В 1850-1859 гг., когда повстанческая армия в Гуанси одерживала первые победы над маньчжурскими войсками и собирали поход на Хунань, в других провинциях Китая также бушевали крестьянские восстания. Повсюду оживилась деятельность Тайных Обществ. Борьба шла против помещиков и феодалов и за снижение налогов. Уже первые победы тайпинов над цинскими войсками послужили мощными толчками к повсеместным вспышкам.
В июне 1852 г. в руках тайпинов уже был город Даочжоу, затем - Цзянхуа – на юге от Даочжоу[1]. После этого тайпины двинулись вглубь Хунани. Один за другим они заняли уездные города Цзяхэ, Гуйян и Чжэнь. 11 сентября тайпины продолжили продвижение на север. Один за другим в их руки перешли города: Юнсин, Аньжэнь, Чалин, Юсянь и Лилин. 18 сентября они подошли к стенам Чанша – столице провинции Хунань. На всей территории, по которой проходили тайпины, крестьянство единодушно приходило им на помощь, вливаясь в армию. С выходом тайпинов на Янцзы открылась новая страница в истории Крестьянского восстания. В течение трех месяцев тайпины сумели захватить все крупные города на реке, став хозяевами всего бассейна великой реки. Предстояла борьба за столицу провинции Хубэй – Учан. Несмотря на то, что маньчжуры бросили значительные силы на защиту города, 12 января 1853 г. Учан был взят повстанцами. С этого момента заканчивается первый период тайпинского похода. Тайпины находились в самом центре Китая, и теперь стоял вопрос о том, куда идти дальше.
Подчеркивая национальный характер, Хун Сю-цюань предложил идти к древней столице Минской империи – Нанкину. И в марте 1853 г. тайпины вступили в провинцию Цзянсу, 8 марта они подошли к стенам Нанкина, а 19 марта – взяли город. Нанкин снова стал китайской столицей. Тайпины переименовали город в Тяньцзин – «небесная столица».
|
Взяв Нанкин, тайпины сделали его своей основной базой. Теперь тайпины лишь высылали часть войск в отдельные уголки своих владений, основные силы оставляя в своей столице. Однако, маньчжуры еще не перестали бороться. Задержка тайпинов в Нанкине дала маньчжурам возможность реабилитироваться и вернуть часть потерянных ранее городов. После того, как тайпины прочно закрепились в Нанкине, Ян Сю-цин весной 1853 г. вынужден был послать экспедицию, чтобы вновь отвоевать города, перешедшие маньчжурам. Другая экспедиция была послана на завоевание провинции Цзянси, к озеру Поян. Однако, столица – Наньчан – осталась в руках маньчжуров.
Крупной стратегической ошибкой тайпинов был сам поход на Нанкин, а не на Пекин. Если бы из Ханьяна тайпины пошли на север, они сразу же нанесли бы удар в самое сердце маньчжурской реакции, и это имело бы решающее значение для дальнейшей судьбы Тайпин Тяньго. По-видимому тайпины, хотя и поздно, сами осознали эту ошибку. 12 мая 1853 г. тайпины выслали на Пекин экспедицию в составе нескольких корпусов – около 20 тысяч человек. 15 мая тайпины взяли Люхэ и двинулись в сторону города Фынъян, что в 900 км от Пекина. К концу октября тайпины были от Пекина на расстоянии 160 км, предстояли решающие бои. Маньчжурская империя находилась накануне гибели.
Одновременно с тайпинами действовали ряд тайных обществ. Братство «Триада» действовало в южных провинциях, и было широко разветвленной и могущественной организацией. Основную массу составляли ремесленники, кули, городская беднота и купечество, выступавшее против маньчжуров. Особенно оживленно «Триада» действовала в Амое. Маньчжурам удалось подвить это восстание. Однако, на место «Триады» пришло движение «Малых ножей». Они действовали в Шанхае под предводительством кантонцаЛю Ли-чуаня.
|
Захватив власть в Шанхае, организация послала делегацию в Нанкин, известить тайпинов о желании присоединиться. Но те решили не распылять силы, ибо союз означал направление войск в Шанхай, и отказали «красноголовым». Между тем, против шанхайского движения открыто выступали иностранцы.
Таким образом, конец 1853 г. застал весь Китай в огне восстания.только Пекин еще оставался оплотом Маньчжурской династии, но уже и здесь маньчжуры не чувствовали себя плотно. Паника в Пекине началась еще в самом начале тайпинского восстания. Маньчжуры не могли не понимать, что восстания, начавшееся повсеместно, могут привести к свержению династии. Тем более, что и среди высокопоставленных людей находились предатели, сочувствующие тайпинам. Естественно, это ослабляло маньчжуров непосредственно изнутри, и многие решили бежать из столицы.
Падение тайпинов
К середине 1850-х годов лагерь тайпинов оказался ослаблен изнутри противоречиями между «старыми братьями», или «старой армией» (то есть выходцами из провинций Гуанси и Гуандун), и «новыми братьями» — уроженцами центральных провинций[2]. «Старые братья», в свою очередь, раздирались враждой между гуансийцами и гуандунцами. До 1856 года первые во главе сЯнСюцином притесняли вторых, а главой гуандунцев фактически был ХунСюцюань. Внутри самих гуансийцев враждовали между собой две группировки — Ян Сюцина и ВэйЧанхуэя. Определяющей здесь была межземляческая рознь, но большое значение имели и личные качества вождей. Самовластие, деспотизм и высокомерие Ян Сюцина восстановили против него остальных князей и их родню. «Восточный князь» задумал сосредоточить в своих руках помимо реальной ещё и номинальную власть. В июле 1856 года он пошёл на публичное унижение «Небесного князя», заставив его, как и всех остальных, воздавать себе здравицу как государю. Боясь потерять власть, ХунСюцюань вызвал в Нанкин ВэйЧанхуэя с его войском.
|
В ночь на 2 сентября 1856 года солдаты «Северного князя» осуществили военный переворот. В ходе этой кровавой резни были убиты Ян Сюцин, весь его двор и родня. ВэйЧанхуэй и Цин Жиган за недолгое пребывание у власти убили до 30 тысяч человек — сторонников «Восточного князя», а также всю семью Ши Дакая, восстановив против себя большинство тайпинов. Видя новую угрозу своему трону, ХунСюцюань велел казнить ВэйЧанхуэя и Цин Жигана, что и было осуществлено после двухдневных стычек в Нанкине. В конце ноября в столицу прибыл Ши Дакай. ПоставленныйХунСюцюанем во главе государства и армии, Ши Дакай на время стабилизировал положение в столице и на фронтах, остановив наступление армии ЦзэнГофаня в долине Янцзы. Однако боявшийся потерять власть ХунСюцюань вскоре фактически отстранил Ши Дакая от руководства. Власть перешла к гуандунской группировке во главе с семейством Хун (братьям ХунСюцюаня и его фаворитам). Это привело к расколу с группировкой Ши Дакая и его армией. В июне 1857 года, опасаясь за свою жизнь, Ши Дакай бежал из Нанкина. Со своим более чем стотысячным войском он ушёл сначала в провинцию Аньхой, а затем в Цзянси. С этого времени войско Ши Дакая действовало самостоятельно и навсегда порвало связи с государством ХунСюцюаня.
До конца февраля 1858 года армия Ши Дакая сражалась в Цзянси, а затем двинулась в Чжэцзян и овладела там рядом городов. Виюля после трёхмесячной неудачной осады Цюйчжоу Ши Дакай повёл свои войска в Фуцзянь. Он решил пробиться в богатую, тогда ещё не разорённую Сычуань, и создать там своё государство. Ши Дакай разделил свою огромную, уже 200-тысячную армию на две колонны. Первую он возглавил сам, а вторую повёл его родственник Ши Чжэньцзи. С октября 1858 года обе колонны двинулись с боями через юг Цзянси и северные районы провинции Гуандун на запад, оттягивая на себя крупные силы правительственных войск. В южной части провинции Хунань колонны соединились, но в мае 1859 года в районе Баоцина начались упорные бои.не имея возможности пробиться в Сычуань, обе колонны отступили на юг — в Гуанси. Здесь тайпинская армия вновь разделилась: колонна Ши Чжэньцзи ушла на юг провинции, а колонна Ши Дакая — в её западные области, где в городе Цинъюань она создала базу, просуществовавшую до июня 1860 года.
Две колонны армии Ши Дакая не смогли наладить взаимодействия между собой. Колонна Ши Чжэньцзи в апреле 1860 года потерпела поражение в районе Байсе на западе Гуанси и была разгромлена в горах при попытке пробиться на соединение с силами Ши Дакая. Недостаток продовольствия и натиск цинских сил вынудил Ши Дакая двинуться на юг, но тут произошёл новый раскол. Летом 1860 года около 50 тысяч бойцов откололись от его армии и несколькими колоннами стали пробиваться в Аньхой — на территорию Тайпин Тяньго. Некоторым из них удалось в 1861 году объединиться с главными силами тайпинов, отдельные отряды переметнулись на сторону врага, но большинство колонн было истреблено по пути на север. Всё это облегчило правительственным силам разгром государства «красноголовых» в юго-восточной части Гуанси; остатки войск «красноголовых» присоединились к Ши Дакаю.
Ши Дакай двинулся через Гуанси на север. Обрастая всё новыми отрядами местных повстанцев, его армия через западную Хунань в феврале 1862 года вышла к Янцзы, имея в своих рядах уже 200 тысяч бойцов. Однако цинское командование в Сычуани лишило тайпинов всякой возможности форсировать реку. Почти год Ши Дакай маневрировал к югу от неё, тем не менее в мае 1863 года главные силы тайпинов переправились через Янцзы на сычуань-юньнаньской границе. Они двинулись через территорию народа и. Цинскимвластях удалось подкупить иских вождей и направить сюда большую армию. В начале июня 1863 года, измученные трудностями похода и недостатком продовольствия, войска Ши Дахая вышли к реке Даду. Здесь на переправе они попали в окружение цинских сил и отрядов народности и. Голод и безвыходность положения заставили тайпинов сложить оружие, после чего все они были перебиты, а Ши Дакай казнён.
«Тайпинизированное протестантство» ХунСюцюаня целиком восприняло европейский монотеизм и довело его до религиозного фанатизма и средневековой нетерпимости к последователям конфуцианства, буддизма и даосизма[3]. В городах и даже деревнях тайпины разрушали буддийские, даосские и конфуцианские, а также общие для этих религий храмы, пагоды и монастыри. Тем самым повстанцы жестоко оскорбляли религиозные чувства традиционалистской массы населения, оттолкнув от себя практически всех шэньши. Поскольку шэньши имели большое влияние на крестьянство, их враждебность по отношению к тайпинам сыграла роковую роль в гибели тайпинского движения. Не столько маньчжуры, сколько сами тайпины, насаждая христианство, осуществляли посягательство на верования и обычаи китайцев. «Варварское учение» и религиозная нетерпимость тайпинов оттолкнули от них инаковерующих, то есть их потенциальных союзников, в первую очередь членов тайных обществ, религиозных сект и повстанцев — сторонников реставрации династии Мин. Эти же причины резко увеличили массу их активных врагов, укрепив тем самым лагерь реакции, что и спасло династию Цин от падения. Тайпины дали в руки своим врагам мощное идеологическое оружие, позволив силам реакции возглавить традиционалистское движение под лозунгом спасения китайских духовных ценностей и защиты истинно китайских религий от поругания со стороны вероотступников. Масла в огонь подлило активное насаждение католицизма и протестантства европейскими миссионерами после окончания Второй Опиумной войны. Китайское население повело борьбу как против «тайпинизированного», так и против миссионерского христианства.
С ухудшением общего положения Тайпин Тяньго остро встал вопрос о ликвидации блокады Нанкина со стороны Южнобережного лагеря и его 100-тысячной армии. Для отвлечения её части на восток и разъединения цинских сил Ли Сючэн весной 1860 года совершил стремительный бросок в Чжэцзян и 19 марта овладел Ханчжоу. Когда противник двинул часть своих войск в Чжэцзян, Ли Сючэн скоординировал действия других полководцев — ЧэньЮйчэна и Ян Фуцина (брата Ян Сюцина). Тайпины перешли в наступление против Южнобережного лагеря и окружили его силы. В начале мая в ожесточённом пятидневном сражении Ли Сючэн разгромил цинскую армии, отбросив её часть под Даньян. Последняя была вскоре наголову разбита здесь войсками Ли Сючэна, его двоюродного брата Ли Шисяня и Ян Фуцина; одними убитыми противник потерял здесь свыше 10 тысяч человек. Затем тайпины разгромили цинские силы, вернувшиеся из-под Ханчжоу. Завершение этой блестящей операции не только сняло блокаду с Нанкина, но и открыло дорогу в Цзянсу и Чжэцзян.
В конце мая 1860 года тайпины во главе с Ли Сючэном начали Восточный поход. Они захватили Чанчжоу, Уси и в 2 июня без боя вступили в Сучжоу. Население приветствовало их как освободителей от грабежей и насилий правительственных войск. На сторону победителей перешли от 50 до 60 тысяч цинских солдат. Города сдавались без сопротивления, и к июлю тайпины заняли всю южную Цзянсу. В августе тайпины во главе с Ли Сючэном подошли к Шанхаю. Считая европейцев «братьями во Христе», тайпины искренне надеялись, что «западные братья по истинной вере» помогут им в борьбе с «маньчжурскими нехристями». Однако европейцам все было выгоднее бороться не вместе с тайпинами, а против них, объединившись с Цинами.