Феодальный Китай накануне Великой крестьянской войны и начало восстания




ВВЕДЕНИЕ

Историческая победа, одержанная великим китайским народом и приведшая к образованию Китайской Народной Республики, является итогом длительной и упорной борьбы, которую вел этот народ на протяжении многих сотен лет против различных чужеземных поработителей и феодальных эксплуататоров. Великая крестьянская война середины XIX в. в Китае, известная под названием «Восстание тайпинов», является одной из знаменательных страниц в истории этой борьбы.

Актуальность данной темы заключается в том, что с каждым днем азиатские страны, в частности Китай, вызывает все больший интерес у невосточного общества. Но мало проявлять интерес к проблеме. Чтобы правильно понимать народ, их традиции и нравы, знать, почему они совершают те или иные действия тем или иным способом, нужно обратиться к вехам истории и подробно изучить каждый ее аспект, поэтому появляется все больше новых трудов, связанных не только с Китаем, но и с Востоком в целом. Таким образом, в своей работе я постараюсь объяснить причины восстания тайпинов.

Целью работы является ознакомление с частью истории Китая в период феодализма и разработка информационного пособия.

Задачами работы являются следующие пункты:

1. Рассмотрение политики феодального Китая накануне восстания;

2. Проследить за образованием Тайпинского государства;

3. Ознакомиться с первыми неудачами тайпинов;

4. Объяснение теоритической и практической значимости проекта;

5. Рассмотрение исторического значения Великой крестьянской войны;

6. Разработка информационного пособия.

Объектом проекта является феодальный Китай.

Предметом – тайпинское движение.

Структура работы:

1. Введение;

2. Основная часть:

1) Глава 1. Тайпинское восстание:

a) Феодальный Китай накануне Великой крестьянской войны и начало восстания;

b) Походы тайпинской армии. Образование Тайпинского государства и развал Маньчжурской империи;

c) Падение тайпинов;

2) Глава 2. Разработка информационного пособия по теме: «Тайпинское восстание»:

a) Теоретическая и практическая необходимость разработки проекта информационного пособия;

b) Историческое значение Великой крестьянской войны;

c) Разработка информационного пособия.

3. Заключение;

4. Библиографический список;

 

 


 

Глава 1. ТАЙПИНСКОЕ ВОССТАНИЕ

Феодальный Китай накануне Великой крестьянской войны и начало восстания

 

В середине XIX в., когда в европейских странах уже установился капиталистический строй, Китай еще оставался отсталой феодальной страной. Верховным феодалом Китая был император («Сын Неба»), в чьих руках находилась вся полнота власти и законодательной, и административной, и судебной. Он был и верховным первосвященником, и его власть ограничивалась только законами Неба. Центральная власть в Китае была захвачена в XVII в. племенем маньчжуров, и с этого момента на китайском троне восседал чужеземец.

Императора окружало многочисленное дворянство, так называемые «принцы крови» - родственники царствующего императора. В зависимости от близости родства они делились на 12 степеней, в соответствии с которыми принцу определялись от императора размеры содержания, придворного штата, натурального довольствия в виде шелков на одежды, съестных припасов и т.д. Также принцы имели и внешние признаки отличия: пурпуровый шарик на головном уборе, павлинье перо, нагрудники с драконами. Дворцы принцев тоже отличались друг от друга высотой фундамента, резьбой и раскраской ворот, цветом крыши, количеством когтей у дракона, изображенного на воротах. Принцы занимали важнейшие государственные посты в столице, будучи председателями палат, приказов, управлений, составляя императорский совет и великий секретариат, а также военное руководство армии. Они зачастую назначались наместниками в провинции. К маньчжурской знати принадлежали и так называемые железношлемные князья – потомки активно участвовавших в завоевании Китая сподвижников первых маньчжурских императоров.

Кроме потомственного дворянства, созданного маньчжурами, в Китае издавна существовала система награждения дворянскими титулами и званиями, становившимися наследственными. Эту систему сохранили и маньчжуры, введя еще почетные звания, обладатели которых причислялись к господствующему сословию.

До завоевания Китая маньчжурами, в стране господствовали китайские феодалы, которые при господстве чужеземцев заняли подчиненное место, а вся власть перешла маньчжурам. Но те сохранили многие старые привилегии китайского дворянства, тем самым подкупив и примирив со своей властью значительную его часть. Китайское дворянство формировалось своеобразным путем: чтобы стать дворянином, нужно было сдать экзамен и получить ученую степень. Экзамены были трудными и требовали длительной подготовки, которую могли себе позволить лишь богатые люди, хотя, формально, этот мог сдать любой желающий – от крестьянина до купца.

Из среды шеньши (ученых) маньчжуры вербовали и управителей городов, судей, казначеев, представлявших собой служивое дворянство.европейцы прозвали их «мандаринами» от слова «мандар» (управлять, повелевать). Мандарины, как и потомственные дворяне, подразделялись на ранги, которых было девять. Мандарины, как и маньчжурские князья, накопляли несметные богатства путем взяточничества, расхищения казны и ограбления народных масс. Крупные мандарины, управлявшие провинциями, являлись полновластными хозяевами своих вотчин. Они чинили суд и расправу, издавали указы и имели свое войско. Их обязанности перед императорами ограничивали лишь присылом в столицу установленной нормы налога.

В области – следующей административной единице – сидел областной начальник, также имевший свой аппарат власти, пусть и не такой большой, как у управляющего провинции. Ниже стояли окружные правители, и, наконец, на нижней ступени этой феодальной лестницы находится уездный правитель.

В уездах господствовала следующая система правления: 10 домов составляли десятки и имели выборного десятника; 10 десятков – сотню, имели своего сотника; 10 сотен составляли волость, имевшую старшину. Это была низшая власть, выбиравшаяся населением из представителей наиболее богатых и влиятельных семей.

Должность чиновника, даже высшего, можно было купить. В Китае издавна господствовала система продажи государственных должностей и звания мандарина. Маньчжурские принцы, князья, мандарины, шеньши составляли господствующий класс.

Дворяне были освобождены от налогов и повинностей, имели право распоряжаться жизнью и смертью «подчиненного». Закон оберегал жизнь дворянина от покушений со стороны ниже его стоящего, но не было законов, где говорилось бы о защите простолюдина от дворянина: дворяне, уличенные в каком-либо преступлении не подвергались издевательствам, которые испытывали на себе рабочие массы. Они не должны были становиться на колени перед судьей, были освобождены от телесных наказаний. Они наказывались в меньшей степени, пользуясь привилегиями, даже будучи осужденными а смертную казнь.

Среди помещиков были не только дворяне, наделенные землей в связи военной службы или получившие землю от императора, – землю имели также богатые купцы и ростовщики, скупившие или получившие землю за долги.

По закону в Китае не было крепостных крестьян, поэтому они даже могли стать мандаринами. Но обработка земли, согласно китайским законам, являлась государственностью крестьянина:

«Нерадивый крестьянин, - гласил указ императора, - оставивший необработанной землю, наказывается ударами бамбука, причем число ударов определяется количеством му необработанной земли».

Исходя из этого, крестьянин привязывался к земле не только на законодательном уровне, но и обычаями и религией и вынужден был жить на ней всю свою жизнь без возможности покинуть участок.

Техника сельского хозяйства была очень примитивной: земля обрабатывалась допотопными орудиями, скота было мало, поэтому крестьяне сами впрягались в плуги. В некоторых областях искусственное орошение было решающим условием для земледелия, поэтому государство должно было поддерживать и строить дамбы, плотины и каналы.

Господство феодалов охраняла армия. Гарнизоны маньчжурской армии восьми знамен располагались в Пекине, в Маньчжурии и Монголии, на западных границах и в провинциальных столицах. Военные жестоко подавляли малейшие попытки к восстанию, всякое выступление против маньчжурского правительства и феодалов.

После войны с Англией в 1839-1842 гг. начался рост английской торговли с Китам. Ввоз иностранных товаров пагубно отразился на старинном китайском ремесле, мануфактурах и домашней промышленности. Росли налоги аренда земли из-за выкачки из страны серебра в обмен на опиум.нищие крестьяне бросали деревни и поля и пополняли шайки «туфэев» (бандитов), которые грабили деревни побогаче. Народная ненависть к угнетателям все чаще выливалась в бунты и восстания.

Сразу после войны по стране прокатились первые волны революционных вспышек, начиная с юга. А в Гуанси появилась христианская секта, проповедником которой стал Хун Сю-цюань. В 1847 г. он выступил с проповедью, которая призывала бороться против «дьявола» в облике маньчжурского правителя. С этого началась вереница непрекращающихся восстаний.

в 1850 г. императорским указом было объявлено арестовать Хун Сю-цюаня, как инициатора революции. Однако, это было сделать нелегко: войско императора, прибывшее исполнить волю своего господина, натолкнулось на отряд, который возглавил Ян Сю-цин. Цинское войско потерпело поражение в этом сражении, а Ян Сю-цин с тех пор стал главным вождем повстанцев.

Это столкновение стало началом революционной борьбы сектантов против правительства. Отныне секта стала носить мятежный характер, и ее дальнейшее существование было возможно лишь при вооруженной защите ею своих прав. Вскоре сектанты выдвинули политический лозунг своего движения: «Долой маньчжурскую династию!»

В знак протеста сектанты срезали косы и перестали брить макушку на маньчжурский манер. Хун Сю-цюань стал религиозным главой движения, новым посланцем неба и братом Христа. Ян Сю-цин стал политическим и военным вождем движения. Именно он придал секте боевой и революционный характер.

После того, как Хун и Ян начали вооруженную борьбу против правительственных войск, к ним присоединились некоторые бандитские шайки и пираты. Принимая их, сектанты поставили им строгое условие – завязать с бандитизмом. Однако, не все смогли подчиниться строгим требованиям и порядкам.

В 1850 г. повстанцы, объединенные вокруг Хуна и Яна, фактически стали хозяевами провинции Гуанси и нанесли ряд поражений генералу СянЖуну. Конец 1850 и начало 1851 г. принесли повстанцам ряд новых побед с правительственными войсками. В августе 1851 г. повстанцы взяли город Юнъань, тем самым объявив маньчжурскую власть низвергнутой. Свою же власть они назвали «небесным государством» (тяньго).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: