самой любимой моей женой. Ты согласна стать моей женой?
Арджуманд: Да, я согласна. Ведь я тоже тебя люблю, мой великий принц Кхуррам.
Поэт: Принц Кхуррам и прекрасная Арджуманд поженились, но не скоро влюбленных разлучили на долгие пять лет, т. к. астрологи ждали благоприятного расположения звезд. Арджуманд была очень красивой девушкой. Её называли «бриллиант в короне», «белолицая персиянка», а свекор еще до свадьбы прозвал невесту сына Мумтаз – махал, что в переводе означает «украшение дворца». Хрупкая на вид Арджуманд на деле оказалась очень выносливой и терпеливой. Она сопровождала мужа во всех его походах и была хорошей женой, другом, помощником. Шах - Джахан даже назначил Арджуманд хранительнице государственной печати. 14 детей родила Арджуманд своему любимому Шах –Джахану. Родив 14 –го силы оставили её и предчувствуя свою смерть она попросила своего мужа.
Арджуманд: Построй для меня красивый мавзолей из белого мрамора на берегу реки Джамны в городе Агра и не ищи больше себе жену.
Принц Кхуррам: Хорошо, я выполню твою просьбу, моя любимая.
Восемнадцать лет счастья подарила ты мне Арджуманд, столько же, а может, и больше времени я посвящу строительству мавзолея. Я приглашу самых лучших зодчих с разных стран мира для его поднятия. А на другом берегу реки Джамны я поставлю мавзолей из черного мрамора, в знак моей скорби по любимой. И вознесется черный дворец, осенние воды Джамны будут касаться нижних ступеней белого и черного мавзолеев, кружевная арка черно – белого моста соединит их навечно.
Поэт: 18 лет строился белый мавзолей Тадж-Махал. И был построен. А черному мавзолею не суждено было появиться, т. к. началась борьба между сыновьями Шах-Джахана за престол, которая привела к его 9-ти летнему заточению, а затем к гибели. 9 лет Шах – Джахан смотрел из окон темницы, в которой он сидел, на свое творение. И затем был похоронен вместе с любимой в Тадж-Махале, теперь они неразлучны.
Я видел Тадж. Из глубины веков
Он встал, в наряды белые одетый,
Как призрачный дворец волшебных снов,
Построенный из солнечного света.
Царь и царица здесь лежат в гробах
Вдали от шума, горя и страданий,
И тишина, что стережет их прах,
Нам шепчет о бессмертии их деяний.
Как много лет прошло, о Тадж-Махал,
С тех пор, как ты воздвигся над землею,
А, кажется: ты лишь сегодня встал
Из темных тайн бессмертною мечтою…
Безмолвным богом ты стоишь века,
Спокойно принимая поклоненье,
И тысячи людей издалека
Идут к тебе, как на богослужение.
И даже по ночам перед тобой
Они восторженно стоят часами,
Когда ты спишь, умытый, как росой,
Луны лазурной легкими лучами.
Гид: Тадж-Махал стал символом нашей страны, так сказать визитной карточкой. В моей стране много памятников архитектуры, много мавзолеев и храмов и наш народ восхищается ими. Посещает их сам и приглашает посетить всех желающих, из разных стран мира, в том числе и из России приезжают туристы полюбоваться нашими народными творениями. Не правда ли красиво?
А.Н.: Я бы даже сказал не просто красиво, а восхитительно, это прекрасно, жизни не хватит всем налюбоваться вдоволь.